Нейролингвистическое программирование

редактировать

Нейролингвистическое программирование
MeSH D020557
[редактировать в Викиданных ]

Нейролингвистическое программирование (НЛП ) - это псевдонаучный подход к общению, личному развитию и психотерапии, созданный Ричардом Бэндлером и Джон Гриндер в Калифорнии, США, в 1970-е годы. Создатели НЛП утверждают, что существует связь между неврологическими процессами (нейро-), языком (лингвистическими) и поведенческими паттернами, усвоенными через опыт (программирование), и что они могут быть изменены для достижения конкретных целей в жизни. Бэндлер и Гриндер также утверждают, что методология НЛП может «моделировать» навыки выдающихся людей, позволяя каждому приобрести эти навыки. Они также заявляют, что часто за один сеанс НЛП может лечить такие проблемы, как фобии, депрессия, тиковые расстройства, психосоматические заболевания, близорукость, аллергия, простуда и нарушение обучаемости. НЛП было принято некоторыми гипнотерапевтами, а также компаниями, которые проводят семинары под названием обучение лидерству для предприятий и государственных учреждений.

Нет научных доказательств поддерживает утверждения, сделанные защитниками НЛП, и было дискредитировано как лженаука. В научных обзорах утверждается, что НЛП основано на устаревших метафорах о том, как работает мозг, которые несовместимы с современной неврологической теорией и содержат множество фактических ошибок. Обзоры также показали, что все поддерживающие исследования НЛП содержали значительные методологические недостатки и что было в три раза больше исследований гораздо более высокого качества, которые не смогли воспроизвести «экстраординарные утверждения», сделанные Бэндлером, Гриндером и другими практиками НЛП. 245>Содержание

  • 1 Ранняя разработка
    • 1.1 Коммерциализация и оценка
  • 2 Основные компоненты и основные концепции
  • 3 Методы или набор практик
  • 4 Приложения
    • 4.1 Альтернативная медицина
    • 4.2 Психотерапевтические
    • 4.3 Другое использование
  • 5 Научная критика
  • 6 Как квазирелигия
  • 7 Споры в области интеллектуальной собственности
  • 8 Ассоциации, сертификация и стандарты практикующих
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания и ссылки
  • 11 Библиография
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Ранняя разработка

Согласно Бэндлеру и Гриндеру, НЛП включает методологию, называемую моделированием, плюс набор методов, которые они извлекли из его первоначальных приложений. Многие из таких методов, которые считаются фундаментальными, заимствованы из работ Вирджинии Сатир, Милтона Эриксона и Фрица Перлза.

Бэндлер и Гриндер также опирались на теории Грегори Бейтсона, Альфреда Коржибски и Ноама Хомского (особенно трансформационная грамматика ), а также идеи и методы из Карлос Кастанеда.

Бендлер и Гриндер заявляют, что их методология может кодифицировать структуру, присущую терапевтической «магии», которая выполняется в терапии Перлзом, Сатиром и Эриксоном, и действительно присуща любой сложной человеческой деятельности, а затем от эту кодификацию, структуру и ее деятельность могут изучить другие. Их книга 1975 года «Структура магии I: книга о языке и терапии» предназначена для кодификации терапевтических техник Перлза и Сатира.

Бендлер и Гриндер говорят, что они использовали свой собственный процесс моделирования. чтобы смоделировать Вирджинию Сатир, чтобы они могли создать то, что они назвали метамоделью, моделью для сбора информации и проверки языка и основного мышления клиента. Они утверждают, что, борясь с языковыми искажениями, уточняя обобщения и восстанавливая удаленную информацию в утверждениях клиента, трансформационные грамматические концепции поверхностной структуры дают более полное представление о глубинной структуре, лежащей в основе, и, следовательно, имеют терапевтическое преимущество. От Сатира произошли также системы привязки, темпов будущего и репрезентации.

Напротив, модель Милтона - модель якобы гипнотического языка Милтона Эриксона - была описана Бэндлером и Гриндером как «искусно расплывчатая» и метафорический. Модель Милтона используется в сочетании с метамоделью в качестве смягчителя, чтобы вызвать «транс» и передать непрямое терапевтическое внушение.

Однако адъюнкт-лектор по лингвистике Карен Столлзнов описывает Ссылки Бендлера и Гриндера на таких экспертов, как namedropping. Кроме Сатира, люди, которых они называют влиятельными, не сотрудничали с Бэндлером или Гриндером. Сам Хомский не имеет никакого отношения к НЛП; его оригинальная работа была задумана как теория, а не как терапия. Столлзнов пишет: «Помимо заимствования терминологии, НЛП не имеет подлинного сходства ни с одной из теорий или философий Хомского - лингвистической, когнитивной или политической."

. Андре Мюллер Вайтценхоффер, исследователь в области гипноза, «главная слабость лингвистического анализа Бэндлера и Гриндера состоит в том, что он во многом основан на непроверенных гипотезах и поддерживается совершенно неадекватные данные ». Вайтценхоффер добавляет, что Бэндлер и Гриндер неправильно используют формальную логику и математику, переопределяют или неправильно понимают термины из лингвистики лексики ( например, номинализация ), создать научный фасад, напрасно усложняя эриксоновские концепции необоснованными утверждениями, допуская фактические ошибки и игнорируя или смешивая концепции, лежащие в основе эриксоновского подхода.

Совсем недавно (около 1997 г.) Бэндлер заявил: «НЛП основано на выяснении того, что работает, и формализации его. Чтобы формализовать шаблоны, я использовал все, от лингвистики до голографии... Все модели, составляющие НЛП, являются формальными моделями, основанными на математических, логических принципах, таких как исчисление предикатов и математические уравнения, лежащие в основе голографии. «Тем не менее, нет никаких упоминаний о математике голографии или голографии в целом в рассказах МакКлендона, Спитцера или Гриндера о развитии НЛП.

Что касается развития НЛП, Гриндер вспоминает:

Мои воспоминания о том, что мы думали во время открытия (в отношении разработанного нами классического кода, то есть с 1973 по 1978 годы), заключаются в том, что мы были совершенно недвусмысленны, что мы собирались ниспровергнуть парадигму и что, например, я, например, счел очень полезным спланировать эту кампанию, частично используя в качестве руководства отличную работу Томаса Кун (Структура научных революций), в которой он подробно описал некоторые условия это исторически произошло в разгар сдвигов парадигмы. Например, я считаю, что было очень полезно, что ни один из нас не был квалифицирован в той области, которой мы сначала занимались - психологии и, в частности, ее терапевтическом применении; это было одним из условий, которые Кун определил в своем историческом исследовании сдвигов парадигм.

философ Роберт Тодд Кэрролл ответил, что Гриндер не понял Куна Текст по истории и философии науки, Структура научных революций. Кэрролл отвечает: (а) отдельные ученые никогда не имели и никогда не могут произвольно менять парадигму, и Кун не предлагает обратного; (б) текст Куна не содержит идеи о том, что неквалифицированность в какой-либо области науки является предпосылкой для получения результата, который требует смены парадигмы в этой области и (в) структура научных революций - это прежде всего исторический труд, а не поучительный текст о создании сдвигов парадигмы, и такой текст невозможен - необычное открытие не является шаблонной процедурой. Кэрролл объясняет, что смена парадигмы - это не запланированная деятельность, а скорее результат научных усилий в рамках текущей (доминирующей) парадигмы, которые производят данные, которые нельзя адекватно учесть в рамках текущей парадигмы - следовательно, смена парадигмы, т.е. принятие новой парадигмы.

При разработке НЛП Бэндлер и Гриндер не реагировали на парадигматический кризис в психологии и не предоставили никаких данных, которые вызвали парадигматический кризис в психологии. Нет никакого смысла, в котором Бендлер и Гриндер вызвали смену парадигмы или участвовали в ней. «Что сделали Гриндер и Бэндлер, что лишило возможности продолжать заниматься психологией... не принимая их идеи? Ничего», - утверждает Кэрролл.

