Нефернефруатон | |
---|---|
Фараон | |
Правление | c 1334–1332 до н.э. (Восемнадцатая династия Египта ) |
Предшественник | Сменхкаре |
Преемник | Тутанхамон |
Королевский титул | |
Консорт | если Нефертити: Ахенатон. если Меритатен: Сменхкаре |
Отец | неизвестен |
Мать | неизвестен |
Умер | ок. 1332 г. до н.э. |
Анххеперуре-мери-Неферхеперуре / -Ваэнр / -Атен Нефернефруатен было именем, используемым для обозначения либо Меритатон, либо, что более вероятно, Нефертити.
Археологические данные относятся к женщине, которая правила фараоном в конце период Амарны во время Восемнадцатой династии. Ее пол подтверждается женскими следами, которые иногда встречаются в имени, и эпитетом Akhet-en-hyes («Действующий для мужа "), включенного в одну из версий ее второго картуша.
. Ее следует отличать от царя, который использовал имя Анххеп erure Сменхкаре-Джесер Хеперу, но без эпитетов ни в одном картуше.
Если этот человек - Нефертити, правящая как единственный фараон, это было теоретически выдвинуто египтологом и археологом доктором. Захи Хавасс, что ее правление было отмечено падением Амарны и перемещением столицы обратно в традиционный город Фивы.
Как показано в 2011 Метрополитен-музей симпозиум по Хоремхебу, общая хронология поздней восемнадцатой династии:
Царь | Приблизительные годы |
---|---|
Эхнатон | 17 лет |
Анххеперуре Нефернефруатен | 2+ года |
Анххеперуре См enkhkare | 1-2 года |
Тутанхатен / Тутанхамон | 10 лет |
Ay | 3 года |
Хоремхеб | 14 лет |
Нет широкого консенсуса относительно порядка наследования Сменхкаре и Нефернеферуатена. При небольшом количестве датированных свидетельств, позволяющих с уверенностью зафиксировать их правление, порядок зависит от того, как интерпретируются свидетельства. Многие энциклопедические источники и атласы показывают, что Сменхкар стал преемником Эхнатона на основе традиции, восходящей к 1845 году, а некоторые до сих пор объединяют Сменхкаре с Нефернефруатеном.
Период от 13-го года правления Эхнатона до вознесения Тутанхатена очень туманный. Правления Сменхкаре и Нефернефруатон были очень краткими и оставили мало монументальных или письменных свидетельств, чтобы составить ясную картину политических событий. Вдобавок к этому Нефернеферуатен разделяет свое преномен, или тронное имя, со Сменхкаре, а ее имя (или имя при рождении) - с Нефертити / Нефертити-Нефернефруатен, что иногда очень затрудняет идентификацию.
Египтяне сами пытались скрыть от нас свидетельства правления царей во время Амарны. Преемник Нефернефруатон, похоже, отказал ей в погребении царя, и позже, во время правления Хоремхеба, весь период Амарны стал рассматриваться как анафема, и правление фараонов периода Амарны от Эхнатона до Ай были исключены из истории, поскольку полные годы правления этих царей были приписаны Хоремхебу. В результате 3300 лет спустя ученым пришлось бы соединить события воедино и даже постепенно воскресить игроков с доказательствами, которые иногда ограничивались палимпсестом.
. С доказательствами, столь мутными и двусмысленными, в то или иное время, имя, пол, личность и даже существование Нефернефруатона были предметом споров среди египтологов. Отсутствие уникальных имен продолжает вызывать проблемы в книгах и статьях, написанных до начала 1980-х годов: объект можно охарактеризовать как носящий имя Сменхкаре, тогда как, если на самом деле имя было «Анххеперуре», он мог быть связан с одним из два человека.
Манефон был священником во времена Птолемеев в третьем веке до нашей эры. Его Aegyptiaca (История Египта) разделила правителей на династии, что составляет основу современной системы датирования Древнего Египта. Его работа утеряна и известна лишь отрывочно от более поздних авторов, цитирующих его работы. В результате подавления царей Амарны, Манефон - единственная доступная древняя запись.
В «Эпитоме» Манефона, кратком изложении его работы, правление поздней восемнадцатой династии описывается как «Аменофис на 30 лет и 10 месяцев», который, вероятно, является Аменхотепом III. Затем «его сын Орус на 36 лет 5 месяцев», это часто рассматривается как искажение имени Хоремхеб со всем приписываемым ему периодом Амарны, но другие видят Оруса как Эхнатона. Затем идет «его дочь Асенчерес в течение 12 лет и 1 месяц, а затем ее брат Ратотис в течение 9 лет». По словам Габольда, Acencheres - это Ankhkheperure, с допущенной ошибкой транскрипции, которая преобразовала 2 года, 1 месяц в 12 лет, 1 месяц (Африканский и Евсевий цитируют 32 и 16 лет для этого человека) при добавлении 10 лет. Большинство согласны с тем, что Ратотис относится к Тутанхамону; следовательно, порядок преемственности также поддерживает Асенчера как Анххеперуре. За Ратотисом следует «его сын Асенчерес в течение 12 лет 5 месяцев, его сын Асенчерес II в течение 12 лет 3 месяцев», что необъяснимо и демонстрирует пределы, на которые можно положиться на Мането.
В медленном раскрытии есть несколько важных моментов, касающихся существования, пола и личности Нефернефруатона. Сегодня они продолжают оставаться ключевыми элементами различных теорий.
Это может означать, что эти двое были сопрегентами, как предполагалось изначально, однако сцена в гробнице Мерира не датирована и Эхнатон в нем не изображен и не упоминается. Точно неизвестно, когда умер владелец гробницы или мог ли он жить, чтобы служить новому королю. Кувшин также, кажется, указывает на необходимость, но может быть случай, когда один король ассоциирует себя с предшественником. Простая ассоциация имен не всегда указывает на важность. Как и многое другое в этот период, доказательства наводят на размышления, но не окончательны.
Надпись Картера 001k, ящик из гробницы ТутанхамонаНекоторые предметы в гробнице Тутанхамона (KV62 ) изначально предназначались для Нефернефруатона. Среди них Carter 261p (1), потрясающая золотая пектораль с изображением богини Нут. Среди других предметов - камень саркофаг, обертки мумий, королевские статуэтки; канопические предметы (сундуки, гробницы, пробки для банок), различные браслеты и даже шабти фигурки. Считается, что некоторые предметы изначально предназначались для женщин, исходя из стиля, даже если имя не может быть восстановлено. Исследования египтолога Николаса Ривза с 2001 года показали, что даже знаменитая золотая маска, возможно, изначально предназначалась Нефернеферуатон, так как ее королевское имя в картуше, Анххеперуре, был найден частично стертым на погребальной маске Тутанхамона.
Царь Верхнего и Нижнего Египта, Живущий в Истине, Повелитель Двух Земель, Неферкхеперуре-Ваэнре.
Сын Ре, Живущий в Истине, Владыка Короны, Эхнатон, Великий по своим временам. Царь Верхнего и Нижнего Египта, Повелитель Двух Земель, Анххеперуре Мери-Неферхеперре. Сын Ре, Повелитель Корон, Нефернефруатон Мери-Ваэнре.
Великая Королевская Супруга, Меритатон, да будет она жить вечно
год царствования 3, третий месяц наводнения, день 10. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка двух земель Анххеперуре Возлюбленный Атона, сын Ре Нефернефруатен Возлюбленный из Waenre. Поклонение Амону, целование земли Вененнефером мирским священником, писцом божественных подношений Амона в Особняке [храме] Анххеперуре в Фивах, Павах, рожденный Йотефсенебом. Он говорит:
Николас Ривз заключает из этой надписи 3-го года Пава в могиле Пири ниже:
Следовательно, Нефернефруатон могла быть правительницей эпохи Амарны, которая первой достигла договоренностей со священниками Амона и восстановила культ Амона - а не Тутанхамона, как считалось ранее, - поскольку ее собственный погребальный храм находился в Фивах - религиозный столица жречества Амона, и жрецы Амона теперь работали в нем, однако политическая администрация Египта все еще находилась в Амарне, а не в Фивах при правлении Нефернефруатона.
Для Некоторое время общепринятая интерпретация свидетельства заключалась в том, что Сменхкар служил соправителем с Эхнатоном, начиная примерно с 15 года, используя тронное имя Анххеперуре. В какой-то момент, возможно, чтобы начать свое единоличное правление, он изменил свое имя на Анххеперуре Нефернеферуатен. Согласно альтернативному мнению, Нефертити была королем Нефернефруатон, в некоторых версиях она также маскируется под мужчину, используя имя Сменхкаре.
В этом состоянии все оставалось до начала 1970-х годов, когда английский египтолог Джон Харрис отметил в серии статей существование версий первого картуша, которые, казалось, включали женские признаки. Они были связаны с несколькими предметами, включая статуэтку, найденную в гробнице Тутанхамона, изображающую царя, чья внешность была особенно женственной, даже для Амарны искусства, которое, кажется, благоприятствует андрогинности. Есть несколько стел, изображающих короля вместе с кем-то еще - часто в королевской короне - в различных знакомых, почти интимных сценах. Все они незакончены или без надписей, а некоторые стерты. К ним относятся:
Улики могут указывать на женщина-сопредседатель, но уникальная ситуация, когда сменявшие друг друга короли использовали одинаковые тронные имена, возможно, привели к большой путанице.
В статье Рольфа Краусса из Египетского музея в Берлине был рассмотрен срединный путь, предполагавший, что, хотя Сменхкаре / Нефернефруатон был мужчиной, его жена Меритатон могла править с женским преноменом «Анх-эт-хеперуре» после Смерть Эхнатона и до воцарения Сменхкаре. Затем Сменхкаре принимает мужскую форму своего преномена после вступления на престол через брак с ней. Хотя это был шаг вперед в установлении женского короля, он также вызвал новую дискуссию о том, какие доказательства относятся к Меритатон, а какие - к Сменхкаре.
В 1988 году Джеймс П. Аллен предположил, что можно отделить Сменхкаре от Нефернефруатена. Он отметил, что название «Анххеперуре» переводится по-разному в зависимости от того, связано ли оно со Сменхкаре или Нефернефруатен. В сочетании с Нефернефруатоном преномен включал эпитет, относящийся к Эхнатону, например «желанный Ва эн Ре». Не было случаев, когда «длинные» версии преномена встречались вместе с номеном «Сменхкаре», равно как и «краткая» версия никогда не была связана с номеном «Нефернефруатен».
Как видно на соседнем изображении, различия в женской и стандартной формах минимальны: дополнительный женский символ «t» в имени или эпитете (или в обоих, как в № 94), может со временем исчезнуть. или просто неправильно прочитали, особенно на небольших предметах. Вслед за Алленом, без учета женских признаков, все три этих имени будут относиться к королю Нефернеферуатон, поскольку они включают эпитеты и связывают ее с Эхнатоном («желаемым из Ва-эн ре / Неферхеперуре»).
В статье 1994 года Аллен предположил, что разная передача имен вполне может указывать на двух человек, а не на одного человека: «… само свидетельство не требует отождествления Сменх-ка-ре с Нефер- neferu-aton, и на самом деле утверждение, что два набора имен должны принадлежать одному человеку, только ослабляет каждый случай. "
Аллен заметил еще один нюанс в именах: тростниковый (jtn) глиф в 'Neferneferuaten 'всегда переворачивается лицом к определяющему элементу сидящая женщина в конце имени, когда он связан с формой Нефертити. За исключением уникального случая, трость не переворачивается при использовании с Анххеперуре. Это может быть воспринято как указание на то, что Нефернефруатон также является индивидуумом, помимо Нефертити, на основании общей разницы, или на указание, что они - одно и то же лицо на основе уникального воспроизведения в присутствии определяющего признака сидящего человека (см. Ниже).
Позже французский египтолог Марк Габольд заметил, что несколько предметов из гробницы Тутанхамона, которые первоначально были написаны для Нефернефруатона и читались как «... желанные Ахенатоном», были первоначально надписаны как Akhet-en-hyes или «эффективный для ее мужа». Его чтение было позже подтверждено Джеймсом Алленом.
Использование эпитетов (или их отсутствие) для обозначения царя, упомянутого в надписи, в конечном итоге стало широко признано среди ученых и регулярно цитируется в их работах, хотя иногда будут приводиться доводы в пользу исключения конкретной надписи или экземпляра чтобы поддержать более крупную гипотезу. По мере того как споры о Сменхкаре и Нефернефруатен утихли, открылась дверь для новых интерпретаций доказательств.
Позже Аллен показал, что эпитеты Нефернефруатон были трех типов или наборов. Обычно они выражались в форме «желает...», но иногда их заменяли на «действенные для ее мужа». В некоторых случаях после имен может следовать «оправдано» с использованием женских атрибутов. Термин «оправданный» (maet kheru) - распространенный показатель того, что упомянутый человек мертв. Подобное упоминание, связанное с Хатшепсут в гробнице Пеньяти, означает, что она недавно умерла. Наконец, некоторые из ее картушей имеют уникальные эпитеты, совершенно не связанные с Эхнатоном. К ним относятся «желаемое Атона» и «Правитель».
Др. Аллен пришел к выводу, что сильная принадлежность к Эхнатону в эпитетах и их количестве делает вероятным, что Нефернефруатон был его соправителем и, следовательно, предшествовал Сменхкаре. Эпитеты "эффективный...", следовательно, представляют период, в течение которого Эхнатон был выведен из строя, но могут также относиться к периоду после смерти Эхнатона. Наконец, менее распространенные версии «без Эхнатона» представляли период единоличного правления Нефернефруатона.
Джеймс Аллен также предложил возможное объяснение использования одного и того же тронного имени двумя последовательными королями. Он предположил, что почти постоянные ссылки на Эхнатона, в частности версии «желаемого Эхнатона», могут быть провозглашением легитимности со стороны Нефернефруатона. То есть эпитеты используются, чтобы объявить ее избранным преемником или сопредседателем Эхнатона. Одно из следствий этого: могло быть сопротивление выбору Нефернефруатона, или такое сопротивление было ожидаемым. Похоже, это подтверждается тем, что ее погребальные предметы узурпированы, чтобы лишить ее возможности похоронить короля.
Аллен предположил, что использование имени Анххеперуре должно было «подчеркнуть законность притязаний Сменх-ка-ре против« избранного »(/ mr /) сопрегента Эхнатона». То есть разделение царского дома поставило Сменхкара на престол в качестве соперничающего короля Нефернефруатона. Это было предложено как простое и логичное прочтение свидетельств, объясняющих природу эпитетов, использование одинаковых преноменов сменяющими друг друга королями и то, что ей было отказано в королевских захоронениях. Однако без каких-либо датированных свидетельств соперничающих или одновременных королей, это остается предположением.
. prenomen (левый столбец) и nomen (правый столбец) формы для Ankhkheperure Neferneferuaten . Обратите внимание, что помимо колец, женская форма Ankh-et- кхеперуре пока еще не встречается в королевских картуше. В какой-то момент один или несколько mery Akhet-en-hyes (эффективных для ее мужа) были прочитаны как «желанные Эхнатоном», вероятно, на основании птичьего символа.
Четвертый набор взят из иератической надписи из гробницы Пайри (TT139), которая, кажется, имеет женский маркер в эпитете номена. В последнем номене ведущий тростник перевернут, как это всегда бывает в картуше Нефертити-Нефернефруатон.
К концу двадцатого века существовала «значительная степень согласия». "что Нефернефруатон была женщиной-королем, а Сменхкар - отдельным мужчиной-королем, особенно среди специалистов того периода, хотя в публикациях и в Интернете они все еще часто смешиваются. Многие египтологи полагают, что она также служила сопредседателем на основе стелы и эпитетов, за исключением заметных исключений сторонников Меритатен. Единоличное правление кажется весьма вероятным, учитывая, что надпись Пири датируется годами ее царствования. Мнения относительно места и характера правления Сменхкаре разделились.
Акцент теперь смещается на личность Нефернефруатон, с каждым кандидатом, имеющим своего адвоката (адвокатов), дебаты, которые, возможно, никогда не будут разрешены к всеобщему удовлетворению.
Нефертити была одним из первых кандидатов на пост короля Нефернефруатона, впервые предложенного в 1973 году Дж. Р. Харрисом. Согласно одной из теорий 1970-х годов, Нефертити маскировалась под Короля Сменхкара-мужчину, и этого до сих пор придерживаются немногие - вплоть до 2001 года Ривз и до 2004 года Додсон.
Очевидное использование ее имени заставило ее очевидный кандидат еще до того, как пол Нефернефруатон был твердо установлен. Остатки расписной штукатурки с королевскими именами Нефернефруатон, найденные в Северном дворце, долгое время считавшимся резиденцией Нефертити, подтверждают ассоциацию Нефертити как короля.
Нефертити была в первых рядах во время правления своего мужа. и даже изображали участие в царских действиях, таких как поражение врагов Египта (см. изображение справа). Основная предпосылка заключается в том, что ее известность и сопутствующая сила в период Амарны были почти беспрецедентными для королевы, что делает ее наиболее вероятной и способной женщиной, которая станет преемницей Эхнатона.
Coregency Stela ( UC 410), упомянутый ранее, мог бы решить вопрос, если бы он не был так сильно поврежден. Имя Нефернефруатен заменило в нем имя Нефертити. То, как изображение Нефертити было изменено, чтобы оно соответствовало новой надписи, могло решить вопрос, если бы ее изображение не пропало. Если бы ее образ был заменен полностью, это означало бы, что Нефертити была заменена кем-то еще по имени Король Нефернефруатон и, возможно, она умерла. Если бы к ее образу была добавлена просто новая корона, это было бы довольно сильным аргументом в пользу того, что Нефертити приняла новое имя и титул. Как бы то ни было, сцена, кажется, изображает другую королевскую семью, включая, по крайней мере, Меритатена. Замена имени Нефертити на имя Короля Нефернефруатона в изображении королевской семьи, по-прежнему, похоже, отдает предпочтение Нефертити как новому королю.
Основным аргументом против Нефертити было то, что она, вероятно, умерла где-то через 12 лет, последнее датированное ее изображение. Обычно, когда кто-то исчезает с надписей и изображений, самым простым объяснением является его смерть. Доказательства, подтверждающие это, включают:
Однако эта теория оказалась неверной, поскольку, как теперь известно, Нефертити была жива в 16-м году жизни. Эхнатона - предпоследний год правления ее мужа.
В декабре 2012 года Археологическая миссия Левена объявила об обнаружении иератической надписи в известняковом карьере, в которой упоминается строительный проект в Амарне. Говорят, что текст сильно поврежден, но докторант прочитал текст, чтобы указать дату с шестнадцатого года правления Эхнатона, и заметил, что в нем Нефертити упоминается как главная жена Эхнатона. Полная надпись не была официально опубликована или изучена в то время, но некоторые ее части были опубликованы, и они ясно демонстрируют, что Нефертити, главная королева Эхнатона, была еще жива в конце 16-го года правления Эхнатона. Надпись явно датирована 16 годом III Ахетом 15 днем царствования Эхнатона и одновременно упоминает присутствие царицы Нефертити - или «Великой королевской жены, Его Возлюбленная, Госпожа Двух Земель, Нефернефруатон Нефертити "- в третьей строке. Едва читаемый пятистрочный текст, найденный в известняковом карьере в Дейр эль-Берша, был расшифрован и истолкован (надпись была найдена в известняковом карьере в Дайр Абу-Синнис, к северу от Дайр аль-Барша, что к северу от Амарны.)
Теперь надпись полностью опубликована в журнальной статье 2014 года, и существование Нефертити в конце правления Эхнатона было подтверждено. Ее имя, пол и местонахождение во времени могли достаточно убедительно доказывать, что Нефертити была женщиной-правительницей, известной как Нефернефруатон. Это также повлияло бы на различные детали предложенных теорий наследования Амарны. Например, некоторые египтологи, такие как Додсон, предполагают, что Нефернефруатон был сопредседателем в течение примерно трех лет, а затем еще три года в качестве единоличного правителя. Надпись будет являться аргументом против необходимости существования более чем на год - если она вообще существует - поскольку надпись свидетельствует о положении Нефертити как королевы Эхнатона как раз перед началом последнего года жизни Эхнатона. Ван дер Перре пишет об открытии Нефертити в 16-м году Эхнатона (предпоследний год этого короля):
Это указывает на то, что Нефернеферуатон имел независимое правление как фараон восемнадцатой династии после смерти Эхнатона на семнадцатом году его жизни.
Даже среди египтологов, которые защищают Нефертити как Нефернефруатон, точная природа ее правления может быть разной. Ривз видит, что Нефертити правит независимо в течение некоторого времени до Тутанхамона, и идентифицировал ее как Дахамунзу эпизода о написании писем хеттов. В поддержку Ривз поясняет, что Нефертити не исчезла и в последние годы правления Эхнатона ее можно увидеть в виде различных стел. Шабти объясняется как вотив, помещенный в гробницу кто-то близкий к Нефертити, такой как Мекетатон, в то время, когда она еще не была вознесена.
Амарна Сансет, написанная Эйданом Додсоном, является самой последней теорией на сегодняшний день и предлагает несколько новых идей относительно хронология и течение событий. На основании ее Местоположение и состояние завершения, Додсон считает, что изображение Сменхкаре в гробнице Мерира не может датироваться позднее 13/14 года или самое позднее 14/15 года Эхнатона. В случае принятия Сменхкаре не мог иметь независимого правления, и, следовательно, Нефернефруатон должен был прийти после него, в результате чего Сменхкаре правление полностью соответствовало ему, закончившееся примерно годом позже, в 14 или 15 году правления Эхнатона.
Затем Нефертити какое-то время следует за Сменхкаре в качестве сопредседателя, используя имя Анххеперуре Нефернеферуатен. Додсон заключает, что Нефертити была матерью Тутанхатена, поэтому после смерти Эхнатона она продолжает исполнять обязанности регента / сопредседателя Тутанхатена. Додсон предполагает, что в этой роли Нефернефруатон помогала руководить реформацией в первые годы Тутанхатена, и предполагает, что ее поворот стал результатом ее «быстрого приспособления к политической реальности». Чтобы поддержать деятельность Нефертити-Тутанхамона, он цитирует ручки кувшинов, найденные с ее картушем, и другие с изображением Тутанхатена, найденные на Северном Синае.
Годы правления Нефернефруатона засвидетельствованы - два с небольшим - недостаточны, чтобы позволить на короткое время с Эхнатоном плюс независимое правление или другое с Тутанхатеном. Додсон объясняет это, предполагая, что Нефертити считала свои годы только после смерти Эхнатона, что является общепринятым мнением, выдвинутым Мурнэйном для объяснения отсутствия двойных дат в Новом Королевстве, даже когда известно, что существует сопредельность. Затем Додсон предполагает, что она, возможно, позже поделилась царственным свиданием Тутанхамона, фактически передав ему статус старшего, по крайней мере номинально.
Предлагается несколько интересных идей, достойных рассмотрения, но центральное предположение, что Нефертити была матерью Тутанхатена, с тех пор было доказано, что это ложь. Доказательства ДНК были опубликованы через год после того, как книга пришла к выводу, что родители Тутанхатена были братьями и сестрами Аменхотепа III, а Нефертити им не был.
Марк Габольде утверждает, что Тутанхатен никогда не правил в Амарне дольше нескольких месяцев. Он отмечает, что, хотя Эхнатон, Нефернефруатон и даже Сменхкар признаны королями в Амарне, доказательства существования Тутанхатена ограничиваются некоторыми кольцами лицевой панели. То есть отсутствуют свидетельства, обычно связанные с королевской резиденцией: нет штампованных кирпичей, рельефов или картин; он не упоминается и не изображается ни в каких частных гробницах, культовых стелах, королевских изображениях или документах; в результате в Амарне нет никаких свидетельств существования царя Тутанхатена. Обручальные кольца и скарабеи, носящие его имя, были найдены только для того, чтобы показать, что город все еще был населен во время его правления. Поскольку Нефернефруатен почти не засвидетельствован за пределами Амарны, а Тутанкатен почти не засвидетельствован в Амарне, сопредставительство или регентство кажется маловероятным.
Что касается запечатывания сосудов, то экскаваторы, работающие на объекте Телль-эль-Борг, отмечают, что две амфоры с картушем Нефернефруатена были найдены в мусорной яме в 200 метрах от того места, где находятся два картуша Небхеперуре (Тутанхатен) были найдены. Кроме того, на этом месте присутствуют печати и небольшие предметы, такие как кольца безеля от многих персонажей Восемнадцатой династии, включая Эхнатона, Ай, королеву Тийе и Хоремхеба. Египтологи, проводящие раскопки на этом месте, приходят к выводу: «Следовательно, политическая связь Тутанхамона и Нефернефруатена, основанная на обнаружении их имен на амфорах в Телль-эль-Борге, необоснованна».
Меритатен как Кандидат в Нефернефруатен кажется наиболее подвижным, принимая множество форм в зависимости от взглядов египтолога. Она была выдвинута Рольфом Крауссом в 1973 году для объяснения женских черт в преномене и эпитетах Анххепруре и для соответствия описанию Мането Акенхереса как дочери Ороса. Хотя немногие египтологи поддерживали всю гипотезу, многие действительно принимали ее временами как вероятного или возможного кандидата на роль Анкх-женщины. После смерти Сменхкаре она правит некоторое время и, возможно, в качестве регента Тутанхатена.
Главный аргумент против Меритатена как временного правителя Краусса Анх-эт-хепруре до брака со Сменхкаре или как соправителя Эхнатона, короля Нефернефруатена, заключается в том, что она хорошо зарекомендовала себя как жена и королева Сменхкаре. Для нее, чтобы она позже стала королем, обязательно и, возможно, невероятно для ее подданных, что она ушла от короля до роли жены короля. Этот вид помещает Сменхкаре после Нефернефруатена, что требует, чтобы изображение Мерире было нарисовано через 5–6 лет после изображения «Дурбара», рядом с которым оно находится, и через несколько лет после того, как работы над гробницами были остановлены.
Противодействие этой точке зрения исходит от Марка Габольда, который предлагает политическую необходимость как причину понижения Меритатен в должности. Он видит коробку (гробница Картер 001k, называющая ее рядом с Эхнатоном и Нефернефруатен), как изображающая Меритатон в одновременных ролях, используя имя Нефернефруатон как сопредент и используя свое имя при рождении в роли королевской жены Эхнатона. Он также предположил, что рисунок Мерир был выполнен перед ожидаемой коронацией, которая в итоге не состоялась из-за его смерти.
Большинство египтологов рассматривают два имени, обозначающих двух отдельных людей, как простейшие и более сложные. вероятный взгляд. Большинство изменений имени в период Амарны были связаны с тем, что люди включали в свое имя -Aten или удаляли все более оскорбительный элемент -Amun. У Мерит-Атен не было бы такой потребности, и ей не нужно было бы принимать фараоновские манеры, такие как двойной картуш, просто чтобы действовать от имени своего мужа.
Поскольку в журнале 2014 года было подтверждено, что Нефертити дожила до 16-го года правления Эхнатона, теория Меритатен становится менее вероятной, поскольку она больше не будет наиболее вероятным из ныне живущих людей. используя имя Нефернефруатон или «Эффективный для ее мужа» в качестве эпитета правящей женщины-фараона. Во-вторых, и Эйдан Додсон, и покойный Билл Мурнейн подчеркнули, что женщина-правитель Нефернефруатон и Меритатон / Мериетатон не могут быть одним и тем же лицом. Как пишет Додсон:
Марк Габольде, пожалуй, самый откровенный и стойкий защитник Меритатен как короля Нефернефруатона. Совсем недавно он предположил, что Меритатон был воспитан до соправителя Эхнатона в последние годы его жизни. Она становится его преемником в качестве регента междуцарствия, используя имя Анххепруре, и является царицей дела Дахамунзу с хеттами. Ее уловка оказывается успешной, и хеттский принц Заннанза отправляется в Египет и женится на ней, чтобы претендовать на трон. Он принимает имя Сменхкаре и ее тронное имя. После его смерти она принимает все фараонские прерогативы, чтобы продолжать править как король Анххеперуре Нефернефруатон. Поскольку Тутанкамун был жив и принадлежал к королевской семье, действия Меритатона почти наверняка следует рассматривать как намерение предотвратить его вознесение.
Традиционно издавна считалось, что заговор произошел после смерти Тутанхамона и что Анхесенамун - это королева, во многом основанная на том факте, что она в конце концов вышла замуж за "слугу" Ай. Миллер указывает, что «слуга», вероятно, используется в пренебрежительной манере, а не буквально, и, вероятно, в отношении реальных людей, которые действительно выдвигались в качестве кандидатов ». Если ссылка на «слугу» больше не указывает исключительно на «Ай», то Меритатон и Нефертити также становятся кандидатами, поскольку ни один из сыновей нам не известен.
Версия Сменхкаре / Заннанза мало поддерживает среди египтологов. Миллер указывает, что с присутствием Тутанхамона, Меритатон «по-видимому, потребовалась бы поддержка какого-нибудь могущественного сторонника (-ов) для осуществления такого плана, как эпизод с тахамунзу, остается вопрос, почему этот сторонник решил бросить его вес за такой дерзкий план ». Для успеха заговора предполагается, что юная Меритатон и ее сообщники успешно обманули Суппилулиуму и его посланников (поскольку там был королевский мужчина - Тутанхамон - хотя на самом деле не ее сын), и что заговор оставался секретным в период написания письма. и путешествие Заннанзы в Египет. Предполагается, что другие элементы египетского общества оставались праздными с женским междуцарствием на троне и королевским мужчиной, стоящим рядом, пока это разыгрывалось. Что касается хеттов, это предполагает, что Суппилулиума не только был готов рискнуть последствиями, если заговор был раскрыт, но и не был просто проницательным, Суппилулиума был до крайности безжалостен и был готов рискнуть жизнью своего сына в рискованном предприятии, в котором он подозреваемый обман.
Подробности дела Дахамунзу / Заннанза полностью взяты из хеттских источников, написанных через много лет после событий. Как заявляет Миллер, они были «написаны с полным осознанием мрачного провала схемы, и нельзя исключать возможность того, что Мурсили в какой-то степени пересматривает историю, возлагая полную ответственность за фиаско на египтян, снимая с отца любую вину за его действия. неудавшаяся игра, создавая впечатление, что он сделал все, что в его силах, чтобы обеспечить Заннанзе свободный путь занять египетский трон ».
В 2006 году Джеймс Аллен предложил новое прочтение событий. Ссылаясь на приведенные выше свидетельства, он считает вероятным, что Нефертити умерла после 13 года жизни. Примерно в это же время Эхнатон начал попытки стать отцом своих собственных внуков. Меритатен и Анхесенпаатен появляются со своими дочерьми на рельефах из Амарны, которые первоначально изображали Кию с ее дочерью. Меритатен-ташерит и Анхесенпаатен-ташерит носят титулы «дочь короля его тела, его желанная...» и «рожденная от дочери короля его тела, его желанная...». Это предмет некоторых споров, означает ли это, что Эхнатон действительно породил своих собственных внуков, но Аллен принимает эти титулы за чистую монету как более простое объяснение, чем создание «фантомных» детей для заполнения пространства.
Когда Меритатон родила с девушкой, Эхнатон, возможно, тогда попытался с Мекетатоном, чья смерть во время родов изображена в царских гробницах. Хотя названия младенца отсутствуют, очевидно, что это также была девочка. Все еще не имея наследника мужского пола, Эхнатон затем попробовал с Анхесенпаатен, который также родит ему девочку (также с титулами, подтверждающими Эхнатона как отца). Его следующая младшая дочь, Нефернефруатен-ташерит, почти наверняка была слишком молода, поэтому:
Насколько можно определить, первичный элемент в номене фараона всегда соответствует имени, которое он (или она) терпел перед восхождением на престол; начиная с Восемнадцатой династии и далее, эпитеты обычно добавлялись к этому имени в картуше фараона, но Эхнатон является единственным примером полного и последовательного изменения первичного элемента номена, и даже он использовал свое имя при рождении, Аменхотеп, при вступлении на престол. Свидетельства этой традиции свидетельствуют о том, что сопредент носил имя Нефернефруатон до ее коронации, и, поскольку теперь кажется очевидным, что соправитель не была Нефертити, она должна была быть единственной другой женщиной, известной под этим именем: четвертой дочерью Эхнатона, Нефернефруатон младший
Аллен объясняет, что часть ее имени «ташерит» могла быть исключена либо потому, что было бы неприлично, если бы король использовал «меньший» в своем имени, либо она, возможно, уже была исключена. когда умерла Нефертити.
Возраст Нефернефруатен-ташерит - первое часто возникающее возражение. Считается, что на момент смерти Эхнатона ей было около десяти, но Аллен предполагает, что некоторые дочери могли быть старше, чем обычно рассчитывали, исходя из их первого изображенного появления. Считается, что Мекетатон родилась около 4 года, когда она впервые была изображена. Если это так, то ей было бы всего десять или одиннадцать, когда она умерла при родах около 14 года, что на несколько лет меньше возраста, когда девочки обычно становятся способными зачать ребенка в возрасте 13 лет (Эхнатон и его дочери, возможно, страдали от наследственное генетическое заболевание, называемое синдромом избытка ароматазы, которое привело к гинекомастии у мужчин и преждевременному половому развитию у женщин, что сделало роды в 11 лет менее невероятными).
Аллен предполагает, что, возможно, первое появление Мекетатон - и, возможно, появление других дочерей - было отлучено от груди в возрасте трех лет, и в этом случае ее возраст на момент смерти был бы более вероятным 13 или 14 лет, аргумент Додсон также принимает в Amarna Sunset. Точно так же, поскольку Анхесенпаатон родила ребенка в конце правления Эхнатона, если Нефернефруатен-ташерит родилась примерно через год после своей сестры, то Нефернеферуатон-ташерит, возможно, к концу правления Эхнатона было 13 лет. Более позднее использование эпитетов «эффективный...» может указывать на то, что она тоже в конечном итоге была достаточно взрослой, чтобы выступать в качестве жены своего отца, поддерживая пожилой возраст.
Центральным в теории является то, что Эхнатон был вынужден произвести на свет наследника мужского пола, что привело к попыткам стать отцом его собственных внуков. Если внуки не его или действительно вымышленные, без продвижения через его дочерей, чтобы прибыть в Нефернефруатен-ташерит, его выбор ее в качестве сопредседателя, по крайней мере, остается загадкой, если не менее вероятным. Без внуков нет оснований для обоснования оценок старшего возраста. Сам по себе ее возраст не должен дисквалифицировать ее, поскольку именно в этом возрасте Тутанхатен взошел на престол, но десятилетняя девочка многим кажется маловероятной.
Сильной стороной теории является ее имя: она не предполагает, что кто-то сменит имя каким-то неуклюжим образом, чтобы взять на себя роль Нефернефруатон. Она стала менее привлекательной кандидатурой сейчас, когда подтверждено граффито 16-го года королевы Нефертити.
Доказательства ясно указывают на то, что Сменхкар существовал, и что в какой-то момент он был наделен некоторой степенью фараонской власти и вскоре умер. Помимо этого, еще немногое можно сказать с какой-либо уверенностью. В результате сторонники одной теории могут назначить ему место во времени и роли, практически не возражая против нее, в то время как другие могут придерживаться совершенно иной точки зрения.
Например, Додсон цитирует изображение Мерира, чтобы отнести его к недолговечному сопрегенту около 15-го года, с небольшими твердыми доказательствами, чтобы спорить с этим. Габольде ссылается на список вин Сменхкаре, чтобы поддержать идею о том, что Сменхкаре, должно быть, сменила Эхнатона. Наконец, Аллен использовал винную карту и сильную ассоциацию Нефернефруатона с Эхнатоном в ее эпитетах и на стелах, чтобы предположить, что оба, возможно, сменили Эхнатона, а один из них был конкурирующим королем. Гибрид Аллена-Додсона мог видеть Тутанхамона, наследовавшего Эхнатона напрямую, как соперника Нефернефруатона. Существует почти столько же теорий и предполагаемых хронологий, сколько египтологов интересует этот период.
Недавно обнаруженная надпись о Нефертити как королеве в 16-м году царствования, если она подтверждена, похоже, ясно дает понять, что она все еще жива и все еще королева. Что по этому поводу сделают египтологи, еще неизвестно, но с доказательствами того, что она жила в 16-м классе, это можно рассматривать как поддержку ее кандидатуры Нефернефруатон. С другой стороны, сторонники Сменхкаре могут утверждать, что, поскольку она засвидетельствовала себя королевой незадолго до начала последнего года царствования Эхнатона, то Сменхкаре, скорее всего, будет преемником Эхнатона.
Точная преемственность не может быть определена без доказательств, позволяющих более четко определить место Сменхкара во времени и роли (только сопредседатель или король). Если, как показывают данные, он прожил очень недолго, такое разъяснение вряд ли получится. В результате наследование Амарны продиктовано лежащей в основе теорией личности короля Анххеперуремери Неферкхеперуре Нефернеферуатенмери Ва эн Ре.
Согласно Николасу Ривзу, почти 80% погребального инвентаря Тутанхамона было получено из оригинальных погребальных принадлежностей Нефернефруатона, включая его знаменитые золотая маска, средний гроб, навесные гробы, несколько позолоченных алтарей, фигуры шабти, шкатулки и сундуки, королевские украшения и т. д. В 2015 году Ривз опубликовал доказательства, показывающие, что на более раннем картуше знаменитой золотой маски Тутанхамона говорилось: «Анхеперуре мэры-Неферхеперуре» или (Анхеперуре, возлюбленная Эхнатона); поэтому маска изначально была сделана для Нефертити, главной королевы Эхнатона, которая использовала королевское имя Анхеперуре, когда взошла на трон после смерти своего мужа.
Это развитие подразумевает, что либо Нефернефруатон был свергнут в борьбе за власть, возможно, лишена царского захоронения - и похоронена как царица - или что она была похоронена с другим набором царского погребального оборудования - возможно, собственным погребальным оборудованием Эхнатона - чиновниками Тутанхамона с тех пор, как Тутанхамон стал ее царем.
Также мало что можно сказать с уверенностью о жизни и правлении Анххеперуре Нефернефруатен. Большинство египтологов признают, что она была женщиной и отдельным человеком, кроме Сменхкаре. Многие специалисты того периода полагают, что эпиграфические свидетельства убедительно указывают на то, что какое-то время она действовала как соправитель Эхнатона. Царствовала ли она до или после Сменхкары, зависит от лежащей в основе теории ее личности.
Судя по надписи Пири, датированной третьим годом ее правления, кажется, что она единолично правила. Насколько в ее правлении было столько же сопредседателей, сколько единоличного правителя, остается предметом споров и предположений. В той же надписи на гробнице упоминается храм Амона в Фивах, возможно, погребальный комплекс, что, казалось бы, указывает на то, что запрет Амона ослаб и традиционная религия восстанавливалась к концу ее правления. Поскольку большая часть ее погребального инвентаря использовалась при захоронении Тутанхамона, кажется вполне определенным, что ее преемник отказал ей в погребении фараонов. Причины этого остаются предположениями, как и регентство Тутанхатена.
С таким большим количеством доказательств, уничтоженных сначала преемником Нефернефруатона, затем весь период Амарны Хоремхебом, а позже всерьез королями Девятнадцатой династии, точное подробности событий могут никогда не быть известны. В высшей степени неоднозначный характер свидетельств часто наводит на размышления о чем-то, но при этом не может это доказать. Например, различные стелы настоятельно предполагают наличие соправителя женского пола, но ничего не говорят о ее личности.
Спекуляции относительно конца периода Амарны, вероятно, будут продолжаться еще долгие годы. Недавно обнаруженная надпись, в которой Нефертити была королевой 16 года, показывает, что у периода Амарны еще есть секреты и ключи, которые нужно разглашать.
У каждого из ведущих кандидатов есть свои сторонники среди египтологов, чьи работы можно получить для получения дополнительной информации и многих других. более подробная информация о данном кандидате. Некоторые из работ Николаса Ривза и Эйдана Додсона защищают Нефертити как Нефернефруатон. Марк Габольд написал несколько статей и по крайней мере одну книгу (на французском языке) в поддержку Meritaten. Предыдущая работа Джеймса Аллена в этой области в первую очередь касалась установления женского пола Нефернефруатон, а затем как индивидуума, помимо Сменхкаре. Его статья о «Наследии Амарны» является его первой теорией относительно личности короля Нефернефруатона, ранее он цитировал Нефертити или Меритатон как вероятную или возможную личность в зависимости от состояния доказательств.