В начале Второй мировой войны Королевский флот был самый сильный военно-морской флот в мире, с самым большим количеством построенных военных кораблей и военно-морскими базами по всему миру. Всего более 15 линкоров и линейных крейсеров, 7 авианосцев, 66 крейсеров, 164 эсминца и 66 подводных лодок. Имея крупный торговый флот, составляющий около трети мирового флота, он также доминировал в судоходстве. В ходе войны военно-морской флот Соединенных Штатов значительно вырос, поскольку Соединенные Штаты столкнулись с войной на два фронта на море. К концу Второй мировой войны флот США был больше, чем любой другой флот в мире.
Страна | Авианосцы | Линкоры | Крейсеры | Эсминцы | Сопровождение конвоев | Подводные лодки | Торговое тоннаж | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
США | 28 (71) | 23 | 72 | 377 | 420 | 232 | 33,993,230 | ||
Британская империя и Содружество | 19 (46) | 19 | 57 | 335 | 875 | 264 | 21,000,000 ( 1939) - 22 000 000 | (Канада) | включает 434 сданных в эксплуатацию судов, включая крейсеры, эсминцы, фрегаты, корветы и вспомогательные средства |
Советский Союз | 3 | 7 | 59 | 150 | 218 | ||||
Япония | 20 (10) +10 тендер на гидросамолет | 2 | 52 | 209 | 189 | 213 | 4,152,361 | ||
Германия | 0 | 4 | 12 | 17 | 22 | 1,140 | |||
Италия | 1 | 3 | 6 | 6 | 28 | 1,469,606 | |||
Румыния | 0 | 0 | 5 | 9 | 8 | 516,000 | |||
Польша | 4 | 5 |
Военно-морской флот США быстро рос во время Второй мировой войны 1941–45, и играл центральную роль в Тихоокеанский театр военных действий против Японии. Вместе с Королевским флотом он также сыграл важную вспомогательную роль в войне Европы против Германии.
Императорский флот Японии (IJN) стремился к морскому превосходству в Тихом океане, потопив главный американский боевой флот в Перл-Харборе, который был построен вокруг его линкоров. Внезапная атака декабря 1941 года на Перл-Харбор нанесла удар по боевому флоту, но не коснулась авианосцев, которые стали опорой восстановленного флота.
Морскую доктрину пришлось изменить в мгновение ока. Военно-морской флот США (как и IJN) последовал акценту Альфреда Тайера Махана на концентрированных группах линкоров как главном наступательном морском оружии. Потеря линкоров в Перл-Харборе вынудила адмирала Эрнеста Дж. Кинга, главу военно-морского флота, сделать основной упор на небольшом количестве авианосцев.
Военно-морской флот США значительно вырос. поскольку он столкнулся с войной на два фронта на морях. Он получил заметное признание в войне на Тихом океане, где сыграл важную роль в успешной кампании союзников "прыжки по островам ". Военно-морской флот США провел пять великих сражений с Императорским флотом Японии (IJN): Битва на Коралловом море, Битва за Мидуэй, Битва на Филиппинском море, битва при заливе Лейте и битва при Окинаве.
К концу войны в 1945 году ВМС США добавили тысячи новых кораблей, в том числе 18 авианосцев и 8 линкоров., и имел более 70% от общего количества и общего тоннажа военно-морских судов в мире от 1000 тонн и более. На пике своего развития ВМС США использовали 6768 кораблей на VJ Day в августе 1945 года, в том числе 28 авианосцев, 23 линкоров, 71 эскортных авианосцев., 72 крейсера, более 232 подводных лодок, 377 эсминцев и тысячи десантных, снабженческих и вспомогательных кораблей.
Американский план войны был Rainbow 5 и был завершен 14 мая 1941 года. Он предполагал, что Соединенные Штаты были союзниками Великобритании и Франции и предусматривали наступательные операции американских войск в Европе., Африка или и то, и другое. Предположения и планы Rainbow 5 подробно обсуждались в меморандуме Plan Dog, в котором в конечном итоге был сделан вывод о том, что Соединенные Штаты будут придерживаться стратегии Европа прежде всего, что сделает войну против Германии более важной. приоритет, чем война против Японии. Однако президент Рузвельт не одобрил план - он хотел проиграть его на слух. Военно-морской флот хотел сделать Японию главной целью, и в 1941–1943 годах США в основном вели морскую войну против Японии, помимо поддержки высадки сухопутных войск в Северной Африке, Сицилии и Италии в 1942–43 годах.
США Стратегия 1941 года заключалась в том, чтобы удержать Японию от дальнейшего продвижения к британским, голландским, французским и американским территориям на юге. Когда союзники прекратили продажу нефти Японии, она потеряла 90% запасов топлива для самолетов и военных кораблей. Его запасов хватило на год или два. Ему пришлось идти на компромисс или бороться, чтобы отбить британские и голландские колодцы на юге. в ноябре 1941 года начальник штаба армии США Джордж Маршал объяснил прессе стратегию американской воздушной войны - она была совершенно секретной и не подлежала публикации:
Маршалл говорил о дальних бомбардировщиках B-17, базирующихся на Филиппинах, которые находились в пределах досягаемости от Токио. После того, как Япония захватила Филиппины в начале 1942 года, американская стратегия переориентировалась на военно-морскую войну, сосредоточив внимание на захвате островов, достаточно близких для интенсивных бомбардировок, о которых говорил Маршалл. В 1944 году ВМС захватили Сайпан и Марианские острова, которые были в пределах досягаемости новых бомбардировщиков B-29.
После победы в Перл-Харборе в начале декабря Императорский флот Японии (IJN) казался неудержимым, потому что он превосходил численностью и вооружением дезорганизованных союзников - США, Великобритании, Нидерландов, Австралии, Китая. И Лондон, и Вашингтон верили в доктрину Махани, которая подчеркивала необходимость единого флота. Однако, в отличие от сотрудничества, достигнутого армиями, флотам союзников не удалось объединить или даже координировать свои действия до середины 1942 года. Токио также верил в Махана, который сказал, что господство на море - достигнутое в великих битвах флотов - было ключом к морской мощи. Таким образом, IJN сохранил свои основные ударные силы под командованием адмирала Ямамото и одержал серию ошеломляющих побед над американцами и британцами за 90 дней после Перл-Харбора.
Обладая превосходящим вооружением в море, с большими орудиями, лежащими на дне Перл-Харбора, американская стратегия победы требовала медленного отступления или сдерживания действий против IJN до тех пор, пока гораздо больший промышленный потенциал США не будет мобилизован для запустить флот, способный проецировать мощь союзников на территорию врага.
Битва за Мидуэй вместе с кампанией на Гуадалканале стала поворотным моментом в Тихом океане. В период с 4 по 7 июня 1942 г. ВМС США нанесли решительный удар японским военно-морским силам, которые стремились заманить авианосный флот США в ловушку на атолле Мидуэй. Японский флот потерял четыре авианосца и тяжелый крейсер в пользу ВМС США , один американский авианосец и эсминец. После Мидуэя и изнурительного истощения кампании на Соломоновых островах японские программы судостроения и обучения пилотов не могли успевать за возмещением потерь, в то время как США неуклонно наращивали объемы производства в обеих областях. Военный историк Джон Киган назвал битву за Мидуэй «самым ошеломляющим и решающим ударом в истории военно-морской войны».
Гуадалканал, сражался с августа 1942 по Февраль 1943 года стал первым крупным наступлением союзников в войне на Тихоокеанском театре военных действий. Эта кампания пила американские воздух, военно-морские и сухопутные войска (позже дополненные австралийцев и новозеландцев) в течение шести месяцев кампании медленно нападаете определяется японское сопротивление. Гуадалканал был ключом к контролю Соломоновых островов, которые обе стороны считали стратегически важными. Обе стороны выиграли несколько сражений, но обе стороны были чрезмерно растянуты с точки зрения линий снабжения.
Соперничающие флоты провели семь сражений, и две стороны разделили победы. Это были: битва у острова Саво, битва у восточных Соломоновых островов, битва у мыса Эсперанс, битва у островов Санта-Крус, Морское сражение при Гуадалканале, Битва при Тассафаронге и Битва при острове Реннелл. Обе стороны вывели свои авианосцы, поскольку они были слишком уязвимы для авиации наземного базирования.
В рамках подготовки к повторному захвату Филиппин ВМС запустили Gilbert and Кампания Маршалловых островов по отвоеванию Гилберта и Маршалловых островов у японцев летом 1943 года. Огромные усилия были затрачены на набор и обучение моряков и морской пехоты, а также на строительство военных кораблей, боевых самолетов и кораблей поддержки для подготовки к наступлению через Тихий океан и поддерживать операции армии в юго-западной части Тихого океана, а также в Европе и Северной Африке.
Военно-морской флот продолжал свое долгое движение на запад через Тихий океан, захватывая одну островную базу за другой. Не все японские цитадели нужно было захватить; некоторые, например, большие базы в Трук, Рабауле и Формозе, были нейтрализованы воздушной атакой, а затем просто обошли стороной. Конечной целью было подобраться к самой Японии, затем начать массированные стратегические воздушные атаки и, наконец, вторжение. ВМС США не искали японский флот для решающего сражения, как предполагала доктрина Маханиана ; противник должен был атаковать, чтобы остановить неумолимое продвижение.
Кульминация авианосной войны пришлась на битву на Филиппинском море. Целью было взять под свой контроль острова, которые могли бы поддерживать аэродромы в пределах досягаемости B-29 от Токио. 535 кораблей начали высадку 128 000 армейских и морских захватчиков 15 июня 1944 года на Марианских островах и Палау. Японцы начали плохо скоординированную атаку на более крупный американский флот; его самолеты действовали на очень больших дистанциях и не могли держаться вместе, что позволяло легко сбивать их в ходе того, что американцы в шутку назвали «Стрельба по Великой Марианской Турции». Япония теперь потеряла большую часть своего наступательного потенциала, а у США были авиабазы на Гуаме, Сайпане и Тиниане для бомбардировщиков B-29, нацеленных на родные острова Японии.
Заключительным актом 1944 года стала битва у залива Лейте, последнее морское сражение в истории, в котором линия фронта одного флота «пересекла Т» линии фронта противника, что позволило линии пересечения вести огонь всеми бортами своих главных батарей, а не только по передним орудиям только головного корабля противника. Японский план состоял в том, чтобы увести основные силы американского флота от действий в заливе Лейте, обманув их фиктивным флотом далеко на севере, а затем приблизиться к армии и морской пехоте США, высадившимся в Лейте, с помощью клешни. двух эскадрилий линкоров и уничтожить их. Движение этих компонентов японского флота было ужасно нескоординированным, что привело к частичной резне частей японского флота в море Сибуян и пролив Суригао (где «была пересечена буква Т»), но, хотя это была уловка для того, чтобы заманить основные силы США флот вдали работал безупречно, японцы не знали об этом, в результате чего подавляюще превосходящие оставшиеся силы японских линкоров и крейсеров значительно превосходили по численности и вооружению несколько единиц американского флота, оставшихся в Лейте, думая, что они плывут в пасть. более мощных основных сил США, развернулся и убежал, не воспользовавшись своим с трудом завоеванным преимуществом. После этого Япония потеряла все свои наступательные военно-морские возможности.
Авианосец Дзуйкаку (в центре) и два эсминца подверглись атаке 20 июня 1944 годаОкинава была последней великой битвой за всю войну. Цель состояла в том, чтобы сделать остров плацдармом для вторжения в Японию, запланированного на осень 1945 года. Он находился всего в 350 милях (550 км) к югу от японских островов. Морские пехотинцы и солдаты высадились 1 апреля 1945 года, чтобы начать 82-дневную кампанию, которая стала крупнейшим сражением суша-море-воздух в истории и была отмечена ожесточенными боями и высокими потерями среди гражданского населения: более 150 000 жителей Окинавы погибли. Японские пилоты-камикадзе понесли самую большую потерю кораблей в истории военно-морского флота США, потопив 38 и повредив еще 368. Общие потери США составили более 12 500 убитых и 38 000 раненых, в то время как японцы потеряли более 110 000 человек. Ожесточенные бои и высокие потери американцев заставили флот сопротивляться вторжению на главные острова. Была выбрана альтернативная стратегия: использование атомной бомбы для побуждения к капитуляции.
Технологии и промышленная мощь оказались решающими. Японии не удалось использовать свои первые успехи до того, как можно было задействовать огромную потенциальную мощь союзников. В 1941 году японский истребитель Zero имел большую дальность полета и лучшие характеристики, чем конкурирующие американские военные самолеты, а у пилотов было больше опыта в воздухе. Но Япония так и не улучшила Zero, и к 1944 году военно-морские силы союзников значительно опередили Японию как по количеству, так и по качеству, и опередили Германию по количеству и практическому применению передовых технологий. Инновации в сфере высоких технологий появлялись с головокружительной быстротой. Были изобретены совершенно новые системы вооружения - например, десантные корабли, такие как 3000-тонный LST («Десантный корабль, Танк »), который нес 25 танков на тысячи миль и высадил их прямо на штурмовых берегах - изобретен британцами и завезены промышленными мощностями США. Кроме того, старые системы вооружения постоянно модернизировались и улучшались. Устаревшие самолеты, например, получили более мощные двигатели и более чувствительные радиолокационные станции. Одним из препятствий на пути прогресса было то, что адмиралам, выросшим на великолепных линкорах и быстроходных крейсерах, было нелегко скорректировать свои боевые доктрины, чтобы учесть возможности и гибкость быстро развивающихся новых систем вооружений.
В начале войны корабли американских и японских войск были равны. К 1943 году американское качественное преимущество побеждало в битвах; к 1944 г. количественное преимущество Америки сделало положение Японии безнадежным. Немецкий флот, не доверяя своему японскому союзнику, проигнорировал приказ Гитлера сотрудничать и не поделился своим опытом в области радаров и радио. Таким образом, Имперский флот был еще более затруднен в технологической гонке с союзниками (которые действительно сотрудничали друг с другом). Экономическая база Соединенных Штатов была в десять раз больше, чем у Японии, а их технологические возможности также были значительно выше, и они мобилизовали инженерные навыки гораздо эффективнее, чем Япония, так что технологический прогресс наступал быстрее и более эффективно применялся в оружии. Прежде всего, американские адмиралы скорректировали свои доктрины военно-морской войны, чтобы использовать преимущества. Качество и характеристики военных кораблей Японии изначально были сопоставимы с американскими.
Американцы были в высшей степени и, возможно, чрезмерно самоуверенными в 1941 году. Тихоокеанский командующий адмирал Честер В. Нимиц хвастался, что может победить более крупный флот благодаря «... находчивости нашего превосходящего персонала. и инициатива, и несомненное превосходство большей части нашего оборудования ». Как отмечает Уиллмотт, это было опасное и необоснованное предположение. Позже Нимиц оправдал свое хвастовство, победив более крупные японские силы в битве за Мидуэй и переломив ход Тихоокеанской войны.
Американские линкоры раньше Перл-Харбор мог стрелять залпами из девяти 2100-фунтовых бронебойных снарядов каждую минуту на расстояние до 35000 ярдов (19 миль). Ни один корабль, кроме другого линкора, не имел толстой брони, способной противостоять такой огневой мощи. Когда разведка сообщила, что Япония тайно построила еще более мощные линкоры, Вашингтон ответил четырьмя линкорами типа Iowa. Адмиралы с обеих сторон мечтали о большой перестрелке на расстоянии двадцати миль (32 км), в которой самолеты-носители использовались бы только для обнаружения мощных орудий. Их доктрина была совершенно устаревшей. Самолет, подобный Grumman TBF Avenger, может сбросить 2 000-фунтовые бомбы на линкор на расстоянии сотен миль. Авианосец стоил меньше, требовал примерно того же личного состава, был столь же быстрым и легко мог потопить линкор. Во время войны у линкоров появились новые задачи: они представляли собой платформы с десятками зенитных орудий и восемью или девятью 14-дюймовыми или 16-дюймовыми орудиями дальнего действия, используемыми для поражения наземных целей перед высадкой десанта. Их меньшие 5-дюймовые орудия и 4800 3-8-дюймовых орудий на крейсерах и эсминцах также оказались эффективными при бомбардировке зон высадки. После непродолжительной бомбардировки острова Тарава в ноябре 1943 года морские пехотинцы обнаружили, что японские защитники выживают в подземных убежищах. Затем стало обычным делом тщательно прорабатывать пляжи с тысячами фугасных и бронебойных снарядов. Бомбардировка приведет к разрушению некоторых стационарных огневых точек и гибели некоторых войск. Что еще более важно, это разорвало линии связи, оглушило и деморализовало защитников и придало десантным группам новую уверенность. После приземления морская артиллерийская стрельба, направленная наземными наблюдателями, будет нацелена на все еще действующие доты противника. Крушение линкоров в Перл-Харборе оказалось замаскированным благословением, потому что после того, как они были воскрешены и получили новую миссию, они хорошо справились. (В отсутствие Перл-Харбора такие адмиралы, как Раймонд Спруанс, возможно, следовали довоенной доктрине и искали надводный бой, в котором японцев было бы очень трудно победить.)
В Первой мировой войне ВМС США исследовали авиацию, как наземную, так и авианосную. Однако в 1919 году военно-морской флот почти отменил авиацию, когда адмирал Уильям С. Бенсон, реакционный начальник военно-морских операций, не мог «представить себе какое-либо использование авиации флотом», и он тайно пытался упразднить авиационную дивизию ВМФ. Помощник министра флота Франклин Д. Рузвельт отменил это решение, потому что он считал, что авиация когда-нибудь может стать «главным фактором» на море с миссиями по бомбардировке вражеских военных кораблей, разведке вражеских флотов, нанесению на карту минных полей и сопровождению конвоев. Неохотно позволяя ему выполнять второстепенную задачу, ВМФ постепенно наращивал свою авиацию. В 1929 году у него был один авианосец (USS Langley ), 500 пилотов и 900 самолетов; к 1937 году у него было 5 авианосцев (Lexington, Saratoga, Ranger, Yorktown и Enterprise ), 2000 пилотов и 1000 самолетов намного лучшего качества.. Когда Рузвельт теперь в Белом доме, темп вскоре ускорился. Одно из главных агентств по оказанию помощи, PWA, сделало строительство военных кораблей своим приоритетом. В 1941 году ВМС США с 8 авианосцами, 4500 пилотами и 3400 самолетами обладали большей авиационной мощью, чем ВМС Японии.
Главным военно-морским оружием Германии была подводная лодка; его основная задача заключалась в том, чтобы перекрыть поток поставок и боеприпасов, достигающих Британии морем. Атаки подводных лодок на жизненно важные морские пути снабжения Британии в «Битве за Атлантику » начались сразу же с началом войны. Хотя изначально им мешало отсутствие удобных портов для работы; все изменилось, когда Франция пала в 1940 году, и Германия взяла под свой контроль все порты во Франции и в Нидерландах. Поначалу подводные лодки имели такой высокий процент успеха, что период до начала 1941 года был известен как Первое счастливое время. Кригсмарине отвечала за береговую артиллерию, защищающую основные порты и возможные точки вторжения, а также управляла зенитными батареями, защищающими основные порты.
В 1939–1945 немецкие верфи спустили на воду 1162 подводных лодки, из них 785 были уничтожены во время войны (632 в море) вместе с 30 000 членов экипажа. Британские противолодочные корабли и самолеты потеряли более 500 человек. В конце войны 156 подводных лодок сдались союзникам, а экипажи затопили еще 221 лодку, в основном в немецких портах. Что касается эффективности, немецкие и другие подводные лодки стран Оси потопили 2828 торговых судов общим объемом 14,7 миллиона тонн (11,7 миллиона британских); многие другие были повреждены. Использование конвоев резко сократило количество затоплений, но конвои сделали медленное движение и длительные задержки на обоих концах, и, таким образом, уменьшили поток товаров союзников. Немецкие подводные лодки также потопили 175 боевых кораблей союзников, в основном британских, и погибло 52 000 моряков Королевского флота.
Немецкий флот принимал участие во многих операциях, начиная с вторжения в Польшу.. Также в 1939 году он потопил британский авианосец HMS Courageous и линкор HMS Royal Oak, потеряв при этом Admiral Graf Spee в битве при the River Plate.
В апреле 1940 года германский флот принимал активное участие во вторжении в Норвегию, где он потерял тяжелый крейсер Blücher, два легких крейсера и десять эсминцев. Взамен он потопил британский авианосец HMS Glorious и несколько меньших кораблей.
Королевский флот в критические 1939–43 годы находился под командованием Первого морского лорда адмирала сэра Дадли Паунда (1877 г. –1943). В результате ранее внесенных изменений Королевский флот вступил в Вторую мировую войну как разнородная сила ветеранов Первой мировой войны, корабли между двумя мировыми войнами были ограничены строгим соблюдением договорных ограничений, а позднее - неограниченным дизайном. относительно старше, чем он был во время Первой мировой войны, он оставался главной военно-морской державой до 1944-45 гг., когда его обогнал американский флот.
В начале Второй мировой войны глобальные обязательства Великобритании нашли отражение в развертывании ВМФ. Первой ее задачей оставалась защита торговли, поскольку Британия сильно зависела от импорта продуктов питания и сырья, а мировая империя также была взаимозависимой. Активы ВМФ были распределены между различными флотами и станциями.
Флот / станция | Зона ответственности |
---|---|
Флот базирования | Домашние воды, то есть Северо-Восточная Атлантика, Ирландское море, Северное море, Ла-Манш (подразделяются на команды и подкоманды) |
Станция в Южной Атлантике и Станция «Мыс Доброй Надежды» | Южная Атлантика и Южная Африка |
Станция Америка и Вест-Индия | Западная часть Северной Атлантики, Карибское море, Восточная часть Тихого океана |
Станция Ост-Индия / Восточный флот | Индийский океан (исключая Южную Атлантику и Африканскую станцию, австралийские воды и воды, прилегающие к Голландской Ост-Индии ) |
Китайская станция / Восточный флот | Северо-западная часть Тихого океана и воды вокруг Востока Нидерландов Индия |
Мнения о руководстве Паунда резко разделились. Его величайшим достижением была успешная кампания против действий немецких подводных лодок и победа в битве за Атлантику. W Инстон Черчилль, гражданский глава ВМФ (1939–40) и всех сил в качестве премьер-министра (1940–45) тесно сотрудничал с ним над военно-морской стратегией; его окрестили «якорем Черчилля». Он заблокировал план Черчилля отправить боевой флот в Балтику в начале войны. Однако его суждение было оспорено в отношении его микроменеджмента, неудавшейся Норвежской кампании в 1940 году, увольнения им адмирала Дадли Норта в 1940 году, потопления Японией Repulse и Принц Уэльский воздушной атакой у Малайи в конце 1941 года и неудачей в июле 1942 года рассредоточить конвой PQ 17 под немецкой атакой.
Британский линейный крейсер HMS HoodНа ранних этапах Второй мировой войны Королевский флот обеспечивал критическое прикрытие во время британской эвакуации из Норвегии (где были потеряны авианосец и 6 эсминцев, но было эвакуировано 338000 человек), из Дюнкерка (где было убито 7000 человек RN) и в битве за Крит. В последней операции адмирал Каннингем рисковал извлечь армию и спас многих людей, чтобы они сражались в другой день. Престижу ВМФ был нанесен серьезный удар, когда линейный крейсер Худ был потоплен немецким линкором Бисмарк в мае 1941 года. Хотя «Бисмарк» был потоплен несколькими днями позже, общественная гордость Королевский флот был серьезно поврежден в результате потери «могучего капюшона». РН осуществила бомбардировку Орана в Алжире против. В ходе атаки на Таранто торпедоносцы потопили три итальянских линкора на их военно-морской базе в Таранто, а в марте 1941 года потопили три крейсера и два эсминца на мысе Матапан. РН осуществила эвакуацию войск из Греции на Крит, а затем с этого острова. При этом флот потерял три крейсера и шесть эсминцев, но спас 30 000 человек.
RN сыграло важную роль в перехвате поставок Оси в Северную Африку и в пополнении запасов на своей базе на Мальте. Потери в операции «Пьедестал» были высокими, но конвой прошел.
Королевский флот также имел жизненно важное значение для охраны морских коммуникаций, которые позволяли британским войскам сражаться в отдаленных частях мира, таких как Северная Африка, и Дальний Восток. С начала войны использовались конвои и патрули для противолодочной охоты. С 1942 года ответственность за защиту атлантических конвоев была разделена между различными союзными военно-морскими силами: Королевский флот отвечал за большую часть Северной Атлантики и Северного Ледовитого океана. Подавление угрозы со стороны подводных лодок было важным требованием для вторжения в северную Европу: необходимые армии нельзя было перебросить и пополнить. В этот период Королевский флот приобрел много относительно дешевых и быстро построенных эскортных судов.
Оборона портов и гаваней и поддержание открытых морских путей вокруг побережья были обязанностью Прибрежных войск и Королевской военно-морской патрульной службы.
, пересекающей колонну десантных судов. Ла-Манш в 1944 годуВоенно-морское превосходство было жизненно важным для проводившихся десантных операций, таких как вторжения в Северо-Западную Африку (Операция Факел ), Сицилию, Италию и Нормандию ( Операция «Оверлорд» ). Для операции «Нептун» RN и RCN поставили 958 из 1213 боевых кораблей и три четверти из 4000 десантных кораблей. Использование гавани Малберри позволило пополнить запасы сил вторжения. Также в августе были высадки на юге Франции.
Однако во время войны стало ясно, что авианосцы были новым крупным кораблем морской войны, и что прежнее военно-морское превосходство Британии с точки зрения линкоров стало не имеет значения. Британия была одним из первых новаторов в дизайне авианосцев, внедрив бронированные летные палубы вместо устаревших и уязвимых линкоров. Королевский военно-морской флот был теперь карликом по сравнению со своим союзником, ВМС США. Успешное вторжение в Европу сократило европейскую роль флота до сопровождения конвоев и огневой поддержки войск у побережья, как в Валхерен, во время битвы при Шельде.
Британский Восточный флот был отведен в Восточную Африку из-за вторжения японцев в Индийский океан. Несмотря на сопротивление главного военно-морского флота США адмирала Эрнеста Кинга, Королевский флот направил большую оперативную группу в Тихий океан (Британский Тихоокеанский флот ). Это потребовало использования совершенно разных методов, требующих значительного состава вспомогательного флота, пополнения запасов на море и упора на военно-морскую авиацию и оборону. В 1945 г. в Тихий океан было отправлено 84 боевых корабля и вспомогательных судна. Это остается крупнейшим зарубежным размещением Королевского флота. Их самая крупная атака была направлена на нефтеперерабатывающие заводы на Суматре, чтобы лишить Японию доступа к поставкам. Однако он также прикрывал высадку США на Окинаве и осуществлял воздушные атаки и бомбардировки материковой части Японии.
В начале Второй мировой войны у RN было 15 линкоров и линейных крейсеров, еще пять линкоров строились, и 66 крейсеров, еще 23 строились. К 184 эсминцам и еще 52 строящимся эсминцам еще 50 старых эсминцев (и другие малые суда) были получены от США в обмен на доступ США к базам на британских территориях (Соглашение об эсминцах для баз ). Всего насчитывалось 60 подводных лодок и семь авианосцев, еще больше обоих строилось. В конечном итоге у RN было 16 линкоров, 52 авианосца, хотя большинство из них были небольшими эскортными или торговыми авианосцами, 62 крейсера, 257 эсминцев, 131 подводная лодка и 9000 других кораблей. Во время войны Королевский флот потерял 278 крупных боевых кораблей и более 1000 малых. В начале войны во флоте насчитывалось 200 000 человек (включая резервы и морскую пехоту), а к концу войны их количество выросло до 939 000 человек. 51 000 моряков RN были убиты и еще 30 000 из торговых служб. WRNS была возобновлена в 1938 году, и их численность достигла пика в 74 000 в 1944 году. Королевская морская пехота достигла максимума в 78 000 в 1945 году, приняв участие во всех основных высадках.
Оборонительная война Финляндии против советского вторжения, продолжавшаяся с ноября 1939 г. по март 1940 г., проходила в то время, когда на континенте не было широкомасштабных военных действий, называемых «Фальшивая война ». Внимание обратилось на Северный театр. После месяцев планирования на высшем гражданском, военном и дипломатическом уровнях в Лондоне и Париже весной 1940 года был принят ряд решений, которые предполагали вторжение без приглашения в Норвегию, Швецию, Исландию и Фарерские острова с целью нанести ущерб военной экономике Германии и помочь Финляндии в войне с Советским Союзом. Союзная война против Советского Союза была частью плана. Основной морской стартовой точкой будет база Королевского флота в Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Советское вторжение в Финляндию вызвало массовое возмущение среди населения и элиты в поддержку Финляндии не только в военное время в Великобритании и Франции, но и в нейтральных Соединенных Штатах. Лига Наций объявила СССР агрессором и изгнала его. «Американские общественные деятели расценили нападение на Финляндию как подлую агрессию, достойную ежедневных заголовков, что впоследствии привело к обострению отношения к России». Настоящей целью союзников была экономическая война: прекращение поставок шведской железной руды в Германию, которая, по их расчетам, серьезно ослабит немецкую военную промышленность. Британское Министерство экономической войны заявило, что проект против Норвегии, вероятно, вызовет «Чрезвычайно серьезные последствия для промышленного производства Германии... [и шведской составляющей] вполне может остановить немецкую промышленность и в любом случае окажет сильное влияние на продолжительность войны ». Идея заключалась в том, чтобы отвлечь силы от малой деятельности на статичном Западном фронте на активную роль на новом фронте. К декабрю британское военное руководство стало горячими сторонниками, когда они поняли, что их первый выбор - нападение на поставки нефти из Германии - не получит одобрения. Уинстон Черчилль, ныне глава Адмиралтейства, настаивал на вторжении в Норвегию и Швецию, чтобы помочь финнам и сократить поставки железа. Точно так же политические и военные лидеры в Париже решительно поддержали план, потому что он приведет их войска в действие. Плохие действия Советской армии против финнов укрепили уверенность союзников в том, что вторжение и последующая война с Россией будут стоить того. Однако гражданское руководство правительства Невилла Чемберлена в Лондоне отступило и отложило планы вторжения. Нейтральные Норвегия и Швеция отказались от сотрудничества. Финляндия надеялась на интервенцию союзников, но ее положение становилось все более безнадежным; его соглашение о перемирии 13 марта означало поражение. 20 марта более агрессивный Поль Рейно стал премьер-министром Франции и потребовал немедленного вторжения; Чемберлен и британский кабинет наконец договорились, и приказы были даны. Однако Германия вторглась первой, быстро завоевав Данию и южную Норвегию в рамках операции Weserübung. Немцы успешно отразили вторжение союзников. После неудачи британцев в Норвегии Лондон решил, что немедленно необходимо создать военно-морские и военно-воздушные базы в Исландии. Несмотря на призыв Исландии к нейтралитету, Лондон рассматривал ее оккупацию как военную необходимость. Фарерские острова были оккупированы 13 апреля, а решение об оккупации Исландии было принято 6 мая.
Операция «Морской лев» представляла собой угрозу вторжения Германии через пролив Ла-Манш в 1940 году. У немцев были солдаты и небольшие лодки, и у них было гораздо больше танков и артиллерии, чем у англичан после отступления из Дюнкерка. Однако Королевский флот и Королевские военно-воздушные силы были полностью подготовлены, и историки считают, что попытка вторжения обернется для немцев катастрофой. Британская военно-морская мощь, базирующаяся в Шотландии, была очень хорошо оснащена тяжелобронированные линкоры; В Германии ничего не было. У Германии не было необходимого превосходства в воздухе. И даже если бы они достигли превосходства в воздухе, это было бы бессмысленно в плохие погодные дни, когда наземные боевые самолеты были бы наземными, но не помешали бы Королевскому флоту уничтожить транспорты и взорвать посадочные площадки. Немецкий генерал Альфред Йодль понимал, что пока британский флот был фактором, вторжение будет заключаться в том, чтобы отправить «мои войска в мясорубку».
Поскольку широкий круг стран сотрудничает с союзниками, британцам нужен был способ координировать работу. Королевский флот без проблем справился с флотами в изгнании Польши, Норвегии, Нидерландов, Бельгии, Франции, Югославии и Греции, используя систему связи между старшими военно-морскими офицерами. Эта система обеспечила эффективную интеграцию флотов союзников в командование Королевского флота.
Когда Франция пала в июне 1940 года, Германия превратила солдат в военнопленных, но позволила вишистской Франции сохранить свой мощный флот. четвертый по величине в мире. Франция отправляла свои военные корабли в свои колониальные порты или в порты, контролируемые Великобританией. Британцы сражались с одной из главных эскадрилий в ходе атаки на Мерс-эль-Кебир, Алжир (около Орана), 3 июля 1940 года. В результате атаки погибло 1300 человек и один из четырех был потоплен или три были серьезно повреждены. линкоры на якоре. Правительство Виши было действительно рассержено, но не приняло ответных мер и сохраняло во время войны состояние вооруженного нейтралитета. Британцы захватили военные корабли в британских гаванях, и со временем они стали частью ВМС Свободной Франции. Когда в ноябре 1942 года Германия оккупировала всю Францию, вишистская Франция собрала в Тулоне около трети боевых кораблей, с которых она начинала, общим весом 200000 тонн. Германия пыталась их захватить; затем французские офицеры затопили свой собственный флот.
Итальянский флот («Regia Marina») имел миссию держать открытым Средиземноморье до Северной Африки и Балкан; ему бросили вызов Британский Королевский флот. Он сильно отставал от британцев в новейших технологиях, таких как радар, который был необходим для ночной стрельбы на большие расстояния. Regia Marina Strength
6 линкоров, 19 крейсеров, 59 эсминцев, 67 торпедных катеров, 116 подводных лодок.
Два авианосца строились; они никогда не запускались. Страна была слишком бедна, чтобы начать крупную судостроительную кампанию, из-за чего старшее командование опасалось потерять активы, которые нельзя было заменить. Британцы нарушили итальянский военно-морской кодекс и знали время отправления, маршрут, время прибытия и состав конвоев. Итальянцы не позаботились о захвате Мальты, которая стала для британцев основной плацдармом и базой материально-технического снабжения.
На 7 декабря 1941 г. в основные части японского флота входили:
Передовая сила Военно-воздушных сил составляла 1753 боевых самолета, в том числе 660 истребителей, 330 торпедоносцев и 240 бомбардировщиков берегового базирования. Также было 520 летающих лодок, использовавшихся для разведки.
В течение шести месяцев после Перл-Харбора авианосный флот адмирала Ямамото участвовал в нескольких операциях, начиная от рейдов на Цейлон в Индийский океан - попытка завоевания острова Мидуэй к западу от Гавайев. Его действия в значительной степени увенчались успехом в разгроме американских, британских и голландских военно-морских сил, хотя американский флот держался в битве у Кораллового моря и нанес решающее поражение Ямамото у Мидуэя. Гуам пал в середине декабря, и Филиппины были захвачены в нескольких местах. Остров Уэйк пал 23 декабря. Январь 1942 г. стал свидетелем вторжения IJN в Голландскую Ост-Индию, Западную Новую Гвинею и Соломоновы острова. IJN построил основные передовые базы в Трук и Рабаул. Японская армия захватила Манилу, Куала-Лумпур и Сингапур. Бали и Тимор также пали в феврале. Быстрый крах сопротивления союзников разделил американо-британско-голландско-австралийское командование на две части. В битве на Яванском море в конце февраля - начале марта IJN нанесли сокрушительное поражение основным военно-морским силам ABDA под командованием голландцев. Кампания Нидерландской Ост-Индии впоследствии закончилась капитуляцией союзных войск на Яве.
Небольшой, но современный голландский флот был основным миссия по защите богатой нефтью голландской Ост-Индии. Нидерланды, Великобритания и Соединенные Штаты пытались защитить колонию от японцев, когда она в конце 1941 года двинулась на юг в поисках голландской нефти. У голландцев было пять крейсеров, восемь эсминцев, 24 подводные лодки и суда меньшего размера, а также 50 устаревших самолетов. Большинство сил было потеряно в результате японских воздушных или морских атак, а выжившие слились в Британский Восточный флот. Голландский флот страдал из-за многолетнего недофинансирования и оказался плохо подготовленным к встрече с противником с гораздо более тяжелыми кораблями с лучшим вооружением, включая торпеду Long Lance, с которой крейсер Haguro потопил легкий крейсер HNLMS De Ruyter.
Когда Германия вторглась в апреле 1940 года, правительство покинуло Великобританию, и несколько кораблей вместе со штабом Королевского флота Нидерландов продолжили бой. Он имел подразделения в Голландской Ост-Индии, а после завоевания - в Шри-Ланке и Западной Австралии. Он потерпел решительное поражение, защищая Голландскую Ост-Индию в битве на Яванском море. Сражение состояло из серии попыток в течение семи часов Объединенной ударной силы адмирала Карела Дормана атаковать японский конвой вторжения; Каждый из них получил отпор со стороны эскорта. Швейцар со своими кораблями погиб вместе с 1000 членов его команды. Во время беспощадного наступления японцев в феврале-апреле 1942 года в голландской Ост-Индии голландский флот на Дальнем Востоке был практически уничтожен, и он понес потери в общей сложности 20 кораблей (включая только два его легких крейсера) и 2500 моряков убитыми.
Небольшой отряд голландских подводных лодок, базирующихся в Западной Австралии, потопил больше японских кораблей в первые недели войны, чем все британские и американские военно-морские силы вместе взятые, за что адмирал Хелфрич получил прозвище «Корабль-день, Хельфрих».
Во всем мире голландские военно-морские подразделения отвечали за транспортировку войск; например, во время операции «Динамо» в Дюнкерке и в день «Д» они сопровождали конвои и атаковали вражеские цели.
Строительство советского флота было национальным приоритетом, но многие старшие офицеры были убиты в ходе чисток в конце 1930-х годов. Доля военно-морского флота в национальном бюджете на боеприпасы упала с 11,5% в 1941 году до 6,6% в 1944 году.
Когда Германия вторглась в 1941 году и захватила миллионы солдат, многие моряки и военно-морские орудия были выделены для усиления Красная Армия ; эти переназначенные военно-морские силы участвовали во всех крупных действиях на Восточном фронте. Советский военно-морской персонал сыграл особенно важную роль на суше в боях за Одессу, Севастополь, Сталинград, Новороссийск, Туапсе (см. Кавказская битва ) и Ленинград. Балтийский флот был заблокирован минными заграждениями в Ленинграде и Кронштадте, но подводные лодки ушли. Надводный флот воевал с зенитной обороной города и бомбардировал немецкие позиции. В Черном море многие корабли были повреждены минными полями и авиацией Оси, но они помогали защищать военно-морские базы и снабжать их во время осады, а также позже их эвакуировать.
США и Великобритания посредством ленд-лиза передал СССР корабли общим водоизмещением 810 000 тонн.
Хотя советские лидеры не хотели рисковать более крупными судами после тяжелых потерь, понесенных советским флотом в 1941-1942 годах, Советский эсминец использовался на протяжении всей войны для сопровождения, огневой поддержки и транспорта. Советские военные корабли, особенно эсминцы, на протяжении всей войны участвовали в боях в арктических водах и в Черном море. В арктических водах советские эсминцы участвовали в обороне союзных конвоев.
ВМС Румынии был крупнейшим военно-морским флотом Оси во время морской войны на Черном море. Когда страна вступила в войну в середине 1941 года, ее основные силы состояли из 5 эсминцев (два эсминца Regele Ferdinand и два Mărăști класса плюс морской торпедный катер Сборул ), 1 подводная лодка (Дельфинул ), 1 минный заградитель фрегат (Амирал Мургеску ), пять морских мониторов ( четыре класса Mihail Kogălniceanu и один класса Sava ), три крейсера береговой охраны (все класса Bistrița ), шесть эскортных корветов (четыре французских постройки). Sublocotenent Ghiculescu -класс плюс переделанные торпедные катера Năluca и Smeul ). Еще две подводные лодки, Марсуинул и Речинул, были спущены на воду незадолго до вступления Румынии в войну, но они были введены в строй только в мае 1943 года. Также в 1943 году были приобретены пять итальянских сверхмалые подводные лодки класса CB. К маю 1944 года два румынских торпедных катера (Viscolul и Vedenia ) были приспособлены для сопровождения.
Румынский флот был единственным военно-морским флотом, который сражался более трех лет, не потеряв ни одного подразделения своих основных сил - эсминцев и подводных лодок. Одновременно с ним погиб один эсминец и более десятка подводных лодок, все советские.
США Подводные лодки ВМФ (с некоторой помощью британцев и голландцев), действующие с баз в Австралии, на Гавайях и Цейлоне, сыграли важную роль в разгроме Японии. Однако японские подводные лодки играли минимальную роль, хотя у них были лучшие торпеды всех стран во Второй мировой войне и неплохие подводные лодки. Разница в результатах объясняется очень разными доктринами сторон, которые с японской стороны основывались на культурных традициях.
Подводные лодки союзников сосредоточились на уничтожении японцев. логистика, в которой островное государство зависело от судоходства. Через несколько часов после Перл-Харбора Рузвельт приказал ввести в действие новую доктрину: неограниченную подводную войну против Японии. Это означало потопить любой военный корабль, коммерческое судно или пассажирское судно в водах, контролируемых Осью, без предупреждения и без помощи выжившим. Американские торпеды, стандартная торпеда Mark XIV и ее взрыватель Mark VI были неисправны, проблемы не устранялись до сентября 1943 года. Хуже всего, что перед войной неосведомленный таможенный офицер изъял копию японского код торгового флота (называемый «кодом мару» в USN), не зная, что США разведка связи нарушила его; Япония быстро изменила его, и он не был восстановлен до 1943 года.
Таким образом, только в 1944 году ВМС США научились использовать свои 150 подводных лодок с максимальной эффективностью: установлены эффективные корабельные радары, командиры не проявляют агрессии заменены, и неисправности в торпедах исправлены.
Однако для Императорского флота Японии подводные лодки, как часть японской воинской традиции бусидо, предпочитали атаковать военные корабли, а не транспорты. Столкнувшись с конвоем, подводная лодка союзников попытается потопить торговые суда, в то время как их японские коллеги будут отдавать приоритет эскорту. Это было важно в 1942 году, до того, как производство военных кораблей союзников достигло предела. Таким образом, в то время как у США была необычно протяженная линия снабжения между западным побережьем и прифронтовыми районами, уязвимыми для атак подводных лодок, японские подводные лодки вместо этого использовались для разведки на дальние расстояния и для снабжения продовольствием десятков тысяч солдат, застрявших в опорных пунктах. были отрезаны, особенно Трук и.
Снабжение было меньшим расходом ресурсов союзников. Необходимость снабжения сил Макартура, оказавшихся в ловушке на Филиппинах, привела к перенаправлению лодок на «партизанские подводные лодки». Кроме того, базирование в Австралии поставило лодки под угрозу с воздуха для японцев на пути к районам патрулирования, что снизило эффективность, и Нимиц полагался на подводные лодки для пристального наблюдения за базами противника. Небольшое количество негабаритных подводных лодок занималось большей частью пополнения запасов, подводные лодки, которые были менее проворны, чем их сестры, атаковали сопровождаемые конвои.
Требования японской армии по снабжению отрезанных гарнизонов подводными лодками еще больше снизили эффективность японской борьбы с кораблями. Вдобавок Япония соблюдала договор о нейтралитете с Советским Союзом и игнорировала грузовые корабли США, доставляющие миллионы тонн военного снаряжения из Сан-Франциско северными маршрутами во Владивосток.
Небольшое количество подводных лодок союзников - менее 2 процентов. тоннажа флота - задушил Японию, потопив ее торговый флот, перехватив многие транспортные средства и перекрыв почти весь импорт нефти, который был необходим для ведения войны. К началу 1945 года резервуары с нефтью были сухими.
Японский торговый флот составлял 6,4 миллиона тонн в декабре 1941 года; во время войны было построено 3,9 миллиона тонн новых пароходов. Потери японского торгового флота составили 8,9 миллиона тонн, оставив на плаву 1,5 миллиона тонн к концу войны. Хотя оценки расходятся, одни только подводные лодки США, вероятно, составили 56% потопленных японских торговых судов; большинство остальных были сбиты самолетами в конце войны или были уничтожены минами. Американские подводники также заявили, что уничтожено 28% японских военных кораблей. Кроме того, они играли важную роль в разведке, как в боях в Филиппинском море и заливе Лейте, когда они давали точное и своевременное предупреждение о приближении японского флота. Подводные лодки действовали с защищенных баз во Фримантле, Австралия; Перл Харбор; Тринкомали, Цейлон; а затем Гуам. Их должны были защищать надводный флот и авиация.
Японские методы борьбы с подводными лодками были небрежными и плохо управляемыми. Японские конвои были плохо организованы и плохо защищены по сравнению с конвоями союзников, что было результатом несовершенной доктрины и обучения IJN. Число американских подводных лодок, патрулирующих в любой момент времени, увеличилось с 13 в 1942 году до 18 в 1943 году и до 43 в конце 1944 года. Половина их погибших пришлась на 1944 год, когда в эксплуатации находилось более 200 подводных лодок. К 1945 году количество патрулей сократилось, потому что очень мало целей осмеливались двигаться в открытом море. Всего подводные лодки союзников уничтожили 1200 торговых судов. Большинство из них были небольшими грузовыми судами, но 124 танкера доставляли отчаянно необходимую нефть из Ост-Индии. Еще 320 были пассажирскими судами и военно-транспортными средствами. На критических этапах кампаний Гуадалканала, Сайпана и Лейте тысячи японских солдат были убиты прежде, чем их удалось высадить. Было потоплено более 200 боевых кораблей, от множества вспомогательных и эсминцев до восьми авианосцев и одного линкора.
Подводная война была особенно опасна для экипажей подводных лодок. В подводную службу США входило лишь 1,6% личного состава ВМС или 50 000 человек. Большинство из них базировались на берегу. Из 16 000 патрулей 3500 (22%) так и не вернулись, что является самым высоким уровнем потерь среди американских войск во Второй мировой войне. Потери японцев были еще хуже.
В то время как Королевский флот потратил много энергии на борьбу с немецкими надводными и подводными атаками своего торгового флота, он также предпринял собственные атаки на Осевое судоходство, особенно в Средиземноморье. Британцы потопили 3082 судна оси в Средиземном море на сумму более 4 миллионов тонн. Потеря припасов оказалась фатальной для армий Оси в Северной Африке.
Военно-морской флот Румынии во время Второй мировой войны