Навья-Ньяя или Неологическийдаршана (точка зрения, система или школа) Индийская логика и индийская философия была основана в 13 веке н.э. философом Гангеша Упадхьяя из Митхилы и продолжена Рагхунатха Сиромани из Набадвипа в Бенгалии. Это было развитие классической ньяя даршаны. Другим влиянием на Навья-Ньяю были работы более ранних философов Вачаспати Мишра (900–980 гг. Н.э.) и Удаяна (конец 10 века). Он оставался активным в Индии до 18 века.
Книга Гангеши Tattvacintāmaṇi («Мысли-сокровище реальности») была написана частично в ответ на Кханданакхандахадью, защиту Адвайта Веданты, в которой предлагалось набор основательной критики теорий мысли и языка ньяйи. В своей книге Гангеша обратился к некоторым из этих критических замечаний и, что более важно, критически исследовал саму ньяя даршану. Он считал, что, хотя Шрихарше не удалось успешно бросить вызов реалистической онтологии ньяи, его собственная критика и критика Гангеши выявили необходимость улучшить и усовершенствовать логические и лингвистические инструменты мысли ньяи, чтобы сделать их более строгими и строгими точный.
Таттвачинтамани занимался всеми важными аспектами индийской философии, логикой, теорией множеств и особенно эпистемологией, которые Гангеша тщательно исследовал, развивая и улучшение схемы Nyāya, и предложение примеров. Результаты, особенно его анализ познания, были подхвачены и использованы другими даршанами.
Навья-Ньяя разработал сложный язык и концептуальную схему, которая позволила поднимать, анализировать и решать проблемы логики и эпистемологии. Он систематизировал все концепции ньяи по четырем основным категориям: (чувственное) восприятие (пратьякша), вывод (анумана), сравнение или сходство (упамана) и свидетельство (звук или слово; шабда ). Профессор Джон Ваттанки внес значительный вклад в современное понимание Навья-Ньяи.
.