Национальный памятник навахо | |
---|---|
МСОП категория III (памятник природы или особенность ) | |
Утес Кит Сил dwellings | |
Показать карту Аризоны Показать карту Соединенных Штатов | |
Местоположение | Навахо и Коконино округа, Аризона, США |
Ближайший город | Кайента, Аризона |
Координаты | 36 ° 40′42 ″ с.ш. 110 ° 32′27 ″ з.д. / 36,6783318 ° с.ш. 110,5409720 ° Вт / 36,6783318; -110,5409720 Координаты : 36 ° 40′42 ″ N 110 ° 32′27 ″ W / 36,6783318 ° N 110,5409720 ° W / 36,6783318; -110,5409720 |
Площадь | 360 акров (150 га) |
Создано | 20 марта 1909 г. |
Посетители | 61 195 (в 2018 г.) |
Руководящий орган | Служба национальных парков |
Веб-сайт | Национальный памятник навахо |
Национальный памятник навахо | |
Национальный реестр исторических мест США | |
Ссылка NRHP № | 66000176 |
Добавлено в NRHP | 15 октября, 1966 |
Национальный памятник навахо является Национальным памятником, расположенный с в северо-западной части территории народа навахо в северной Аризоне, который был основан для сохранения трех хорошо сохранившихся скальных жилищ предков народа пуэбло : Кит Сил (Сломанная керамика) (Китсил ), Бетатакин (Дом на уступе) (Битаттахкин ) и Дом с надписью (Цах Бийу Кин ). Памятник находится высоко на плато Шонто, над системой каньона Цеги, к западу от Кайента, Аризона. Здесь есть центр для посетителей с музеем, две короткие самостоятельные тропы на вершине горы, два небольших кемпинга и место для пикника. Рейнджеры проводят посетителей на бесплатные экскурсии по скальным жилищам Кит Сил и Бетатакин . Сайт Inscription House, расположенный дальше на запад, был закрыт для публичного доступа в течение многих лет.
Sandal Trail - это доступная прогулка с самостоятельным гидом, с которой открывается вид на впечатляющие каньоны и пересеченную местность недалеко от центра для посетителей. Интерпретирующие знаки предоставляют информацию о местной флоре и других вопросах. Маршрут туда и обратно протяженностью 1,6 км заканчивается видом на руины Бетатакин через каньон Бетатакин глубиной 560 футов (170 м). Национальный памятник был внесен в Национальный реестр исторических мест 15 октября 1966 года.
Кит Сил или Kiet Siel (Kįtsʼiil), что на языке навахо означает «разбросанная керамика», представляет собой хорошо сохранившееся скальное жилище древних анасази (предков пуэблоанцев), расположенное в ветви Каньон Цеги в районе Кайента. Впервые это место было заселено примерно в 1250 г., в то время, когда считалось, что большое количество людей собиралось на таких участках, как этот, в этой части американского юго-запада. Между 1272 и 1275 годами в Кит-Силе наблюдался строительный бум, строительство которого затем постепенно сужалось и полностью прекращалось в 1286 году. После того, как строительство остановилось в 1286 году, не было никаких свидетельств того, что сооружения строились до тех пор, пока они не были заброшены 20 лет спустя. Считается, что на пике популярности здесь одновременно проживало до 150 человек. Благодаря чрезвычайно сухому климату и естественному нависающему обрыву жилища и артефакты этого места хорошо сохранились. Кит Сил считается многими археологами одним из наиболее хорошо сохранившихся крупных руин на юго-западе Америки.
Бетатакин в переводе с навахо означает «Дом, построенный на уступе». На языке хопи это место называется Таластима, или «Место кукурузной кисточки». Бетатакин меньше, чем соседний Кит Сил, на момент заброшенности в нем было около 120 номеров. Однако, как и Кит Сил, Бетатакин был построен из песчаника, глиняного раствора и дерева. Сегодня осталось около 80 комнат из-за камнепадов в нише. У Бетатакина только одна кива, а у Киет Сиэль - несколько. Бетатакин был построен в огромной нише высотой 452 фута и шириной 370 футов между 1267 и 1286 годами. Первые раскопки проводились в 1909 году при Байроне Каммингсе, Университет Юты, и продолжались в 1950-х и 1960-х годах под руководством таких археологов, как Джеффри Дин. За два десятилетия своего расцвета Дин оценил максимальное население в 125 человек.
Место Кита Сила было известно жителям навахо в этом районе на протяжении десятилетий или дольше до прибытия первых англосов в 1895 году (братья Уэтерилл). Первоначально часть семьи фермеров из Колорадо, живой интерес Уэтериллов к древним анасази (предки пуэблоан) привел их к многочисленным экспедициям в самое сердце региона Кайента, в значительной степени открывшим ряд мест, которые до того времени оставались неоткрытыми для англичан.. Вестериллы забрали много артефактов из руин, которые навахо оставляли нетронутыми на протяжении веков. Ричард Уэзерилл выбрал термин анасази, который относится к древним людям (предкам пуэблоанцев), населявших этот регион, и означает «предки древних врагов» на навахо. Только в 1909 году, после создания национального памятника навахо, Джон Уэзерилл, Байрон Каммингс и гид навахо Класозен Бенулли впервые записали Бетатакин. Братья Уэтерилл зарабатывали на жизнь тем, что проводили экскурсии по достопримечательностям каньона Цеги и его окрестностей и штата Юта. Позже в своей карьере братья Уэтерилл активно участвовали в работе по сохранению и защите мест, составляющих национальный памятник навахо. Артефакты, которые Уэзериллы удалили с участков анасази, были проданы или отправлены в отдаленные места, так что сегодня о местонахождении артефактов известно немного.
Анасази (предки пуэблоанцев) этой области были оседлой группой, которая в значительной степени основывала свое существование на сельском хозяйстве. Их основной культурой на участках в пределах национального памятника навахо была кукуруза, а также бобы и тыквенные, которые также были включены в их рацион. В то время как жители системы каньона Цеги в значительной степени полагались на сельское хозяйство для получения пищи, они также охотились на дичь, которая была местной для этого района.
Считается, что эти люди анасази жили в этих пещерных жилищах, чтобы оптимизировать количество устойчивых земель для выращивания сельскохозяйственных культур. Живя в этих пещерах, а не на холмах или дне каньона, они смогли использовать эту землю для сельскохозяйственного производства, чтобы обеспечить свой успех в этой высокогорной пустынной среде. Руины, составляющие национальный памятник навахо, представляли собой большое количество помещений, используемых для хранения, что свидетельствует о том, что в какой-то момент их растениеводство было достаточно успешным, чтобы выделить значительную часть своей жилой площади для целей хранения.
Структуры, содержащиеся в этой пещере, были построены в основном из блоков песчаника, оштукатуренных вместе с глиной и строительным раствором. В отличие от более ранних построек и деревень на вершинах столовых гор, скальные жилища Национального памятника навахо отражали общерегиональную тенденцию к объединению растущего населения региона в тесные, хорошо защищаемые кварталы в период с середины до конца 13 века.
Хотя большая часть построек на этом месте остается похожей на обычные архитектурные формы предков пуэбло, включая такие элементы, как Кивас, круглая башня (в Кит-Силе) и коттеджи, Ограниченное пространство, представленное на этом сайте, привело к гораздо более густонаселенной жилой площади. На пике своего развития у Кит Сил было более 150 комнат и 6 кив, в то время как у Бетатакина было около 120 комнат и только одна кива.
Стены Джакала также использовались на этом месте. Стены Джакала были сделаны из ширмы из вертикальных деревянных шестов, оштукатуренных глиной. Сухие условия и защита от непогоды в Keet Seel позволили сохранить эти архитектурные характеристики.
Считается, что у подножия утеса также был построен ряд построек. Но из-за того, что эта территория не защищена нависающей стеной утеса, ее воздействие на элементы привело к ее разрушению в результате эрозии. В Ките Силе археологические раскопки показали, что под нависающей стеной находилось 25 групп комнат, каждая из которых включала одну общую гостиную, и от одной до четырех складских комнат, окружающих небольшой двор. Планировка этих жилищ в значительной степени отражала структуру строений Пуэбло III в Меса-Верде, тогда как у Бетатакина было около 20 групп комнат.
Хотя многие археологи согласны с тем, что из этого региона на юго-западе происходит окончательный и резкий исход, по поводу определяющих факторов, которые заставили людей мигрировать из этого региона, ведутся серьезные споры.. Археологи определили, что между 1276 и 1299 годами нашей эры произошло отчетливое уменьшение количества годовых осадков, то есть в период, который сейчас называют «Великой засухой». Учитывая ограниченное количество осадков в и без того засушливой среде, нет сомнений в том, что сельскохозяйственные системы, от которых зависели эти люди, подверглись значительной нагрузке.
Позже в записи есть свидетельства, позволяющие предположить начало эпизода глубокой вырубки арройо, которая повредила бы то, что осталось от пригодных для использования сельскохозяйственных земель. Увеличение отложений наносов на сельскохозяйственные угодья привело к снижению уровня грунтовых вод, что сделало эти земли непригодными для ведения сельского хозяйства. Независимо от их рассуждений, ближе к концу тринадцатого века очевидно, что люди анасази (предки пуэблоанцев) мигрировали в места с более стабильными и обильными источниками воды, предполагая, что сельскохозяйственные земли в этой области стали непригодными для поддержания такого уровня населения. когда-то населяли эту впечатляющую пещеру.
Хопи легенды рассказывают разные истории. Согласно устной традиции, местность, известная как Вунука (современный каньон Цеги), была заброшена в рамках духовных поисков. В частности, клан Змеи населял руины национального памятника навахо вместе с кланом Рога. Клан Рога вытеснил Клан Змеи из-за того, что дети Клана Змеи кусали других детей и вызывали смерть. Это может быть аллегорией какого-то исторического события, когда одна группа вытесняла другую из-за предполагаемой ошибки или незначительности.
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Национальным памятником навахо. |