Коммерциализация и оценка

К концу 1970-х гг. движение за человеческий потенциал превратилось в индустрию и предоставило рынок для некоторых идей НЛП. В центре этого роста был Институт Эсален в Биг-Сур, Калифорния. Перлз провел множество семинаров по гештальт-терапии в Эсалене. Сатир был одним из первых лидеров, а Бейтсон был приглашенным учителем. Бэндлер и Гриндер утверждали, что НЛП - это не только терапевтический метод, но и изучение коммуникации, и начали продвигать его как бизнес-инструмент, утверждая, что «если любой человек может что-то делать, то можете и вы». После того, как 150 студентов заплатили по 1000 долларов каждому за десятидневный семинар в Санта-Крус, Калифорния, Бендлер и Гриндер отказались от академического письма и выпустили популярные книги на основе стенограмм семинаров, такие как «Из лягушек в принцев», которые продали более 270 000 копии. Согласно судебным документам, касающимся спора об интеллектуальной собственности между Бэндлером и Гриндером, Бэндлер заработал более 800000 долларов в 1980 году на семинарах и продаже книг.

Сообщество психотерапевтов и студентов начало формироваться вокруг первоначальных работ Бэндлера и Гриндера. что привело к росту и распространению НЛП как теории и практики. Например, Тони Роббинс тренировался с Гриндером и использовал несколько идей НЛП в рамках своей собственной самопомощи и программ мотивационной речи. Бэндлер предпринял несколько безуспешных попыток исключить другие стороны из использования НЛП. Между тем, рост числа практикующих и теоретиков привел к тому, что НЛП стало еще менее единообразным, чем оно было при его основании. До упадка НЛП научные исследователи начали проверять его теоретические основы эмпирически, и исследования показали отсутствие эмпирической поддержки основных теорий НЛП. 1990-е годы характеризовались меньшим количеством научных исследований, оценивающих методы НЛП, чем предыдущее десятилетие. Томаш Витковски объясняет это снижением интереса к дебатам в результате отсутствия эмпирической поддержки НЛП со стороны его сторонников.

Основные компоненты и ключевые концепции

НЛП можно понять в терминах трех широких компонентов и центральных концепций, относящихся к ним:

  • Субъективность. Согласно Бэндлеру и Гриндеру:
    • Мы воспринимаем мир субъективно таким образом, мы создавать субъективные представления о нашем опыте. Эти субъективные представления об опыте составлены с помощью пяти чувств и языка. То есть наш субъективный сознательный опыт выражается в традиционных смыслах видения, слуха, тактики, обоняния. и вкусовые качества такие, что когда мы, например, репетируем действие «в голове», вспоминаем событие или предвидим будущее, мы «видим» изображения, «слышим» звуки, «пробуем» вкусы, «ощущать» тактильные ощущения, «нюхать» запахи и думать на каком-то (естественном) языке. Более того, утверждается, что эти субъективные представления опыта имеют различимую структуру, шаблон. Именно в этом смысле НЛП иногда определяют как изучение структуры субъективного опыта.
    • Поведение можно описать и понять в терминах этих субъективных представлений, основанных на чувствах. Поведение широко понимается как вербальное и невербальное общение, некомпетентное, неадаптивное или «патологическое» поведение, а также эффективное или умелое поведение.
    • Поведение (в себе и в других) может быть изменено путем манипулирования этими чувствами. основанные на субъективных представлениях.
  • Сознание. НЛП основывается на представлении о том, что сознание разделяется на сознательный компонент и бессознательный компонент. Те субъективные представления, которые возникают вне осознания индивида, составляют то, что называется «бессознательным разумом».
  • Обучение. НЛП использует имитационный метод обучения, называемый моделированием, который, как утверждается, может кодифицировать и воспроизвести опыт экземпляра в любой сфере деятельности. Важной частью процесса кодификации является описание последовательности сенсорных / лингвистических репрезентаций субъективного опыта образца во время проведения экспертизы.

Методы или набор практик

«Таблица подсказок для доступа к глазам» как это появляется в качестве примера в «Лягушках в принцев» Бэндлера и Гриндера (1979). Шесть направлений представляют собой «визуальный конструкт», «визуальный отзыв», «слуховой конструкт», «слуховой отзыв», «кинестетик » и «слуховой внутренний диалог».

