Непал Самбат

редактировать
Актеры, одетые как весталки Кумари, принимают участие в новогоднем параде в Катманду. Актеры, одетые как богини-матери Аджимы принять участие в новогоднем параде в Катманду. Часть новогоднего парада

Непал Самбат (непальский : नेपाल सम्बत) - это лунный календарь непальскоязычным народом Индийского субконтинента, непальской национальности и этническими непальцами. Календарная эра началась 20 октября 879 года нашей эры, а 1140 год в Непальском Самбате соответствует 2019–2020 году нашей эры. Непальский Самбат появляется на монетах, надписях на каменных и медных пластинах, королевских указах, хрониках, индуистских и буддийских рукописях, юридических документах и ​​корреспонденции. Хотя Непальский Самбат объявлен национальным календарем, он широко используется в Непале. Он в основном используется сообществом неваров, тогда как Бикрам Самбат (B.S) остается доминирующим календарем по всей стране. Все основные фестивали основаны на Бикрам самбате не только в служебных целях.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Санкхадхар Сахва
    • 1.2 Использование за пределами Катманду
    • 1.3 Подавление и кампания за возрождение
    • 1.4 Восстановлено как национальный календарь
  • 2 Структура
    • 2.1 Месяцы год
    • 2.2 Новый год
  • 3 вехи
  • 4 Галерея
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

История

Название Непал Самбат было впервые используется для календаря в Непале Самбат 148 (1028 г. н.э.).

Санкхадхар Сахва

Эпоха Непальского Самбата соответствует 879 году нашей эры, что знаменует собой выплату всех долгов Народ Непала - купец по имени Санкхадхар Сахва в популярной легенде. Согласно легенде, астролог из Бхактапура предсказал, что песок в месте слияния Бхача Кхуши и реки Бишнумати в Катманду в определенный момент превратится в золото, поэтому король послал бригаду рабочих в Катманду, чтобы собрать песок с места в особый час. Местный торговец по имени Санкхадхар Сакхва видел, как они отдыхали со своими корзинами с песком в убежище путешественника в Мару недалеко от площади Дурбар, прежде чем вернуться в Бхактапур. Полагая, что песок необычен, если его собирают рабочие, он убедил их отдать его ему. На следующий день Сахва обнаружил, что его песок превратился в золото, а у царя Бхактапура осталась куча обычного песка, которую его носильщики выкопали после того, как благоприятный час прошел. Санкхадхар использовал золото для выплаты долгов непальского народа.

Использование за пределами Катманду

Непальский самбат также использовался за пределами Непальской мандалы в Непале и других странах, включая Индия, Китай и Мьянма. В Горкхе каменная надпись в храме Бхайрав на Базаре Покхариток содержит дату Непал Самбат 704 (1584 г.). Надпись на языке хас в доме отдыха в Сальянкот датируется Непальским Самбатом 912 г. (1792 г.). В восточном Непале надпись на храме Бидьядхари Аджима в Бходжпуре, в которой говорится о дарении двери и тимпанума, датируется Непальским Самбатом 1011 г. (1891 г. н.э.). Храм Биндхьябасини в Бандипуре на западе Непала содержит надпись, датированную Непальским Самбатом 950 г. (1830 г. н.э.), с записью дарения барабанной перепонки. Храм Паланчок Бхагавати, расположенный к востоку от Катманду, содержит запись о пожертвовании земли, датированную Непалом Самбатом 861 г. (1741 г.). Надпись на ступе в Панаути датируется Непалом Самбатом 866 г. (1746 г. н.э.).

Точно так же непальские купцы, базирующиеся в Тибете (Лхаса Ньюарс ) использовали непальский самбат в своих официальных документах, переписке и надписях, в которых фиксировались вотивные предложения. Медная пластина с записью дарения барабанной перепонки в святилище Чхваскамини Аджима (тибетский: Палден Лхамо ) в Джокханг храме в Лхасе датируется Непальским Самбатом 781 годом. (1661 г.).

Подавление и кампания за возрождение

Непал Самбат был заменен в качестве национального календаря в период Рана в Королевстве Непал. Победа Королевства Горкха привела к концу династии Малла и приходу Шахов сакской эры. Тем не менее, Непал Самбат оставался в официальном употреблении какое-то время даже после прихода шахов. Например, договор с Тибетом, подписанный во время правления Пратап Сингх Шаха, датируется Непальским Самбатом 895 г. (1775 г.). В 1903 году Сака Самбат, в свою очередь, был заменен официальным календарем Бикрам Самбат. Однако правительство продолжало использовать Сака Самбат на золотых и серебряных монетах до 1912 года, когда он был полностью заменен Бикрам Самбат.

Кампания по восстановлению Непальского Самбата в качестве национального календаря началась в 1920-х годах, когда Дхармадитья Дхармачарья, буддист и активист непальской бхасы, живущий в Калькутте, инициировал кампанию по продвижению этого календаря в качестве национального календаря. Движение было продолжено языковыми и культурными активистами в Непале с приходом демократии после свержения автократической династии Рана в 1951 году. Требование сделать Непальский Самбат национальным календарем усилилось с установлением Непал Бхаса Манка Хала в 1979 году. Он организовывал митинги и публичные мероприятия, пропагандируя важность той эпохи как символа национализма. Непал Самбат также стал символом сплочения людей против подавления их культуры, языка и литературы политически доминирующими правящими классами. Режим Панчаята подавил движение, арестовав и заключив в тюрьму активистов. В 1987 году в Катманду, мероприятие по бегу на дорогах, организованное по случаю Нового года, было разогнано полицией, а бегуны брошены в тюрьму.

Восстановлено как национальный календарь

Статуя Санкхадхар Сахва в Пулчоке, Лалитпур. Лакху Пхалча (убежище) в Мару, где носители песка остановились для отдыха.

Движение Непальского Самбата достигло своего первого успеха 18 ноября 1999 года, когда правительство объявило его основателем календаря, торговец из Катманду по имени Санкхадхар Сакхва (संखधर साख्वा), национальный герой. 26 октября 2003 года Департамент почтовой службы выпустил памятную почтовую марку с изображением его портрета. Статуя Санкхадхара была установлена ​​в Тансене, Палпа в западном Непале 28 января 2012 года.

25 октября 2011 года правительство решило ввести в действие Непальский Самбат. в качестве национального календаря страны после длительного лоббирования со стороны культурных и общественных организаций, в первую очередь со стороны Непала Бхаса Манка Хала, и сформировала рабочую группу для выработки рекомендаций по его выполнению. Все крупные газеты теперь печатают «Непальский самбат» вместе с другими датами на своих шапках. Празднование Нового года также распространилось из долины Катманду в другие города Непала, а также за границу.

Структура

Месяцы года

Письмо деванагариРоман скриптСоответствующий григорианский месяцНазвание Полнолуния
1. कछलाКачхала ноябрьСаки Мила Пунхи, Картик Пурнима
2. थिंलाТхинла декабрьЙомари Пунхи, Дханья Пурнима
3. पोहेलाПохела ЯнварьМила Пунхи, Пауш Пурнима
4. सिल्लाСилла февральСи Пунхи, Махи Пурнима
5. चिल्लाЧилла МартХоли Пунхи, Пхагу Пурнима
6. चौलाЧаула АпрельЛхути Пунхи, Баладжу Пурнима
7. बछलाБачхала МайСванья Пунхи, Байсакх Пурнима
8. तछलाТачхала июньДжья Пунхи, Гайду Пурнима
9. दिल्लाДилла июльДилла Пунхи, Гуру Пурнима
10. गुंलाГунла АвгустГун Пунхи, Джанай Пурнима (Ракша Бандхан )
11. ञलाЯнла сентябрьЙенья Пунхи, Бхадра Пурнима
12. कौलाКаула октябрьКатин Пунхи, Коджаграт Пурнима

Непал Самбат - это лунно-солнечный календарь с 354 днями в нормальном году. вставочный месяц под названием Анала (अनाला) добавляется каждые три года, чтобы календарь не смещался в зависимости от времен года.

Новый год

Новый год приходится на первый день растущей луны во время фестиваля сванти. Традиционно трейдеры закрывали свои бухгалтерские книги и открывали новые бухгалтерские книги в первый день непальского самбата. Новички отмечают Новый год, выполняя Мха Пуджа (Непал Бхаса : म्हपुजा), ритуал очищения и расширения возможностей души для наступающего Нового года, помимо молитвы о долголетии. Во время этой церемонии члены семьи сидят, скрестив ноги, в ряд на полу перед мандалами (песочные рисунки) нарисован для каждого человека. Делаются подношения мандале, и каждому члену семьи преподносится благоприятная ритуальная еда, которая включает вареное яйцо, копченую рыбу и рисовое вино во время церемонии Сагана. Мха Пуджа и Непал Самбат также отмечаются за границей, где обосновались непальцы.

Празднование Нового года на открытом воздухе состоит из культурных шествий, конкурсов и митингов. Участники, одетые в традиционную неварскую одежду, как тапалан, сурува и хаку патаси проходят по улицам. В шествиях принимают участие музыкальные коллективы, играющие на разных барабанах. Улицы и рыночные площади украшены арками, воротами и транспарантами с новогодним поздравлением. Президент Непала также передает поздравительное послание по случаю Нового года. Общественные функции проводятся с участием премьер-министра и других руководителей правительства. Отметив отход от традиции, премьер-министр Бабурам Бхаттараи выступил с речью на новогодней программе в 2011 году в Непале Бхаса.

Вехи

888 Непал Самбат (1768 г. н.э.) - Притхви Нараян Силы шаха Горкхали захватывают Катманду.. 926 (1806) - Резня в Бхандархале устанавливает Бхимсена Тхапа премьер-министром Непала.. 966 (1846) - Резня в Кот устанавливает Джанг Бахадур Рана премьер-министром Непала и династии Рана.. 1054 (1934) - В Непале произошло сильное землетрясение.. 1061 (1941) - Четыре мученика казнены режимом Рана.. 1071 (1951) - Революция свергает режим Рана и устанавливает демократию.. 1080 (1960) - Парламентская система упразднена и система панчаята установлена.. 1111 (1991) - Первые парламентские выборы проведены после отмены панчаята и восстановление демократии.. 1121 (2001) - Король, королева и другие члены т. королевская семья убита в непальской королевской резне.. 1128 (2008) - Непал становится республикой.

Галерея

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 14:41:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте