Молодая женщина-нгабе во время презентации | |
Общая численность населения | |
---|---|
200 000–250 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Панама, Коста-Рика | |
Языки | |
язык нгабере |
нгабере являются коренное население на территориях современной Панамы и Коста-Рики в Центральной Америке. Нгабе в основном живут в комарке Нгабе-Бугле в западных панамских провинциях Верагуас, Чирики и Бокас-дель-Торо.. У них также есть пять территорий коренных народов на юго-западе Коста-Рики, охватывающих 23 600 гектаров: Кото-Брус, Аброхос Монтесума, Конте-Бурика, Альтос-де-Сан-Антонио и Гуайми-де-Оса. В начале 21 века на языке нгабере.
говорят на языке нгабере.
. Гуайми - устаревшее название, полученное испанскими колонистами от буглерского термина для этого народа (гуаймири).. В местных газетах и других средствах массовой информации имя Ngäbe часто пишется как Ngobe или Ngöbe, потому что испанский не содержит звука, представленного ä, округлым a с нижней частью спины, немного выше английского aw в слове saw. Говорящие на испанском слышат ä как o или a. Ngäbe означает «люди» на их родном языке Ngäbere. Многие нгабе перебрались в Коста-Рику в поисках работы на coffee fincas. Нгабере и Буглер - разные языки в семье Чибчан.
Территория Нгабе первоначально простиралась от От Тихого океана до Карибского моря, хотя никогда не существовало империи или особой «территории нгабе». Большинство нгабе жили в разбросанных деревнях, которыми управляли вожди и влиятельные семьи. Немногие, если таковые вообще были, нгабе занимали горный регион, в котором они сейчас живут. Они отступили в эту область под давлением испанских колонистов и освоением низменностей.
Христофор Колумб и его люди связались с нгабе в 1502 году в том, что сейчас известно как провинция Бокас-дель-Торо на северо-западе Панамы. Его оттолкнул лидер нгабе с именем или титулом Кибиан. После этого контакта испанские конкистадоры, латиноамериканские скотоводы и развитие крупных банановых плантаций последовательно вытеснили нгабе в менее желанные горные районы на западе. Многие нгабе никогда не терпели поражения в битвах, в том числе знаменитый касик Уррака, который в 16 веке объединил близлежащие общины в более чем семилетней борьбе против конкистадоров. Те нгабе, которые выжили на окраинах этого региона, начали медленно вступать в брак с латиноамериканцами и стали частью того, что сейчас называется кампесинос, или сельскими панамцами с коренными корнями.
В начале 1970-х администрация Торрихоса пыталась поощрять нгабе, чтобы сформировать более компактные сообщества путем строительства дорог, школ, клиник и другой инфраструктуры в определенных точках на территории, которая сейчас называется Комарка Нгабе-Бугле. Это ознаменовало собой социальное изменение образа жизни, поскольку ранее разрозненные деревни и семейные единицы действительно объединялись и формировали более крупные сообщества.
В 1997 году, после многих лет борьбы с панамским правительством, нгабе получили Комарка, полуавтономный район. Большинство сейчас живет в его границах.
испанцы нашли три разных племени гуайми на территории сегодняшней западной Панамы ; каждый был назван в честь своего начальника, и каждый говорил на своем языке. Руководителями были Ната в провинции Кокле ; Парита на полуострове Асуэро; и величайший вождь Уррака на территории нынешней провинции Верагуас.
Живопись индейцев ГуаймиУррака прославился, раз за разом побеждая испанцев. Он вынудил Диего де Альбитеса, капитана испанцев, подписать мирный договор в 1522 году. Его предали и отправили в цепях в город Номбре де Диос на атлантическом побережье. По словам историка Бартоломе де лас Касаса, Уррака сбежал и вернулся в горы, поклявшись сражаться с испанцами до смерти. Он выполнил свою клятву. Испанцы так боялись Урраки, что избегали боя с его войсками. Когда Уррака умер в 1531 году, он все еще был свободным человеком.
Нгабе жили в двух больших группах: жители низменностей вдоль Атлантического побережья и группы тропических лесов в высокогорьях Верагуас и провинции Чирики. Они никогда не сдавались и не сражались до краха Испанской империи в девятнадцатом веке. Когда Панама отделилась от Испании и присоединилась к Колумбии в начале 19 века, нгебе остались в горах. В 21 веке некоторые постепенно ассимилируются в современном обществе.
Нгабе традиционно состояли из миллионов ферм или иным образом жили кочевыми семьями. Вождества управлялись вождем, у которого часто был помощник, или кабра, и совет советников.
В 2012 году нгабе приняли систему, предназначенную для интеграции их традиционного правительства с современной панамской системой. Таким образом, у нгабе есть официальные административные органы и традиционные органы власти. В административные органы входят: губернатор и вице-губернатор, мэры каждого из семи округов и представители каждого округа в округах. Они избираются народом. (Или назначается национальным правительством?)
Традиционные органы власти включают конгресс, который возглавляют генеральный президент конгресса и три президента региональных конгрессов. Конгресс работает совместно с генеральным начальником, тремя региональными вождями (региональный уровень) и семью местными вождями (районный уровень). Вождь действует в основном как голос народа, но в этом качестве может обладать значительной и влиятельной властью.
Площадь Комарка-Нгабе-Бугле составляет примерно 2500 квадратных миль, охватывая территории трех самых западных провинций Панамы: Бокас-дель-Торо, Чирики и Верагуас. Высота варьируется от 350 футов над уровнем моря уровня моря до более 7000 футов в центральных горах; только примерно половина этой земли пригодна для пахотных земель.
Некоторые нгабе приобрели солнечную электроэнергию (в рамках проекта электрификации), а также услуги сотовой связи. Большинство из них по-прежнему живут ниже уровня бедности и не владеют современными технологиями. Из-за пересеченной местности строительство дорог и новой инфраструктуры в резервациях Нгабе было дорогостоящим и трудным для правительства. Некоторые нгабе предпочитают жить вдали от современного общества.
В начале 21-го века большинство нгабе работали фермерами и сельскохозяйственными рабочими. На склонах Тихого океана основными культурами являются рис, кукуруза, юкка, отой, ñame и несколько видов фасоли. Поддерживается мелкое животноводство кур и свиней. На возвышенностях такое поголовье дополняется охотой (где разрешено). Основная культура нгабе на склонах Атлантического океана - зеленые бананы.
Чтобы выжить, многие нгабе прибегают к работе в денежной экономике. Они собирают кофе, работают на крупных скотоводческих фермах и банановых плантациях, чтобы заработать деньги. Кроме того, некоторые нгебе продают традиционные ожерелья из бисера на обочинах дорог в Панаме. Женщины нгабе занимаются множеством традиционных ремесел как для себя, так и для своих семей, а также продают их в качестве дополнительного дохода. К ним относятся сумки ручной работы из растительных волокон - кра, красочные платья - нагуа, браслеты и ожерелья из бисера. Мужчины плетут головные уборы из растительных волокон.
Многие люди-нгабе, живущие в прибрежных районах, например, на островах Бокас-дель-Торо или в Пунто-Валиенте, полагаются на ресурсы океана, чтобы обеспечивать свои семьи. Они ходят на подводную охоту и ныряют с лобстерами. Они и потребляют, и продают то, что поймают, в зависимости от обстоятельств в данный момент.
В провинции Бокас-дель-Торо строительство плотины Чангвинола было завершено в 2011 году как проект на случай наводнения. контроль и производство гидроэлектроэнергии. Правительство захватило большие площади заповедника Нгёбе , затопив его водами водохранилища за плотиной. Согласно документальному фильму 2012 года от Аль-Джазира, Панама: Деревня Проклятых, людям, чья земля была захвачена, не выплачивалась компенсация.
В территория Нгёбе, проект Барро Бланко планируется на реке Табасара. Многие поселки на берегах рек будут затоплены, что отрицательно скажется на примерно 5000 фермеров-нгёбе. Проект Barro Blanco финансируется европейскими банками из Германии (Немецкая инвестиционная корпорация, DEG) и Нидерландов (Нидерландская финансовая компания развития, FMO) и засчитывается к глобальным целям компенсации углерода, установленным странами в UN. В феврале 2012 года многие нгёбе протестовали против строительства новой плотины; двое были убиты в ходе столкновения и более 100 ранены или арестованы. Многие международные экологические организации выразили протест против проекта, например, немецкая организация, которая написала петицию, адресованную DEG.
Женщина считается «больной» (bren) во время беременности, а беременность почти никогда не обсуждается, даже во время родов. Когда ребенок считается здоровым, люди считают безопасным признать беременность. Многие женщины традиционно рожали дома с помощью матери или акушерки. Правительство открыло несколько женских клиник на территории Нгобе, чтобы улучшить здоровье женщин. Персоналу пришлось адаптировать некоторые из своих практик, чтобы приспособиться к женской культуре и побудить традиционных акушерок приходить в больницу.
После смерти ближайшие родственники будут не спать всю ночь с телом в течение нескольких ночей., пить какао и кофе, есть и разговаривать. Свечи должны гореть всю ночь. В дни, предшествующие похоронам, соседи и друзья будут приходить, чтобы выразить свои соболезнования; они будут сидеть с членами семьи часть ночи.
Вырывается глубокая яма, а в ее нижней части вырезается туннель или полка. Шкатулку помещают в туннель, чтобы грязь, заполняющая отверстие, не попадала на верхнюю часть гроба. Курган покрыт листьями otoe de lagardo. При жевании они покалывают и окрашивают полость рта. Их кладут на могилу, чтобы не допустить приближения злых духов. Вещи умершего кладут на могилу как погребальный инвентарь.
После похорон некоторые семьи воздерживаются от еды [соли] или сахара в течение четырех дней, чтобы очистить тело. Через четыре дня каждый член семьи съедает по ложке приготовленных бананов с солью и сахаром, чтобы прервать этот пост.
Примерно с 1960-х годов женщины нгобе носили длинные платья с короткими рукавами, называемые нагуа. Они простираются от шеи до щиколоток. Широко распространено мнение, что платья были введены католическими миссионерами из соображений скромности, поскольку нгабе традиционно носили набедренные повязки и мало что еще. Платья обычно украшены геометрическими узорами на рукавах и шее, на талии и внизу юбки. Классический геометрический узор нгабе называется dientes, или «зубы», и считается, что он представляет горы, зубы животных, рябь реки или чешую дракона.
Мужчины обычно носят рубашки с воротником из хлопка и полиэстера и брюки из полиэстера. Некоторые мужчины носят фермерские шляпы из листьев лаваша, но большинство носят бейсболки, взятые у городских жителей. Большую часть года представители обоих полов носят резиновые сапоги при передвижении из-за сильных дождей в Панаме и отсутствия инфраструктуры в Комарке.
Испанские миссионеры представили римский католицизм в начале 1600-х годов. С конца 19 века протестантские, мормонские и евангелические миссионеры разных типов также работали среди людей. Хотя среди людей преобладают католики, некоторые нгабе с тех пор приняли различные формы протестантских христианских взглядов, в том числе:
Британская методистская церковь создала миссионерское поле среди индейцев Гуайми около 1926-27 гг., под руководством преподобного Ефрема С. Альфонса (1896-1995). Родившийся на острове Каренеро в провинции Бокас-дель-Торо, он был сыном Джона Альфонса с Мартиники и Карлоты Рид, уроженки Блуфилдс, Никарагуа. Оба родителя были африканского происхождения. Альфонс сначала работал в этом районе инженером, но все больше интересовался людьми Гуайми. Он жил, работал и вырастил собственную семью на полуострове Кусапин.
Работая с ними над изучением языка, он разработал письменную форму и перевел четыре Евангелия Нового Завета и множество гимнов на диалект Гуайми. Он создал Грамматику Гуайми и разработал словарь на Гуайми, испанском и английском языках. Позже они были напечатаны Библейским обществом. Копии работ Альфонса хранятся в архивах Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия. Правительство наградило его медалью Белисарио де Поррас.
Методисты основали главную церковь в Кусапине и меньшие общины по всему полуострову. Методистская церковь также открыла медицинскую клинику в Кусапине.
Приверженцы веры бахаи насчитывают около 8000 человек. Некоторые писания веры были переведены на родной язык.
Нонкомала - это имя традиционного божества.
Balseria - четырехдневный фестиваль и традиционный вид спорта Нгабе. Спорт состоит из двух игроков, которые по очереди бросают четырехфутовую бальзовую палку в ноги своего противника. Цель состоит в том, чтобы ударить противника ниже колен до тех пор, пока он не сможет продолжить. Соперники встречаются перед матчем, чтобы решить, сколько клюшек будет брошено каждым из них (10 - немного, 40 - много, а 20 - среднее). Нет турнирной структуры, и матчи инициируются вызовом и запросом.
Событие инициируется, когда один город приглашает принять и бросить вызов другому городу. Хороший урожай или взаимное обязательство хозяина - типичные катализаторы. После того, как дата выбрана, ведущий представляет испытуемому веревку с узлами - каждый узел представляет день, а веревка используется в качестве обратного отсчета до события. За несколько недель до бальсерии участники в каждом городе трубят в рога животных и в другие самодельные трубы, чтобы объявить о приближении события.
В первый день бальсерии хозяева принимают бросивших вызов в своем городе и предоставляют еду и питье (обычно ферментированную кукурузу, банан и ликер из пальмовых листьев). Второй день состоит из того же. Неизвестная цель обеих сторон - утомить друг друга празднествами перед играми на третий день. На рассвете третьего дня лучшие бальсеро каждого города ведут процессию в заранее определенное место и начинают игры, встречаясь друг с другом. Утренние матчи должны быть лучшими в день и могут включать до 60 бальз. После инаугурационного матча остаток дня проходит в неформальной обстановке. Матчи инициируются через вызовы. Единственное правило состоит в том, что никакие два балсеро из одного города не могут встречаться лицом к лицу, и игроки должны бить друг друга ниже колен. Правило «ниже колен» соблюдается зрителями и «товарищами по команде» игроков, подразумеваемым последствием которого является кулачный бой. На четвертый день оспариваемые уезжают, и хозяева заботятся о нетрезвых и травмированных, которые не могут уйти.
Посетители балсерии обычно одеваются в традиционную одежду и цвета нгабе. Они носят на спине перья, шкуры животных и даже целых животных. Некоторые мужчины также носят традиционную женскую одежду, или нагуа, чтобы скрыть ноги во время матча. Широко используются рожки, свистки и импровизированные трубы.
За пределами Комарки у balseria плохая репутация в Панаме; он официально объявлен государством вне закона. Общее мнение таково, что balseria - это пьяный, жестокий бардак. По словам нгабе, хотя во время балсерии присутствуют алкоголь и насилие, это прежде всего культурное мероприятие, уникальный вид спорта и возможность продемонстрировать гордость за свое наследие.
Мама Тада - религия нгабе (некоторые утверждают, что это культ), датируется сентябрем 1961 года. Дева Мария (и, возможно, Иисус - есть несколько историй)) появился перед женщиной-нгабе по имени Бесико (произносится как «бесси-го») над. Ей было дано несколько сообщений и команд для ее людей. Хотя точные команды видения горячо оспариваются, они примерно состоят из:
Бесико, впоследствии более известная как Мама Чи, была также сказала, что несоблюдение ее людьми этих принципов в течение пяти лет приведет к смерти всех нгабе. Проповедь Мамы Чи повлияла на очень многих нгабе, которые приняли эти принципы с разной степенью строгости. Не все исполнились в течение пяти лет, и апокалиптическое предсказание оказалось ложным.
Эти оригинальные приказы были объединены с христианскими принципами. Мама Тада теперь считается скорее ксенофобным христианством в народном стиле. Практикующие считаются настороженными и обиженными на латиноамериканцев, они не пьют и не практикуют бальзерию. Нгабе, практиковавшие Мама Тада, усилили чувство братства. Считается, что эта религия внесла свой вклад в объединенные усилия нгабе по созданию собственного автономного района.
Среди всех провинций Панамы, Комарка Нгабе-Бугле неизменно получает самые низкие оценки с точки зрения человеческого развития, образования, дохода и социальных и экономических инвестиций. индексы. В последнее время они также занимают второе место по показателям ожидаемой продолжительности жизни и уровня занятости.
Некоторые факты:
Девелоперские проекты, такие как горнодобывающий проект Серро-Колорадо, подвергают опасности исконные земли Нгобе-Бугл. Часть их территории находится под угрозой затопления из-за проекта гидроэнергетики проекта Барро Бланко. Десятки мужчин, женщин и детей нгабе были арестованы в ответ на протест против проекта.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Люди нгабе. |