Коврики и одеяла навахо (Навахо : дийоги) - ткани, произведенные народом навахо из Четырех Углов области Соединенных Штатов. Текстиль навахо высоко ценится и уже более 150 лет является предметом торговли. Коммерческое производство тканных вручную одеял и ковров было важным элементом экономики навахо. Как выразился один из экспертов, «классические навахо серапии в лучшем виде не уступают по тонкости и сложности любому домеханическому ткацкому станку тканому текстилю в мире»
. Текстиль навахо изначально представлял собой утилитарные одеяла для использования в качестве плащей, платьев, седельных одеял и других подобных целей. К концу 19 века ткачи начали производить коврики для туризма и экспорта. Типичный текстиль навахо имеет четкие геометрические узоры. Это плоский гобелен - тканый текстиль, произведенный по типу килимов из Восточной Европы и Западной Азии, но с некоторыми заметными отличиями. В ткачестве навахо техника щелевого плетения, обычная для килимов, не используется, а основа представляет собой одну непрерывную длину пряжи, не выходящую за пределы ткачества в виде бахромы. Торговцы конца 19-го и начала 20-го века поощряли использование некоторых мотивов килимов в дизайне навахо.
Первоначально одеяла навахо использовались в самых разных предметах одежды, включая (но не ограничиваясь) платья, седельные одеяла, серапес, ночные покрывала, или как «дверь» у входа в их дома.
Навахо, возможно, научились ткачеству у своих индейцев-пуэбло соседей, когда они перебрались в регион Четырех Углов в 1000 году нашей эры. Некоторые эксперты утверждают, что навахо не были ткачами до 17 века. Навахо получали хлопок через местные торговые пути до прибытия испанцев, после чего они начали использовать шерсть. Пуэбло и навахо обычно не были в дружеских отношениях из-за частых набегов навахо на поселения пуэбло, но многие пуэбло искали убежища у своих соседей навахо в конце 17 века, чтобы избежать конкистадоров после Восстание пуэбло. Этот социальный обмен является вероятным источником отличительной традиции ткачества навахо. Испанские записи показывают, что люди навахо начали пасти овец и ткать шерстяные одеяла с того времени.
Степень влияния пуэбло на ткачество навахо неясна. Как отмечает Вольфганг Хаберланд, «доисторические ткани пуэбло были гораздо более сложными, чем исторические, что можно увидеть по нескольким археологическим останкам и фигурным фигурам на фресках кивы». Хаберланд предполагает, что отсутствие сохранившихся образцов текстиля пуэбло колониальной эпохи делает невозможным делать больше, чем предположение о том, возникло ли творческое происхождение ткачества навахо из культуры навахо или было заимствовано у соседних народов.
Согласно письменным источникам, навахо были прекрасными ткачами, по крайней мере, в течение последних 300 лет, начиная с описаний испанских колоний начала 18 века. К 1812 году Педро Пиньо называл навахо лучшими ткачами провинции. Немногочисленные остатки ткачества навахо 18-го века сохранились; Наиболее важные сохранившиеся образцы раннего ткачества навахо происходят из пещеры Резня в Каньон де Челли, Аризона. В 1804 году там была застрелена группа навахо, искавших убежища от испанских солдат. В течение ста лет пещера оставалась нетронутой из-за табу навахо, пока местный торговец Сэм Дэй не вошел в нее и не забрал ткани. Дэй разделил коллекцию и продал ее разным музеям. Большинство одеял Massacre Cave имеют простые полосы, но на некоторых видны террасы и ромбики, характерные для более позднего ткачества навахо.
Торговля расширилась после открытия тропы Санта-Фе в 1822 г. и большее количество примеров выживает. До 1880 года все такие ткани были одеялами, а не коврами. В 1850 году эти высоко ценимые предметы торговли были проданы золотом за 50 долларов, огромная сумма в то время.
Железнодорожное сообщение достигло земель навахо в начале 1880-х годов и привело к значительному расширению рынка тканых товаров навахо. По словам Кэти Макклоски из Виндзорского университета в Онтарио, Канада, «производство шерсти более чем удвоилось с 1890 по 1910 год, однако производство текстиля увеличилось еще больше. более 800% ». Закупками выпускаемой пряжи восполнен дефицит в производстве шерсти. В отчетах федерального правительства утверждается, что это ткачество, которое выполнялось почти исключительно женщинами, было самой прибыльной отраслью навахо в то время. Качество в некоторых отношениях снизилось, поскольку ткачи пытались угнаться за спросом. Однако сегодня средняя цена коврика составляет около 8000 долларов.
Несколько европейско-американских купцов оказали влияние на ткачество навахо в течение следующих десятилетий. Первым, кто рекламировал текстиль навахо в каталоге, был К. Н. Коттон в 1894 году. Хлопок поощрял профессиональное производство и маркетинг среди своих сверстников и ткачей, с которыми они работали. Другой торговец по имени Джон. Б. Мур, поселившийся в Чусках в 1897 году, пытался улучшить качество продаваемых им тканей. Он пытался регулировать процесс чистки и окрашивания ремесленников, которые вели с ним дела, и отправлял шерсть, предназначенную для более высокого качества ткачества, за пределы региона для очистки фабрики. Он ограничил ассортимент красителей в текстильных изделиях, которыми он торговал, и отказался торговать тканями, в состав которых входили некоторые коммерчески производимые пряжи. Каталоги Мура идентифицировали отдельные текстильные изделия, а не отображали типичные стили. Похоже, он сыграл важную роль в введении новых мотивов в ткачество навахо. Ковры из региона Кавказ были популярны у англо-американцев в то время. Ткачи навахо и кавказцы работали в одинаковых условиях и в сходных стилях, поэтому им было относительно просто использовать кавказские узоры, такие как восьмиугольный мотив, известный как гул.
Торговцы поощряли местных жителей ткать одеяла и коврики в разных стилях. Среди них «Два серых холма» (преимущественно черно-белые, с традиционными узорами), «Teec Nos Pos» (красочные, с очень обширными узорами), «Ганадо» (основанный Доном Лоренцо Хаббеллом ), красный преобладают узоры с черным и белым, «Кристалл» (основанный Дж. Б. Муром), восточный и персидский стили (почти всегда с натуральными красителями ), «Широкие руины, "Chinle", геометрические узоры с полосами, "Klagetoh", ромбовидные узоры, "Red Mesa " и жирные ромбовидные узоры. Многие из этих узоров демонстрируют четырехчастную симметрию, которая, по мнению профессора Гэри Уизерспуна, воплощает традиционные представления о гармонии или хоже.
Большое количество навахо продолжают заниматься коммерцией. Современные ткачи более склонны изучать ремесло на курсах Dine College, чем на семейных. Женщина навахо борется и жертвует, но для некоторых это единственный источник дохода. Современный текстиль навахо пострадал с коммерческой точки зрения от двух факторов давления: обширных инвестиций в образцы до 1950 года и ценовой конкуренции со стороны иностранных имитаций. Современные ковры навахо отличаются высокой ценой.
В конце 17 века навахо приобрели иберийскую породу овец чурра из Испанские исследователи. Эти животные были выведены навахо в уникальную породу, которую сегодня называют навахо-чурро. Эти овцы хорошо подходили к климату земель навахо, и поэтому давали полезную длинноволокнистую шерсть. Ручное прядение из шерсти этих животных было основным источником пряжи для одеял навахо до 1860-х годов, когда правительство Соединенных Штатов вынудило народ навахо переселиться в Bosque Redondo и захватило их домашний скот. Мирный договор 1869 года, который позволил навахо вернуться на свои традиционные земли, включал поселение за 30 000 долларов для замены их домашнего скота. Племя приобрело 14 000 овец и 1 000 коз.
В коврах навахо середины 19 века часто использовалась трехслойная пряжа под названием «Саксония», которая означает высококачественную шелковистую пряжу естественного окрашивания. Красные тона в коврах навахо этого периода происходят либо из Саксонии, либо из рваной ткани, известной по-испански как байета, которая была шерстяной, производимой в Англии. С появлением железной дороги в начале 1880-х годов в ткачестве навахо вошла другая пряжа машинного производства: четырехслойная анилиновая окрашенная пряжа, известная как Germantown, поскольку пряжа производилась в Пенсильвании.
Среди пряжи местного производства Что касается текстиля навахо, то беспорядочное разведение в 1870–1890 годах привело к неуклонному снижению качества шерсти. Увеличивающиеся пропорции хрупкого kemp можно найти в хорошо сохранившихся образцах того периода. В 1903 году федеральные агенты попытались решить эту проблему, введя баранов Рамбуйе в размножающуюся популяцию. Рамбуйе - французская порода, дающая хорошее мясо и толстую тонкую шерсть. Овцы Рамбуйе были хорошо приспособлены к юго-западному климату, но их шерсть менее подходила для ручного прядения. Коротко прошитая шерсть рамбуйе имеет тугую завитушку, что затрудняет прядение вручную. Более высокое содержание ланолина в его шерсти потребовало значительно более тщательной промывки дефицитной водой, прежде чем ее можно было эффективно окрасить. С 1920 по 1940 год, когда родословная Рамбуйе доминировала в племени, ковры навахо имели характерную вьющуюся шерсть, а иногда и узловатый или комковатый вид.
