Нгапухи | |
---|---|
Иви (племя) в Маоридом | |
Полуостров Нортленд | |
Рохэ (регион) | Нортленд |
Вака (каноэ) | Мамари, Нгатокиматаваоруа, Махуху, Руакарамеа, Тайнуи |
Население | 122214 |
Веб-сайт | http://www.ngapuhi.iwi.nz/ |
Нгапухи (или Нга Пухи ) - это маори иви, связанный с Нортленд регион Новой Зеландии и сосредоточенный в Хокианга, Залив Островов и Вангареи.
Нгапухи имеет самую большую аффилированность среди всех иви: 125 601 человек идентифицированы как Нгапухи в переписи 2013 года, и сформирован из 150 хапу / подтриб, с 55 марае.
Несмотря на такое разнообразие, люди Нгапухи сохраняют свою общую историю и самосознание. Те Рунанга ā Иви о Нгапухи, основанный в Кайкохе, управляет иви. Рунанга действует от имени иви в консультации с правительством Новой Зеландии. Он также обеспечивает справедливое распределение выгод от мирового соглашения 1992 года с правительством и предпринимает инициативы в области управления ресурсами и образования.
Родоначальником Нгапухи является Рахири, сын Таурамоко и Те Хауангианги. Таурамоко был потомком Купе из каноэ Нгатокиматаваоруа и Нукутавхити. Те Хауангианги была дочерью Пухи, который управлял каноэ Матаатуа к северу от Залива Изобилия. Рахири родился в Вириа па, около Опонони в Хокианга. Ранние племена, возглавляемые потомками Рахири, жили в районах Хокианга, Кайкохэ и Пуэруа.
Через смешанные браки с другими иви и экспансионистскими переселенцами земель потомки Рахири образовали племена на полуострове Нортленд. Эти действия также способствовали укреплению связей с соседним иви. Ауха и Вакаария, например, возглавили экспансию на восток от Кайкохе и Поуэруа в область Залива островов, захватив и часто вступая в брак с Нгаи Тахуху, Нгати Манайя, Те Вахинеити и Нгати Миру. Эти восточные племена первыми использовали имя нгапухи. Когда восточная и западная группы слились воедино, это название стало обозначать все племена, поселившиеся в Хокианге и заливе островов. В конце 1700-х - начале 1800-х годов племена нгапухи продвинулись дальше на восток через южный залив Островов к открытому берегу, поглощая такие племена, как Нгати Ману, Те Капотаи, Те Ури о Рата, Нгаре Румати и Нгативаи.
Руатара был главой нгапухи с 1812 года до своей смерти в 1815 году. В 1814 году он пригласил преподобного Самуэля Марсдена основать первую в истории христианскую миссию в Новая Зеландия на земле нгапухи. Присутствие этих влиятельных Пакеха обеспечило Руатара доступ к европейским растениям, технологиям и знаниям, которые он распространял среди других маори, тем самым увеличивая его ману. После смерти Руатары его дядя Хонги Хика стал защитником миссии.
Томас Кендалл, Джон Кинг и Уильям Холл, миссионеры Церковного миссионерского общества, основали первую миссионерскую станцию в заливе Оихи (небольшая бухта на северо-востоке Rangihoua Bay ) в Заливе Островов в 1814 году и в последующие десятилетия в этом районе были созданы фермы и школы. В 1823 году преподобный Генри Уильямс и его жена Марианна основали миссионерскую станцию в Пайхии на земле, принадлежащей Ане Хаму, жене Те Коки. В 1826 году брат Генри Уильям и его жена Джейн присоединились к миссии CMS в Пайхии. Марианна и Джейн Уильямс основали школы для нгапухи. Уильям Уильямс руководил миссионерами CMS по переводу Библии и другой христианской литературы; первые главы Библии маори были напечатаны в Пайхии Уильямом Коленсо в 1827 году. Миссионерам не удавалось обратить ни одного маори в веру до 1830 года, когда Равири Тайвханга (1818–1874), вождь нгапухи, крестился. Сами Руатара и Хонги Хика приветствовали присутствие миссионеров, но не обратились. Хоне Хеке посещал миссионерскую школу CMS в Керикери, а Хеке и его жена Оно крестились в 1835 году.
К началу 19 века Залив Островов стал важным морским портом Новой Зеландии. Благодаря расширению торговли с европейцами, инициированной Руатарой, Нгапухи получил больший доступ к европейскому оружию, включая мушкеты. Вооруженный европейским огнестрельным оружием, Нгапухи под предводительством Хонги Хика начал серию экспансионистских кампаний с громкими резнями по всему Нортленду, а также в Вайкато и Бухте Изобилия
<24.>Объединенные племена Новой Зеландии и Декларация независимости28 октября 1835 года различные вожди Нортленда, в основном из племени нгапухи, встретились в Вайтанги с британским жителем Джеймсом Басби и подписал Декларацию независимости Новой Зеландии, провозгласив Объединенные племена Новой Зеландии. В 1836 году Корона получила и признала независимость Соединенных Племен при короле Вильгельме IV. К 1839 году Декларацию подписали 52 вождя со всего Нортленда и центральной части Северного острова, в том числе большинство вождей нгапухи и Пётатау Те Вероверо, арики из Тайнуи племена Вайкато (иви).
В 1840 году вожди нгапухи подписали Договор Вайтанги. Однако с 1845 по 1846 годы Нгапухи боролся против британской короны из-за споров по договорам, а также посягательства и вмешательства со стороны Европы. Силы маори возглавляли Те Руки Кавити и Хоне Хеке, которые спровоцировали войну, когда срубили флагшток в Корорарека, чтобы начать то, что иногда называют Флагшток Война. Британцы сражались не в одиночку, у них были союзники-нгапухи; Тамати Вака Нене заверил правительство в хорошем поведении нгапухи, и он чувствовал, что Хоне Хеке предал свое доверие в развязывании Войны Флагстаффа.
исход войны с флагштоком является предметом некоторых дискуссий. Хотя война была широко расценена как победа Британии, ясно, что исход был несколько более сложным и даже спорным. Флагшток, который оказался столь спорным, не был восстановлен колониальным правительством. Хотя Залив Островов и Хокианга все еще номинально находился под британским влиянием, тот факт, что государственный флаг не был повторно установлен, имел очень большое символическое значение. Такое значение не было потеряно для Генри Уильямса, который в письме Э. Г. Марш 28 мая 1846 г., заявив, что «флагшток в заливе все еще повержен, и местные жители правят здесь. Это унизительные факты для гордого англичанина, многие из которых думали, что могут управлять простым имя. "
Флагшток, который сейчас стоит на Корорареке, был установлен в январе 1858 г. по указанию сына Кавити Майхи Параоне Кавити ; Символика возведения пятого флагштока в Корорареке воинами-нгапухи, которые вели Войну с флагштоком, а не постановлением правительства, указывает на то, что колониальное правительство не хотело рисковать дальнейшей конфронтацией с нгапухи.
В символическом акте 400 воинов-нгапухи, участвовавших в подготовке и установке флагштока, были выбраны из «мятежных» сил Кавити и Хеке, то есть Нгапухи из хапу Тамати Вака Нене (который сражался как союзник британских войск во время Флагстаффской войны) наблюдал, но не участвовал в установке пятого флагштока. Реставрация флагштока, представленная Майхи Параоне Кавити, была добровольным актом со стороны нгапухи, срубивших его 11 марта 1845 года, и они не позволили никому другому оказать какую-либо помощь в этой работе.
Наследие восстания Кавити во время Флагстаффской войны заключалось в том, что во времена губернатора Грея и губернатора Томаса Гора Брауна колониальные администраторы были вынуждены взять учет мнений нгапухи перед тем, как действовать в Хокианге и заливе островов. Продолжающийся символизм пятого флагштока в Корорареке заключается в том, что он существует благодаря доброй воле нгапухи.
Трибунал Вайтанги в Докладе Те Ророа 1992 г. (Вай 38) заявляет, что «[а] после войны на севере политика правительства заключалась в создании буферной зоны европейского поселения между Нгапухи и Окленд. Это соответствовало желанию Нгати Ватуа иметь больше поселенцев и поселений, большее изобилие торговых товаров и защиту от Нгапухи, их традиционного врага ».
Несмотря на достижения Те Руки Кавити и Хоне Хеке в оттеснении колониального государственного контроля над Нгапухи, в годы после Войны Флагстафф более 2000 км земель Нгапухи были отчуждены от контроля маори. Значительная передача земель произошла в 1857/1858 г., когда Майхи Параоне Кавити, сын Те Руки Кавити, организовал установку пятого флагштока в Корорареке. Флагшток был задуман как сигнал губернатору Томасу Гору Брауну, что Майхи не пошел по пути своего отца. Таваи Кавити описал обстоятельства предложения земли как «[a] sa whariki» (или циновку) для флага, на котором он будет опираться, Майхи предложил губернатору все земли между Карету и Моэревой к северу от Вайомио и на юг до Руапекапека Па. Это предложение было принято, но оплачено вдвое дешевле.
На фоне культурного и экономического спада в двадцатом веке происходила постоянная миграция маори нгапухи из Northland в другие регионы Северного острова, в основном в Окленд, Вайкато и залив Пленти. Частично это привело к тому, что Нгапухи разделился на крупные географические и городские подразделения.
«Киа ту тика аи те вхаре тапу о Нгапухи» . Пусть священный дом Нгапухи всегда будет стоять твердо
— Нгапухи девизВ 2010 г. Трибунал Вайтанги начал слушания по иску Нгапухи о том, что суверенитет не был нарушен при подписании ими Договор Вайтанги. Трибунал в расследовании Те Папарахи о те Раки (Вай 1040) рассматривает понимание маори и короны Хе Вакапутанга о те Рангатиратанга / Декларации независимости 1835 г. и Те Тирити о Вайтанги / Договор Вайтанги 1840 г.
Многие из использованных аргументов были изложены в книге Пола Муна 2002 года «Те Ара Ки Те Тирити: Путь к Договору Вайтанги», в которой утверждалось, что не только подписавшие маори стороны нет намерения передавать суверенитет, но в то время британское правительство и Джеймс Басби не желали его приобретать, и что события и обоснования, приведшие к нынешнему состоянию, были более поздними событиями. Распространенное толкование Нгапухи Декларации объединенных племен состоит в том, что британское правительство просто признало независимость маори и ставило мир под контроль, просто вновь заявляя о суверенитете, существовавшем «с незапамятных времен».
Те Стадия слушаний по запросу Папарахи о Те Раки 1 была предназначена для того, чтобы прийти к заключениям относительно значения и последствий договора для Короны и маори Те Раки в 1840 году. Слушания начались в мае 2010 года и 14 ноября 2014 года, когда был подготовлен отчет по стадии 1 Те Раки передача произошла в Те Тии Мараэ, Вайтанги.
Ключевым выводом отчета по этапу 1 было то, что подписавшие договор не уступили суверенитет в феврале 1840 года. «То есть они не уступили полномочия по принятию и соблюдению закона над своим народом или своей территорией ". Однако рангатира согласился «разделить власть и власть с Великобританией».
Последствия выводов, содержащихся в отчете по этапу 1, рассматриваются в ходе расследования этапа 2 Те Раки, при этом слушания Трибунала рассматривают вопросы включая непосредственные последствия Договора Вайтанги, Северной войны (1844–46) и преимущественной покупки короны (право короны приобретать земли маори, о чем говорится в договор).
Нгапухи хапу (субплемена) восточного побережья включают:
Нгапухи хапу (субплемена) в районе Пакотаи включают:
Нгапухи-хапу) области к югу от Кайкохе включают:
Варануи Мараэ Окорихи сгорели в 2003 году.
Нгапухи хапу (субплемена) внутренней гавани Хокианга включают:
Нгапухи хапу (подплемена) западного побережья включают:
Нгапухи хапу (субплемена) западных и северных островов Залива островов включают:
Нгапухи h апу (субплемена) восточного и южного залива островов включают:
Хапу (субплемена) Нгати Хине Такива (район) включает:
Tautoko FM осуществляет вещание для жителей Нгапухи-нуи-тону и начало свою работу 28 ноября 1988 года. Оно вещает на 99,5 FM в Мангамука. 18 мая 2015 года здание Tautoko FM сгорело дотла, отключив электричество небольшую общину Мангамука.