"Nessun dorma "(итальянский: ; английский: «Пусть никто не спит ») - это ария из заключительного акта оперы Джакомо Пуччини Турандот (текст Джузеппе Адами и Ренато Симони ) и одна из самых известных теноровых арий во всей опере. в исполнении Калафа il principe ignoto (неизвестный принц), который влюбляется с первого взгляда в красивую, но холодную принцессу Турандот. Любой мужчина, желающий жениться на Турандот, должен сначала ответить на ее три загадки; если он В случае неудачи он будет обезглавлен. В арии Калаф выражает свою торжествующую уверенность в том, что он победит принцессу.
Хотя "Nessun dorma" долгое время была основой оперных сольных представлений, Лучано Паваротти популяризировал это произведение за пределами оперного мира в 1990-х годах после его исполнения на чемпионате мира 1990 года, который captiva тед мировую аудиторию. И Паваротти, и Пласидо Доминго выпустили синглы с арии, Паваротти достиг 2-го места в Великобритании, и он появился на самом продаваемом классическом альбоме всех времен Три тенора в концерте. Три тенора, в том числе Хосе Каррерас, исполнили арию на трех последующих финалах Кубка мира : в 1994 году в Лос-Анджелесе, в 1998 году в Париже и в 2002 году. в Иокогаме. С 1990 года многие crossover артисты исполнили и записали его. Арию часто исполняли в кино и на телевидении.
В действии перед этой арией Калаф правильно ответил на три загадки, переданные всем потенциальным женихам принцессы Турандот. Тем не менее, она отшатывается при мысли о замужестве с ним. Калаф предлагает ей еще один шанс, предлагая ей угадать его имя до рассвета. Когда он становится перед ней на колени, тема "Nessun dorma" впервые появляется, по его словам: "Il mio nome non sai!" (Мое имя вы не знаете!). Она может казнить его, если правильно угадает его имя; но если она этого не сделает, она должна выйти за него замуж. Затем жестокая и эмоционально холодная принцесса постановляет, что никто из ее подданных не должен спать этой ночью, пока не будет открыто его имя. Если они потерпят неудачу, все будут убиты.
Когда начинается финальный акт, наступает ночь. Калаф одинок в залитых лунным светом дворцовых садах. Вдалеке он слышит, как вестники Турандот провозглашают ее приказ. Его ария начинается с эха их крика и размышления о принцессе Турандот:
Nessun dorma! Nessun dorma!. Tu pure, o Principessa,. nella tua fredda stanza,. guardi le stelle. che tremano d'amore, e di speranza! | Никто не уснет! Никто не уснет!. Даже ты, о принцесса,. в своей холодной спальне,. наблюдаешь за звездами., которые трепещут от любви и надежды! |
Ma il mio mistero è chiuso in me;. il nome mio nessun saprà!. Нет, нет! Sulla tua bocca,. lo dirò quando la luce splenderà! | Но моя тайна скрыта внутри меня;. никто не узнает моего имени!. Нет, нет! На твоих устах,. я скажу это, когда светит свет! |
Ed il mio bacio scioglierà. il silnzio che ti fa mia! | И мой поцелуй растворяет. тишину, которая делает тебя моей! |
Непосредственно перед кульминационным концом арии слышен хор женщин, поющих вдалеке:
Il nome suo nessun saprà,. E noi dovrem, ahimè, morir, morir! | Никто не узнает его имени,. и нам, увы, придется умереть, умереть! |
Калаф, теперь уверенный в победе, поет:
Dilegua, o notte!. Tramontate, stelle!. Tramontate, stelle!. All'alba, vincerò!. Vincerò! Винчеро! | Исчезни, о ночь!. Исчезни, звезды!. Исчезни, звезды!. На рассвете я выиграю!. Я выиграю! Я одержу победу! |
В исполнении финала «Винсеро!» включает устойчивую B4, за которой следует последняя нота, A 4 выдерживается даже дольше - хотя оценка Пуччини явно не указывает, что любая нота должна быть устойчивой. В оригинальной партитуре си записывается как шестнадцатая, а ля - как целая. Оба являются высокими нотами в диапазоне тенора . Единственная запись, которая точно следовала партитуре Пуччини, была самая первая, спетая Джиной Чинья и Франческо Мерли, дирижер Франко Гионе.
. В завершении Альфано акта 3, тема «Nessun dorma» торжественно появляется в конце оперы. Тема также появляется в заключительном повторении в более позднем завершении Лучано Берио (это было выраженным намерением Пуччини), но в более приглушенной оркестровке.
"Nessun dorma", спетая некоторыми из самых известных интерпретаторов Калафа, появляется на следующих записях компиляции. (Полные записи оперы см. В дискографии Турандот.)
"Nessun dorma" приобрела статус поп после того, как Лучано Паваротти записала его в 1972 году и использовала его в качестве музыкальной темы для освещения BBC телеканалом Чемпионат мира по футболу FIFA 1990 в Италии. Впоследствии он достиг no. 2 в UK Singles Chart. Хотя Паваротти редко исполнял роль Калафа на сцене, «Nessun dorma» стала его фирменной арией и спортивным гимном, особенно для футбола. Паваротти особенно исполнил арию во время первого концерта Трех теноров накануне финала чемпионата мира по футболу 1990 года в Риме. На бис он снова исполнил арию, по очереди с Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго. Образ трех теноров в парадных костюмах, поющих на концерте чемпионата мира по футболу, покорил мировую публику. Альбом концерта достиг статуса тройного платинового рекорда только в Соединенных Штатах и впоследствии превзошел все другие классические записи во всем мире. Номер стал постоянным элементом последующих концертов Трех теноров, и они исполнялись его на трех последующих финалах чемпионата мира по футболу : в 1994 г. в Лос-Анджелесе, 1998 г. в Париже и 2002 г. в Иокогаме.
Паваротти исполнил исполнение «Nessun dorma» на своем последнем выступлении, финале церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Турине в 2006 году, хотя позже выяснилось, что он синхронизировал губы специально записанного выступление (во время своего выступления на Зимних Олимпийских играх Паваротти был физически неспособен выступать, так как он страдал от рака поджелудочной железы, от которого он скончался в следующем году). Его Decca запись арии была сыграна на его похоронах во время flypast итальянскими ВВС. В 2013 году трек был сертифицирован Федерацией итальянской музыкальной индустрии.
7 мая 2016 года Андреа Бочелли спел "Nessun dorma". на стадионе Кинг Пауэр, домашней арене футбольного клуба Лестер Сити, перед финальным домашним матчем Лестер Сити сезона 2015–16 Премьер-лиги против Эвертон. Менеджер Лестера Клаудио Раньери стоял рядом с Бочелли во время выступления. После игры Лестеру впервые в истории вручили трофей Премьер-лиги.
«Nessun dorma» (часто в адаптированном версии партитуры) исполнялась многими певцами и инструменталистами поп-музыки и кроссоверов.
"Nessun dorma" использовалась во многих фильмах, часто появляясь в центральных моментах в фильм - иногда с моментом арии музыкального разрешения, совпадающим с кульминацией повествования фильма, что придает символическое значение богатому эмоциональному воздействию арии. Фильмы, в которых ария играет важную роль в саундтреке, включают The Killing Fields, New York Stories, The Sea Inside, Сумма всех страхов, У зеркала два лица, Согни его, как Бекхэм, Без оговорок и Миссия: невыполнима - Rogue Nation (со сценой, установленной в представлении самой Турандот). Его спел сам Паваротти в его художественной роли в фильме Да, Джорджио. «Nessun dorma» также является названием короткометражного фильма Кена Рассела, включенного в фильм 1987 года Ария. Nessun dorma - это название футбольного подкаста, организованного журналистом The Guardian Ли Калвертом и посвященным спортивным писателям прошлого и настоящего, который посвящен футболу 1980-х и 1990-х годов. Когда вся Италия была заблокирована из-за пандемии COVID-19, видео оперного певца Маурицио Марчини, исполняющего «Nessun dorma» со своего балкона во Флоренции, стало вирусным.
Никто не должен спать этой ночью!