Нелли ван Дусбург | |
---|---|
![]() | |
Родилась | 27 июля 1899 г.. Гаага, Нидерланды |
Умер | 1 октября 1975 (1975-11) (76 лет). Медон, Франция |
Национальность | Голландка |
Нелли ван Дусбург или Купера, Петро ван Дусбург, Нелли ван Мурсель (27 июля 1899 - 1 октября 1975) были голландским авангардистом (дада ) музыкантом, танцором и художницей. Как художник она использовала псевдоним Купера.
Нелли ван Дусбург Мурсель родилась 27 июля 1899 года в Гааге..
Она была пожизненной защитницей движения Де Стейл и советником. известному американскому коллекционеру произведений искусства, богемному и светскому человеку Пегги Гуггенхайм.
В 1920 году она познакомилась с Тео Ван Дусбургом через своего брата, у которого была подписка на журнал De Stijl, опубликовано Ван Дусбургом. Во время открытия выставки La Section d'Or в Гааге 11 июля 1920 года она сразу влюбилась в него. Ее родители-католики не оценили связь с Ван Дусбургом, который был не только протестантом, но и женат. Она сбежала из дома на рубеже 1920-1921 гг. И была принята в Лейдене J.J.P. Уд и жена Ван Дусбурга Лена Милиус. Во время отношений с Ван Дусбургом она познакомилась с миром современного искусства. Ван Дусбург взял ее с собой в турне по Европе в марте 1921 года, во время которого они также посетили Пита Мондриана в Париже.
С апреля 1921 года она жила с Ван Дусбургом в Веймаре. В декабре она провела несколько недель в Вене, чтобы задуматься о своем будущем. Здесь она познакомилась с венгерским художником Лайошем Кашаком, издателем журнала Ma. Aktivista Folyóirat (журнал «Настоящие активисты»). После этого возникла переписка между Касаком и Тео ван Дусбургом.
24 сентября 1922 года она вместе с Тео, Кор ван Эстереном и другими посетила Städtische Kunstverein Вальтера Декселя в Йене. На следующий день она сыграла произведения Витторио Риети во время дада-вечера в отеле Fürstenhof в Веймаре, в котором также участвовали Жан Арп и Тристан Цара.
В январе-феврале 1923 года она вместе со своим будущим мужем и артистами Куртом Швиттерсом и Вильмосом Хусаром под своим сценическим псевдонимом Петро участвовала в гастрольном туре голландского дадаиста. В эти вечера она играла музыку Сати и Риети. После этого тура она исполнила композиции Артура Онеггера, Даниэля Руйнемана, Фрэнсиса Пуленка, Йозефа Хауэра и Эгона Веллеса во время «Modern Soirée» 12 марта в школа танцев Лили Грин в Гааге. В ее репертуаре также фигурирует «Вкус стиля искусства» композитора Якоба ван Домселаера. Кроме того, под псевдонимом Cupera она написала ряд картин, в которых можно увидеть влияние Де Стейла. В Париже она получила известность как танцовщица Соня Петровска.
Со 2 октября 1929 г. по 5 января 1930 г. она организовала ESAC (Expositions Sélectes d'Art Contemporain) «современной молодой парижской живописи» в Музее Стеделийк в Амстердаме и Студии Пульхри в Гаага. Ван Дусбург также участвовала в этой выставке под своим псевдонимом П. Купера.
После смерти Тео ван Дусбурга вдова Нелли ван Дусбург взяла на себя обязательство сохранить память о своем муже. Ей хотелось помочь однобокому изображению, что он в первую очередь последователь, а не новатор в современном искусстве, вне мира. С этой целью она организовала серию выставок его работ. Она также приютила большую часть его картин, продавая их лучшим коллекциям современного искусства в мире. Многие картины Ван Дусбурга оказались в Соединенных Штатах, например, в Музее современного искусства и в коллекциях Гуггенхайма, потому что Ван Дусбург дружил с Пегги Гуггенхайм, который выступал ее агентом в Америке. В пятидесятые она также сделала несколько репродукций шелкографии работ своего мужа. Оставшаяся коллекция Ван Дусбурга, состоящая в основном из архивных материалов, исследований, фотографий и рисунков, оставила Нелли ван Дусбург ее кузену Визу ван Мурселю, который подарил ее голландскому народу в 1981 году. Коллекция находится в ведении Нидерландского института культурного наследия и Нидерландский институт истории искусств.
Она также оставалась активной в кругу художников. У нее были непродолжительные отношения с немецким архитектором Людвигом Мис ван дер Роэ. Она также была важным свидетелем всего движения Стиджла, хорошим источником, среди прочего, для книги «Голландский дада» К. Шипперс. В конце жизни она вернулась к своим корням и снова стала католичкой.
Ходят слухи, что у Нелли ван Дусбург был роман с джазовым музыкантом Телониус Монк, с которым она познакомилась в Театр Минтона, и продолжила отношения в Де Дом Стидж в Медоне.
Нелли ван Дусбург умерла в возрасте 76 лет от последствий рака груди в доме и студии, спроектированной Тео ван Дусбургом в Медоне, Франция.
| journal =
()![]() | На Викискладе есть материалы, связанные с Нелли ван Дусбург. |