Согласно одному исследованию Штейнбаха, Классическое взаимодействие в НЛП можно понять с точки зрения нескольких основных этапов, включая установление раппорта, сбор информации о проблемном психическом состоянии и желаемых целях, использование определенных инструментов и техник для вмешательства и интеграцию предлагаемых изменений в жизнь клиента. Весь процесс направляется невербальными ответами клиента. Первый - это акт установления и поддержания раппорта между практикующим врачом и клиентом, который достигается за счет стимуляции и управления вербальным (например, сенсорные предикаты и ключевые слова) и невербальным поведением (например, сопоставлением и отражением невербального поведения, или реагируя на движения глаз) клиента.

Как только раппорт установлен, практикующий может собирать информацию (например, используя вопросы метамодели) о текущем состоянии клиента, а также помогать клиенту определить желаемое состояние или цель взаимодействия. Практик обращает особое внимание на вербальные и невербальные ответы, поскольку клиент определяет текущее состояние и желаемое состояние, а также любые «ресурсы», которые могут потребоваться для преодоления разрыва. Клиента обычно поощряют обдумать последствия желаемого результата и то, как они могут повлиять на его или ее личную или профессиональную жизнь и отношения, принимая во внимание любые положительные намерения любых проблем, которые могут возникнуть (например, экологическая проверка). В-четвертых, практикующий помогает клиенту в достижении желаемых результатов, используя определенные инструменты и методы для изменения внутренних представлений и реакций на стимулы в мире. Наконец, изменения «в темпах будущего», помогая клиенту мысленно репетировать и интегрировать изменения в его или ее жизнь. Например, клиента могут попросить «шагнуть в будущее» и представить (мысленно увидеть, услышать и почувствовать), каково это - уже достигнув результата.

Согласно Stollznow (2010), «НЛП также включает в себя анализ периферийного дискурса и« практические »рекомендации для« улучшенного »общения. Например, в одном тексте утверждается, что« когда вы принимаете слово «но», люди будут помнить что ты сказал потом. С помощью слова «и» люди запоминают, что вы говорили до и после ».

Приложения

Альтернативная медицина

НЛП продвигается с заявлениями, что его можно использовать для лечения различные заболевания, включая болезнь Паркинсона, ВИЧ / СПИД и рак. Такие утверждения не имеют медицинских доказательств. Люди, использующие НЛП как форма лечения может привести к серьезным неблагоприятным последствиям для здоровья, так как может задержать оказание эффективной медицинской помощи.

Психотерапевт

Ранние книги о НЛП имели психотерапевтическую направленность, учитывая, что ранними моделями были психотерапевты. Как подход к психотерапии, НЛП разделяет схожие основные предположения и основы с некоторыми современными краткими и системными практиками, такими как краткая терапия, ориентированная на решение. НЛП также было признано как оказавшее влияние на эти практики своими методами переосмысления. который стремится добиться изменения поведения путем изменения его контекста или значения, для например, обнаружив положительный оттенок мысли или поведения.

Двумя основными терапевтическими применениями НЛП являются: (1) как вспомогательное средство терапевтами, практикующими другие терапевтические дисциплины; (2) в качестве специфической терапии, называемой нейролингвистической психотерапией, которая признана Советом по психотерапии Соединенного Королевства с аккредитацией, управляемой сначала Ассоциацией нейролингвистического программирования, а в последнее время ее дочерней организация Ассоциация нейролингвистической психотерапии и консультирования. Ни нейролингвистическое программирование, ни нейролингвистическая психотерапия не одобрены NICE.

Согласно Stollznow (2010), печально известная книга Бендлера и Гриндера «Лягушки в принцев» и другие их книги хвастаются тем, что НЛП - это панацея, которая лечит широкий спектр физических и психических состояний и трудностей в обучении, включая эпилепсию, миопию и дислексию. Обещая вылечить шизофрению, депрессию и посттравматическое стрессовое расстройство, а также отвергая психические заболевания как психосоматические, НЛП имеет общие черты с саентологами и Гражданской комиссией по правам человека (ГКПЧ) ". Систематический обзор экспериментальных исследований Sturt et al (2012) пришел к выводу, что «мало доказательств того, что вмешательства НЛП улучшают результаты, связанные со здоровьем». В своем обзоре НЛП Стивен Бриерс пишет: «НЛП на самом деле не является связной терапией, а представляет собой набор различных техник без особенно четкой теоретической основы... [и его] доказательная база практически отсутствует. " Эйснер пишет: «НЛП кажется поверхностным и бесполезным подходом к решению проблем психического здоровья. К сожалению, НЛП, похоже, является первым в длинной череде семинаров по массовому маркетингу, цель которых - практически излечить любое психическое расстройство... похоже, что НЛП не имеет эмпирического или научного подтверждения основополагающих принципов своей теории или клинической эффективности. Остается лишь массово продаваемый продукт психопата ».

Андре Мюллер Вайтценхоффер - друг и ровесник Милтона. Эриксон - писал: «Действительно ли НЛП абстрагировало и объяснило суть успешной терапии и предоставило каждому возможность стать еще одним Уиттакером, Вирджинией Сатир или Эриксоном?... Неспособность [НЛП] сделать это очевидна, потому что сегодня нет множества равных им, ни даже еще одного Уиттакера, Вирджинии Сатир или Эриксона. Десяти лет должно было быть достаточно, чтобы это произошло. В этом свете я не могу серьезно относиться к НЛП... Вклад [НЛП] в наше понимание и использовать Эриксоновские техники столь же сомнительны. Паттерны I и II - это плохо написанные работы, которые представляли собой чрезмерно амбициозную, претенциозную попытку свести гипноз к волшебству слов ».

Клинический психолог Стивен Бриерс ставит под сомнение ценность максимы НЛП - a пресуппозиция на жаргоне НЛП - «нет сбоев, есть только обратная связь». Бриерс утверждает, что отрицание существования неудач снижает его поучительную ценность. Он предлагает Уолта Диснея, Исаака Ньютона и Дж. К. Роулинг как три примера недвусмысленно признанных личных неудач, которые послужили толчком к большому успеху. По словам Бриерса, это был «краш-энд-сожженный тип неудач, а не усовершенствованный НЛП Failure Lite, т. Е. провал, который на самом деле не является неудачей, провалом ", который привел этих людей к успеху. Бриерс утверждает, что соблюдение максимы ведет к самоуничижению. По мнению Бриерса, личные усилия являются продуктом вложенных ценностей и стремлений и игнорирование лично значимой неудачи как простой корм ck эффективно очерняет то, что ценится. Бриерс пишет: «Иногда нам нужно принять смерть наших снов и оплакивать их, а не просто случайно отвергать их как несущественные». Бриерс также утверждает, что максима НЛП нарциссична, эгоцентрична и отделена от понятий моральной ответственности.

Другое использование

Хотя изначальные базовые техники НЛП были терапевтическими по своей ориентации, их общая природа позволяла их применять к другим полям. Эти приложения включают в себя убеждение, продажи, переговоры, обучение менеджменту, спорт, обучение, коучинг, создание команды и публичные выступления.

Научная критика

В начале 1980-х НЛП рекламировалось как важное достижение в психотерапии и консультировании и вызывало определенный интерес к исследованиям в области консультирования и клинической психологии.

Однако, поскольку контролируемые испытания не продемонстрировали какой-либо пользы от НЛП, а его сторонники делали все более сомнительные заявления, научный интерес к НЛП угас.

Многочисленные обзоры литературы и метаанализы не смогли предоставить доказательства предположений или эффективности НЛП как терапевтического метода.

Хотя некоторые практикующие НЛП утверждали, что отсутствие эмпирической поддержки связано с недостаточным количеством исследований, тестирующих НЛП, общее научное мнение сводится к тому, что НЛП является псевдонаука и которая пытается отклонить результаты исследования, основанные на этих аргументах, «[составляет] признание того, что НЛП не имеет доказательной базы и что практикующие НЛП стремятся получить апостериорное доверие»

Опросы в академическом сообществе показали, что НЛП широко дискредитируется среди ученых.

Среди причин, по которым НЛП считается псевдонаукой, является то, что доказательства в пользу этого ограничиваются анекдотами и личными свидетельствами, что это не информация основано на научном понимании нейробиологии и лингвистики и что в названии «нейролингвистическое программирование» используются жаргонные слова, чтобы произвести впечатление на читателей и запутать идеи, тогда как само НЛП не связывает никаких явлений с нейронными структурами и не имеет ничего общего с лингвистикой или программированием. Фактически, в образовании НЛП использовалось как ключевой пример псевдонауки.

Как квазирелигия

Социологи и антропологи - среди других - классифицировали НЛП как квазирелигию, принадлежащую нью-эйджу и / или движению человеческого потенциала. медицинский антрополог Джин М. Лэнгфорд относит НЛП к одной из форм народная магия ; иными словами, практика с символической эффективностью - в противоположность физической эффективности - которая способна вызвать изменения посредством неспецифических эффектов (например, плацебо ). Для Лэнгфорда НЛП сродни синкретической народной религии, «которая пытается соединить магию народной практики с наукой профессиональной медицины». Бэндлер и Гриндер находились (и продолжают испытывать) влияние шаманизма, описанного в книгах Карлоса Кастанеды. Несколько идей и техник были заимствованы у Кастанеды и включены в НЛП, включая так называемую двойную индукцию и понятие «остановки мира», которое является центральным в моделировании НЛП. Тай (1994) характеризует НЛП как разновидность «психошаманизма». Фанторп и Фанторп (2008) видят сходство между миметической процедурой и намерением моделирования НЛП и аспектами ритуала в некоторых синкретических религиях. Хант (2003) проводит сравнение между озабоченностью по поводу линии передачи от НЛП гуру - что очевидно среди некоторых сторонников НЛП - и озабоченностью по поводу линии передачи гуру в некоторых восточных религиях.

В Aupers and Houtman (2010) Бовбьерг определяет НЛП как «психорелигию» нью-эйдж и использует НЛП в качестве тематического исследования, чтобы продемонстрировать тезис о том, что психорелигии нью-эйдж, такие как НЛП, основываются на внутренне религиозная идея, а именно забота о трансцендентном «другом». В мировых монотеистических религиях, утверждает Бовбьерг, целью религиозной практики является общение и общение с трансцендентным «другим», то есть с Богом. В психо-религиях Нью Эйдж, утверждает Бовбьерг, эта ориентация на трансцендентного «другого» сохраняется, но другой стал «другим в нас самих», так называемым бессознательным: «[t] внутренняя жизнь человека становится неосязаемой. сфокусированность [психо-] религиозных практик и подсознания становится составной частью понимания современных людей Самости ». Бовбьерг добавляет: «[c] наши действия в личном развитии не имели бы смысла без бессознательного, которое содержит скрытые ресурсы и скрытые знания о себе». Таким образом, психорелигиозная практика вращается вокруг идей сознательного и бессознательного «я», а также общения и доступа к скрытым ресурсам бессознательного «я» - трансцендентного другого. Согласно Бовбьергу, представление о том, что у нас есть бессознательное «я», лежит в основе многих техник НЛП явным или неявным образом. Бовбьерг утверждает: «[В] определенных практиках [практикующий НЛП как] психорелигиозный практик ожидает достичь самосовершенствования в бесконечной трансформации себя».

Светская критика НЛП Бовбьергом находит отражение в консервативной христианской перспективе Новой Эры, представленной Иеремией (1995), который утверждает, что «[t] он« трансформация », рекомендованная основатели и руководители этих бизнес-семинаров [таких как НЛП] имеют духовное значение, которое нехристианин или новообращенный может не осознавать. Вера в то, что люди могут изменить себя, призвав силу (или бога) внутри или в свою бесконечную человеческую душу потенциал противоречит христианской точке зрения. Библия говорит, что человек грешник и спасается только по благодати Божьей ».

Споры об интеллектуальной собственности

К концу 1980 года сотрудничество между Бэндлером и Гриндером закончилось. 25 сентября 1981 года Бэндлер подал гражданский иск против Гриндера и его компании, требуя судебного запрета и возмещения убытков за коммерческую деятельность Гриндера в отношении НЛП. 29 октября 1981 г. решение было вынесено в пользу Бэндлера. В рамках мирового соглашения Бэндлер предоставил Гриндеру ограниченную 10-летнюю лицензию на проведение семинаров по НЛП, предложение сертификации по НЛП и использование имени НЛП при условии, что гонорары с доходов от семинаров будут выплачиваться Бэндлеру. В июле 1996 г. и январе 1997 г. Бэндлер возбудил еще два гражданских иска против Гриндера и его компании, многих других видных деятелей НЛП и еще 200 человек, первоначально неназванных. Бэндлер утверждал, что Гриндер нарушил условия мирового соглашения, достигнутого в первоначальном деле, и понес коммерческий ущерб в результате предположительно незаконной коммерческой деятельности ответчиков. Бэндлер потребовал от каждого ответчика возмещения убытков в размере не менее 10 000 000 долларов США. В феврале 2000 года суд вынес решение против Бэндлера, заявив, что «Бендлер предоставил общественности ложные сведения посредством своего лицензионного соглашения и рекламных материалов о том, что он является исключительным владельцем всех прав интеллектуальной собственности, связанных с НЛП, и сохраняет исключительные полномочия определять членство и сертификация в Обществе НЛП ».

По этому поводу комментирует Штользнов (2010),« [i] обычно, Бэндлер и Гриндер враждовали в 1980-х из-за споров о товарных знаках и теории. Что характерно, ни один из их мириады моделей, основ и принципов НЛП помогли этим основателям разрешить личные и профессиональные конфликты ».

В декабре 1997 года Тони Кларксон возбудил гражданское дело против Бэндлера с требованием отозвать британский товарный знак Бэндлера NLP. Суд вынес решение в пользу Кларксона; Впоследствии торговая марка Бэндлера была отозвана.

К концу 2000 года Бэндлер и Гриндер выпустили релиз, в котором они, среди прочего, согласились, что «они являются соавторами и соучредителями технологии Neuro- лингвистическое программирование »и« взаимно соглашаются воздерживаться от пренебрежительного отношения к усилиям друг друга, касающимся их соответствующего участия в области нейролингвистического программирования ».

Как следствие этих споров и соглашений, имена NLP и Нейролингвистическое программирование не принадлежит какой-либо стороне, и нет никаких ограничений для любой стороны, предлагающей сертификацию НЛП.

Ассоциации, сертификация и стандарты практикующих

Названия НЛП и нейролингвистического программирования являются не принадлежат какому-либо лицу или организации, они не являются интеллектуальной собственностью товарных знаков, и нет центрального регулирующего органа для обучения и сертификации НЛП. Нет никаких ограничений на то, кто может называть себя мастером-практиком НЛП или мастером-тренером НЛП, и существует множество сертифицирующих ассоциаций; Это привело Девилли (2005) к описанию таких ассоциаций по обучению и сертификации как гранфаллун, то есть гордые и бессмысленные ассоциации людей.

Существуют большие различия в глубине и широте обучения и стандарты практикующих и некоторые разногласия между специалистами в этой области по поводу того, какие паттерны являются, а какие нет, действительным НЛП. НЛП - это открытое поле для тренировок без «официальной» передовой практики. У разных авторов, индивидуальных тренеров и практиков, разработавших свои собственные методы, концепции и ярлыки, часто называя их НЛП, стандарты и качество обучения сильно различаются. В 2009 году британский телеведущий смог зарегистрировать свою домашнюю кошку в качестве члена Британского совета нейролингвистического программирования (BBNLP), который впоследствии заявил, что он существует только для того, чтобы предоставлять льготы своим членам, а не для подтверждения полномочий.

См. Также

Известные практикующие

Примечания и ссылки

Библиография

  • Бэндлер, Р., Гриндер, Дж. (1975), Структура магии I: Книга о языке и терапии, наука и книги о поведении. ISBN 0-8314-0044-7
  • Бэндлер Р., Гриндер Дж. (1976), Структура магии II. Книга о коммуникации и изменениях, наука и книги о поведении. ISBN 978-0-8314-0049-1
  • Бэндлер Р., Гриндер Дж. (1981), Рефрейминг: нейролингвистическое программирование и трансформация смысла. Real People Press. ISBN 0-911226-25-7

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Neuro- лингвистическое программирование.
Найдите Нейролингвистическое программирование в Wiktionary, бесплатном словаре.
В Wikiquote есть цитаты, связанные с: Нейролингвистическим программированием
Последняя правка сделана 2021-05-31 05:06:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте