Неоконфуцианство

редактировать
Неоконфуцианство
Традиционный китайский 宋明 理學
Упрощенный китайский 宋明 理学
Буквальное значение«рациональный идеализм Сун-Мин [династии]»

Неоконфуцианство (китайский : 宋明 理學; пиньинь : Sòng-Míng lǐxué, часто сокращается до lixue 理學) - моральный, этический и метафизический Китайская философия под влиянием конфуцианства и возникла у Хань Юя и Ли Ао (772–841) в династии Тан, и стал известен во время династий Сун и Мин в соответствии с формулировками Чжу Си.

Неоконфуцианство могло быть попыткой создать более рационалистическую и светскую форму конфуцианства путем отказа от суеверных и мистических элементов даосизма и Буддизм, оказавший влияние на конфуцианство во время и после династии Хань. Хотя неоконфуцианцы критиковали даосизм и буддизм, они оказали влияние на философию, а неоконфуцианцы заимствовали термины и концепции. Однако, в отличие от буддистов и даосов, которые рассматривали метафизику как катализатор духовного развития, религиозного просвещения и бессмертия, неоконфуцианцы использовали метафизику как руководство для развития рационалистического этического философия.

Содержание

  • 1 Истоки
  • 2 Философия
  • 3 Школы
    • 3.1 Модель двух школ против модели трех школ
    • 3.2 Школа Чэн-Чжу
    • 3.3 Лу-Ван школа
  • 4 Неоконфуцианство в Корее
  • 5 Неоконфуцианство в Японии
  • 6 Неоконфуцианство во Вьетнаме
  • 7 Бюрократические экзамены
  • 8 Конфуцианский канон
  • 9 Новое конфуцианство
  • 10 Выдающиеся неоконфуцианские ученые
    • 10,1 Китай
    • 10,2 Корея
    • 10,3 Япония
    • 10,4 Вьетнам
  • 11 Ссылки
  • 12 Источники
  • 13 Внешние ссылки

Происхождение

Бронзовая статуя Чжоу Дуньи (周敦颐) в Академии Грота Белого Оленя (白鹿洞 書院)

Неоконфуцианство берет свое начало в династии Тан ; ученые-конфуцианцы Хан Ю и Ли Ао считаются предками неоконфуцианцев династии Сун. Философ династии Сун Чжоу Дуньи (1017–1073) считается первым настоящим «пионером» неоконфуцианства, использующим даосскую метафизику в качестве основы для своей этической философии. Неоконфуцианство было одновременно возрождением классического конфуцианства, обновленным для соответствия социальным ценностям династии Сун, и реакцией на вызовы буддийской и даосской философии и религии, которые возникли во времена династий Чжоу и Хань. Хотя неоконфуцианцы осудили буддийскую метафизику, неоконфуцианство действительно заимствовало даосскую и буддийскую терминологию и концепции.

Одним из наиболее важных представителей неоконфуцианства был Чжу Си (1130–1200 гг.)), его учение было настолько влиятельным, что оно было включено в экзамен по государственной службе примерно с 1314 по 1905 год. Он был довольно плодовитым писателем, поддерживая и защищая свои конфуцианские убеждения в социальной гармонии и надлежащем личном поведении. Одной из самых запоминающихся его книг была книга «Семейные ритуалы», в которой он дал подробные советы о том, как проводить свадьбы, похороны, семейные церемонии и почитание предков. Вскоре его привлекла буддийская мысль, и он начал аргументировать в конфуцианском стиле за соблюдение буддистами высоких моральных норм. Он также считал, что для практических дел важно заниматься как академическими, так и философскими занятиями, хотя его работы больше сосредоточены на вопросах теоретического (а не практического) значения. Считается, что он написал много эссе, пытаясь объяснить, почему его идеи не были буддийскими или даосскими, и включал некоторые резкие осуждения буддизма и даосизма.

После эпохи Синин (1070 г.) Ван Янмин (1472–1529) обычно считается наиболее важным мыслителем неоконфуцианства. Интерпретация Ванга конфуцианства отрицала рационалистический дуализм ортодоксальной философии Чжу.

В неоконфуцианском сообществе было много противоположных взглядов, но в целом возникла система, которая напоминала как буддийские, так и даосские (даосские) мысли того времени и некоторые идеи, выраженные в И Цзин (Книга Перемен), а также другие теории Инь Ян, связанные с символом Тайцзи (Тайцзиту ). Хорошо известный неоконфуцианский мотив - это картины, на которых Конфуций, Будда и Лао-цзы все пьют из одной и той же кувшины уксуса, картины, связанные с лозунгом «Три учения - одно!»

Хотя неоконфуцианство включало в себя буддийские и даосские идеи, многие неоконфуцианцы решительно выступали против буддизма и даосизма. Действительно, они отвергли буддийскую и даосскую религии. Одно из самых известных сочинений Хань Юя осуждает поклонение буддийским реликвиям. Тем не менее, неоконфуцианские писания адаптировали буддийские мысли и верования к конфуцианским интересам. В Китае неоконфуцианство было официально признанным вероучением с момента его развития во время династии Сун до начала двадцатого века и находилось в сфере Китая Сун (Вьетнам, Корея и Япония ) на протяжении более полувека находились под глубоким влиянием неоконфуцианства.

Философия

Неоконфуцианство - это социальная и этическая философия, использующая в качестве основы метафизические идеи, некоторые заимствованные из даосизма. Философию можно охарактеризовать как гуманистическую и рационалистическую, с верой в то, что вселенную можно понять через человеческий разум и что человечество должно создать гармоничные отношения между вселенной и индивидуумом.

Рационализм Неоконфуцианство контрастирует с мистикой господствовавшего ранее буддизма Чань. В отличие от буддистов, неоконфуцианцы верили, что реальность существует и может быть понята человечеством, даже если интерпретации реальности были немного разными в зависимости от школы неоконфуцианства.

Но дух неоконфуцианского рационализма таков. диаметрально противоположный буддийскому мистицизму. В то время как буддизм настаивал на нереальности вещей, неоконфуцианство подчеркивало их реальность. Буддизм и даосизм утверждали, что существование возникло из небытия и вернулось в него; Неоконфуцианство рассматривало реальность как постепенное осознание Великого Предельного... Буддисты, а в некоторой степени также и даосы, полагались на медитацию и проницательность для достижения высшего разума; неоконфуцианцы предпочли следовать Разуму.

Важность ли в неоконфуцианстве дала движению его китайское название, буквально «Изучение Ли».

Школы

Неоконфуцианство было разнородной философской традицией и обычно делится на две разные школы.

Модель двух школ против модели трех школ

В средневековом Китае основное направление неоконфуцианской мысли, получившее название «школа дао», долгое время относило мыслителя по имени Лу Цзююань среди неортодоксальных неконфуцианских писателей. Однако в 15 веке уважаемый философ Ван Янмин встал на сторону Лу и критиковал некоторые основы школы дао, хотя и не отвергая ее полностью. Возражения против философии Янмина возникли еще при его жизни, и вскоре после его смерти Чэнь Цзянь (1497–1567) сгруппировал Ваня вместе с Лу как неортодоксальных писателей, разделив неоконфуцианство на две школы. В результате сегодня неоконфуцианство обычно подразделяется на две разные школы. Школа, которая оставалась доминирующей на протяжении средневековья и раннего Нового времени, называется школой Чэн-Чжу за то почтение, которое она придает Чэн И, Ченг Хао и Чжу Си. Менее доминирующей, противоположной школой была школа Лу-Ван, основанная на уважении к Лу Цзююань и Ван Янмингу.

В отличие от этой модели с двумя ветвями, новый конфуцианец Мо Цзонгсан утверждает, что существовала третья ветвь обучения, основанная на учении Ху Хун (Ху Вуфэн, 1106–1161) и Лю Цзунчжоу (Лю Цзишань, 1578–1645). Значение этой третьей ветви, согласно Моу, заключалось в том, что они представляли прямую линию пионеров неоконфуцианства Чжоу Дуньи, Чжан Цзая и Чэн Хао. Более того, эта третья и вторая школа Лу-Ван вместе взятые образуют истинное направление неоконфуцианства, а не школу Чэн-Чжу. Мейнстрим представляет собой возврат к учениям Конфуция, Менцзи, Доктрины среднего и Комментариям Книги Перемен. Школа Чэн-Чжу поэтому была лишь ветвью меньшинства, основанной на Великом Учении, и ошибочно подчеркивала интеллектуальные исследования, а не изучение мудрости.

Школа Чэн-Чжу

Чжу Си сформулировал неоконфуцианское мировоззрение следующим образом. Он считал, что Дао (кит. : 道; пиньинь : dào; букв. : «путь») Тиан (китайский : 天; пиньинь : тиань; букв. : «небо») выражается в принципе или li (китайским :理; пиньинь : lǐ), но в ножнах или qi (китайский : 氣; пиньинь : ци). В этом его система основана на буддийских системах того времени, которые разделяли вещи на принцип (опять же, li) и функции (китайский : 事; пиньинь : ши). В неоконфуцианской формулировке Ли сам по себе чист и почти совершенен, но с добавлением ци возникают базовые эмоции и конфликты. Неоконфуцианцы утверждали, что человеческая природа изначально добрая (следуя Менций ), но не чиста, если не предпринимаются действия по ее очищению. Таким образом, необходимо очистить свою Ли. Однако, в отличие от буддистов и даосов, неоконфуцианцы не верили во внешний мир, не связанный с миром материи. Кроме того, неоконфуцианцы в целом отвергли идею реинкарнации и связанную с ней идею кармы.

. У разных неоконфуцианцев были разные идеи, как это сделать. Чжу Си верил в гэву (кит. : 格物; пиньинь : гэуù), Исследование вещей, по сути, академическую форму наблюдательной науки, основанную на идее, что жизнь находится в пределах мира..

Школа Лу-Ван

Ван Янмин (Ван Шоурэнь), вероятно, второй по влиянию неоконфуцианец, пришел к другому выводу: если ли присутствует во всем, а ли есть в сердце-разуме нет лучшего места для поиска, чем внутри себя. Для этого он предпочитал jingzuo (китайский : 靜坐; pinyin : jìngzuò; букв. : «тихое сидение»), практика, которая сильно напоминает дзадзэн или чан (дзен). Ван Янмин развил идею врожденного знания, утверждая, что каждый человек с рождения знает разницу между добром и злом. Такое знание интуитивно, а не рационально. Эти революционные идеи Ван Янмина позже вдохновили выдающихся японских мыслителей, таких как Мотоори Норинага, который утверждал, что из-за синтоистских божеств только японцы обладали интуитивной способностью различать добро и зло без комплексная рационализация. Школа мысли Ван Янмина (Ōyōmei-gaku по-японски) также частично послужила идеологической основой для некоторых самураев, которые стремились к действиям, основанным на интуиции, а не на схоластике. Таким образом, он также обеспечил интеллектуальную основу для радикальных политических действий самураев низкого ранга за десятилетия до правления Мэйдзи Ишин (1868 г.), в результате которого власть Токугава (1600–1868 гг.) Была свергнута.

Неоконфуцианство в Корее

В Чосон Корее неоконфуцианство утвердилось в качестве государственной идеологии. Юань оккупация Корейского полуострова представила в Корее школу неоконфуцианства Чжу Си. Неоконфуцианство было введено в Корею Ан Хяном во время династии Корё. В то время, когда он представил неоконфуцианство, династия Корё находилась в последнем столетии своего существования и находилась под влиянием монгольской династии Юань.

Многие корейские ученые посетили Китай в эпоху Юань, и Ан был среди них. В 1286 году он прочитал книгу Чжу Си в Яньцзине и был так тронут ею, что полностью переписал книгу и вернулся с ней в Корею. В то время это очень вдохновляло корейских интеллектуалов, и многие, преимущественно из среднего класса и разочарованные крайностями организованной религии (а именно, буддизма) и старой знати, приняли неоконфуцианство. Новообразованные неоконфуцианские интеллектуалы были руководящими группами, нацеленными на свержение старой (и все более находящейся под иностранным влиянием) династии Корё.

Портрет Чо Гван-дзё

После падения Корё и установления династии Чосон И Сон-ге в 1392 году, неоконфуцианство стало государственной идеологией. Буддизм и организованная религия в целом считались ядовитыми для неоконфуцианского строя. Соответственно, буддизм ограничивался и иногда преследовался Чосон. Поскольку неоконфуцианство поощряло образование, по всей стране был основан ряд неоконфуцианских школ (서원 seowon и 향교 hyanggyo), в результате чего появилось много ученых, в том числе Чо Гван-дзё (조광조,趙光祖; 1482–1520), И Хван (이황, 李 滉; псевдоним Toegye 퇴계, 退溪; 1501–1570) и И И (이이, 李 珥; 1536– 1584).

В начале 16 века Джо попытался превратить Чосон в идеальное неоконфуцианское общество с помощью ряда радикальных реформ, пока он не был казнен в 1520 году. Несмотря на это, неоконфуцианство вскоре приняло еще большую роль в династия Чосон. Вскоре ученые-неоконфуцианцы, которые больше не довольствовались только чтением и запоминанием оригинальных китайских заповедей, начали разрабатывать новые неоконфуцианские теории. И Хван и И И были наиболее выдающимися из этих новых теоретиков.

Самыми выдающимися учениками И Хвана были Ким Сон Ир (金 誠 一, 1538–1593), Ю Сон Рён (柳成龍 1542–1607) и Чон Гу (한강 정구, 寒 岡 鄭 逑, 1543–1620), известные как «три героя». За ними последовало второе поколение ученых, среди которых были Чан Хёнван (張顯光, 1554–1637) и Чан Хын-Хё (敬 堂 張興孝, 1564–1633), а также третье поколение (включая Хо Мок, Юн Хю, Юн Сон-до и Сон Си-Ёль ), которые привели школу в 18-е столетие

Но неоконфуцианство стало настолько догматичным за относительно быстрое время, что предотвратило столь необходимое социально-экономическое развитие и изменения и привело к внутренним разногласиям и критике многих новых теорий, независимо от их популярности. Например, теории Ван Янмина, которые были популярны в китайской династии Мин, считались ересью и строго осуждались корейскими неоконфуцианцами. Кроме того, были исключены любые примечания к конфуцианскому канону, отличные от Чжу Си. При Чосоне новый правящий класс под названием Сарим (사림, 士林) также разделился на политические фракции в соответствии с их разнообразием неоконфуцианских взглядов на политику. Было две большие фракции и множество подфракций.

Во время японского вторжения в Корею (1592–1598) многие корейские неоконфуцианские книги и ученые были доставлены в Японию и оказали влияние на японских ученых, таких как Фудзивара Сэйка и повлиял на развитие японского неоконфуцианства.

Неоконфуцианство в Японии

Неоконфуцианство во Вьетнаме

Портрет Чу Ван Аня (1292–1370), выдающегося вьетнамского учителя конфуцианства в 14 веке.

В 1070 году, Император Ли Тхань Тонг открыл в Ханое первый университет Конфуция под названием Ван Мину. Суд Ли, Трун расширил влияние конфуцианства во вьетнамском мандарине через годовые экзамены, продолжил модель династии Тан, пока не был аннексирован захватчиками Мин в 1407 году. В 1460 году император Ле Тхань Тонг из Ле Династия приняла неоконфуцианство в качестве основных ценностей Чи Вита.

Бюрократические экзамены

Неоконфуцианство стало интерпретацией конфуцианства, мастерство которого было необходимо для сдачи бюрократических экзаменов Мин, и продолжалось в таким путем через династию Цин до конца имперской экзаменационной системы в 1905 году. Однако многие ученые, такие как Бенджамин Эльман, сомневаются в том, в какой степени их роль как ортодоксальной интерпретации в государственные экзамены отражают степень, в которой и бюрократы, и китайские дворяне действительно верили этим интерпретациям, и указывают на то, что существовали очень активные школы, такие как Ханьское учение, предлагавшее конкурирующие интерпретации конфуцианства.

Конкурирующая школа конфуцианства называлась доказательной школой или ханьским обучением и утверждала, что неоконфуцианство привело к безнадежному загрязнению учения конфуцианства буддийским мышлением.. Эта школа также критиковала неоконфуцианство за чрезмерную озабоченность пустыми философскими спекуляциями, не связанными с реальностью.

Конфуцианский канон

Конфуцианский канон в том виде, в котором он существует сегодня, по существу был составлен Чжу Си. Чжу кодифицировал канон Четырех Книг (Великое обучение, Доктрина среднего, Аналекты Конфуция и Мэн-цзы ), которые в последующие династии Мин и Цин стали основой официальной программы экзаменов на государственную службу.

Новое конфуцианство

В 1920-х годах новое конфуцианство, также известное как современное неоконфуцианство, начало развиваться и впитывать западные знания в поисках способа модернизации китайской культуры. основанный на традиционном конфуцианстве. Он посвящен четырем темам: современные преобразования китайской культуры; Гуманистический дух китайской культуры; Религиозный оттенок в китайской культуре; Интуитивный способ мышления, чтобы выйти за рамки логики и уничтожить концепцию анализа исключения. Придерживаясь традиционного конфуцианства и неоконфуцианства, современное неоконфуцианство способствует выходу нации из затруднительного положения, с которым столкнулась древняя китайская традиционная культура в процессе модернизации; Кроме того, он также способствует развитию мировой культуры индустриальной цивилизации, а не традиционных личных чувств.

Выдающиеся неоконфуцианские ученые

Китай

Корея

Япония

Вьетнам

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 14:21:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте