Нгапухи

редактировать
Маори иви (племя) в Аотеароа, Новая Зеландия

Нгапухи
Иви (племя) в Маоридом
Полуостров Северный Окленд.png Полуостров Нортленд
Nga puhi.png
Рохэ (регион)Нортленд
Вака (каноэ)Мамари, Нгатокиматаваоруа, Махуху, Руакарамеа, Тайнуи
Население122214
Веб-сайтhttp://www.ngapuhi.iwi.nz/

Нгапухи (или Нга Пухи ) - это маори иви, связанный с Нортленд регион Новой Зеландии и сосредоточенный в Хокианга, Залив Островов и Вангареи.

Нгапухи имеет самую большую аффилированность среди всех иви: 125 601 человек идентифицированы как Нгапухи в переписи 2013 года, и сформирован из 150 хапу / подтриб, с 55 марае.

Несмотря на такое разнообразие, люди Нгапухи сохраняют свою общую историю и самосознание. Те Рунанга ā Иви о Нгапухи, основанный в Кайкохе, управляет иви. Рунанга действует от имени иви в консультации с правительством Новой Зеландии. Он также обеспечивает справедливое распределение выгод от мирового соглашения 1992 года с правительством и предпринимает инициативы в области управления ресурсами и образования.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Основы
    • 1.2 Проведение первой христианской миссии
    • 1.3 Мушкетные войны
    • 1.4 Объединенные племена Новой Зеландии и Декларация независимости
    • 1.5 Северный Война / Флагстафф Война
    • 1,6 ХХ и 21 век
  • 2 Трибунал Вайтанги - Те Папарахи о те Раки (Вай 1040)
  • 3 Хапу и мараэ
    • 3,1 Восточное побережье
    • 3,2 Пакотаи
    • 3,3 Кайкохэ
    • 3,4 Внутренняя гавань Хокианга
    • 3,5 Западное побережье
    • 3,6 Западный залив островов
    • 3,7 Восточный залив островов
    • 3,8 Нгати Хайн
  • 4 Медиа
    • 4,1 Таутоко FM
  • 5 Известные народы нгапухи
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История

Основания

Родоначальником Нгапухи является Рахири, сын Таурамоко и Те Хауангианги. Таурамоко был потомком Купе из каноэ Нгатокиматаваоруа и Нукутавхити. Те Хауангианги была дочерью Пухи, который управлял каноэ Матаатуа к северу от Залива Изобилия. Рахири родился в Вириа па, около Опонони в Хокианга. Ранние племена, возглавляемые потомками Рахири, жили в районах Хокианга, Кайкохэ и Пуэруа.

Через смешанные браки с другими иви и экспансионистскими переселенцами земель потомки Рахири образовали племена на полуострове Нортленд. Эти действия также способствовали укреплению связей с соседним иви. Ауха и Вакаария, например, возглавили экспансию на восток от Кайкохе и Поуэруа в область Залива островов, захватив и часто вступая в брак с Нгаи Тахуху, Нгати Манайя, Те Вахинеити и Нгати Миру. Эти восточные племена первыми использовали имя нгапухи. Когда восточная и западная группы слились воедино, это название стало обозначать все племена, поселившиеся в Хокианге и заливе островов. В конце 1700-х - начале 1800-х годов племена нгапухи продвинулись дальше на восток через южный залив Островов к открытому берегу, поглощая такие племена, как Нгати Ману, Те Капотаи, Те Ури о Рата, Нгаре Румати и Нгативаи.

Проведение первой христианской миссии

Руатара был главой нгапухи с 1812 года до своей смерти в 1815 году. В 1814 году он пригласил преподобного Самуэля Марсдена основать первую в истории христианскую миссию в Новая Зеландия на земле нгапухи. Присутствие этих влиятельных Пакеха обеспечило Руатара доступ к европейским растениям, технологиям и знаниям, которые он распространял среди других маори, тем самым увеличивая его ману. После смерти Руатары его дядя Хонги Хика стал защитником миссии.

Томас Кендалл, Джон Кинг и Уильям Холл, миссионеры Церковного миссионерского общества, основали первую миссионерскую станцию ​​в заливе Оихи (небольшая бухта на северо-востоке Rangihoua Bay ) в Заливе Островов в 1814 году и в последующие десятилетия в этом районе были созданы фермы и школы. В 1823 году преподобный Генри Уильямс и его жена Марианна основали миссионерскую станцию ​​в Пайхии на земле, принадлежащей Ане Хаму, жене Те Коки. В 1826 году брат Генри Уильям и его жена Джейн присоединились к миссии CMS в Пайхии. Марианна и Джейн Уильямс основали школы для нгапухи. Уильям Уильямс руководил миссионерами CMS по переводу Библии и другой христианской литературы; первые главы Библии маори были напечатаны в Пайхии Уильямом Коленсо в 1827 году. Миссионерам не удавалось обратить ни одного маори в веру до 1830 года, когда Равири Тайвханга (1818–1874), вождь нгапухи, крестился. Сами Руатара и Хонги Хика приветствовали присутствие миссионеров, но не обратились. Хоне Хеке посещал миссионерскую школу CMS в Керикери, а Хеке и его жена Оно крестились в 1835 году.

Musket Wars

К началу 19 века Залив Островов стал важным морским портом Новой Зеландии. Благодаря расширению торговли с европейцами, инициированной Руатарой, Нгапухи получил больший доступ к европейскому оружию, включая мушкеты. Вооруженный европейским огнестрельным оружием, Нгапухи под предводительством Хонги Хика начал серию экспансионистских кампаний с громкими резнями по всему Нортленду, а также в Вайкато и Бухте Изобилия

<24.>Объединенные племена Новой Зеландии и Декларация независимости

28 октября 1835 года различные вожди Нортленда, в основном из племени нгапухи, встретились в Вайтанги с британским жителем Джеймсом Басби и подписал Декларацию независимости Новой Зеландии, провозгласив Объединенные племена Новой Зеландии. В 1836 году Корона получила и признала независимость Соединенных Племен при короле Вильгельме IV. К 1839 году Декларацию подписали 52 вождя со всего Нортленда и центральной части Северного острова, в том числе большинство вождей нгапухи и Пётатау Те Вероверо, арики из Тайнуи племена Вайкато (иви).

Северная война / Война с флагштоком

В 1840 году вожди нгапухи подписали Договор Вайтанги. Однако с 1845 по 1846 годы Нгапухи боролся против британской короны из-за споров по договорам, а также посягательства и вмешательства со стороны Европы. Силы маори возглавляли Те Руки Кавити и Хоне Хеке, которые спровоцировали войну, когда срубили флагшток в Корорарека, чтобы начать то, что иногда называют Флагшток Война. Британцы сражались не в одиночку, у них были союзники-нгапухи; Тамати Вака Нене заверил правительство в хорошем поведении нгапухи, и он чувствовал, что Хоне Хеке предал свое доверие в развязывании Войны Флагстаффа.

исход войны с флагштоком является предметом некоторых дискуссий. Хотя война была широко расценена как победа Британии, ясно, что исход был несколько более сложным и даже спорным. Флагшток, который оказался столь спорным, не был восстановлен колониальным правительством. Хотя Залив Островов и Хокианга все еще номинально находился под британским влиянием, тот факт, что государственный флаг не был повторно установлен, имел очень большое символическое значение. Такое значение не было потеряно для Генри Уильямса, который в письме Э. Г. Марш 28 мая 1846 г., заявив, что «флагшток в заливе все еще повержен, и местные жители правят здесь. Это унизительные факты для гордого англичанина, многие из которых думали, что могут управлять простым имя. "

Флагшток, который сейчас стоит на Корорареке, был установлен в январе 1858 г. по указанию сына Кавити Майхи Параоне Кавити ; Символика возведения пятого флагштока в Корорареке воинами-нгапухи, которые вели Войну с флагштоком, а не постановлением правительства, указывает на то, что колониальное правительство не хотело рисковать дальнейшей конфронтацией с нгапухи.

В символическом акте 400 воинов-нгапухи, участвовавших в подготовке и установке флагштока, были выбраны из «мятежных» сил Кавити и Хеке, то есть Нгапухи из хапу Тамати Вака Нене (который сражался как союзник британских войск во время Флагстаффской войны) наблюдал, но не участвовал в установке пятого флагштока. Реставрация флагштока, представленная Майхи Параоне Кавити, была добровольным актом со стороны нгапухи, срубивших его 11 марта 1845 года, и они не позволили никому другому оказать какую-либо помощь в этой работе.

Наследие восстания Кавити во время Флагстаффской войны заключалось в том, что во времена губернатора Грея и губернатора Томаса Гора Брауна колониальные администраторы были вынуждены взять учет мнений нгапухи перед тем, как действовать в Хокианге и заливе островов. Продолжающийся символизм пятого флагштока в Корорареке заключается в том, что он существует благодаря доброй воле нгапухи.

Трибунал Вайтанги в Докладе Те Ророа 1992 г. (Вай 38) заявляет, что «[а] после войны на севере политика правительства заключалась в создании буферной зоны европейского поселения между Нгапухи и Окленд. Это соответствовало желанию Нгати Ватуа иметь больше поселенцев и поселений, большее изобилие торговых товаров и защиту от Нгапухи, их традиционного врага ».

Несмотря на достижения Те Руки Кавити и Хоне Хеке в оттеснении колониального государственного контроля над Нгапухи, в годы после Войны Флагстафф более 2000 км земель Нгапухи были отчуждены от контроля маори. Значительная передача земель произошла в 1857/1858 г., когда Майхи Параоне Кавити, сын Те Руки Кавити, организовал установку пятого флагштока в Корорареке. Флагшток был задуман как сигнал губернатору Томасу Гору Брауну, что Майхи не пошел по пути своего отца. Таваи Кавити описал обстоятельства предложения земли как «[a] sa whariki» (или циновку) для флага, на котором он будет опираться, Майхи предложил губернатору все земли между Карету и Моэревой к северу от Вайомио и на юг до Руапекапека Па. Это предложение было принято, но оплачено вдвое дешевле.

20-й и 21-й века

На фоне культурного и экономического спада в двадцатом веке происходила постоянная миграция маори нгапухи из Northland в другие регионы Северного острова, в основном в Окленд, Вайкато и залив Пленти. Частично это привело к тому, что Нгапухи разделился на крупные географические и городские подразделения.

«Киа ту тика аи те вхаре тапу о Нгапухи» . Пусть священный дом Нгапухи всегда будет стоять твердо

— Нгапухи девиз

Трибунал Вайтанги - Те Папарахи о те Раки (Вай 1040)

В 2010 г. Трибунал Вайтанги начал слушания по иску Нгапухи о том, что суверенитет не был нарушен при подписании ими Договор Вайтанги. Трибунал в расследовании Те Папарахи о те Раки (Вай 1040) рассматривает понимание маори и короны Хе Вакапутанга о те Рангатиратанга / Декларации независимости 1835 г. и Те Тирити о Вайтанги / Договор Вайтанги 1840 г.

Многие из использованных аргументов были изложены в книге Пола Муна 2002 года «Те Ара Ки Те Тирити: Путь к Договору Вайтанги», в которой утверждалось, что не только подписавшие маори стороны нет намерения передавать суверенитет, но в то время британское правительство и Джеймс Басби не желали его приобретать, и что события и обоснования, приведшие к нынешнему состоянию, были более поздними событиями. Распространенное толкование Нгапухи Декларации объединенных племен состоит в том, что британское правительство просто признало независимость маори и ставило мир под контроль, просто вновь заявляя о суверенитете, существовавшем «с незапамятных времен».

Те Стадия слушаний по запросу Папарахи о Те Раки 1 была предназначена для того, чтобы прийти к заключениям относительно значения и последствий договора для Короны и маори Те Раки в 1840 году. Слушания начались в мае 2010 года и 14 ноября 2014 года, когда был подготовлен отчет по стадии 1 Те Раки передача произошла в Те Тии Мараэ, Вайтанги.

Ключевым выводом отчета по этапу 1 было то, что подписавшие договор не уступили суверенитет в феврале 1840 года. «То есть они не уступили полномочия по принятию и соблюдению закона над своим народом или своей территорией ". Однако рангатира согласился «разделить власть и власть с Великобританией».

Последствия выводов, содержащихся в отчете по этапу 1, рассматриваются в ходе расследования этапа 2 Те Раки, при этом слушания Трибунала рассматривают вопросы включая непосредственные последствия Договора Вайтанги, Северной войны (1844–46) и преимущественной покупки короны (право короны приобретать земли маори, о чем говорится в договор).

Хапу и мараэ

Восточное побережье

Нгапухи хапу (субплемена) восточного побережья включают:

  • Нга Ури о Пухатахи из Омаури мараэ
  • Нгати Хао из Пехиавери и Вакапара марае
  • Нгати Хау из Акерамы, Нгараратунуа, Пехиавери и Вакапара мараэ
  • Нгати Хине из Нгарартуна Карае
  • Нгаратунуа мараеo Торонгаре, из Нгараратунуа Мараэ
  • Те Паравау из Нгараратунуа, Пехиавери и Тоэтоэ Мараэ
  • Те Патухаракеке из Такахиваи Мараэ
  • Те Урэторорой из Пехиавери и То>
  • Ури о Те Тангата из Те Котахитанга Мараэ о Отангареи и Теренга Параоа Марае

Пакотаи

Нгапухи хапу (субплемена) в районе Пакотаи включают:

  • Нгати Хорахиа, Парахаки, Паракао, Те Оруору и Те Тараи о Рахири марае
  • Нгати Моэ из Паракао, Те Оруору и Те Тараи о Рахири марае
  • Нгати Те Рино, из Маунгаронго, Парахаки, Те Оруору и Те Тараи о Рахири марае
  • Нгати Токи из Парахаки, Парака о, Те Оруору мараэ и Те Тараи о Рахири марае
  • Нгати Вакахоту, Парахаки мараэ
  • Нгати Вакаминенга, Мараэ Те Киоре
  • Те Кумуту, Парахаки и Те Ору marae
  • Те Паравау из Корокота, Маунгаронго, Паракао и Тангитерриа марае
  • Те Урирои из Маунгаронго и Тангитерриа марае

Кайкохе

Нгапухи-хапу) области к югу от Кайкохе включают:

  • Нгаи Таваке, Пукерата марае
  • Нгай Таваке ки те Ваоку, Кайнгахоа, Нгаи Таваке и Парипари Мараэ
  • Нгаиту те Аурута, марае
  • Нгати Хине, Те Хурухи марае
  • Нгати Хинемуту, Парихака и Окорихи Мараэ
  • Нгати Кура, Кохейита и Те Котахитанга мараэ
  • Нгати Махия из Те Хурухи и Уруранги марае
  • Нгати Моэрева из Те Хунгаити, Те Маата и Те Ринги марае
  • Нгати Ранги из Кайнгахоа, Те Хунгаити и Те Маата мараэ
  • Нгати Таутахи, Парихака, Те Котахитанга и Окорихи Марае
  • Нгати Уэонеоне, о f korihi marae
  • Нгати Whakaeke, Te Kotahitanga marae
  • Takoto Kē, из Kohewhata и Te Kotahitanga marae
  • Те Ури о Хуа, из Kohewhata и Te Kotahitanga marae

Варануи Мараэ Окорихи сгорели в 2003 году.

Внутренняя гавань Хокианга

Нгапухи хапу (субплемена) внутренней гавани Хокианга включают:

  • Кохатутака из Мангамуки и Те Арохануи Мангатайпа марае
  • Нгай Таваке ки те Моана, из Моконуиаранги Пики те Ароха Рахири, Пукетава и Тауратумару марае
  • Нгай Таваке ки те Туавхенуа
  • из Пики те Ароха Нгати Хао из Парематы, Пики те Ароха Рахири, Пукетава и Тауратумару марае
  • Нгати Торо из Матайтауа, Моконуиаранги, Паремата, Пики те Ароха Рахири, Пукетава
  • Рангатаи марае32 из Вайхоу и Ваймириранги мараэ
  • Те Хонихони из Пукетавы и Тауратумару марае
  • Те Нгахенгахе Моконуиаранги из Моконуиаранги и Рангатахи из Мараэ
  • Тауратумару из Рунэ Попото атумару мараэ
  • Те Ури Махое из Мангамуки и Те Арохануи мараэ

Западное побережье

Нгапухи хапу (подплемена) западного побережья включают:

  • Нгати Хау, из Те Пити марае
  • Нгати Кайрева из Матаи Арануи, Мриа и Па те Ароха Марае
  • Нгати Керевети из Матаи Арануи, Мриа и Па те Ароха марае
  • Нгати Корок из Kōkōhuia, Pākanae, Te Whakamaharatanga Waimamaku и Waiwhatawhata Aotea marae
  • Ngāti Pākau, из Махури и Tāheke marae
  • Нгати Ngāti Nauwawe, из Tāheke kaia89, из Tāhekeia89, из Tāhekāia89 Амапере, Матаи Арануи, Мриа, Па те Ароха, Те Пити Аманаиа, Те Вакамахаратанга Ваймамака марае
  • Нгати Торо из Матайтауа, Моконуиаранги, Мотукиоре, Паремата, Рангаратэ марае <Тэхаратэ и Тэратау Тэма 132>Нгати Туапангом, из Матахуру Папакаинга, Мириа и Па те Ароха Марае
  • Нгати Варара из Крикшуиа Амапере, Пакана, и Вайватавхата Аотеа Марае
  • Те Пауи Матаиатуи, из Пауи Хикутаи те Ароха Мараэ
  • Махурехуре, из Махури, Моэхау, Арохамауора, Ататара, Тахеке и Тухиранги марае
  • Те Нгахенгахе Моконуиаранги, из Моконуиаранги, Мотукиоре и Рангатахи из Мараэ Пхакавахатре
  • <132 марае
  • Те Ванау Веро, из Матаи Арануи, Мириа и Пате Ароха марае
  • Нгати Вай

Западный залив островов

Нгапухи хапу (субплемена) западных и северных островов Залива островов включают:

  • Нгай Таваке, Таувхара марае
  • Нгати Хинейра Паравенуа, Паравенуа, Равитироа (Те Ахуаху) и Таувхара Мараэ
  • Нгати Кава, Оромахое мараэ, нижняя мараэ Те Тии Вайтанги, верхняя мараэ Вайтанги
  • Нгати Кириахи из Нгавы Э Коро Киа Тутуки мараэ
  • Нгати Корохуэ Паравенуа из мараэ Паравенуа
  • Нгати мараэ Матаури (Те Тапуи)
  • Нгати Мау, Нгавха и Варенгаэре мараэ
  • Нгати Миру, мараэ Матаури (Те Тапуи)
  • Нгати Моко, Национальный верхний Вайтанги марае
  • Нгати Рахир i, Те Тии Вайтанги и Оромахо
  • Нгати Ранги, Нгава Э Коро Киа Тутуки марае
  • Нгати Рехия, Хирухарама Хоу, Корокота, Мата, Маунгаронго, Такараэ и Тауиоу 89>
  • Нгати Руамаху из Пиапиа, Вайнуи, Махинепуа, Вангаихе и Нгати Руамаху Марае
  • Нгати Таутахи Таку из Те Вету Марама Мараэ
  • Нгати Тавакэ из маэ Таууэнва ки
  • Нгати Торехина, из Варенгаэре мараэ
  • Нгати Тупанго Таку, из Те Вету Марама мараэ
  • Нгати Вхакеке, из Матуа и Таку-мараэ
  • <132,>Корорарека, Равитироа (Те Ахуаху) и Вайкаре (Те Туруки) марае
  • Те Махурехуре, Те Раукура мараэ
  • Те Попото, из Рангатахи и Равитироа (Те Ахуаху) марае
  • 132>Те Ури о Хавато, из Мараэ Нгава и Кайко
  • Те Ури Танива, из Марае Нгави, Паравенуа и Равитироа (Те Ахуаху)
  • Те Ванауверо из Мараэ Паравенуа
  • Ванаутара, Таувхара мараэ

Восточный залив островов

Нгапухи h апу (субплемена) восточного и южного залива островов включают:

  • Нгати Кута, Те Равити марае
  • Нгати Ману, Карету Пакару-ки те Ранги марае
  • Нгати Паре, Те Туруки мараэ
  • Патукеха, Каингахоа Равити и Те Равити Омакиви мараэ
  • Те Капотаи, Корорарека, Вайхаахаа и Вайкаре Те Туруки мараэ
  • Те Раувера Раувера марае
  • Те Ури Карака Карету из Нгати Ману Мараэ
  • Те Ури Онгаонга из Ваймангаро

Нгати Хайн

Хапу (субплемена) Нгати Хине Такива (район) включает:

  • Нгати Хайн из Хороманги, Кайкоу, Кавити, Матавайя, Маунгаронго, Мирия, Мохинуи, Мутатау, Этирия, Паракао, Тау Хенаре, Те Рито, Тере Аватеа, Нгати Каху о Торонгаре Kōpaki, Ngāti Ngāherehere, Ngāti Te Ara, Ngāti Te Tāwera, Te Kau i Mua и Te Orewai marae
  • Ngāti Kahu o Torongare, из марае Mohinui
  • Ngāti Kōpaki, из Нгати Нгахерехере из Матавайя Мараэ
  • Нгати Те Ара из Штирия Мараэ
  • Нгати Те Тавера из Мōтатау мараэ
  • Те Кау и Муа из Матавайя мараэ
  • Те Ореваи из Тау Хенаре мараэ

Медиа

Таутоко FM

Tautoko FM осуществляет вещание для жителей Нгапухи-нуи-тону и начало свою работу 28 ноября 1988 года. Оно вещает на 99,5 FM в Мангамука. 18 мая 2015 года здание Tautoko FM сгорело дотла, отключив электричество небольшую общину Мангамука.

Известные люди нгапухи

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 08:01:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте