Неварцы

редактировать
Этническая группа в долине Катманду

Нева / Невар नेवा: / नेवार
Новая женщина LACMA M.91.134.jpg Женщина-новарка
Общая численность населения
1,321,933 . (5% населения Непала)
Регионы со значительной численностью населения
Непал
Языки
Newar, Непальский
Религия
Индуизм и неварский буддизм, неварский ислам меньшинство
родственные этнические группы
народы кирати ; Майтхилс ; народ пахадов ; другие индоарийские народы ; Тибето-бирманские носители

Newar (; Nepal Bhasa : नेवार, эндоним : Newa ; Непал Бхаса : नेवा, Пракалитская письменность : 𑐣𑐾𑐰𑐵𑑅) или непами, исторические жители долины Катманду и ее окрестностей. области в Непале и создатели его исторического наследия и цивилизации. Невары образуют языковое и культурное сообщество, состоящее в основном из индоарийцев и тибето-бирманцев этнических групп, следующих индуизм и буддизм с неваром. язык как их общий язык. Неварцы развили разделение труда и сложную городскую цивилизацию, не встречавшуюся больше нигде в Гималайских предгорьях. Невары продолжают свои вековые традиции и обычаи и гордятся тем, что являются истинными хранителями религии, культуры и цивилизации Непала. Невары известны своим вкладом в культуру, искусство и литературу, торговлю, сельское хозяйство и кухню. Сегодня они неизменно считаются наиболее экономически, политически и социально развитым сообществом Непала согласно ежегодному Индексу человеческого развития, публикуемому ПРООН. Перепись 2011 года в Непале оценивает их как шестую по величине этническую принадлежность / сообщество в стране с 1 321 933 неварами по всей стране.

Долина Катманду и прилегающие территории составляли бывшее неварское королевство Непальской мандалы. В отличие от других этнических или кастовых групп Непала общего происхождения, невары рассматриваются как пример общины нации с реликтом идентичность, происходящая от ранее существовавшего этнически разнообразного государства. Сообщество невар в нем состоит из различных нитей этнической, расовой, кастовой и религиозной разнородности, поскольку они являются потомками разнообразной группы людей, которые жили в Непальской Мандале с доисторических времен. индоарийские племена, такие как личхави, косала и маллас (N) из соответствующих индейцев Махаджанапада ( т.е. Licchavis из Vajji, Kosala и Malla (I) ), прибывшие в разные периоды, в конечном итоге слились с местным населением, приняв их язык и обычаи. Однако эти племена сохранили свою ведическую культуру и принесли с собой санскритский языки, социальную структуру и индуистскую религию, которая была ассимилирована с местной культур и дали начало нынешней неварской цивилизации. Правление неваров в Непале Мандала закончилось его завоеванием Королевством Горкха в 1768 году.

Содержание
  • 1 Происхождение названия
  • 2 История
  • 3 Экономическая история
  • 4 Касты и сообщества
  • 5 Религия
  • 6 Язык
  • 7 Сценарии
  • 8 Литература
  • 9 Политика
    • 9.1 Автономное государство Ньюа
  • 10 Танцы
    • 10.1 Танец в масках
    • 10.2 Дхим танец
  • 11 Музыка
    • 11.1 Популярные традиционные песни
    • 11.2 Религиозная музыка
  • 12 Искусство
    • 12.1 Традиционная живопись
  • 13 Архитектура
  • 14 Поселения
  • 15 Фестивали
  • 16 Одежда
  • 17 Кухня
  • 18 Церемонии жизненного цикла
  • 19 Newa Games
  • 20 Известные неварцы
  • 21 Галерея
  • 22 См. Также
  • 23 Ссылки
  • 24 Дополнительная литература
  • 25 Внешние ссылки
Происхождение названия

Термины «Непал», «Newār», «Newāl» и «Nepār» являются фонетически разными формами одного и того же слова, и встречаются экземпляры разных форм в текстах в разное время в истории. Непал - это выученная (санскрит ) форма, а невар - разговорная (Пракрит ) форма. Санскритская надпись, датированная 512 годом в Тистунге, долине к западу от Катманду, содержит фразу «привет Непалам», указывающую на то, что термин «Непал» использовался как для обозначения страны, так и для людей.

Термин «невар» или «нева», относящийся к «жителю Непала», впервые появился в надписи, датированной 1654 годом в Катманду. Итальянский иезуит священник Ипполито Дезидери (1684–1733), побывавший в Непале в 1721 году, написал, что уроженцев Непала называют неварами. Было высказано предположение, что «Непал» может быть санскритизацией «невара», или «невар» может быть более поздней формой «Непала». Согласно другому объяснению, слова «невар» и «невари» - это разговорные формы, возникшие в результате мутации P в W и L в R.

В результате фонологического процесса отбрасывания последнего согласного и Удлинение гласных, «Newā» для Newār или Newāl и «Nepā» для непальского используются в обычной речи.

History
Vajji или Vrijji Mahajanapada и Малла Махаджанапада в 600 г. до н. э.; Известный Личчави (королевство) и Малла (Непал) из Непальская мандала произошла от соответствующих

В течение примерно тысячи лет цивилизация неваров в Центральном Непале сохранил микрокосм классической культуры Северной Индии, в которой брахманические и буддийские элементы имели равный статус. Снеллгроув и Ричардсон (1968) говорят о «непосредственном наследии доисламской Индии». Династия Малла была известна своим покровительством языка майтхили (язык региона Митхила ), которому был предоставлен статус, равный статусу Санскрит в суде Малла. Священники Майтхил Брамин были приглашены в Катманду, и многие семьи Майтхил поселились в Катманду во время правления Маллы. Из-за притока людей как с севера (Тибет ), так и с юга (Бихар ), которые принесли с собой не только свое генетическое и расовое разнообразие, но и во многом сформировали доминирующую культуру и традиции неваров..

Различные подразделения Newars имели разное историческое развитие. Общая идентичность невара сформировалась в долине Катманду. До завоевания долины Королевством Горкха в 1769 году все люди, населявшие долину в любой момент времени, были либо неварами, либо прародителями невара. Таким образом, история Невара коррелирует с историей долины Катманду (или Непальской мандалы) до основания современного государства Непал.

Самая ранняя известная история Невара и долины Катманду сочетается с мифологией, записанной в исторических хрониках. Один из таких текстов, повествующий о создании долины, - это Сваямбху Пурана. Согласно этому буддийскому писанию, долина Катманду была гигантским озером, пока Бодхисаттва Манджушри с помощью святого меча не прорезал брешь в окружающих холмах и не выпустил воду.. Эта апокрифическая легенда подтверждается геологическими свидетельствами древнего дна озера и объясняет высокое плодородие почвы долины Катманду.

Согласно Сваямбху-пуране, Манджушри затем основал город под названием Манджупаттан (санскрит » Земля, основанная Манджушри »), теперь называемая Манджипа, и сделала Дхармакару своим царем. Святилище, посвященное Манджушри, все еще присутствует в Маджипе. Никаких исторических документов не было найдено после этой эпохи до наступления эпохи Гопала. Родословная царей записана в летописи под названием Гопалараджавамсавали. Согласно этой рукописи, за царями гопалов последовали махиспалы и кираты до того, как с юга вошли личхавы. Некоторые утверждают, что Будда посетил Непал во время правления короля Кирата Джитедасти. Правление неваров долиной, их суверенитет и влияние на соседние территории закончились завоеванием долины Катманду в 1769 году династией Горкхали-шах, основанной Притхви Нараян Шахом.

до завоевания Горкхи, которая началась с битвы при Киртипуре в 1767 году, границы Непальской Мандалы простирались до Тибета на севере, страны Кирата на востоке, царство Макванпур на юге и река Тришули на западе, отделявшая его от королевства Горкха.

Экономическая история
Неварские торговцы в Лхасе в 1940-х.

Торговля, промышленность и сельское хозяйство были опорой экономики неварцев. Они состоят из социальных групп, связанных с наследственными профессиями, которые предоставляют ритуальные и экономические услуги. Купцы, ремесленники, художники, гончары, ткачи, красильщики, фермеры и представители других каст - все они сыграли свою роль в создании процветающей экономической системы. Развитые культурные традиции, которые требовали использования разнообразных предметов и услуг, также подпитывали экономику. Города и деревни в долине Катманду специализировались на производстве определенных продуктов, а богатое сельское хозяйство производило излишки на экспорт.

На протяжении веков неварские купцы вели торговлю между Тибетом и Индией, а также экспорт продукции местного производства в Тибет. Рис был еще одним крупным экспортным товаром. Носильщики и вьючные мулы перевозили товары по горным тропам, которые образовывали старые торговые пути. С 18 века невары распространились по Непалу и основали торговые города, разбросанные по холмам. Они известны как ювелиры и владельцы магазинов. Сегодня они заняты в современной промышленности, бизнесе и сфере услуг.

Касты и общины

Невары образуют этнолингвистическое сообщество, отличное от всех других этнических групп Непала. Невары делятся на различные эндогамные кланы или группы на основе их древних наследственных занятий, уходящих корнями в классическую позднюю ведическую варненскую модель. Несмотря на то, что она была впервые введена во времена Личчави, нынешняя кастовая система неваров приняла свою нынешнюю форму в средневековый период Малла.

Религия
Храм Пашупатинатх. Статуя Будды Вайрочана на ступе Сваямбху. буддийское божество Манджушри

{{Главная | Неварский буддизм | Неварский индуизм | Согласно переписи населения Непала 2011 года, 87,38% неваров были индуистами и 10,74% - буддистами.

Из трех основных городов долины Катманду, которые исторически являются Ньюаром, городом Патана является самым буддийским, содержащим четыре ступы, построенные индийским императором Ашокой. Бхактапур в основном индус, а Катманду представляет собой смесь того и другого. Как правило, поклоняются как индуистским, так и буддийским божествам, и обе религиозные группы отмечают праздники. Однако для ритуальной деятельности у индуистов и буддийских неваров есть свои священники (раджопадхьяя-брамины для индуистов и ваджрачарьи для буддистов) и различное количество культурных различий.

С религиозной точки зрения неваров можно разделить как на индуистов, так и на буддистов. Основными культами являются буддизм Ваджраяны и тантрический индуизм. Первый упоминается как Буддхамарга, второй как Шивамарга. Оба вероисповедания были утверждены в долине с древних времен. И Буддхамарги, и Шивамарги невары - тантристы. В сообществе неваров практикуются многие различные эзотерические тантрические культы буддийской, шайвской и вайшнавской деноминаций. В этом отношении особенно важны культы Богинь-Матери и их супруг, Бхайравы.

Самые важные святыни в Долине - это Сваямбунатх (буддийский) и Пашупатинатх (индуистский). Разные касты поклоняются разным божествам в разных случаях и более или менее интенсивно. Только высшие эшелоны кастовой системы претендуют на то, чтобы быть исключительно буддистами или индуистами. Ваджрачарьи, буддийские священники, будут непреклонно утверждать, что они буддисты, как и Баре (Шакья) и Урай (Туладхарс и др.), тогда как Дьябхаджу Брахман, Джха Брахман и доминирующие Шрестхи будут утверждать, что они индуисты. Ниже по кастовой иерархии не делается различия между буддистами и индуистами. И индуисты, и буддисты всегда поклоняются Ганешу первым в каждом ритуале, и в каждой местности есть своя местная святыня Ганеша (Ганеш Тан).

Хотя буддизм невара (Ваджраяна) традиционно практиковался в Катманду Вэлли, Буддизм Тхеравады вернулся в Непал в 1920-х годах и теперь является распространенной формой буддизма среди буддхамарги неваров.

Язык

«Непальский бхаса» классифицируется как среди сино-тибетских языков, но он в значительной степени заимствовал большую часть своей грамматики, слов и лексики под влиянием южных индоарийских языков, таких как санскрит, Пракрит и Майтхили. Невары связаны общим языком и культурой. Их общий язык - непальский бхаса или лингвистический прародитель этого языка. Непал бхаса - термин, признанный правительством.

Непальский бхаса уже существовал как разговорный язык в период личчави и, как полагают, произошел от языка, на котором говорили в Непале в период Кирати период. Надписи в Непальской Бхасе появились в XII веке, первым примером является рукопись пальмового листа Уку Бахаха. Непал Бхаса развивался с 14 до конца 18 веков как придворный и государственный язык. Он повсеместно использовался в каменных и медных надписях, священных рукописях, официальных документах, журналах, титулах на право собственности, переписке и творческом письме.

В 2011 году в Непале Бхаса было около 846 000 носителей языка. Многие неварские общины в Непале также говорят на своих собственных диалектах непальского бхаса, таких как неварский язык долакха. Непал Бхаса имеет тибето-бирманское происхождение, но на него сильно повлияли индоарийские языки, такие как санскрит, пали, Бенгальский и майтхили.

скрипты

Непальский скрипт бхаса - это группа скриптов, разработанных на основе скрипта брахми и используемых в основном для написания непальского бхаса и санскрит. Среди различных сценариев наиболее распространенными являются Ранджана, Бхуджинмол и Прачалит. Непальская письменность также известна как Непал Липи и Непал Акхала.

Непальская письменность Бхаса появилась в 10 веке. В течение тысячи лет он использовался на каменных и медных табличках, монетах (непальский мохар ), документах на пальмовых листах и ​​индуистских и буддийских манускриптах. Деванагари начали использовать для написания Непальской Бхасы в начале 20-го века, а непальская письменность имеет ограниченное использование сегодня.

Литература

Непальская Бхаса - одна из пять языков в китайско-тибетской семье с древней литературной традицией. Литература в Непале Бхаса началась как перевод и комментарии в прозе в 14 веке нашей эры. Самый ранний известный документ в Непальской Бхасе называется «Пальмовый лист из Уку Бахала» и датируется 1114 годом нашей эры в период Тхакури.

Классическая литература Непальской бхасы представлена ​​всеми тремя основными жанрами - прозой, поэзией и драма. Большинство произведений состоит из прозы, включая хроники, популярные рассказы и научные руководства. Поэзия состоит из песен о любви, баллад, рабочих песен и религиозной поэзии. Самые ранние стихотворения относятся к 1570-м годам. Очень популярны эпические стихи с описанием исторических событий и трагедий. Баллады Ситала Маджу, об изгнании детей из Катманду, Силу, о злополучном паломничестве в Госаикунду и Джи Вая Ла Лачхи Мадуни, о неудачливом тибетском торговце, поют как сезонные песни.

Драмы основаны на сказках из эпоса, и почти все они были написаны в 17-18 веках. Литература Непала Бхаса процветала в течение пяти веков до 1850 года. С тех пор она пережила период упадка из-за политического угнетения. Период 1909–1941 гг. Известен как ренессанс Непальской бхасы, когда писатели бросали вызов официальным порицаниям и выдерживали тюремное заключение, чтобы создавать литературные произведения. Современная непальская литература бхаса началась в 1940-х годах с появлением новых жанров, таких как рассказы, стихи, эссе, романы и пьесы.

Политика

Автономное государство Ньюа

Автономное государство Ньюа Штат - это предлагаемый федеральный штат Непал, в котором историческая родина жителей ньюа становится федеральным государством. Историческая территория Невара называется Непальская мандала. Автономное государство Ньюа уполномочивает восстановить районное деление и создать автономную провинцию Ньюа. Он включает в себя исторически проживающие поселения Ньюа и доминирующие зоны Ньюа в Катманду, Бхактапур, Лалитпур, города Ньюа в Долакха, поселения Ньюа в Нувакот, поселения Ньюа Макванпур, поселения Ньюа Рамечхап, поселения Ньюа, поселения Ньюа Кавре Запад.

Танец
Танец в маске Ньетамару Аджима исполняется в Ньета в Катманду в апреле.

Танец в маске

Танец невара состоит из священного танца в маске, религиозного танца без использования масок, известного как Дья Пяхан, танец исполняется как часть ритуала и практики медитации, известной как Чачаа Пьяхан (Непал Бхаса : चचा प्याखं) (Чарья Нритья на санскрите), и народного танца. Есть также танцевальные драмы в масках, известные как Дабу Пяхан, в которых религиозные истории разыгрываются под музыку.

танец Дхимэ

Танец, исполненный на мелодию Дхиме, является танцем Дхиме.

Музыка

Традиционная музыка Ньюа состоит из духовной музыки, религиозных песен, сезонных песен, баллад и народных песен. Одна из самых известных сезонных песен - Sitala Maju. Баллада описывает изгнание детей из Катманду в начале 19 века. Другая сезонная песня Силу повествует о паломничестве в Госаикунда, которое пошло не так. Джи Вая Ла Лачхи Мадуни - трагедия о молодожёнах. Широко популярна баллада Раджамати о незадачливых любовниках. В 1908 году маэстро Сетурам Шреста сделал первую запись песни на диске граммофона в Калькутте.

Обычные ударные инструменты состоят из дхимай, кхин, найхин и дхаа. Духовые инструменты включают бансури (флейта), пайнтах (длинная труба) и мвахали (короткая труба), чхушья, бхушья, таа (тарелки), а также гонги - другие популярные инструменты. Струнные инструменты очень редки. Люди Ньюа называют свою музыку Дхимэ Баджа.

Музыкальный стиль и музыкальные инструменты используются до сих пор. Музыкальные оркестры сопровождают религиозные процессии, во время которых идола божества помещают в колесницу или переносной храм и возят по городу. Песни преданности, известные как бхаджаны, можно петь ежедневно в общественных домах. Общества гимнов, такие как Гьянмала Бхаджан Кхала, проводят регулярные концерты. Песни дапа поются во время песенных гимнов на Храмовых площадях и священных дворах.

Гунла Баджан музыкальные группы проходят по улицам во время Гунлы, 10-го месяца Непальского Самбата календаря, который является священным месяцем для буддистов Ньюара. Музыкальные представления начинаются с увертюры, которая является приветствием богам.

Сезонные песни и баллады связаны с определенными сезонами и праздниками. Музыка также играет во время свадебных шествий, церемоний жизненного цикла и похоронных процессий.

Популярные традиционные песни

  • Ghātu (летняя музыка, эта сезонная мелодия исполняется во время фестиваля Pahan Charhe )
  • Джи Вая Ла Лачхи Мадуни (трагедия торговца)
  • Мохани (праздничная радость, эта сезонная мелодия звучит во время праздника Мохани )
  • Раджамати ( о юных влюбленных)
  • Silu (о паре, разлученной во время паломничества; эта сезонная музыка играет во время сезона дождей)
  • Sitālā Māju (плач по детям, изгнанным из долины Катманду)
  • (песня о любви)
  • (О тхоли.)
  • (поется в Индра-джатре)
  • (песня, в которой отец мужчины жалуется на лень невестки.)

Религиозная музыка

Искусство
Васудхара Мандала, Джасараджа Джирили, Непал, датированная 1365 годом.

Невары являются создателями большинства образцов искусства и архитектуры в Непал. Традиционное искусство неваров - это в основном религиозное искусство. Неварская преданность паубха живопись, скульптура и обработка металла всемирно известны своей изысканной красотой. Самая ранняя датированная паубха, обнаруженная до сих пор, - это мандала Васудхара, написанная в 1365 году нашей эры (Непал Самбат 485). Фрески на стенах двух монастырей 15 века в бывшем королевстве Мустанг в Непальских Гималаях иллюстрируют работы неваров за пределами долины Катманду. Каменная скульптура, резьба по дереву, репуссе искусство и металлические статуи буддийских и индуистских божеств, выполненные методом литья по выплавляемым моделям, являются образцами неварского искусства. Павлинье окно в Бхактапуре и Десай Маду Джхья из Катманду известны своей резьбой по дереву.

Строительные элементы, такие как резное окно Newar, распорки на крышах храмов и тимпан храмов и храмов, демонстрируют традиционное творчество. Еще с седьмого века посетители отмечали мастерство неварских художников и мастеров, которые оставили свое влияние на искусство Тибета и Китая. Ньюарс ввел технику выплавляемого воска в Бутан, и им было поручено рисовать фрески на стенах монастырей. Рисовать песком мандалы, сделанной во время фестивалей и ритуалов смерти. еще одна специальность неварского искусства.

Помимо демонстрации высокого уровня мастерства в традиционном религиозном искусстве, неварские художники были в авангарде внедрения западных стилей искусства в Непале. Радж Ман Сингх Читракар (1797-1865) приписывают начало акварельной живописи в стране. Бхаджу Ман Читракар (1817–1874), Тедж Бахадур Читракар (1898-1971) и Чандра Ман Сингх Маски были другими художниками-первопроходцами, которые представили картины в современном стиле, включающие концепции освещения и перспективы.

Традиционная живопись

Архитектура
Площадь Катманду Дурбар. Храм Мяоин, пример неварской архитектуры в Китае

Их семь ЮНЕСКО Всемирного наследия и 2500 храмов и святынь в долине Катманду, которые иллюстрируют мастерство и эстетическое чутье ремесленников Ньюара. Прекрасная кирпичная кладка и резьба по дереву - отличительные черты неварской архитектуры. Жилые дома, монастырские дворы, известные как баха и бахи, дома отдыха, храмы, ступы, дома священников и дворцы - это различные архитектурные сооружения, обнаруженные в долине. Большинство главных памятников расположены на площадях Дурбар в Катманду, Лалитпур и Бхактапур, старых королевских дворцовых комплексах, построенных между XII и XVIII века.

Архитектура Новой состоит из пагоды, ступы, шихара, чайтья и других стилей.. Визитной карточкой долины является пагода с несколькими крышами, которая, возможно, возникла в этой области и распространилась на Индию, Китай, Индокитай и Японию. Самым известным мастером, оказавшим влияние на стилистические разработки в Китае и Тибете, был Арнико, юноша из неваров, который отправился ко двору Хубилай-хана в 13 веке нашей эры. Он известен тем, что построил белую ступу в храме Мяоин в Пекине.

поселениях

на площадях Дурбар, храмовых площадях, священных двориках, ступах, святынях под открытым небом, танцах. платформы, затонувшие фонтаны, общественные дома отдыха, базары, многоэтажные дома с искусно вырезанными окнами и компактные улицы - вот характеристики традиционной планировки. Помимо исторических городов Катманду, Лалитпур, Бхактапур, Мадхьяпур Тими, Човар, Бунгамати, Сэнкот и Киртипур, небольшие городки с аналогичным художественным наследием, разбросанные по долине Катманду, где проживает почти половина населения неваров.

За пределами долины, исторические поселения неваров включают Нувакот, Нала, Банепа, Дхуликхел, Панаути, Долаха, Читланг и Бхимфеди. Невары Катманду основали Покхару в 1752 году по приглашению правителей Каски. За последние два столетия невары вышли из долины Катманду, основали торговые центры и поселились в различных частях Непала. Бандипур, Баглунг и Тансен в западном Непале и Чейнпур и Бходжпур в восточном Непале содержат большие популяции неваров.

За пределами Непала многие невары поселились в Дарджилинге и Калимпонге в Западной Бенгалии, Ассаме, Манипуре и Сикким, Индия. Невары также поселились в Бутане. Колонии экспатриантов неварских купцов и ремесленников существовали в Лхасе, Шигадзе и Гьянце в Тибете до середины 1960-х годов, когда традиционная торговля прекратилась после Китайско-индийская война. В последнее время неварцы перебрались в разные части Азии, Европы и Америки.

Фестивали
Колесница, запряженная в процессию во время Биска Джатра в Бхактапуре.

Неварская религиозная культура богата церемониями и отмечена частыми фестивалями в течение года. Многие праздники связаны с индуистскими и буддийскими праздниками и циклом сбора урожая. Уличные праздники включают в себя театрализованные представления, ятры или шествия, во время которых по улицам проезжают автомобиль или переносной храм и священные танцы в масках. Остальные праздники отмечены семейными застольями и богослужением. Празднования проходят по лунному календарю, поэтому даты могут меняться.

Мохани (Дасаин ) - одно из крупнейших ежегодных праздников, которое отмечается в течение нескольких дней с пирами, религиозными службами и процессиями. Во время Сванти (Тихар ) невары отмечают Новый год Непал Самбат, совершая Мха Пуджа, ритуал, в котором поклоняются мандале, которая очищает и укрепляет духовно в наступающем году. Точно так же Бхаи Тика также совершается во время Сванти. Это ритуал поклонения и уважения братьям женщины, имеющим или не имеющим кровного родства. Другой крупный праздник - Sā Pāru, когда люди, потерявшие члена семьи в прошлом году, одеваются коровами и святыми и проходят через город, следуя определенному маршруту. В некоторых случаях настоящая корова также может быть частью парада. Таким участникам люди дарят деньги, еду и другие подарки. Обычно участниками парада являются дети.

В Катманду самый большой уличный праздник - Йенья (Индра Джатра), когда по улицам тянутся три машины с живой богиней Кумари и двумя другими детьми-богами и проводятся танцевальные представления в масках. Двое крестников - Ганеш и Бхайрав. Еще один важный праздник - Пахан Чархе, когда переносные святыни с изображениями богинь-матерей проходят через Катманду. Во время праздника Джана Баха Дья Джатра храмовый вагон с изображением Карунамайи проезжает по центральному Катманду в течение трех дней. Подобное шествие проводится в Лалитпуре, известном как Бунга Дья Джатра, которое продолжается в течение месяца и завершается Бхото Ятрой, демонстрацией священного жилета. Самый большой праздник на открытом воздухе в Бхактапуре - это Бискет Джатра (Бискет Джатра ), который отмечается шествием колесниц и длится девять дней. Ситхи-накха - еще один большой праздник, когда совершается поклонение и очищаются природные источники воды. Кроме того, во всех неварских городах и деревнях есть свой особый праздник, который отмечается с помощью процессии колесницы или паланкина.

Паанч Чаре - один из многих праздников или фестивалей, отмечаемых общиной Ньюа, уроженцами долины Катманду, Непал. Это отмечается в день Чатурдаси (Писах Чатурдаши) согласно новому лунному календарю в месяц Чайтра.

Одежда
Женщина из племени невар, носящая парси, примерно 1860-1900 гг.

Западная одежда является нормой, как и в городских районах в остальной части страны. Традиционно мужчины носят тапули (шапку), длинную рубашку (тапалан) и брюки (сурува), также называемые Даура-Сурувал. Женщины носят чепарси (сари) и гаа (длинную шаль), а девочки младшего возраста носят платья до щиколоток (бхантанлан). Ритуальные платья состоят из плиссированных платьев, пальто и разнообразных головных уборов. У женщин джьяпу есть отличительное сари под названием Хаку Патаси, которое представляет собой черное сари с характерной красной каймой. У мужчин джьяпу также есть отличительная версия тапалана сурува. Точно так же шаль (га) носят мужчины и женщины. Традиционно женщины неваров носят обувь из красной ткани, капа лакаан. Она декорирована блестками и разноцветными бусинами (потя). Одной из основных частей нарядов неваров являются браслеты (чура) и мала (ожерелья).

Кухня

Еду можно разделить на три основные категории: ежедневная еда, полдник и праздничная еда. Ежедневный обед состоит из отварного риса, чечевичного супа, овощного карри и приправы. Также подают мясо. Закуска обычно состоит из рисовых хлопьев, жареных соевых бобов и карри, картофеля с карри и жареного мяса, смешанного со специями.

Еда также является важной частью ритуальной и религиозной жизни неваров, а блюда, подаваемые во время фестивалей и пира, имеют символическое значение. Различные наборы ритуальных блюд помещаются по кругу вокруг основного продукта Bawji (рисовые хлопья или Flattened), чтобы представить и почтить различные наборы божеств в зависимости от праздника или церемонии жизненного цикла.

Kwāti (क्वाति суп из разных бобов), kachilā (कचिला пряный фарш), чхояла (छोयला мясо водяного буйвола, маринованное в специях и жаренное на огне сушеных стеблей пшеницы), pukālā (पुकाला жареное мясо), wo (वः чечевичный пирог), paun kwā (पाउँक्वा кислый суп), swan pukā (स्वँपुका фаршированные легкие), syen (स्येँ жареная печень), mye (म्ये вареный и жареный язык), сапу мхича (सःपू म्हिचा листовой рубец, фаршированный костным мозгом), санья кхуна (सन्या खुना заливной рыбный суп) и тахха (तःखा заливное мясо) - вот некоторые из популярных праздничных блюд. Десерт состоит из дхау (йогурт), сисабуса (सिसाबुसा фруктов) и мари (मरि сладостей). Thwon (थ्वँ рисовое пиво) и aylā (अयला местный алкоголь) - распространенные алкогольные напитки, которые невары делают дома.

Традиционно во время трапез, фестивалей и собраний невары сидят рядами на длинных циновках. Как правило, расположение сидячих мест иерархическое: старший сидит наверху, а младший - в конце. В неварской кухне используется горчичное масло и множество специй, таких как тмин, семена кунжута, куркума, чеснок, имбирь, мята, лавровый лист, гвоздика, корица, перец, перец чили и семена горчицы. Еду подают в лаптях (लप्त्य тарелках из особых листьев, скрепленных палками). Точно так же любые супы подают в бота (миски из листьев). Напитки подаются в салинча (глиняные чаши) и холче (खोल्चाः маленькие металлические чаши).

Ньюарцы очень изобретательны в плане кухни. У них есть традиция готовить различные блюда в соответствии с праздниками. Некоторые из популярных кухонь, которые готовятся во время фестивалей:

Одна из популярных сладостей, «Йомари»
Церемония жизненного цикла
Мандала, сделанная на третий день после смерти как часть ритуалов смерти среди буддистов Ньюарс

Эль Церемонии aborate фиксируют жизненный цикл невара от рождения до смерти. Невары рассматривают ритуалы жизненного цикла как подготовку к смерти и жизни после нее. И индуисты, и буддисты исполняют «Сорха Санскаар Карма» или 16 священных обрядов перехода, неизбежных в жизни индуиста. 16 обрядов были сокращены до 10 и называются «10 карма санскар» (Непал Бхаса : दश कर्म संस्कार). К ним относятся такие важные события в жизни человека, как «Джатакарма» (Непал Бхаса : जातकर्म) (Рождение ребенка), «Намакаран» (Непал Бхаса : नामकरण) (Наименование ребенка) », Аннапрасан »(Непал Бхаса : अन्नप्राशन) (Первая церемония кормления рисом),« Чудакарма »или« Каэта Пуджа »(церемония первого бритья волос и набедренной повязки),« Вивааха »(Непал Бхаса : विवाह) (Свадьба) и другие.

Однажды такой важный обряд перехода среди мужчин-неваров - это выполнение набедренной повязки и церемонии бритья головы, называемой Чудакарма (Непал Бхаса : चुडाकर्म), за которой следует Братабандха или Каэта Пуджа (Непал Бхаса : काएत पूजा), которая традиционно проводится для мальчиков в возрасте от пяти до тринадцати лет в соответствии с религиозной принадлежностью Ньюарса. с.

В этой церемонии буддисты невары - Губхаджу-Баре (Баджрачарья -Шакья), Урай, Джьяпу и несколько ремесленных каст, таких как Читракар, проводят свою церемонию Правраджья (санскрит : प्रवराज्या), подражая аскету и лекарю Гаутамы Будды. образ жизни и шаги к достижению монашества и нирваны, когда мальчик остается в буддийском монастыре Вихара в течение трех дней, живя жизнью монаха и отказываясь от всех материальных удовольствий. На четвертый день он раздевается и возвращается к своей семье, и с этого момента он становится буддистом-домохозяином на всю оставшуюся жизнь. Буддийский священнический клан Губхаджу-Баре (Баджрачарья и Шакья) проходят дополнительную церемонию инициации, называемую Баре Чуегу (становление Баре), в то время как мальчики Баджрачарьи должны пройти через Ачарьябхишека (Санскрит : आचार्याभिषेक), который является тантрическим обрядом инициации, который квалифицирует Баджрачарью для выполнения в качестве пурохиты.

индуистских неваров проведения мужской церемонии инициации, называемой Каэта Пуджа, как ритуального соблюдения брахмачарьи - первый этап в традиционных четырех этапах жизни. Во время ритуала юный мальчик отказывается от семьи и родословной ради безбрачной религиозной жизни. Его голова полностью обрита, за исключением пучка на макушке, он должен надеть желто-оранжевые одежды нищего, он должен выпрашивать рис у своих родственников и готовиться к странствованию по миру. Если это символически воплотит аскетический идеал, его семья может вызвать его обратно, чтобы он стал домохозяином и в конечном итоге стал мужем и отцом. Дважды рожденные (брамин и кшатрий ) невары - раджопадхьяи и чатарии - дополнительно выполняют посвящение упанаяны, где мальчик получает свой священный шнур (санскрит : यज्ञोपवीत) и секретные ведические мантры - RV.3.62.10 (Gāyatrī mantra ) для браминов и RV.1.35.2 (мантра Шивы) для чатариев. Затем мальчик полностью вводится в свой кастовый статус как Двиджа с обязанностью отныне соблюдать все комменсальные правила и другие кастовые обязанности (Непал Бхаса : कर्म चलेको).

  • Маха Джанку

Это церемония кормления рисом, «Аннапрасан» (Непал Бхаса : अन्नप्राशन). Его проводят в возрасте шести или восьми месяцев для мальчиков и в возрасте пяти или семи месяцев для девочек.

Для девочки, Ихи (Эхи) (Непал Бхаса : ईहि) сокращение от (Эхипа) (Непал Бхаса : ईहिपा) (Брак) совершается в возрасте от пяти до девяти лет. Это церемония, во время которой девочек до подросткового возраста «выдают замуж» за плод баел (древесное яблоко), который является символом бога Вишну. Считается, что если муж девушки умирает позже в ее жизни, она не считается вдовой, потому что она замужем за Вишну, и поэтому у нее уже есть муж, который, как считается, все еще жив.

  • Бахра

У девочек есть еще один церемониальный ритуал, называемый Бахра Чуегу (Непал Бхаса : बराह चुयेगु), когда девочка приближается к половому созреванию. Это делается в год ее нечетного числа, например, 7,9 или 11 до измерения. Ее держат в комнате в течение 12 дней втайне и церемониально замужем за богом солнца Сурья.

Янква или Янку - церемония старости, которая проводится, когда человек достигает возраста 77 лет., семь месяцев, семь дней, семь часов, семь минут, семь четвертей. Еще три церемонии джанку проводятся в аналогичные благоприятные вехи в возрасте 83, 88 и 99 лет. Первая джанва называется «Бхимратарохан», вторая «Чандраратарохан», третья «Деваратхарохан» и четвертая «Дивьяратарохан». После второй Jankwa человеку дается статус обожествления.

  • Вивааха (Свадьба)

Следующая церемония, обычная как для мальчиков, так и для девочек, - это брак, и выполняемые ритуалы аналогичны большинству обычных индуистских браков. Согласно неварскому обычаю, подобному индусскому, невеста почти всегда покидает дом после замужества, переезжает в дом своего мужа и принимает фамилию мужа как свою собственную. Брак между двоюродными братьями и сестрами запрещен. Брак обычно заключают родители, которые используют посредника (лами). Брак через побег популярен в некоторых периферийных деревнях.

  • Церемония Сагана, где представлены благоприятные продукты питания, является важной частью ритуалов жизненного цикла.
  • Все невары, кроме лаакуми и касты Джоги, кремировать своих мертвых. Джоги хоронят своих мертвецов. В рамках похорон делают подношения духу умершего, вороне и собаке. Ворона и собака олицетворяют предков и бога смерти. Впоследствии подношения и ритуалы проводятся через четыре, семь, восемь, 13 и 45 дней после смерти и ежемесячно в течение года, а затем ежегодно.
  • Буддийские невары также делают мандалу (рисование песком) изображение Будды на третий день после смерти, которое сохраняется в течение четырех дней.
Новые игры

Игры, в которые играли люди прасанги с древних времен, могут быть классифицированы как игры Newa.

Кана Кана пичха (игра с завязанными глазами), Пийях (игра, в которую играют с камнем, толкая камень в отметки, нарисованные на земле), Гатти (другая игра, в которую играют с камнем вручную), паша - это некоторые игры, в которые играют Люди неваров с древних времен.

Известные неварские люди
Галерея
См. Также
Ссылки

https://thehimalayantimes.com/kathmandu/khadgis-removed-from-list-of-dalits/

Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 07:16:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте