Шейные шнуры - это практика внесудебной сводки казнь и пытки, осуществленные путем прижатия резиновой шины, заполненной бензином, вокруг груди и рук потерпевшего и поджигания огня. Жертве может понадобиться до 20 минут, чтобы умереть, при этом она получит серьезные ожоги.
шею использовалось чернокожим сообществом для наказания своих членов, которые считались сотрудниками правительства апартеида. Ожерелье в основном использовалось на чернокожих полицейских информаторах; эта практика часто проводилась во имя борьбы, хотя исполнительный орган Африканского национального конгресса (АНК), наиболее широко поддерживаемого южноафриканского оппозиционного движения, осудил это. В 1986 году Винни Мандела, тогдашняя жена заключенного Нельсона Манделы, заявила: «С нашими коробками спичек и нашими ожерельями мы освободим эту страну», что широко было рассматривается как явное одобрение ожерелья, что в то время заставило АНК изначально дистанцироваться от нее, хотя позже она заняла ряд официальных должностей в партии.
Первая жертва ожерелья, по словам Южноафриканская комиссия по установлению истины и примирению была молодой чернокожей женщиной, Маки Скосана, 20 июля 1985 года.
Молоко сказал, что ее сестра была сожжена заживо с покрышкой на шее, когда она присутствовала на похоронах один из юношей. Молоко сообщил комитету, что ее тело было обожжено огнем, а во влагалище были вставлены осколки стекла. Молоко добавила, что после того, как она была убита, ей в лицо бросили большой камень.
Фотожурналист Кевин Картер был первым, кто сфотографировал публичную казнь через ожерелья в Южной Африке в середине 1980-х годов. Позже он говорил об изображениях:
Я был потрясен тем, что они делали. Я был потрясен тем, что делал. Но потом люди заговорили об этих фотографиях... тогда я почувствовал, что, возможно, мои действия были совсем не плохими. Быть свидетелем чего-то такого ужасного не обязательно было так уж плохо.
Он продолжил:
После того, как я увидел так много ожерелий в новостях, мне приходит в голову, что либо многие другие были (как бы за пределами камеры), и это была лишь верхушка айсберга, или то, что присутствие камеры выполняло последнее требование и действовало как катализатор в этой ужасной реакции. Посылаемый убедительный сигнал имел смысл только в том случае, если его передавали СМИ. Речь шла не больше о предупреждении (других), чем о причинении боли одному человеку. Меня не покидает вопрос: «Были бы эти люди закованы в ожерелья, если бы не было освещения в СМИ?»
Автор Линда Шустер пишет:
«Шейные шнуры» представляли собой худшее из эксцессов, совершенных во имя восстания. Это была особенно ужасная форма правосудия толпы, предназначенная для тех, кого считали пособниками правительства, информаторами и черными полицейскими. Палачи протыкали автомобильную шину над головой и руками подозреваемого, облили ее бензином и поджигали. Обездвиженная, жертва сгорела заживо.
Некоторые комментаторы отметили, что практика ожерелья привела к эскалации насилия во время городских войн 1980-х и начала 1990-х годов, когда сотрудники сил безопасности подверглись жестокому обращению и испугались, что могут стать жертвой. к практике.
Эта практика линчевания встречается в Гаити. Он широко использовался против сторонников диктатуры Жан-Клода Дювалье в начале демократического перехода, с 1986 по 1990 год.
В начале 1960-х, когда семена этнического конфликта в Шри-Ланке (Гражданская война в Шри-Ланке ), связанного с Илама, были посеяны, сингальские бунтовщики использовали ожерелья в бунты против тамилов.
После убийства премьер-министра Индии Индиры Ганди ее сикхскими телохранителями 31 октября 1984 г. эта техника была применена к сикхам толпой в линчевание.
В начале 1990-х студенты университетов в Абиджане, Кот-д'Ивуар подвергались нападениям грабителей, грабивших их общежития. Студенты взяли дело в свои руки, схватив предполагаемых воров, а затем казнили их, надев колеса им на шеи и подожгли. Ивуарийская полиция, не в силах остановить эти ожерелья, ничего не могла поделать, кроме как стоять и наблюдать.
В 2006 году в Нигерии в результате смертоносных мусульманских протестов погиб как минимум один человек от ожерелья. поверх сатирических карикатур Мухаммеда.
Эта практика широко используется наркоторговцами в Бразилии, особенно в Рио-де-Жанейро, Юго-Восточный регион, где она называется микро-ондас, или микроволновая печь на португальском. Журналист Тим Лопес стал заметной жертвой.
Шейные шнуры также широко использовались во время вооруженного восстания, возглавляемого Джанатха Вимукти Перамуна в Шри-Ланке. Графическое описание одного из таких ожерелий появляется в книге журналиста Аниты Пратап «Остров крови».