Неоориентализм - категория современных воплощений ориенталистского мышления. Термин неоориентализм обычно используется в академической литературе для критики отношения Запада к исламу и исламскому миру после 11 сентября.
Хотя термин неоориентализм знаменует собой отличие от классического ориентализма, Тем не менее эти две концепции имеют общие черты. Например, неоориентализм, как и ориентализм, критикуется как «монолитный, тотализующий, опирающийся на бинарную логику и основанный на допущении морального и культурного превосходства над другими восточными», согласно Мубараку Альтвайджи, Али Бехдаду и Джульетте. А. Вильямс. Таким образом, неоориентализм следует понимать больше как «дополнение к устойчивым моделям ориенталистского представления».
Однако неоориентализм также сохраняет отличительные черты от своего предшественника. Согласно Бехдаду и Уильямсу снова: «Во-первых, в то время как классические ориенталисты обычно были мужчинами-европейскими учеными, филологами, признанными писателями и художниками, неоориенталисты обычно являются обычными ближневосточными субъектами, чья самопровозглашенная аутентичность санкционирует и санкционирует их дискурсы. Однако востоковеды - это не просто «местные информаторы» или «компрадорские интеллектуалы»... а, скорее, ближневосточные женщины и мужчины, которые используют свой природный субъективизм и новооткрытую свободу действий на Западе, чтобы сделать в других отношениях предвзятые оценки региона более авторитетными. Во-вторых, в отличие от очевидного предпочтения классического ориентализма филологических, культурных и формалистических интересов над идеологическими, неоориентализм отмечен безупречным вкладом в политику Ближнего Востока и вовлечением в нее »
<34.>Более того, в отличие от ориентализма, у этого термина еще нет согласованного определения авторами и учеными. Например, Маджид Наваз недавно адаптировал этот термин, чтобы критиковать Южный правовой центр бедности за добавление его имени в список общественных деятелей, которые, по его утверждению, являются антимусульманскими экстремистами.Наконец, в отличие от ориентализма, который служит критическим подходом к репрезентациям восточной культуры в целом, нынешний диалог о неоориентализме, кажется, сосредоточен на преимущественно мусульманских странах, и, в частности, на Ближнем Востоке и Северной Африке.