Нейрокогнитивные функции - это когнитивные функции, тесно связанные с функцией конкретных области, нервные пути или корковые сети в головном мозге, в конечном итоге обслуживаемые субстратом неврологической матрицы мозга (то есть на клеточном и молекулярном уровне). Следовательно, их понимание тесно связано с практикой нейропсихологии и когнитивной нейробиологии, двух дисциплин, которые в целом стремятся понять, как структура и функция мозга связаны с познанием и поведением.
A нейрокогнитивный дефицит - это снижение или нарушение когнитивной функции в одной из этих областей, но особенно когда можно увидеть физические изменения, произошедшие в мозге, например, после неврологического заболевания, психическое заболевание, употребление наркотиков или черепно-мозговая травма.
Клинический нейропсихолог может специализироваться на использовании нейропсихологических тестов для выявления и понимания таких нарушений и может участвовать в реабилитации пострадавшего. Дисциплина, изучающая нейрокогнитивный дефицит для определения нормальной психологической функции, называется когнитивной нейропсихологией.
Термин нейрокогнитивный недавно добавлен к нозологии клинической психиатрии и психологии. Он редко использовался до публикации DSM-5, который обновил психиатрическую классификацию расстройств, перечисленных в главе «Делирий, деменция, амнезиальные и другие когнитивные расстройства» DSM-IV. После публикации DSM-5 в 2013 году использование термина «нейрокогнитивный» неуклонно росло.
Добавление префикса «нейро-» к слову «когнитивный» можно рассматривать как пример плеоназма. потому что, аналогично таким выражениям, как «пылающий огонь» и «черная тьма», приставка «нейро-», возможно, не добавляет никакой дополнительной полезной информации к термину «когнитивный». В области клинической неврологии клиницисты часто продолжают использовать более простой термин «когнитивный» из-за отсутствия данных о когнитивных процессах человека, которые не затрагивают нервную систему.