В 1935 году Министерство внутренних дел США создал Юго-западный ареал и лабораторию овцеводства для решения проблем, связанных с поголовьем Рамбуйе для экономики навахо. Программа расположена в Форт-Вингейт, штат Нью-Мексико. Целью программы было разработать новую родословную овец, которая имитировала бы характеристики шерсти поголовья навахо-чурро XIX века, а также обеспечивала бы достаточное количество мяса. Исследователи из форта Вингейт собрали старую продукцию племени навахо-чурро в отдаленных частях резервации и наняли ткача, чтобы проверить их экспериментальную шерсть. Потомство этих экспериментов было распространено среди народа навахо. Вторая мировая война прервала большую часть этих усилий, когда в форте Уингейт возобновились военные работы.
До середины XIX века ткацкая окраска навахо была в основном коричневой, белой и индиго. Краситель индиго был получен через торговлю и приобретен в кусках.
К середине века палитра расширилась, включив красный, черный, зеленый, желтый и серый, которые обозначают различные аспекты земли, как это определено разные места резервации. Навахо использовали индиго для получения оттенков от бледно-голубого до почти черного и смешивали его с местными желтыми красителями, такими как кроличья кисть, для получения ярких зеленых эффектов. Красный цвет было труднее всего получить на месте. В тканях ранних навахо использовался кошениль, отрывок из мезоамериканского жука, который часто совершал обходной торговый путь через Испанию и Англию на пути к навахо. Красный цвет, используемый в ткачестве навахо, как правило, был получен из импортных тканей. Навахо получали черную краску с помощью пиньона смолы и золы.
После того, как в начале 1880-х годов начали действовать железные дороги, стали доступны анилиновые красители ярких оттенков красного, оранжевого, зеленого, фиолетового и желтого цветов.. В последние годы 19 века доминировали яркие ткани с эффектом ослепления глаз. Эстетика ткачества навахо претерпела быстрые изменения, поскольку ремесленники экспериментировали с новой палитрой, и в регион вошла новая клиентура, вкусы которой отличались от вкусов прежних покупателей. В последние годы 19 века навахо продолжали производить более ранние стили для традиционных клиентов, в то время как они перенимали новые методы для вторичного рынка.
В традиционном ткачестве навахо использовались вертикальные ткацкие станки без движущихся частей. Опорные столбы традиционно изготавливались из дерева; стальная труба сегодня более распространена. Ремесленник сидит на полу во время ткачества и заворачивает готовую часть ткани под ткацкий станок по мере ее роста. Среднестатистическому ткачу требуется от двух месяцев до многих лет, чтобы закончить один ковер. Размер во многом определяет количество времени, затрачиваемого на плетение ковра. Отношение утка к нитей основы было хорошим счетом до интернирования Bosque Redondo и снизилось в последующие десятилетия, а затем несколько выросло до среднего отношения пяти к одному за период 1920 года. -1940. Основы XIX века представляли собой цветную пряжу из шерсти или хлопчатобумажной нити, затем в первые десятилетия 20 века перешли на белую пряжу из шерсти.
Ткачество играет важную роль в миф о сотворении навахо космология, который формулирует социальные отношения и продолжает играть роль в культуре навахо. Согласно одному из аспектов этой традиции, духовное существо по имени "Женщина-паук" инструктировало женщин навахо, как построить первый ткацкий станок из экзотических материалов, включая небо, землю, солнечные лучи, горный хрусталь и лист молния. Затем «Женщина-паук» научила навахо ткать на нем. Из-за этого убеждения традиционно где-то в шаблоне будет «ошибка». Говорят, что он не дает ткачу потеряться в паутине или узоре женщины-паука.
Использование традиционных мотивов иногда приводит к ошибочному мнению, что эти ткани служат определенной цели в религии навахо. На самом деле эти предметы не используются в качестве молитвенных ковриков или какой-либо другой церемониальной функции, и среди навахо существуют разногласия по поводу целесообразности включения религиозной символики в предметы, предназначенные для коммерческой продажи. Финансовый успех предполагаемых церемониальных ковров привел к их непрерывному производству.
Многие из этих узоров исторически передаются от одного ткача к следующему поколению ткачей, живущих в той же местности. Благодаря этой традиции, более старые ковры можно проследить до географического местоположения, где они были произведены.
До недавнего времени антропологи доминировали в изучении тканей навахо. Большинство исторических примеров этих произведений принадлежат этнологическим коллекциям, а не коллекциям изобразительного искусства, что означает, что предметы были выставлены и проанализированы с учетом нормативных или средних произведений, а не с упором на технические или художественные совершенство. Эти приоритеты искусственно завышают рыночную стоимость предметов низкого мастерства. В целом эта тенденция до некоторой степени повлияла на большинство неевропейского искусства.
Другие факторы, которые препятствовали художественной критике текстильных изделий навахо, включают общее различие между изобразительным искусством и прикладным искусством, и научная теория некоторых археологов и искусствоведов, что чистое художественное выражение не может существовать среди неграмотных народов.
На Викискладе есть материалы, связанные с ткачеством навахо. |