Ваджид Али Шах

редактировать

Мирза (Королевский титул)
Наваб Ваджид Али Шах
Мирза (Королевский титул). Наваб Авада
Ваджид Али Шах.jpg
Флаг Awadh.svg 5-й Король Авада
Правление13 февраля 1847 г. - 11 февраля 1856 г.
ПредшественникАмджад Али Шах
ПреемникБирджис Кадра (сын)
Родился(1822-07-30) 30 июля 1822 года. Лакхнау, Уд
Умер1 сентября 1887 г. (1887-09-01) (65 лет). Метиабруз, Гарден-Рич, Калькутта, Бенгалия Президентство, Британская Индия
Полное имя
Абул Мансур Мирза Мухаммад Ваджид Али Шах
Династия Авад
ОтецАмджад Али Шах
РелигияШииты Ислам
Серебряная рупия Ваджида Али Шаха, отчеканенная в Лакхнау в 1267 году хиджры (1850–51 гг. Н. Э.), С изображением герба Авада на реверсе. Две фигуры, держащие вымпелы, должны быть рыбами, что также видно на флаге Авад.

Ваджид Али Шах (урду : واجد علی شاه) (30 июля 1822 - 1 Сентябрь 1887 г.) был одиннадцатым и последним королем Авада, занимавшим этот пост в течение 9 лет, с 13 февраля 1847 года по 11 февраля 1856 года.

Первой женой Ваджида Али Шаха была Алам Ара, которая была более известная как Хас Махал (перевод особая жена) из-за своей изысканной красоты. Она была одной из двух жен Никахи.

Его королевство, долгое время находившееся под защитой англичан по договору, в конечном итоге было «бескровно аннексировано» 11 февраля 1856 года, за два дня до девятой годовщины его коронации. Наваб был сослан в Гарден Рич в Метиабруз, затем в пригород Калькутты, где он прожил остаток своей жизни на щедрую пенсию. Он был поэтом, драматургом, танцором и большим меценатом. Ему широко приписывают возрождение катхака как основной формы классического индийского танца.

Содержание

  • 1 Как король
  • 2 Покровитель искусств
    • 2.1 Вклад в музыку
    • 2.2 Вклад в танец: Катхак
    • 2.3 Вклад в театр хиндустани
    • 2.4 Вклад в литературу
      • 2.4.1 Известные произведения
  • 3 года изгнания
  • 4 Наследие: "Бабул Мора" Тумри
    • 4.1 Тексты песен деванагари
    • 4.2 Тексты песен урду
    • 4.3 В популярной культуре
  • 5 Хронология
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Как король

Справа налево: Ваджид Али Шах вместе со своим сыном Бирджисом Кадром и женой Бегум Хазрат Махал

Ваджид Али Шах унаследовал трон Авада, когда королевство уже давно миновало свой расцвет. Британцы аннексировали большую часть королевства по договору 1801 года и разорили Авадх, установив чрезвычайно дорогую, управляемую британцами армию и неоднократно требуя ссуд. Британцы терпели независимость Авада только потому, что им все еще требовалось буферное государство между их присутствием на востоке и юге и остатками Империи Великих Моголов на севере.

Ваджиду Али Шаху очень не повезло, что он взошел на трон Ауда в то время, когда Британская Ост-Индская компания была полна решимости захватить желанный трон преуспевающего Авада, который был «садом, житницей и королевой». -провинция Индии »- королевские предшественники и преемники Авада были одной из главных угроз Империи Великих Моголов до попытки Британии узурпировать полный политический контроль в Индии.

Возможно, при других обстоятельствах он мог бы преуспеть в этом качестве. правитель, потому что у него было много качеств, которые делают хорошего администратора. Он был щедрым, добрым и сострадательным по отношению к своим подданным, а также был одним из самых великодушных и страстных покровителей изящных искусств в индийской традиции. Когда он взошел на трон, он проявил большой интерес к отправлению правосудия, провел реформы и реорганизовал армию. Ваджид Али Шах был широко расценен как распутный и отстраненный правитель, но часть его дурной славы, похоже, была неуместна. Основная причина осуждения исходит от резидента Великобритании в Лакхнау, генерала Уильяма Слимана, который представил отчет, в котором подчеркивается «недобросовестное управление» и «беззаконие», которые он описал как преобладающий там, хотя сам Слиман был категорически против агрессивной аннексии по политическим, финансовым и этическим причинам.

Это обеспечило британцам видимость «доброжелательности», которую они искали, и сформировало официальную основу для Однако недавние исследования показали, что Аудх не был ни таким банкротом, ни таким беззаконным, как утверждали британцы. Фактически, Уд находился под властью Великобритании задолго до аннексии, а навабы играли не более чем титульная роль. Британская Бенгальская армия набиралась в основном из Ауда; в то время как под руководством генерал-губернатора лорда Далхаузи в 1855 году любые налоговые поступления из Ауда не требовались для правительства штата расходы были присвоены под редакцией Ост-Индской компании.

В своей книге «Авадх под Ваджидом Али-шахом» доктор Г.Д. Бхатнагар дает следующую оценку этого злополучного принца:

Провидение отведено на роль принца. Опытный дилетант, он обнаружил, что не подходит для высокого поста, на которое его случайно возвысили. Характер Ваджида Али Шаха был сложным. Хотя он был человеком удовольствия, он не был ни беспринципным мошенником, ни безмозглым распутником. Он был милым и щедрым джентльменом. Он был сладострастным, но никогда не прикасался к вину, и, хотя он был поглощен удовольствием, он никогда не пропускал своих пяти ежедневных молитв . Литературные и художественные достижения Ваджида Али Шаха отличили его. его от современников.

Доктор Г. Д. Бхатнагар, Авад под руководством Ваджида Али Шаха

Покровитель искусств

Комплекс Кайсарбаг в Лакхнау, Уттар-Прадеш, Индия (фотография, сделанная между 1865 и 1882 годами) Иллюстрация с титульного листа Мусамми Ба Банни, написанная Ваджидом Али Шахом, книга о танце катхак, литографированная в Матиабрусе, Калькутта. в коллекции рукописей в Портретной галерее мемориала Виктории, Калькутты. Ворота Сибтинбад Имамбара, Метиабруз Внутри главного зала Сибтинбад Имамбара, Метиабруз, Западная Бенгалия Могила Ваджида Али Шаха, Сибтинбад Имамбара, Метиабруз в Западной Бенгалии Дом BNR, резиденция генерального директора SER и бывшая резиденция Ваджида Али Шаха

Вклад в музыку

Большое количество композиторов, процветавших под щедрым покровительством наваб правителей Лакхнау, обогатились легкая классическая форма thumri ; наиболее выдающимся среди них был Ваджид Али Шах. Он был не только щедрым покровителем музыки, танцев, драмы и поэзии, но и сам был одаренным композитором. Он обучался вокалу у великих устадов, таких как Басит Хан, Пьяр Хан и Джафар Хан. Пяр-хан, Джафар-хан и Басит-хан были прямыми потомками Миан Тансена и сыновьями знаменитого тансени Чаджу-хана. Бахадур Хуссейн Хан был любимым музыкантом Ваджида Али Шаха. Бахадур Хуссейн Хан был потомком зятя Тансена Наубат Хан. Хотя псевдоним Ваджида Али Шаха был «Кайсар», он использовал псевдоним «Ахтарпия» для своих многочисленных произведений. Под этим псевдонимом он написал более сорока произведений - стихов, прозу и тумрис. Диван-и-Ахтар, Хусн-и-Ахтар содержат его газели. Говорят, что он сочинил много новых раг и назвал их Джоги, Джухи, Шах-Пасанд и т. Д.

Источником большого количества информации о музыке в Наваби Лакхнау является текст Ма ' данул Мусики («Рудник музыки») Хакима Мохаммеда Карам Имама, придворного Ваджида Али Шаха. В его время сложные раги, такие как хори и дхрупад, игнорировались, и поощрялись более простые рагини, такие как тилак, пилу, сендура, кхаммач, бхайрви и джханджхаути. Поскольку они нравились королю и были легко понятны всем слоям общества, они стали популярны среди простых людей. Ваджида Али Шаха обвинили в обесценивании классической традиции и продвижении более легких форм музыки, таких как газели и тумри. Но, как утверждают такие ученые, как Рави Бхатт, популярная музыка всегда подвергалась критике именно так. Распространено мнение, что легкую классическую форму тумри создал Ваджид Али Шах.

Однако Джеймс Киппен утверждал, что данные свидетельствуют о том, что тумри почти наверняка уже стала независимой вокальной формой, на которую несколько повлиял хаял, к 1800 году, став чрезвычайно популярной и широко распространенной во времена Ваджида Али Шаха. Ваджид Али писал и исполнял газели, и современный стиль газелей, безусловно, развился благодаря его новаторским идеям и экспериментам с газелями, некоторые из которых были отмечены включением непристойностей и откровенно сексуальных отсылок к его личной жизни.

Вклад в танец: Катхак

Вместе с музыкой, танец в Лакхнау сильно развился и стал выдающимся искусством под патронажем Ваджида Али Шаха. В древности катхак как часть храмового ритуала совершался в храмах. Со временем исполнители катхака в поисках лучших перспектив и богатого покровительства покинули храм и вступили в королевские дворы. Преобразование было неизбежным. Танец начал адаптироваться к требованиям двора, но именно под художественным руководством и покровительством Наваба Ваджида Али Шаха Катхак достиг больших размеров.

Он придал определенную форму, сделал ее более художественной и придал ей эстетический оттенок, он обогатил ее расой и бхавой, и он добавил к ней литературу, придал ей чувственность и придал ей величие и великолепие его представления, утверждал Абдул Халим Шарар. В этот период катхак также широко исполнялся таваифами, которые сами развивали это искусство параллельно с его усовершенствованием в суде. Они часто исполняли легкую классическую музыку, такую ​​как дадра, каджри и таппа, а также тумри. Учитывая окружение таваифов, их стиль исполнения катхака также отличался от придворного стиля, включая больше того, что в катхаке называется нахра (озорная игривость).

Ваджид Али Шах начал две различные формы: одна - рахас и другой называется Раас. Он сам поставил танец, основанный на движениях Катхака, называемого Рахас, который он танцевал с дамами своего двора. Для него Рахас был драматической формой театра, включающей актерское мастерство, танцы и музыку, и с разными сценами меняются все декорации и места действия. С другой стороны, Раас был чисто религиозной формой. Первоначально Дхрупад пел в Раасе, и выступление началось с его пения. Раас был круговой формой танца, в которой многие гопи танцевали с одним Кришной. Радхакамал Мукерджи в своей книге «Повелитель осенних лун» говорит, что Распанкадхьяи или пять глав, относящихся к круговому групповому танцу Кришны с гопи, воплощают в себе полную зрелость мистических эмоций.

Катхак танец достиг новых высот популярности и славы под его умелым руководством и щедрым покровительством. Тхакур Прасаджи был его гуру катхака, и при его дворе выступали незабываемые братья Калка-Бинда. Благодаря грандиозному зрелищу Рахасов, Джогия Джашан, танцевальных драм и катхаков, Лакхнау стал притягательным культурным центром, где процветали самые известные музыканты, танцоры и поэты того времени. Величайшие музыканты, танцоры и инструменталисты того времени пользовались его щедрым покровительством и гостеприимством. Именно во время его правления возник Лакхнау Гарана. Именно в этот период Лакхнау Гхарана Катхака достигла зрелости благодаря усилиям таких стойких, как Тхакур Прасаджи и других. Лакхнауский стиль танца катхак характеризуется изящными движениями, элегантностью и естественным равновесием с танцем. Абхиная, забота о форме движения и творческие импровизации - отличительные черты этого стиля. Он не только сделал катхак официальным придворным танцем, но и сделал его популярным среди людей.

Вклад в театр хиндустани

Когда Ваджид Али Шах был маленьким мальчиком, некоторые астрологи предупредили его родителей, что он станет йогом, и посоветовали им наряжать мальчика в каждый свой день рождения, чтобы противодействовать влиянию злых звезд. Он основал знаменитую Парикхану (обитель фей), в которой сотни красивых и талантливых девушек обучались музыке и танцам у опытных учителей, нанятых королевским покровителем. Этих девушек называли Пэрис (феи) с такими именами, как Султан Пари, Махрукх Пари и так далее. В каждый день рождения наваб наряжался йогом в шафрановых одеждах, с жемчужным пеплом, размазанным по его лицу и телу, с жемчужными ожерельями на шее и с четками в руке, и торжественно выходил во двор с двумя своими руками. Париж переоделся Йогансом. Постепенно он превратился в захватывающее зрелище, или Мела, известное как Джогиа Джашан, в котором могли участвовать все жители Лакхнау, одетые как йоги, независимо от касты и вероисповедания. Позже, когда было построено его любимое заведение, Кайсарбах Барадари, он начал ставить свои великолепные Рахас (очевидно, персидское имя Раслилы), полную чувственной поэзии., его собственные лирические композиции и гламурные танцы катхак.

Ранбир Сингх приводит подробности книги Ваджида Али Шаха под названием Бани, в которой автор упоминает 36 типов рах, все в стиле катхак (с красочными названиями, такими как Мор-Ччатр, Гунгхат, Салями, Мор Панки и Муджра), и дает исчерпывающие сведения о костюмах, украшениях и сценическом ремесле. Рахас, приготовленный за баснословные деньги в несколько лакхов (сотен тысяч) рупий, стал очень популярным и был исполнен в Кайсарбах-Рахас Манзил (скорее всего, в первом театральном зале хиндустани). Многие считают Ваджида Али Шаха «первым драматургом театра хиндустани», потому что его «Радха Канхайя Ка Кисса», поставленная в «Рахас Манзил», была первой пьесой такого рода. В нем были изображены Богиня Радха, Господь Кришна, несколько сакхи и персонаж, похожий на Видушаку, по имени «Рамчера». Песни, танцы, пантомима и драма - все это было восхитительно синтезировано в этих выступлениях Rahas. Он поставил много других стихов, таких как Дарья-и-Ташск, Афсане-и-Исбак и Бхахар-и-Ульфат. Говорят, что Индер Сабха Аманата был вдохновлен этими танцевальными драмами, написанными, произведенными и поставленными Навабом Ваджидом Али Шахом.

Вклад в литературу

Африканский евнух (третий слева) и африканская королева Ясмин (2-я справа) при дворе Ваджида Али Шаха

Подобно Театральному искусству Ваджид Али Шах также покровительствовал литературе и нескольким поэтам и писателям при своем дворе. Среди них были «Барк», «Ахмад мирза Сабир», «Муфтий Мунши» и «Амир Ахмад Амир», написавшие книги по приказу Ваджида Али Шаха, Иршад-ус-Султана и Хидаят-ус-Султана, Аманата. знаменитый автор Индра Сабха и Бекхуд написали «Джалва-Ахатар», «Хаджо Шараф» и «Афсана-и-Лакхнау» представляют картину времен и жизни Ваджида Али Шаха. Знаменитый поэт Мирза Галиб также получил милостивое покровительство Ваджида Али Шаха, который в 1854 году назначил ему пенсию в пятьсот рупий в год.

Ваджид Али Шах писал сам и был поэт значительных заслуг. Он писал под псевдонимом «Ахтар». Он в равной степени владел персидским и урду и написал несколько книг на обоих языках. Согласно его придворному летописцу Масих-уд-дину, он получил либеральное западное образование и хорошо разбирался в древней и современной истории и литературе. Гарсин де Тасси, путешествуя по субконтиненту в середине девятнадцатого века, написал в своем дневнике о Ваджид Али Шахе и отметил: «Мне не нужно ценить здесь это очень политическое решение, равно как и я не должен ценить качества или недостатки Ваджида Али Шаха, как правителя, но я интересуюсь им как выдающимся ученым и выдающимся поэтом хиндустани ».

Ваджид Али Шах писал много и использовал простой язык, который легко передавал смысл всем. На нем было видно немного местного диалекта - авадхи. Он был плодовитым писателем. Его работа «Сават-уль-Калуб» занимает 1061 страницу и включает в себя собрание из 44 562 двустиший и была завершена за короткий промежуток времени в три года.

Известные произведения

Абдул Лаис Сиддики в Лакхнау Ка Дабистан-и-Шайри отметил, что короли обычно нанимали поэтов, чтобы писать от их имени, но это не относилось к Ваджиду Али Шаху, и каждое слово было написано им самим и никем другим. Одно из его самых важных произведений - автобиографический «Хузн-и-Ахтар», написанный в стихах и содержащий почти 1276 двустиший. Это достоверные записи об опасном путешествии, которое он предпринял из Лакхнау в Калькутту после того, как отказался от своей короны. В нем говорится о недобром и бесцеремонном обращении с ним со стороны британских властей. Яркие детали людей и мест, с которыми он столкнулся в своем путешествии. Это также вызывает его отчаяние по поводу ареста и последующей депортации в Матия Бурдж в Калькутте. Еще одно его важное произведение - «Бани» на 400 страницах.

Это трактат о музыке и танцах, в котором подробно рассказывается о муширах, проводимых в Матия Бурдж, о зданиях, возведенных там по его приказу. Есть также описания животных в его личном зоопарке, помимо виньеток из жизни и времени в Матия Бурдж. Хотя предполагается, что он написал более 60 книг, но большинство его работ недоступны, и, следовательно, до настоящего времени не было сделано критической оценки его сочинений.

Годы изгнания

После потери королевства Король сначала отправился в Канпур, а затем на пароходе отправился в Калькутту в сопровождении своих близких родственников и многочисленной свиты, состоящей из музыкантов, девушек-науч, поваров и животных из его зверинца, и сошел на берег в Бичали Гхат около Метиабруза, Калькутта 13 мая 1856 года.

Он решил обратиться в суд к королеве Виктории из-за своей твердой веры в британское чувство справедливости.. Однако его врачи не думали, что его здоровье позволит такое долгое путешествие, и именно его мать, брат и наследник уехали в Англию. Год спустя, когда Первая война за независимость Индии распространилась на Лакхнау и сипаи возвели одного из его сыновей на трон Авада, Ваджид Али Шах был заключен в Форт Уильям. британцами вместе со своим премьер-министром из-за опасений, что он станет объединяющей фигурой для сипаев.

ХЭА Коттон писал, что в Паническое воскресенье (14 июня 1857 г.) среди белых жителей Калькутты были широко распространены опасения, потому что у него были «одна, две, три тысячи» (никто не знал) вооруженных людей под его началом. Первая война за независимость разбила все его надежды на возвращение в Лакхнау. После освобождения из Форт-Уильям ему «выделили» здание под названием BNR House в Garden Reach рядом со штаб-квартирой Юго-Восточной железной дороги, Калькутта.. Говорят, что в те дни он назывался Парихана.

Однако, убитый горем после того, как покинул Лакхнау, он пронес свой дорогой город в своем сердце и приступил к вырезанию миниатюрного изображения Лакхнау в Метиабруз. Находясь в изгнании в Метиабрузе, он пытался сохранить живыми сладкие воспоминания о своей эпохе в Лакхнау, воссоздавая музыкальную среду своего Кайсарбага Барадари. Изгнанному королю «подарили» несколько прекрасных домов с обширной территорией, протянувшейся вдоль берегов реки Хугли в трех-четырех милях к югу от Калькутты. Из-за наличия там земляного купола (или возвышения) люди называли его Матия Бурдж. Король щедро тратил из своего дохода 12 лакхов (или 1,2 миллиона) рупий в год, и вскоре в этой области возник "второй Лакхнау".

Наследие: "Бабул Мора" «Тумри

Его бхайрави тумри Бабул Мора Найхар Чхото Джай пели несколько выдающихся певцов, но особенно популярным сегодня запомнилось исполнение в исполнении Кундана Лала Сайгала для фильма 1930-х годов Уличный певец.

В странной манере эта грустная песня олицетворяет боль и агонию самого поэта-короля, когда он был изгнан из своего любимого Лакхнау.

Тексты песен деванагари

बाबुल मोरा, नैहर छूटो ही जाए. बाबुल मोरा, नैहर छूटो ही जाए

चार कहार मिल, मोरी डोलिया सजावें. मोरा अपना बेग़ाना छूटो जाए | बाबुल मोरा...

अंगना तो पर्बत भया ssss और देहरी भयी बिदेस. जाए बाबुल घर मैं चली पिया के देस | मोरा...

Тексты песен на урду

بابُل مورا ، نیہر وٹو ہی ائے. بابُل مورا ، نیہر چھُوٹو ہی ائے

<لار ار اا اُٹھایّں). مورا اَپنا بیگانا چھُوٹو جائے ، بابُل مورا ۔۔۔

نا تو پربت بھیو اؤر دیہری بھیی بِدیش. ائے بابُل گھر آپنو میں لی پیّا کے دیش ، بابُل مورا ۔۔۔

В популярной культуре

Участники ITC Sonar Tour в Шибтенбад Имамбара, Метиабруз
  • В Сатьяджит Рэй Шатрандж Ке Хилари Ваджид Али Шах показан как страстный покровитель танца и музыки. Он гордится тем, что его песни и стихи нравятся его подданным. Когда выясняется, что британцы собираются аннексировать его трон, его главный министр терпит поражение, но сам сохраняет спокойствие, потому что, по его словам, «только музыка и поэзия могут довести настоящего человека до слез. "(सिर्फ शायरी और मूसीक़ी ही मर्द की आँखो में आँसू ला सकते हैं). Роль исполнил Амджад Хан.
  • 23 мая 2015 года ITC Sonar организовал прогулку в районе Метибруза в рамках своей серии «Королевская кухня». Экскурсия была направлена ​​на изучение наследия Ваджида Али Шаха в районе Гарден Рич и Метиабруз. Экскурсия охватила бунгало генерального директора Юго-Восточной железной дороги, где когда-то останавливался Ваджид Али Шах, и Сибтинбад Имамбара, где он был похоронен. Участники тура также посетили Бичали Гхат, куда Ваджид Али Шах впервые приземлился после своей депортации из Лакхнау.
  • Он появляется в Шахматистах (фильм).

Хронология

Предшествующий. Насер ад-Даула Амджад Али Торайя Джах Шах Падшах-э-Удх, Шах-э Заман. 13 февраля 1847 г. - 7 февраля 1856 г.Преемник. Берджис Кадр (в восстании)

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Ваджидом Али Шахом.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Ваджид Али Шах
Последняя правка сделана 2021-06-20 06:33:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте