Термин «новое поколение » или «новая порода » африканских лидеров было модным словом, широко используемым в середине-конце 1990-х годов для выражения оптимизма в отношении нового поколения африканских лидеров. С тех пор он впал в немилость, как и несколько лидеров, для которых этот термин использовался.
В 1980-х годах и в 1990-е годы все больше стран Африки к югу от Сахары проводили многопартийные выборы. Холодная война, прокси-войны США и Советского Союза, а также апартеид в Южная Африка подошла к концу. Было помазано новое поколение африканских лидеров, обещавших преобразовать свой континент. Эту мечту назвали африканским возрождением. Эту концепцию часто определяют в отличие от синдрома большого человека - автократического правления так называемых «больших людей» африканской политики в течение первых двух десятилетий после обретения независимости.
Когда президент США Билл Клинтон совершил свое африканское путешествие в марте 1998 года, он помог популяризировать это понятие, когда сказал, что возлагает надежду на «новое поколение африканских лидеров», преданных демократия и экономические реформы. Хотя Клинтон не назвал африканских лидеров по имени, обычно предполагается, что он имел в виду, среди прочего, Йовери Мусевени из Уганды, Пола Кагаме из Руанды, Мелеса. Зенави из Эфиопии и Исайяс Афеверки из Эритреи. Позже к этому списку были добавлены и другие лидеры, в том числе Джерри Роулингс из Ганы, Жоаким Чиссано из Мозамбика и Табо Мбеки.
из Южной Африки.
Напротив, защитники африканской независимости в 1960-х гг., например Кваме Нкрума, Джулиус Ньерере, Патрис Лумумба, Джомо Кеньятта, Кеннет Каунда, Роберт Мугабе, а иногда и диаспоры пан-африканисты У. Э.Б. Дюбуа и Маркус Гарви - иногда их называют «старым поколением африканских лидеров» (в 1960-х их еще называли «новым поколением националистических лидеров» и «новым поколением панафриканистов»). ", и по иронии судьбы" новое поколение африканских лидеров ").
С началом Второй конголезской войны и эритрейско-эфиопской войны, в которых многие из «нового поколения африканцев» лидеры враждовали друг с другом, оптимизм был утерян. Более того, многие из этих лидеров не смогли обеспечить адекватную демократию, мир и развитие, и они были склонны цепляться за власть.
В 2010 году ганский экономист Джордж Айитти охарактеризовал «новое и разъяренное поколение молодых африканских выпускников и специалистов» как «поколение гепардов», которое могло взглянуть на проблемы Африки с новой точки зрения, не считая провальной государственной политики. лидеров «поколения бегемотов», которые все еще придерживались «менталитета эпохи 1960-х». В этом Айиттей не видел особой разницы между правящим в настоящее время «новым поколением африканских лидеров» и их предшественниками, жившими в 1960-х годах.
Понятие «новое поколение африканцев» лидеры "также стали обозначать не только названных выше президентов, но и видение нового поколения африканских политиков, государственных служащих, бизнес-лидеров и т. д.
Аналогичный термин" новое поколение черных лидеров "означает также используется, хотя в основном в контексте диаспоры в Африке.