Наумахия

редактировать

Наумахия (фрагмент): творческое воссоздание от Ульпиано Чека, впервые выставлено в 1894 году.

142>naumachia (на латинском naumachia, от древнегреческого ναυμαχία / naumachía, буквально «морская битва») в древнеримском мире упоминается и постановка морских сражений в качестве массового развлечения, и бассейн или здание, в котором это происходило.

Содержание
  • 1 Ранние наумахии
  • 2 Здание Наумахии
  • 3 Наумахии в амфитеатрах
  • 4 Вода в амфитеатрах
  • 5 Упадок римских наумахий
  • 6 Пост-римских наумахий
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Ранние наумахии

Первая известная наумахия была дана Юлием Цезарем в Риме в 46 г. до н. Э. По случаю его четверки. триумф. После того, как около Тибра вырыли бассейн, способный удерживать настоящие биремы, триеры и квинкверемы, он создал 2000 комбатантов и 4000 гребцов., все военнопленные, сражайтесь. Во 2 г. до н. Э. По случаю инаугурации Храма Марса УльтораМарс Мститель ») Август дал наумахию, основанную на модели Цезаря. Как цитируется в Res Gestæ (§ 23), он создал бассейн на правом берегу Тибра, где 3000 человек, не считая гребцов, сражались на 30 таранах и нескольких лодках меньшего размера.

Клавдий дал наумахию в 52 г. н.э. на естественном водоеме озере Фусине в честь завершения дренажных работ и прокладки туннелей на этом месте. Комбатанты были заключенными, приговоренными к смерти. В рассказе Светония, написанном через много лет после этого события, они приветствуют императора фразой «morituri te salutant » («те, кто собираются умереть, приветствуют вас»). Нет никаких доказательств того, что эта форма обращения использовалась в каких-либо случаях, кроме этой единственной наумахии.

Таким образом, наумахия была более кровавым зрелищем, чем гладиаторский бой, который состоял из небольших сражений и где бой не обязательно заканчивался со смертью проигравших. Точнее, появление наумахии тесно связано и лишь немного раньше, чем это другое зрелище, «групповой бой», в котором не сражались отдельные бойцы друг против друга, а использовались две небольшие армии. Опять же, комбатантов часто приговаривали к смертной казни, и им не хватало специальной подготовки настоящих гладиаторов. Цезарь, создатель наумахии, просто должен был перенести тот же принцип в другую среду.

Благодаря хореографии боя наумахии обладали способностью представлять исторические или псевдоисторические темы. Каждый из участвующих флотов представлял морскую державу Древней Греции или эллинистического востока: египтян и тирианцев для намахии Цезаря, персы и афиняне для Августа, сицилийцы и родеи для Клавдия. Это требовало значительно больших ресурсов, чем другие подобные развлечения, и поэтому эти зрелища предназначались для исключительных случаев, тесно связанных с празднованием императора, его побед и его памятников. Специфика спектакля, а также исторические темы, заимствованные из греческого мира, тесно связаны с термином наумахия. Это слово, фонетическая транскрипция греческого слова, обозначающего морское сражение (ναυμαχία / naumakhía), с тех пор стало также относиться к большим искусственным бассейнам, созданным для них.

Здание Наумахии

Наумахия Цезаря, вероятно, была простой котловиной, вырытой в низине на северном или южном берегу Тибра и питаемой его водами; точное местонахождение неизвестно; скорее всего Траставере или Марсово поле. Наумахия Августа более известна: в его Res Gestæ (23) сам Август указывает, что размер бассейна составлял 1800 × 1200 римских футов (примерно 533 × 355 метров). Плиний Старший (Natural History, 16, 200) описывает остров, образованный в центре, вероятно, прямоугольной формы и соединенный с берегом мостом, на котором, вероятно, сидели привилегированные зрители.

Учитывая размер бассейна и размеры триремы (примерно 35 × 4,90 метра), тридцать используемых судов вряд ли смогут маневрировать. Зная, что экипаж римской триремы состоял примерно из 170 гребцов и от 50 до 60 солдат, простой расчет позволяет нам увидеть, что для достижения количества в 3000 человек корабли флота Августа должны были иметь больше бойцов, чем реальный флот.. Таким образом, зрелище было сосредоточено не столько на движении судов, сколько на их фактическом присутствии в искусственном бассейне и возникшем рукопашном бою.

Для наумахии Клавдия все было иначе. Каждый из двух флотилий состоял из 50 судов, что соответствует количеству судов в каждом из двух военных флотов, базирующихся в Мисенум и Равенне. Озеро Фучино было достаточно большим, поэтому потребовалась лишь его часть, окруженная понтонами, и здесь было достаточно места для судов, чтобы маневрировать и таранить друг друга. Таким образом, наумахия Клавдия действительно воспроизводила военно-морской бой.

Согласно Сексту Юлию Фронтину в De aquaeductu (De aquis urbis Romæ, 11, 1-2: opus naumachiæ), водоснабжение наумахии Августа был специально построен, а излишки использовались для орошения соседних садов в Зарубежье. Это был Aqua Alsietina акведук, остатки которого были найдены на склонах Janiculum («8-й холм Рима») ниже монастыря Сан-Козимато. Есть несколько версий относительно точного местоположения сайта; последнее из них помещает его между Виа Аурелия на севере и церковью Сан-Франческо-а-Рипа на юго-востоке, в петле Тибра. Республиканский виадук, обнаруженный на Виа Аурелия возле Сан-Крисогоно, возможно, также служил каналом для бассейна.

Бассейн просуществовал недолго. Во время правления Августа он был частично заменен (Светоний, Август, 43, 1) nemus Cæsarum (священный лес Цезарей), позже переименованный в «лес Гая и Луция» для внуков Августа (Дион Кассий, 66, 25, 3). Эта обширная территория, вероятно, была застроена к концу I века.

Наумахии в амфитеатрах
Старая гравюра.

Новое развитие произошло во время правления Нерона : наумахия в амфитеатре. Светоний (Нерон, XII, 1) и Дион Кассий (Римская история, LXI, 9, 5) говорят о таком зрелище в 57 г. н.э. в деревянном амфитеатре, открытом последним из Юлианом Клавдиевская династия. Ничего не известно об этом месте, кроме того, что он был построен на Марсовом поле. Нерон представил еще одну наумахию в 64 году нашей эры. Этому предшествовала охота, затем следовали гладиаторские бои и большой пир (Дион Кассий, LXII, 15, 1). Неизвестно, в какой форме приняли эти игры. Вероятно, это был тот же деревянный амфитеатр, учитывая, что нет никаких упоминаний о его разрушении до великого пожара в Риме, который произошел вскоре после этого.

Для открытия Колизея в 80 году нашей эры Тит дал две наумахии, одну в бассейне Августина, снова с участием нескольких тысяч человек, а другую - в бассейне реки Августин. новый амфитеатр (Дио Кассий, LXVI, 25, 1-4). Согласно Светонию (Домициан, IV, 6-7), Домициан организовал наумахию внутри Колизея, несомненно, около 85 г. н.э., а еще одну в 89 г. н.э. в новом бассейне, выкопанном за Тибром; с удаленным камнем, служившим для ремонта Большого цирка, который горел с двух сторон. Вероятно, в период между этими двумя наумахиями Домициан завершил создание сети комнат под Колизеем, которые видны сегодня, что в то же время исключило возможность проведения таких зрелищ на арене.

Арена Колизея имела размеры всего 79,35 × 47,20 метра, что далеко от размеров августинской котловины. Поэтому наумахия в Колизее не могла быть такой грандиозной, как предыдущие. Можно представить себе противостояние экипажей нескольких копий боевых кораблей, потенциально в натуральную величину или достаточно близких к нему, но реальные маневры или даже плавание кажутся сомнительными. Известно, что сценический реквизит использовался для изображения кораблей, иногда с механизмами для имитации кораблекрушений, как на сцене, так и на арене (Тацит, Анналы, XIV, 6, 1; Дион Кассий LXI, 12, 2).

Вода в амфитеатрах

Использование достаточного количества воды для плавания судов в амфитеатрах вызывает технические вопросы. Амфитеатры не использовались исключительно для наумахий; они наполнялись и осушались достаточно быстро для использования в гладиаторских боях и других зрелищах. Быстрый переход от водных шоу к наземным, кажется, был одной из главных достопримечательностей. Дион Кассий подчеркивает это в связи с наумахией Нерона (LXI, 9, 5); Марциал также говорит о наумахии Тита в Колизее (Книга очков, XXIV). Единственные сохранившиеся письменные источники не содержат описаний задействованных механизмов или техники. Археология не дает никаких подсказок: с тех пор подвал Колизея был изменен. Только два провинциальных амфитеатра, в Вероне и Мерида, Испания, предоставляют какие-либо технические доказательства.

Центральная яма амфитеатра Вероны была глубже, чем комнаты, обычно находящиеся под ареной, и служила резервуаром. Он был подключен к двум осевым каналам. Один, циркулирующий под Западной галереей арены, не был подключен к дренажной системе и должен был быть подключен к акведуку, чтобы заполнить бассейн. Восточный водовод был более глубоким и предназначен для отвода воды в реку Адидже. Бассейн амфитеатра Мериды, всего 1,5 метра, был мельче, чем бассейн Вероны. Поскольку он такой мелкий - меньше роста стоящего человека - его нельзя спутать с подземным служебным помещением. Этот бассейн был оборудован подъездной лестницей и покрыт материалом, аналогичным тому, который использовался для бассейнов и римских бань. Он также обслуживался двумя трубопроводами, западный из которых соединялся с близлежащим акведуком Сан-Лазаро.

Размеры этих бассейнов исключают любые, кроме самых простых наумахий: бассейн в Мериде имеет размеры всего 18,5 × 3,7 метра. Здесь могли бы состояться только самые скромные водные зрелища. Это приводит к заключению, что даже если предположить, что Колизей имел подобный бассейн до строительства гипогея (подземного комплекса), наумахии проводились бы только на мелком слое воды, покрывающем поверхность арены., минимум, необходимый для плавания судов.

Упадок римских наумахий

Внедрение новых технологий первоначально привело к увеличению количества наумахий. Первые три наумахии находились на расстоянии 50 лет друг от друга; следующие шесть, большинство из которых проходили в амфитеатрах, произошли за 30 лет. Менее затратные в материальном и человеческом отношении, они могли позволить себе более частые постановки. Менее грандиозные, они стали особенностью игр, но не могли считаться исключительными. Об этом свидетельствует иконография. Из примерно двадцати изображений наумахии в римском искусстве почти все относятся к четвертому стилю времен Нерона и династии Флавиев.

Наумахия Ватикана на карте Древнего Рима около 300 г. н.э.

После периода Флавиев наумахии почти полностью исчезают из текстов. Помимо упоминания в Истории Августа, позднем источнике ограниченной достоверности, только городские записи (fastia) Остии говорят нам, что в 109 Траян торжественно открыл бассейн наумахии. Это место было обнаружено в 18 веке на территории Ватикана, к северо-западу от Замка Святого Ангела. В настоящее время он упоминается как Наумахия Ватикана, причем некоторые источники ошибочно называют его Цирком Адриана из-за сходства его формы с формами других раскопанных цирков, а также близости этого места к мавзолею Адриана.. Последующие раскопки выявили полный план участка. В нем были трибуны (многоярусные трибуны для зрителей), а поверхность была примерно в шесть раз меньше, чем наумахия Августа. Ввиду отсутствия каких-либо текстов следует предположить, что он использовался только во времена Траяна.

Тем не менее, если принять во внимание источники поздней Римской империи и существование в средневековье с точки зрения топонимии наумахии и далмахии на этом месте, это все же просуществовал до 5 века. Более того, наличие трибун по периметру - сильный показатель регулярных показов. Согласно муниципальным данным Остии, в инаугурации участвовало 127 пар гладиаторов; наводя на мысль, что, как и в амфитеатре, ограниченное пространство в бассейне Траяна не способствовало крупным сражениям с участием множества необученных заключенных или требовало чрезмерного упрощения морских сражений, что привело к предпочтению единоборств. В этой форме и с выделенным местом наумахии могли легко продолжаться (хотя, вероятно, с уменьшающейся частотой) в течение нескольких столетий без упоминания в источниках, поскольку они не были бы особенно достойны упоминания: они просто утратили свое величие и впечатляющий характер..

В провинциях влияние римских наумахий легко различимо, но оно ограничено и сводится к местным и безобидным военно-морским играм и реконструкциям. Соревнование, которое проходило под названием наумацива, было частью Панафинейских игр между афинскими Эфебом, начиная с периода Флавиев. Он заменил регаты, которые проводились на этих играх ранее. Если верить Авзонию (Мозель, 200-2,29), на реке Мозель между местной молодежью была проведена наумахия.

Пост-римские наумахии
Свадьба 1589 г. в Палаццо Питти Наумахия, проведенная в Валенсии в 1755 году Современная наумахия, проводившаяся на Миланской гражданской арене в 1807 году

Наумахия была исполнена для Генриха II из Франции в Руане в 1550 году.

Накумахия была частью торжеств по случаю свадьбы главного герцога Фердинандо I Медичи и Кристины Лотарингской, проходившей в двор Палаццо Питти во Флоренции в 1589 году. Есть гравюра с изображением события, которая была частью альбома, созданного для документирования свадебных торжеств.

В Шотландии наумахии были устроены на озере в парке Холируд в 1562 году для свадьбы лорда Флеминга и на Воды Лейта в 1581 году для свадьбы граф Морей и Элизабет Стюарт.

Накумахия была проведена в Валенсии между мостами на реке Турия по случаю столетия. канонизации Сент-Винсент Феррер в 1755 году. Другой был проведен в Милане для Наполеона в 1807 году.

Парк Монсо в Париж представляет собой водное сооружение наумахии, окруженное колоннадой. В Англии 18 и 19 веков в нескольких парках проводились имитационные морские сражения с моделями кораблей, которые также назывались наумахиями. Парк Пишолм в Скарборо, Англия, до сих пор является местом проведения подобных мероприятий. Были популярны и небольшие театральные аква-драмы.

Нью-йоркский художник Герцог Райли поставил наумахию в 2009 году в Музее искусств Квинса.

См. Также
Ссылки
  • Эта статья основана на переводе соответствующей статьи из французской Википедии, полученной 20 июня 2006 г.
  • (на итальянском языке) Ф. Коарелли, Aedes Fortis Fortunae, Naumachia Augusti, Castra Ravennatium: la Via Campana Portuensis e alcuni edifici nella Pianta Marmorea Severiana, Ostraka 1, 1992, 39-54.
  • (на итальянском языке) L. Cordischi, Note in margine di topografia romana: "Codeta, minor Codeta" e "Naumachia Caesaris, Bullettino della Commissione Acheologica comunale di Roma, 1999, 100, 53-62.
  • KM Coleman," Начало истории: водные экспозиции в раннем Empire ", Journal of Roman Studies 83 (1993), pp. 48-74.
  • (на французском языке) Ж.-К. Голвин, L'amphithéâtre romain. Essai sur la théorisation de sa forme et de ses fonctions, Paris, 1988, 50-51, 59-61.
  • (i n французский) J.-Cl. Голвин, гл. Landes, Amphithéâtres et gladiateurs, Paris, 1990, 96.
  • A. М. Либерати, с. v. "Naumachia Augusti", в E. Steinby (ed.), Lexicon Topographicum Urbis Romae, III, 1996, 337.
  • L. Ричардсон, Новый топографический словарь Древнего Рима, Балтимор-Лондон, 1992, стр. 265-266, 292.
  • Л. Хазельбергер (режиссер), «Картографирование Рима Августа», Дополнительная серия журнала римской археологии 50 (2002), стр. 179.
  • Р. Тейлор, «Торрент или струйка? Аква Альсиетина, Наумахия Августи и Транстиберим», Американский журнал археологии 101 (1997), стр. 465-492.
Внешние ссылки
Wikimedia У Commons есть средства массовой информации, связанные с Наумахией.
Последняя правка сделана 2021-05-31 12:43:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте