Нео-ультрамонтанизм (или новый ультрамонтанизм ) - это вера некоторых католиков, в первую очередь во времена В период непосредственно перед Первым Ватиканским собором эта непогрешимость папы не ограничивалась небольшим количеством папских заявлений, а применялась ipso facto (в силу того, что Папой ) ко всем папским учениям и заявлениям.
Хотя немногие современные историки Римско-католической церкви проводят различие между нео- ультрамонтанизмом и более умеренным ультрамонтанизмом основного римского католицизма XIX века, между ними существовали существенные различия. два. Нео-ультрамонтаны хотели пропустить указом самое крайнее определение непогрешимости папы и вообще не желали дебатов. Более умеренные ультрамонтанисты, выигравшие дебаты на Первом Ватиканском соборе, действительно считали их неосмотрительными.
Нео-ультрамонтанизм как движение восходит к произведениям Жозефа де Местра, который в своей работе Du Pape («о Папе») по существу утверждал, что Папа говорит правду, исключая все другие противоположные истины. В последующий период идеалы нео-ультрамонтанизма были сформулированы - хотя в течение многих лет совершенно бессвязно - для освобождения римско-католической церкви от власти светского государства. Многие, кто знает об этом, видят в нео-ультрамонтанизме самую крайнюю реакцию на идеи, продвигаемые Французской революцией, которая заставила их обратиться к папству как к последнему оплоту истины. Его главным оплотом в то время был французский журнал Univers под руководством Луи Вейо.
Термин нео-ультрамонтанизм, однако, появился только в 1893 году, когда он был использован одним из его сильнейших приверженцев, британским светским новообращенным Уильямом Джорджем Уордом и принят кардиналом Генри Мэннинг. Катберт Батлер, историк Первого Ватиканского Собора, резюмировал точку зрения Уорда:
Он считал, что непогрешимый элемент быков, энцикликов и т. Д. Не должен ограничиваться их формальные определения, но прошли через все доктринальные инструкции; декреты римской конгрегации, если они были приняты Папой и опубликованы с его санкции, тем самым были отмечены знаком безошибочности, короче говоря, «каждое его доктринальное заявление безошибочно исполняется Святым Духом».
Во время руководства Вплоть до Первого Ватиканского Собора нео-ультрамонтаны были очень хорошо организованы и включали в свои ряды значительную часть из 601 епископа, голосовавшего по вопросу о непогрешимости на этом соборе. Они были сконцентрированы в Западной Европе, но не смогли выиграть дебаты, которые либеральные историки объясняют отсутствием теологического и исторического понимания того, как впервые была предложена доктрина непогрешимости.
После Первого Ватиканского Собора нео-ультрамонтанизм как полуорганизованное движение пришел в упадок, так как его главные приверженцы не были заменены. Папа Лев XIII никогда не пытался проявлять непогрешимость, и к моменту его смерти все нео-ультрамонтанские публикации были закрыты или изменили свои взгляды на то, что теперь стало «историей» (Первый Ватиканский собор и дискуссии внутри него). Однако некоторые либеральные теологи и историки с начала папства Иоанна Павла II утверждали, что возродился взгляд на непогрешимость папы, аналогичный тому, что предлагали нео-ультрамонтаны. Это особенно актуально после полемики вокруг последствий Ordinatio sacerdotalis в 1994 году и статьи Николаса Лэша в Табличке «Не изобретать доктрину» об этом письме было опубликовано полтора года спустя. Однако ни Папа Иоанн Павел II, ни Папа Бенедикт XVI не цитировали нео-ультрамонтанистов XIX века как влияющих на их теологические или экклезиологические взгляды.
Многие историки католической церкви критикуют термин нео-ультрамонтанизм, потому что они считают, что он не может четко прояснить позицию тех, кто его пропагандировал, и что он никогда не использовался. любое общее использование, всегда ограниченное несколькими из его самых стойких сторонников или сильными противниками его убеждений, такими как лорд Актон.