Тактика галеры

редактировать
Битва при Лепанто

Галера тактика была доминирующей формой военно-морского тактика использовалась с античности до конца 16 века, когда парусные корабли начали заменять весельные корабли в качестве основной формы военных кораблей. На протяжении античности и средневековья до 16 века в качестве оружия использовался сам корабль, таран или для того, чтобы потопить противника с помощью морские тараны, холодное оружие экипажа, ракетное оружие, такое как болты от тяжелых арбалетов, закрепленные на фальшбортах, луки и стрелы, грузы, сброшенные с ярда или установленного шеста, и различные средства поджога врага. Последнее можно было осуществить, стреляя стрелами с горящим буксиром или греческим огнем, выбрасываемым через специально сконструированные сифоны.

. Все действия на галерах велись с близкого расстояния, где таран и посадка была возможна. Но использование тарана было доступно только для судна с веслами. В то время как флот зависел от методов боя на близком расстоянии, на военный корабль были наложены два условия: легкая конструкция, чтобы его команда могла эффективно грести, и большая команда для работай веслами и сражайся в рукопашном бою. Паруса использовались практически на всех типах галер, древних и средневековых, для дальних стратегических маневров и для избавления гребцов от совершенно изнурительного труда. Однако в бою паруса были спущены, и когда у комбатанта был под рукой безопасный порт, они оставались на берегу перед битвой.

Содержание
  • 1 Ранняя тактика
  • 2 Введение барана
  • 3 Абордаж
    • 3.1 Средние века
    • 3.2 Ранний современный период
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
Ранняя тактика

С самых ранних времен морской войны абордаж был единственным средством принятия решения о морском сражении, но о применяемой тактике почти ничего не известно. В первом зарегистрированном морском сражении в истории, битве при Дельте, силы египетского фараона Рамсеса III одержали решающую победу над силами, состоящими из загадочной группы, известной как Народы моря. Как показано на памятных рельефах битвы, египетские лучники на кораблях и близлежащих берегах Нила обрушивают стрелы на вражеские корабли. В то же время египетские галеры участвуют в абордажных действиях и опрокидывают корабли народов моря с помощью веревок, прикрепленных к крюкам, брошенным в такелаж.

Введение тарана
Схема реконструкция оборонительного кольца галер при виде сверху.

Примерно в 8 веке до нашей эры таран стал применяться, поскольку военные галеры были оснащены тяжелыми бронзовыми таранами. Записи о персидских войнах в начале V века до н.э., написанные древним историком Геродотом (ок. 484-425 до н.э.), показывают, что к этому времени у греков сформировалась тактика тарана. Построения могут быть либо колоннами в линию впереди, один корабль следует за другим, либо выстроиться в линию, с кораблями рядом, в зависимости от тактической ситуации и окружающей географии. Существовало два основных метода атаки: прорыв вражеского строя (diekplous) или обход его с фланга (periplous). Diekplous включал концентрированную атаку в линию впереди, чтобы пробить брешь во вражеской линии, позволяя галерам прорваться, а затем развернуться, чтобы атаковать вражескую линию сзади. Периплезные составляли обход или окружение противника, чтобы атаковать его в уязвимый тыл или бок о бок в ряд. Если одна из сторон знала, что у нее более медленные корабли, обычная тактика заключалась в формировании круга с луками, направленными наружу, чтобы избежать обхода с фланга. По заданному сигналу круг может разветвляться во всех направлениях, пытаясь уничтожить отдельные вражеские корабли. Чтобы противостоять этому построению, атакующая сторона быстро кружила, симулируя атаки, чтобы найти бреши в построении, которые можно было бы использовать.

Сам таран осуществлялся путем врезания в тыл или борта вражеского корабля, пробивая дыру в обшивке. На самом деле это не потопило древнюю галеру, если она не была сильно загружена грузом и припасами. При нормальной загрузке он был достаточно плавучим, чтобы плавать даже с пробитым корпусом. Он также мог некоторое время маневрировать, пока гребцы не были выведены из строя, но постепенно терял подвижность и становился нестабильным при затоплении. Затем победившая сторона попыталась отбуксировать затопленные громады в качестве призов. Сломать вражеские весла - еще один способ сделать корабли неподвижными, превратив их в более легкие цели. Если таран был невозможен или не удался, бортовой отряд солдат пытался подняться на борт и захватить вражеское судно, прикрепившись к нему с помощью абордажных крючков. Сопровождается ракетным огнем из лука и стрел или дротиков. Считается, что использовались попытки поджечь вражеский корабль, бросая зажигательные ракеты или выливая содержимое огневых горшков, прикрепленных к длинным ручкам, тем более что дым под палубой легко мог бы вывести из строя гребцов.

Необходимая скорость от угла атаки зависело удачное попадание; чем больше угол, тем меньше требуется скорость. При 60 градусах 4 узлов было достаточно, чтобы пробить корпус, но это увеличилось до 8 узлов при 30 градусах. Если цель по какой-то причине двигалась в сторону нападающего, требовалась меньшая скорость, особенно если попадание происходило в середине корабля. Военные галеры постепенно начали развивать более тяжелые корпуса с усиливающими балками у ватерлинии, где вероятнее всего ударил бы таран. Есть записи о контр-тактике, которую использовали родианские командиры кораблей, когда они наклоняли свои носы, чтобы поразить врага ниже укрепленного пояса ватерлинии. Помимо тарана, сломанные вражеские весла также препятствовали мобильности и облегчили успешную атаку с помощью тарана.

Абордаж

Несмотря на попытки противостоять все более тяжелым кораблям, тактика тарана была вытеснен в последние века до нашей эры македонцами и римлянами, которые в основном были державами, базирующимися на суше. Рукопашный бой с большим количеством тяжелых пехотинцев, поддерживаемых корабельными катапультами, доминировал в стиле боя в римскую эпоху, и этот шаг сопровождался переходом на более тяжелые корабли с более крупными гребными приборами и большим количеством людей на весло. Хотя это эффективно снижало подвижность, это означало, что от отдельных гребцов требовалось меньше навыков. Таким образом, флот стал менее зависимым от гребцов с многолетним опытом игры на веслах.

Успех в таране настолько зависел от сочетания умения и удачи, что он играл второстепенную роль в большинстве древних морских сражений. Римляне сбили с толку тактику таранов карфагенян, изобретя corvus, или ворону, доску с шипом для зацепления за вражеские корабли, цеплявшиеся за нос тарана, и предусмотрены трапы для пансионеров. Неизвестно, дестабилизировал ли вес корва римские корабли и привел ли к потере целых флотов в штормах. Римляне продолжали свою тактику абордажа в морских сражениях Пунических войн, но также сообщается, что они таранили карфагенские суда после того, как покинули корвус. Старым и альтернативным способом посадки на борт было использование крюков и досок, а также более гибкая система, чем корвус. Агриппа представил оружие с функцией, аналогичной ворону, гарпакс.

Средневековье

К поздней античности, в I веках нашей эры, тактика тарана полностью исчезла вместе со знанием оригинала. трирема и ее высокая скорость и подвижность. Таран был заменен длинной шпорой в носовой части, которая была предназначена для разбивания весел и для использования в качестве абордажной платформы для штурма вражеских кораблей. Единственными оставшимися примерами тактики тарана были упоминания о попытках столкновения с кораблем, чтобы перевернуть его на бок.

С распадом объединенной Римской империи возобновились действия большого флота. Византийский флот, крупнейший средиземноморский военный флот на протяжении большей части раннего средневековья, использовал серповидные формирования с флагманом в центре и более тяжелые корабли в рога формирования, чтобы повернуть фланги врага.. Считается, что аналогичная тактика использовалась арабскими флотами, с которыми они часто сражались, начиная с 7 века. Византийцы первыми применили греческий огонь, высокоэффективную зажигательную жидкость, в качестве морского оружия. Его можно было стрелять через металлическую трубку или сифон, установленный в носовой части, как в современном огнемете. Свойства греческого огня были близки к свойствам напалма, и он был ключом к нескольким крупным византийским победам. К 835 году подобное оружие распространилось и на арабов, которые оснастили им харраки, «боевые корабли», хотя им так и не удалось полностью воспроизвести греческий огонь, который был строго охраняемой государственной тайной.

Византийский корабль атакует с Греческий огонь. Рукопись Мадрида Скилица, 11 век.

Как только флот подошел достаточно близко, начался обмен ракетами - от горючих снарядов до стрел, кальтропов и дротиков. Целью было не потопить корабли, а истощить ряды вражеских экипажей до того, как начнется абордаж, решивший исход. Как только сила противника была признана достаточно уменьшенной, флот приблизился, корабли сцепились друг с другом, а морские пехотинцы и гребцы верхнего берега поднялись на борт вражеского судна и вступили в рукопашный бой. На византийских галерах основную тяжесть сражений несли тяжеловооруженные и бронированные войска, называемые гоплитами или катафрактои. Они пытались проткнуть гребцов через порты весла, чтобы снизить подвижность, а затем присоединялись к меле. Если абордаж не считался выгодным, вражеский корабль можно было отбросить шестами.

Более поздние средневековые военно-морские силы продолжали использовать аналогичную тактику, с построением в ряд (то есть бок о бок) в качестве стандарта. Поскольку галеры предназначались для борьбы с луков, они были наиболее слабыми по бокам, особенно в середине. Форма полумесяца, использовавшаяся византийцами, продолжала использоваться на протяжении всего средневековья. Это позволило бы крыльям флота врезаться носами прямо в борт вражеских кораблей на краю строя.

В Средние века также были введены бак и кормовой замок, приподнятые платформы на носу и корме корабля, которые предоставили лучникам приподнятую платформу для стрельбы по врагам и оплот на случай, если корабль будет захвачен.

Ранний современный период

Современное изображение битвы при Лепанто в 1571 году, демонстрирующее строгое построение противостоящих флотов. Фреска в Галерее карт в Музее Ватикана.

В крупномасштабных галерных боях тактика оставалась практически неизменной до конца XVI века. То же самое основное строение в форме полумесяца в линию в ряд, которое использовалось в битве при Лепанто в 1571 году, использовалось византийским флотом почти тысячелетием ранее. Практически максимальный размер передних рядов галеры составлял около 65 кораблей в центре с еще 53-54 кораблями на левом и правом фланге. Пушки и небольшое огнестрельное оружие были введены примерно в 14 веке, но не оказали немедленного влияния на тактику. Во всяком случае, передовая наступательная мощь галер была усилена морской артиллерией.

Артиллерия на ранних орудийных галерах не использовалась в качестве дальнего противостояния против других галер, вооруженных пушками. Максимальное расстояние, на котором современные пушки были эффективны, c. 500 м (1600 футов), камбуз мог преодолеть примерно за две минуты, что намного быстрее, чем время перезарядки любого артиллерийского орудия. Таким образом, расчёты орудий будут держать огонь до последнего момента, что отчасти похоже на тактику пехоты в доиндустриальную эпоху огнестрельного оружия ближнего боя. Носовые ружья часто заряжались рассеянным выстрелом и другими противопехотными боеприпасами. Эффект от штурма вооруженной пушкой галеры часто мог быть драматичным, о чем свидетельствует отчет 1528 года, где была галера генуэзского полководца Антонио Дориа. На борту корабля сицилийца Дона Хьюго де Монкада он стал свидетелем того, как один залп из василиска, двух полусушек и четырех небольших орудий убил 40 человек.

Примерная средняя скорость эпохи Возрождения. -эра галеры была довольно низкой, всего от 3 до 4 узлов и всего 2 узла при удержании строя. Короткие очереди до 7 узлов были возможны в течение примерно 20 минут, но только с риском утомления гребцов. Это делало действия галер относительно медленными, особенно когда они включали флот из 100 и более судов. Слабыми местами галеры оставались борта, особенно тыл, командный центр, и они были предпочтительными целями для любого нападающего. Если одной стороне не удастся перехитрить другую, битва будет встречена кораблями, врезающимися друг в друга. Как только начнется бой, когда галеры сцепятся друг с другом носом к носу, бой начнется за корабли линии фронта. Если один из них не был полностью захвачен абордажным отрядом, свежие войска могли быть введены в бой с резервных судов в тылу. В оборонительной позиции с надежной береговой линией галеры могли выходить на берег кормой вперед, при этом орудия были направлены в море. Это обеспечивало очень сильную оборонительную позицию, позволяло гребцам и морякам уйти в безопасное место на суше, оставляя только солдат и воинов защищаться от нападения.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Гильмартин, Джон Фрэнсис, Порох и галеры: изменение технологий и средиземноморская война в море в шестнадцатом веке. Издательство Кембриджского университета, Лондон. 1974. ISBN 0-521-20272-8
  • Глете, Ян, «Морская мощь и контроль над морем на Балтике в шестнадцатом веке», стр. 215–32 в Хаттендорфе, Джон Б. и Унгер, Ричард В. (редакторы), Война на море в средние века и эпоху Возрождения. Вудбридж, Саффолк. 2003. ISBN 0-85115-903-6 [1]
  • Моррисон, Джон С. и Гардинер, Роберт (редакторы), The Age of Галера: средиземноморские весельные суда с доклассических времен. Conway Maritime, Лондон, 1995. ISBN 0-85177-554-3
    • Коутс, Джон, «Морская архитектура и весельные системы древних галер», стр. 127– 41
    • Хокер, Фредерик М., «Позднеримские, византийские и исламские галеры и флоты», стр. 86–100
    • Вахсманн, Шелли, «Гребные и весельные корабли до железного века. ", стр. 10–25
  • Моррисон, Джон С. и Коутс, Джон Ф., Афинская трирема: история и реконструкция древнегреческого военного корабля. Издательство Кембриджского университета, Кембридж. 2000. ISBN
Последняя правка сделана 2021-05-21 10:51:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте