Неокантианство

редактировать

В позднем современном континентальной философии, неокантианстве (нем. : Neukantianismus) было возрождением философии 18-го века Иммануила Канта. В частности, на него повлияла критика Артуром Шопенгауэром кантианской философии в его работе Мир как воля и представление (1818), а также другими посткантианскими философами, такими как Якоб Фридрих Фрис и Иоганн Фридрих Гербарт.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Разновидности
  • 3 Известные философы-неокантианцы
  • 4 Современный неокантианство
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Истоки

Движение «назад к Канту» началось в 1860-х годах как реакция на споры между немецкими материалистами в 1850-х.

В дополнение к работам Германа фон Гельмгольца и Эдуарда Целлера ранними плодами движения были работы Куно Фишера о Канте и История материализма Фридриха Альберта Ланге (Geschichte des Materialismus, 1873 г. –75), последний из которых утверждал, что трансцендентальный идеализм вытеснил исторический борьба между материальным идеализмом и механистическим материализмом. Фишер ранее был вовлечен в спор с аристотелевским идеалистом Фридрихом Адольфом Тренделенбургом относительно интерпретации результатов Трансцендентальной эстетики, спор, который вызвал у Германа Коэна основополагающую работу 1871 года Kants Theorie der Erfahrung (Теория опыта Канта), книгу, которую часто считают основой неокантианства 20-го века. Именно со ссылкой на дебаты Фишера-Тренделенбурга и работу Коэна Ганс Вайхингер начал свой обширный комментарий к Критике чистого разума.

Разновидности

Германа Коэна стал лидером Марбургской школы (с центром в городке с тем же названием ), другими выдающимися представителями которой были Пауль Наторп и Эрнст Кассирер.

Другая важная группа, Юго-Западная (Немецкая ) школа (также известная как Гейдельбергская школа или Баденская школа, с центром в Гейдельберг, Баден в Юго-Западной Германии ) включала Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт и Эрнст Трельч. Школа Марбурга делала упор на эпистемологию и философскую логику, тогда как школа Юго-Запада делала упор на вопросы культуры и теории ценностей (в частности, различие фактов и ценностей ).

Третья группа, в основном представленная Леонардом Нельсоном, основала неофризскую школу (названную в честь посткантианского философа Якоб Фридрих Фрис ), делавший упор на философию науки.

Неокантианские школы имели тенденцию делать упор на научное прочтение Канта, часто преуменьшая роль интуиции в пользу концепций. Однако этические аспекты неокантианской мысли часто вовлекали их в орбиту социализма, и они оказали важное влияние на австромарксизм и ревизионизм Эдуарда Бернштейна. Ланге и Коэн особенно интересовались этой связью между кантианской мыслью и социализмом. Другим важным аспектом неокантианского движения была его попытка продвинуть пересмотренное понятие иудаизма, особенно в основополагающей работе Коэна, одной из немногих работ движения, доступных в английском переводе.

Неокантианская школа сыграла важную роль в создании раздела философии, оказавшего прочное влияние далеко за пределами Германии. В нем раньше использовались такие термины, как эпистемология, и они сохраняли свое превосходство над онтологией. Наторп оказал решающее влияние на историю феноменологии, и часто приписывают Эдмунду Гуссерлю, который принял словарь трансцендентального идеализма. Эмиль Ласк находился под влиянием Эдмунда Гуссерля и сам оказал заметное влияние на молодого Мартина Хайдеггера. Споры между Кассирером и Хайдеггером по поводу интерпретации Канта привели последнего к формулированию причин, по которым он рассматривал Канта как предшественника феноменологии ; Евгений Финк оспаривал эту точку зрения по важным вопросам. Неизменным достижением неокантианцев было основание журнала Kant-Studien, который существует до сих пор.

К 1933 году (после подъема нацизма ) различные неокантианские круги в Германии рассеялись.

Выдающиеся неокантианские философы

Родственные мыслители

Современный неокантианство

В аналитической традиции возрождение интереса к творчеству Канта, происходящее со времен Питера Стросона «Границы смысла» (1966) также можно рассматривать как эффективный неокантианец, не в последнюю очередь из-за того, что в нем по-прежнему делается упор на эпистемологию в ущерб онтологии. Примерно в то же время, что и Стросон, Уилфрид Селларс также возобновил интерес к философии Канта. Его проект по введению кантовского поворота в современную аналитическую философию был подхвачен его учеником Робертом Брэндомом. Работа Брандома превратила проект Селларса в введение гегелевской фазы в аналитической философии. В 1980-х годах интерес к неокантианству возродился после работ Джиллиан Роуз, критикующей влияние этого движения на современную философию, и из-за его влияния на работы Макс Вебер. Кантианская озабоченность ограничениями восприятия сильно повлияла на антипозитивистское социологическое движение в Германии конца XIX века, особенно на работы Георга Зиммеля (вопрос Зиммеля «Что такое общество?») прямой намек на самого Канта: «Что такое природа?»). Текущая работа Майкла Фридмана является явно неокантианской.

Континентальные философы, опирающиеся на кантовское понимание трансцендентального, включают Жан-Франсуа Лиотара и Жан-Люка Нанси.

классический консервативный мыслитель Роджер Скратон на него большое влияние оказали кантианская этика и эстетика.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Себастьян Люфт (ред.), Неокантианский читатель, Routledge, 2015

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 14:21:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте