Нгабе

редактировать
Этническая группа современной Панамы и Коста-Рики
Нгабе
Joven Ngäbe durante una presentación.jpg Молодая женщина-нгабе во время презентации
Общая численность населения
200 000–250 000
Регионы со значительной численностью населения
Панама, Коста-Рика
Языки
язык нгабере

нгабере являются коренное население на территориях современной Панамы и Коста-Рики в Центральной Америке. Нгабе в основном живут в комарке Нгабе-Бугле в западных панамских провинциях Верагуас, Чирики и Бокас-дель-Торо.. У них также есть пять территорий коренных народов на юго-западе Коста-Рики, охватывающих 23 600 гектаров: Кото-Брус, Аброхос Монтесума, Конте-Бурика, Альтос-де-Сан-Антонио и Гуайми-де-Оса. В начале 21 века на языке нгабере.

говорят на языке нгабере.

. Гуайми - устаревшее название, полученное испанскими колонистами от буглерского термина для этого народа (гуаймири).. В местных газетах и ​​других средствах массовой информации имя Ngäbe часто пишется как Ngobe или Ngöbe, потому что испанский не содержит звука, представленного ä, округлым a с нижней частью спины, немного выше английского aw в слове saw. Говорящие на испанском слышат ä как o или a. Ngäbe означает «люди» на их родном языке Ngäbere. Многие нгабе перебрались в Коста-Рику в поисках работы на coffee fincas. Нгабере и Буглер - разные языки в семье Чибчан.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Правительство
  • 3 Земля
  • 4 Экономика
    • 4.1 Конфликты
  • 5 Культура
    • 5.1 Жизненные пути
  • 6 Одежда
  • 7 Религия
  • 8 Бальсерия
  • 9 Мама Тада
  • 10 Социально-экономический статус
  • 11 Примечания и ссылки
  • 12 Внешние ссылки

История

Территория Нгабе первоначально простиралась от От Тихого океана до Карибского моря, хотя никогда не существовало империи или особой «территории нгабе». Большинство нгабе жили в разбросанных деревнях, которыми управляли вожди и влиятельные семьи. Немногие, если таковые вообще были, нгабе занимали горный регион, в котором они сейчас живут. Они отступили в эту область под давлением испанских колонистов и освоением низменностей.

Христофор Колумб и его люди связались с нгабе в 1502 году в том, что сейчас известно как провинция Бокас-дель-Торо на северо-западе Панамы. Его оттолкнул лидер нгабе с именем или титулом Кибиан. После этого контакта испанские конкистадоры, латиноамериканские скотоводы и развитие крупных банановых плантаций последовательно вытеснили нгабе в менее желанные горные районы на западе. Многие нгабе никогда не терпели поражения в битвах, в том числе знаменитый касик Уррака, который в 16 веке объединил близлежащие общины в более чем семилетней борьбе против конкистадоров. Те нгабе, которые выжили на окраинах этого региона, начали медленно вступать в брак с латиноамериканцами и стали частью того, что сейчас называется кампесинос, или сельскими панамцами с коренными корнями.

В начале 1970-х администрация Торрихоса пыталась поощрять нгабе, чтобы сформировать более компактные сообщества путем строительства дорог, школ, клиник и другой инфраструктуры в определенных точках на территории, которая сейчас называется Комарка Нгабе-Бугле. Это ознаменовало собой социальное изменение образа жизни, поскольку ранее разрозненные деревни и семейные единицы действительно объединялись и формировали более крупные сообщества.

В 1997 году, после многих лет борьбы с панамским правительством, нгабе получили Комарка, полуавтономный район. Большинство сейчас живет в его границах.

испанцы нашли три разных племени гуайми на территории сегодняшней западной Панамы ; каждый был назван в честь своего начальника, и каждый говорил на своем языке. Руководителями были Ната в провинции Кокле ; Парита на полуострове Асуэро; и величайший вождь Уррака на территории нынешней провинции Верагуас.

Живопись индейцев Гуайми

Уррака прославился, раз за разом побеждая испанцев. Он вынудил Диего де Альбитеса, капитана испанцев, подписать мирный договор в 1522 году. Его предали и отправили в цепях в город Номбре де Диос на атлантическом побережье. По словам историка Бартоломе де лас Касаса, Уррака сбежал и вернулся в горы, поклявшись сражаться с испанцами до смерти. Он выполнил свою клятву. Испанцы так боялись Урраки, что избегали боя с его войсками. Когда Уррака умер в 1531 году, он все еще был свободным человеком.

Нгабе жили в двух больших группах: жители низменностей вдоль Атлантического побережья и группы тропических лесов в высокогорьях Верагуас и провинции Чирики. Они никогда не сдавались и не сражались до краха Испанской империи в девятнадцатом веке. Когда Панама отделилась от Испании и присоединилась к Колумбии в начале 19 века, нгебе остались в горах. В 21 веке некоторые постепенно ассимилируются в современном обществе.

Правительство

Нгабе традиционно состояли из миллионов ферм или иным образом жили кочевыми семьями. Вождества управлялись вождем, у которого часто был помощник, или кабра, и совет советников.

В 2012 году нгабе приняли систему, предназначенную для интеграции их традиционного правительства с современной панамской системой. Таким образом, у нгабе есть официальные административные органы и традиционные органы власти. В административные органы входят: губернатор и вице-губернатор, мэры каждого из семи округов и представители каждого округа в округах. Они избираются народом. (Или назначается национальным правительством?)

Традиционные органы власти включают конгресс, который возглавляют генеральный президент конгресса и три президента региональных конгрессов. Конгресс работает совместно с генеральным начальником, тремя региональными вождями (региональный уровень) и семью местными вождями (районный уровень). Вождь действует в основном как голос народа, но в этом качестве может обладать значительной и влиятельной властью.

  • Три региона: ö Kribo, Kädriri, Nedrini
  • Семь районов: Besiko, Jirondai, Kankintu, Kusapín, Mirono, Münä, Nole Duima, ürüm, Santa Catalina o Calovébora) (Bledes>Земля

    Площадь Комарка-Нгабе-Бугле составляет примерно 2500 квадратных миль, охватывая территории трех самых западных провинций Панамы: Бокас-дель-Торо, Чирики и Верагуас. Высота варьируется от 350 футов над уровнем моря уровня моря до более 7000 футов в центральных горах; только примерно половина этой земли пригодна для пахотных земель.

    Некоторые нгабе приобрели солнечную электроэнергию (в рамках проекта электрификации), а также услуги сотовой связи. Большинство из них по-прежнему живут ниже уровня бедности и не владеют современными технологиями. Из-за пересеченной местности строительство дорог и новой инфраструктуры в резервациях Нгабе было дорогостоящим и трудным для правительства. Некоторые нгабе предпочитают жить вдали от современного общества.

    Экономика

    В начале 21-го века большинство нгабе работали фермерами и сельскохозяйственными рабочими. На склонах Тихого океана основными культурами являются рис, кукуруза, юкка, отой, ñame и несколько видов фасоли. Поддерживается мелкое животноводство кур и свиней. На возвышенностях такое поголовье дополняется охотой (где разрешено). Основная культура нгабе на склонах Атлантического океана - зеленые бананы.

    Чтобы выжить, многие нгабе прибегают к работе в денежной экономике. Они собирают кофе, работают на крупных скотоводческих фермах и банановых плантациях, чтобы заработать деньги. Кроме того, некоторые нгебе продают традиционные ожерелья из бисера на обочинах дорог в Панаме. Женщины нгабе занимаются множеством традиционных ремесел как для себя, так и для своих семей, а также продают их в качестве дополнительного дохода. К ним относятся сумки ручной работы из растительных волокон - кра, красочные платья - нагуа, браслеты и ожерелья из бисера. Мужчины плетут головные уборы из растительных волокон.

    Многие люди-нгабе, живущие в прибрежных районах, например, на островах Бокас-дель-Торо или в Пунто-Валиенте, полагаются на ресурсы океана, чтобы обеспечивать свои семьи. Они ходят на подводную охоту и ныряют с лобстерами. Они и потребляют, и продают то, что поймают, в зависимости от обстоятельств в данный момент.

    Конфликты

    В провинции Бокас-дель-Торо строительство плотины Чангвинола было завершено в 2011 году как проект на случай наводнения. контроль и производство гидроэлектроэнергии. Правительство захватило большие площади заповедника Нгёбе , затопив его водами водохранилища за плотиной. Согласно документальному фильму 2012 года от Аль-Джазира, Панама: Деревня Проклятых, людям, чья земля была захвачена, не выплачивалась компенсация.

    В территория Нгёбе, проект Барро Бланко планируется на реке Табасара. Многие поселки на берегах рек будут затоплены, что отрицательно скажется на примерно 5000 фермеров-нгёбе. Проект Barro Blanco финансируется европейскими банками из Германии (Немецкая инвестиционная корпорация, DEG) и Нидерландов (Нидерландская финансовая компания развития, FMO) и засчитывается к глобальным целям компенсации углерода, установленным странами в UN. В феврале 2012 года многие нгёбе протестовали против строительства новой плотины; двое были убиты в ходе столкновения и более 100 ранены или арестованы. Многие международные экологические организации выразили протест против проекта, например, немецкая организация, которая написала петицию, адресованную DEG.

    Культура

    Жизненные пути

    Женщина считается «больной» (bren) во время беременности, а беременность почти никогда не обсуждается, даже во время родов. Когда ребенок считается здоровым, люди считают безопасным признать беременность. Многие женщины традиционно рожали дома с помощью матери или акушерки. Правительство открыло несколько женских клиник на территории Нгобе, чтобы улучшить здоровье женщин. Персоналу пришлось адаптировать некоторые из своих практик, чтобы приспособиться к женской культуре и побудить традиционных акушерок приходить в больницу.

    После смерти ближайшие родственники будут не спать всю ночь с телом в течение нескольких ночей., пить какао и кофе, есть и разговаривать. Свечи должны гореть всю ночь. В дни, предшествующие похоронам, соседи и друзья будут приходить, чтобы выразить свои соболезнования; они будут сидеть с членами семьи часть ночи.

    Вырывается глубокая яма, а в ее нижней части вырезается туннель или полка. Шкатулку помещают в туннель, чтобы грязь, заполняющая отверстие, не попадала на верхнюю часть гроба. Курган покрыт листьями otoe de lagardo. При жевании они покалывают и окрашивают полость рта. Их кладут на могилу, чтобы не допустить приближения злых духов. Вещи умершего кладут на могилу как погребальный инвентарь.

    После похорон некоторые семьи воздерживаются от еды [соли] или сахара в течение четырех дней, чтобы очистить тело. Через четыре дня каждый член семьи съедает по ложке приготовленных бананов с солью и сахаром, чтобы прервать этот пост.

    Платье

    Примерно с 1960-х годов женщины нгобе носили длинные платья с короткими рукавами, называемые нагуа. Они простираются от шеи до щиколоток. Широко распространено мнение, что платья были введены католическими миссионерами из соображений скромности, поскольку нгабе традиционно носили набедренные повязки и мало что еще. Платья обычно украшены геометрическими узорами на рукавах и шее, на талии и внизу юбки. Классический геометрический узор нгабе называется dientes, или «зубы», и считается, что он представляет горы, зубы животных, рябь реки или чешую дракона.

    Мужчины обычно носят рубашки с воротником из хлопка и полиэстера и брюки из полиэстера. Некоторые мужчины носят фермерские шляпы из листьев лаваша, но большинство носят бейсболки, взятые у городских жителей. Большую часть года представители обоих полов носят резиновые сапоги при передвижении из-за сильных дождей в Панаме и отсутствия инфраструктуры в Комарке.

    Религия

    Испанские миссионеры представили римский католицизм в начале 1600-х годов. С конца 19 века протестантские, мормонские и евангелические миссионеры разных типов также работали среди людей. Хотя среди людей преобладают католики, некоторые нгабе с тех пор приняли различные формы протестантских христианских взглядов, в том числе:

    • Свидетели Иеговы
    • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормонизм)
    • Церковь Христа
    • Куэрпо де Кристо
    • Методизм
    • Евангелизм
    • Адвентизм седьмого дня

    Британская методистская церковь создала миссионерское поле среди индейцев Гуайми около 1926-27 гг., под руководством преподобного Ефрема С. Альфонса (1896-1995). Родившийся на острове Каренеро в провинции Бокас-дель-Торо, он был сыном Джона Альфонса с Мартиники и Карлоты Рид, уроженки Блуфилдс, Никарагуа. Оба родителя были африканского происхождения. Альфонс сначала работал в этом районе инженером, но все больше интересовался людьми Гуайми. Он жил, работал и вырастил собственную семью на полуострове Кусапин.

    Работая с ними над изучением языка, он разработал письменную форму и перевел четыре Евангелия Нового Завета и множество гимнов на диалект Гуайми. Он создал Грамматику Гуайми и разработал словарь на Гуайми, испанском и английском языках. Позже они были напечатаны Библейским обществом. Копии работ Альфонса хранятся в архивах Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия. Правительство наградило его медалью Белисарио де Поррас.

    Методисты основали главную церковь в Кусапине и меньшие общины по всему полуострову. Методистская церковь также открыла медицинскую клинику в Кусапине.

    Приверженцы веры бахаи насчитывают около 8000 человек. Некоторые писания веры были переведены на родной язык.

    Нонкомала - это имя традиционного божества.

    Balseria

    Balseria - четырехдневный фестиваль и традиционный вид спорта Нгабе. Спорт состоит из двух игроков, которые по очереди бросают четырехфутовую бальзовую палку в ноги своего противника. Цель состоит в том, чтобы ударить противника ниже колен до тех пор, пока он не сможет продолжить. Соперники встречаются перед матчем, чтобы решить, сколько клюшек будет брошено каждым из них (10 - немного, 40 - много, а 20 - среднее). Нет турнирной структуры, и матчи инициируются вызовом и запросом.

    Событие инициируется, когда один город приглашает принять и бросить вызов другому городу. Хороший урожай или взаимное обязательство хозяина - типичные катализаторы. После того, как дата выбрана, ведущий представляет испытуемому веревку с узлами - каждый узел представляет день, а веревка используется в качестве обратного отсчета до события. За несколько недель до бальсерии участники в каждом городе трубят в рога животных и в другие самодельные трубы, чтобы объявить о приближении события.

    В первый день бальсерии хозяева принимают бросивших вызов в своем городе и предоставляют еду и питье (обычно ферментированную кукурузу, банан и ликер из пальмовых листьев). Второй день состоит из того же. Неизвестная цель обеих сторон - утомить друг друга празднествами перед играми на третий день. На рассвете третьего дня лучшие бальсеро каждого города ведут процессию в заранее определенное место и начинают игры, встречаясь друг с другом. Утренние матчи должны быть лучшими в день и могут включать до 60 бальз. После инаугурационного матча остаток дня проходит в неформальной обстановке. Матчи инициируются через вызовы. Единственное правило состоит в том, что никакие два балсеро из одного города не могут встречаться лицом к лицу, и игроки должны бить друг друга ниже колен. Правило «ниже колен» соблюдается зрителями и «товарищами по команде» игроков, подразумеваемым последствием которого является кулачный бой. На четвертый день оспариваемые уезжают, и хозяева заботятся о нетрезвых и травмированных, которые не могут уйти.

    Посетители балсерии обычно одеваются в традиционную одежду и цвета нгабе. Они носят на спине перья, шкуры животных и даже целых животных. Некоторые мужчины также носят традиционную женскую одежду, или нагуа, чтобы скрыть ноги во время матча. Широко используются рожки, свистки и импровизированные трубы.

    За пределами Комарки у balseria плохая репутация в Панаме; он официально объявлен государством вне закона. Общее мнение таково, что balseria - это пьяный, жестокий бардак. По словам нгабе, хотя во время балсерии присутствуют алкоголь и насилие, это прежде всего культурное мероприятие, уникальный вид спорта и возможность продемонстрировать гордость за свое наследие.

    Мама Тада

    Мама Тада - религия нгабе (некоторые утверждают, что это культ), датируется сентябрем 1961 года. Дева Мария (и, возможно, Иисус - есть несколько историй)) появился перед женщиной-нгабе по имени Бесико (произносится как «бесси-го») над. Ей было дано несколько сообщений и команд для ее людей. Хотя точные команды видения горячо оспариваются, они примерно состоят из:

    • выхода из латиноамериканского общества, включая обучение, торговую деятельность и общие контакты
    • Отмена заборов и, следовательно, прекращение имущественных споров
    • Отмена алкоголя и фестиваль балсерии
    • Отношение ко всем товарищам-нгабе как к «братьям и сестрам»
    • Отмена боевых действий и убийств из-за земли, избиения жен и жестокого обращения детей
    • Суббота, день видения, это день отдыха и молитв
    • Все нгабе должны вести себя как добрые христиане

    Бесико, впоследствии более известная как Мама Чи, была также сказала, что несоблюдение ее людьми этих принципов в течение пяти лет приведет к смерти всех нгабе. Проповедь Мамы Чи повлияла на очень многих нгабе, которые приняли эти принципы с разной степенью строгости. Не все исполнились в течение пяти лет, и апокалиптическое предсказание оказалось ложным.

    Эти оригинальные приказы были объединены с христианскими принципами. Мама Тада теперь считается скорее ксенофобным христианством в народном стиле. Практикующие считаются настороженными и обиженными на латиноамериканцев, они не пьют и не практикуют бальзерию. Нгабе, практиковавшие Мама Тада, усилили чувство братства. Считается, что эта религия внесла свой вклад в объединенные усилия нгабе по созданию собственного автономного района.

    Социально-экономический статус

    Среди всех провинций Панамы, Комарка Нгабе-Бугле неизменно получает самые низкие оценки с точки зрения человеческого развития, образования, дохода и социальных и экономических инвестиций. индексы. В последнее время они также занимают второе место по показателям ожидаемой продолжительности жизни и уровня занятости.

    Некоторые факты:

    • 60,5% нгабов старше десяти лет грамотны и посещают в среднем 4,1 года школы
    • 91,2% нгабов не имеют работы
    • Средняя продолжительность жизни нгабе составляет 67,9 лет
    • Средний годовой доход нгабе составляет 429 долларов
    • 91,7% населения живет в крайней бедности (то есть они зарабатывают менее 2 долларов в день.)

    Девелоперские проекты, такие как горнодобывающий проект Серро-Колорадо, подвергают опасности исконные земли Нгобе-Бугл. Часть их территории находится под угрозой затопления из-за проекта гидроэнергетики проекта Барро Бланко. Десятки мужчин, женщин и детей нгабе были арестованы в ответ на протест против проекта.

    Примечания и ссылки

    Внешние ссылки

    На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Люди нгабе.
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:01:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте