Закон о гражданстве (или закон о гражданстве ) - это закон суверенное государство и каждой из его юрисдикций, которые определяют права и обязанности гражданства в пределах юрисдикции, а также способ, которым гражданство приобретается и как это может быть потеряно. Лицо, которое находится в стране, гражданином которой оно не является, обычно рассматривается этой страной как иностранец или иностранец. Лицо, не имеющее признанной национальности или гражданства какой-либо юрисдикции, считается лицом без гражданства.
Закон о гражданстве можно в общих чертах разделить на три принципа:
Законы могут основываться на любом из этих принципов, но обычно они представляют собой комбинацию всех трех принципов. Вообще говоря, страны нового мира имеют сильное наследие jus soli (наряду с странами общего права до недавнего времени, за исключением США и Канады).
Jus soli - это принцип, согласно которому рождение в территориальной юрисдикции страны, например, на суше или, в некоторых случаях, на судне, зарегистрированном как зарегистрированное в юрисдикции этой страны ( самолеты, корабли) - сообщает ребенку гражданство страны рождения. В большинстве стран это происходит из традиции английского общего права, согласно которой все лица, рожденные на королевской земле, должны быть верны королю. Этот закон был унаследован колониями и впоследствии кодифицирован в их собственном внутреннем законодательстве, например, в США, Канаде, Австралии и т. Д.
Законы Jus soli не всегда абсолютны: иногда страны с законами jus soli требуют законного проживания в стране, прежде чем власти будут соблюдать это право, например, в Камбодже или Таиланде. Иногда законы jus soli действуют только для поколений, например, в некоторых странах Ближнего Востока, где ребенок, родившийся на территории, приобретает гражданство только в том случае, если отец ребенка (независимо от национальности) родился на той же территории. Иногда jus soli ограничивается возрастом.
Существует также пересечение принципов, согласно которым только лица определенной расы или крови приобретают гражданство при рождении. Например, в Либерии лица африканского происхождения получат гражданство, в то время как лица неафриканского происхождения не будут иметь права на эту привилегию.
Jus sanguinis - это принцип, согласно которому национальность человека определяется его кровью (то есть отцовством или происхождением). Например, в Италии гражданство может передаваться бессрочно, если можно найти итальянского предка вплоть до основания итальянского государства по его роду. Напротив, другие государства могут ограничить передачу гражданства по закону jus sanguinis до регистрации второго поколения по семейной линии.
Некоторые штаты автоматически предоставляют гражданство на основании брака. Ярким примером страны со справедливыми законами о браке является Кабо-Верде.
В прошлом страны рассматривали брак как важное событие в жизни людей, изменяющее статус, и поощряли особые отношения, существующие между супругами; настроения, которые продолжают цениться сегодня. В начале ХХ века в государствах и между ними была распространена практика, согласно которой женщина должна иметь гражданство своего мужа; то есть, выйдя замуж за иностранца, жена автоматически приобретает гражданство своего мужа и теряет свое предыдущее гражданство, часто при взаимном признании со стороны другой страны.
Даже после того, как гражданство замужней женщины больше не зависело от гражданства ее мужа, все еще сохранялись правовые нормы, которые автоматически натурализовали замужних женщин, а иногда и замужних мужчин. Это привело к ряду проблем, таких как: потеря первоначального гражданства супругов; супруги, утратившие право на консульскую помощь, как таковая не могут быть предоставлены гражданам, находящимся под юрисдикцией иностранного государства, гражданами которого они также являются; и мужчин, подлежащих военной службе.
Произошел сдвиг в сторону принципа, согласно которому ни брак, ни расторжение брака автоматически не влияют на гражданство одного из супругов, ни изменение гражданства одним из супругов во время брака автоматически не влияет на гражданство их супруга. Однако во многих юрисдикциях супруги по-прежнему могут получить специальную и быструю обработку заявлений о натурализации.
Сегодня в большинстве штатов иностранцам разрешается приобретать гражданство посредством процесса, известного как натурализация, на основе долгосрочного проживания и других условий. Этот процесс и связанные с ним условия подробно описаны в законах штата о гражданстве. В некоторых законах о гражданстве есть особые положения, облегчающие гражданам диаспоры.
Согласно международному обычаю, каждое суверенное государство обычно имеет право свободно определять, кого оно признает своими гражданами и граждане. Такие определения могут быть сделаны на основании обычаев, статутного права, прецедентного права (прецедента) или комбинации того и другого. В некоторых случаях определение может регулироваться международным публичным правом, например, договорами и Европейской конвенцией о гражданстве.
. Тем не менее, право государств определять, кто их гражданство не является абсолютным, и государства должны соблюдать свои обязательства в области прав человека в отношении предоставления и утраты гражданства. В частности, граждане не могут быть произвольно лишены гражданства. Право на гражданство и запрет на лишение гражданства закреплены в статье 15 «Всеобщей декларации прав человека ».
Статья 1 «Конвенции о некоторых вопросах, связанных с конфликтом законов о гражданстве » гласит:
"Межамериканский суд по правам человека "пошел дальше в ограничении права государства определять гражданство:
Законы о гражданстве нескольких стран имеют специальные положения в них для упрощения натурализации избранных этнических групп. Законы в этих странах, по-видимому, отражают стремление правительств гарантировать безопасное убежище диаспорам населению, особенно тем, кто предположительно живет в опасных условиях. Ниже приводится неполный список законов таких стран.
Статья 14 Конституции Армении (1995) предусматривает, что «[i] лица армянского происхождения приобретают гражданство Республики Армения в упрощенном порядке. процедура." Это положение согласуется с Декларацией о независимости Армении, принятой Верховным Советом Армении в 1989 году, которая провозгласила в статье 4, что «армяне, проживающие за рубежом, имеют право на гражданство Республики Армения ".
В соответствии с Конституцией Болгарии, статья 25 (2): «Лицо болгарского происхождения приобретает болгарское гражданство через упрощенная процедура ».
Глава вторая Закона о болгарском гражданстве озаглавлена« Приобретение болгарского гражданства », первая часть которой озаглавлена« Приобретение болгарского гражданства по происхождению », и в статье 9 говорится, что« [ a] любое лицо... чье происхождение от болгарского гражданина было установлено решением суда, является болгарским гражданином по происхождению ". Отдельно статья 15 Закона гласит, что «любое лицо, не являющееся болгарским гражданином, может получить болгарское гражданство... если он / она... болгарского происхождения».
Иммиграционный закон Китая отдает приоритет возвращающимся иностранным китайцам (т.е. этническим китайцам, которые жили за границей). В результате пересечения этого положения и других факторов, таких как плохая ситуация с соблюдением прав человека в Китае, которая мешает иностранным гражданам в целом переезжать туда, практически все иммигранты в Китай являются этническими китайцами, в том числе многие из тех, чьи семьи жили за пределами страны. Китай на протяжении поколений. Китайское правительство поощряет возвращение зарубежных китайцев с помощью различных стимулов, недоступных для других, таких как «налоговые льготы, высокие зарплаты и освобождение от политики одного ребенка, если у них было двое детей, живя за границей». «Права и интересы вернувшихся за границу китайцев» пользуются особой защитой в соответствии со статьями 50 и 89 (12) Конституции Китая.
В апреле 2015 года правительство Гонконга объявило пилотная схема под названием «Схема приема второго поколения китайских постоянных жителей Гонконга» (ASSG).
Иммиграционный закон Тайваня (официально Республика Китая) отдает приоритет возвращающимся тайваньцам и заграничным китайцам, которые не являются гражданами Китайской Народной Республики, китайцам, которые жили за границей, и поощряет их возвращение. Однако, хотя Китайская Республика не уступила права на материковый Китай, правительство не считает жителей материкового Китая, Гонконга и Макао гражданами Китайской Республики.
Этнические жители из других стран. Китайцы могут зарегистрироваться как граждане Китайской Республики и подать заявление на получение паспорта Китайской Республики, однако они не имеют автоматически права на возвращение в район Тайваня, если у них нет там регистрации домашнего хозяйства.
Не все граждане Китайской Республики имеют право на возвращение в район Тайваня, даже если у них есть паспорт Китайской Республики - в частности, те, кто не имеет регистрации домашнего хозяйства в районе Тайваня автоматически не имеют права на возвращение, им может быть отказано во въезде, они могут быть высланы или депортированы из Тайваня, а разрешение на въезд необходимо до 2011 года.
Чешская Республика предоставляет гражданство - и, следовательно, право на проживание - любому, чьи родители являются или были чешскими гражданами, за исключением случаев, когда это лицо также является гражданином страны, имеющей договор с Чешской Республикой, запрещающий двойное гражданство Чешской Республики. и эта страна. Кроме того, людям чешского происхождения может быть предоставлено право на постоянное проживание (чешское происхождение - причина, заслуживающая рассмотрения).
В 1995 году Чешская Республика внесла поправки в свой Закон о гражданстве, чтобы обеспечить Министерство внутренних дел вправе по своему усмотрению отказаться от обычного требования о пятилетнем проживании для иностранцев, которые были переселены в Чешскую Республику до 31 декабря 1994 года. Эта поправка была нацелена, в частности, на несколько сотен этнических чехов, которые были внесены чешское правительство из украинской области Волыни и действовало ограниченное время. Поправка соответствовала тому, что чешское министерство труда и социальных дел определило как «принципы политики чешского правительства в отношении переселения иностранцев чешского происхождения, проживающих за границей». Частный фонд People In Need Czech TV Foundation работал с государственными органами в период с 1995 по 2001 год над осуществлением этого переселения в конкретном случае российских и казахстанских граждан чешского происхождения, и переселили примерно 750 таких лиц по состоянию на 2000 год.
Закон об иностранцах Финляндии предусматривает получение постоянного места жительства для лиц финского происхождения. Обычно этим правом пользуются ингерманландские финны из бывшего Советского Союза, хотя право на него имеют граждане США, Канады и Швеции финского происхождения.
Иммиграционная служба Финляндии заявляет, что при определенных условиях лица с «финскими корнями» или иным образом «тесно связаны с Финляндией» могут получить вид на жительство в Финляндии без каких-либо дополнительных оснований (например, работа или учеба). Получение вида на жительство зависит от непосредственности и близости финских корней. Если родословная насчитывает несколько поколений, вид на жительство не может быть предоставлен на этом основании.
По данным иммиграционной службы, людей, которым может быть предоставлен вид на жительство на этих условиях, можно разделить на следующие три группы :
Различные явления на протяжении всей греческой истории (например, обширная колонизация классическим греческим городом государств; обширная экспансия греческой культуры в эллинистические времена; большие владения, временами удерживаемые грекоязычной Византийской империей; и энергичная торговая деятельность греков при османах) - все это способствовало созданию греческих общин далеко за пределами современной Греции..
Признавая эту ситуацию, Греция предоставляет гражданство широким категориям людей этнического греческого происхождения, которые являются членами греческой диаспоры, включая лиц и семьи, чьи предки проживали в общинах диаспор за пределами современное государство Греция на протяжении веков или тысячелетий.
«Иностранные лица греческого происхождения», которые не живут в Греции, не имеют греческого гражданства или обязательно родились там, могут стать греческими гражданами, поступив на службу в вооруженные силы Греции, согласно статья 4 Кодекса греческого гражданства с поправками, внесенными Законом о приобретении греческого гражданства иностранцами греческого происхождения (Закон 2130/1993). Любой желающий должен представить ряд документов, в том числе «доступные письменные записи... подтверждающие греческое происхождение заинтересованного лица и его предков».
A Лицо индийского происхождения (ЛИП) - лицо, живущее за пределами Индии и не имеющее индийского гражданства, но имеющее индийское происхождение до четырех поколений. Он доступен лицам индийского происхождения в любой точке мира, если они никогда не были гражданами Пакистана или Бангладеш (за исключением мусульман, присоединившихся к Пакистану во время или после раздела 1947 года). Этот необычный тип гражданства по происхождению является промежуточной формой гражданства, поскольку он не предоставляет полный набор прав, которыми пользуются индийские граждане.
Закон о гражданстве (поправка) 2003 года и Указ о гражданстве (поправка) 2005 года предусматривают еще более новую форму индийского гражданства, обладателей которой следует называть за границей. Граждане Индии (OCI). Зарубежное гражданство существенно не отличается от прав СОИ. Однако наличие статуса PIO или OCI облегчает доступ к полному индийскому гражданству. OCI, который был зарегистрирован в течение пяти лет, например, должен проживать в Индии только один год, прежде чем стать полноправным гражданином.
Закон о гражданстве Ирландии предусматривает получение ирландского гражданства на основании по крайней мере одного ирландского дедушки или бабушки. Обратите внимание, что для целей ирландского закона о гражданстве лицо, родившееся где-либо на острове Ирландия, считается «ирландцем». (На острове есть Северная Ирландия, которая является частью Соединенного Королевства, где применяется закон о британском гражданстве ; таким образом, люди, родившиеся в Северной Ирландии, имеют право на оба Британское и ирландское гражданство.)
Право на гражданство всех людей, родившихся в Ирландии и ее островах, было предусмотрено Конституцией Ирландского свободного государства 1922 года и Конституцией 1937 года Ирландия и усилена Белфастским соглашением 1998 года. Лицо, родившееся за пределами Ирландии и имеющее право на ирландское гражданство через бабушку или дедушку, родившуюся в Ирландии, может передать это право своим детям. Однако для этого это лицо должно зарегистрировать свое рождение в Ирландском регистре иностранных рождений до рождения ребенка. Законодательство Ирландии также автоматически предоставляет гражданство при рождении любому человеку, родившемуся за границей от родителя, родившегося в Ирландии, без необходимости регистрироваться в DFA перед предоставлением прав гражданина, таких как наличие ирландского паспорта.
Отдельно от этого права, министр иммиграции Ирландии может отказаться от условий натурализации для предоставления гражданства заявителю, который «имеет ирландское происхождение или имеет ирландские ассоциации», в соответствии с разделом 15 Закона. Закон о гражданстве Ирландии 1986 года. За редкими исключениями заявитель должен проживать на острове Ирландия до подачи заявления о натурализации.
Закон о возвращении - это закон, принятый Израилем в 1950 году, который дает всем евреям, лицам еврейского происхождения, по крайней мере, до один еврейский дедушка и бабушка и супруги евреев имеют право иммигрировать и поселиться в Израиле и получить гражданство, а также обязывают израильское правительство содействовать их иммиграции. Первоначально закон применялся только к евреям, пока в поправке 1970 г. не было сказано, что права «также принадлежат ребенку и внуку еврея, супруге еврея, супруге ребенка еврея и супруге внук еврея ". Это привело к тому, что несколько сотен тысяч лиц имели право на иммиграцию в Израиль (в основном из бывшего Советского Союза ), но не были признаны евреями израильскими религиозными властями, что на основании галахи признают только ребенка еврейской матери еврейкой. Люди, которые в противном случае имели бы право на применение этого закона, могут быть исключены, если их можно разумно считать представляющими опасность для благосостояния государства, иметь криминальное прошлое или быть скрывающимися от правосудия в своих странах, за исключением жертв преследований. Евреи, перешедшие в другую религию, также теряют право на возвращение. С 1950 года 2 734 245 евреев иммигрировали в Израиль.
Специальная категория виз существует исключительно для иностранных потомков японских эмигрантов (никкейджин ) вплоть до третьего поколения, которое предусматривает долгосрочное проживание без ограничений по роду занятий, но большинство никкэйдзин не могут автоматически получить японское гражданство и вместо этого должны пройти процесс натурализации. Однако министр юстиции может отказаться от требований к возрасту и месту жительства, если заявитель на натурализацию имеет особые отношения с Японией, например, японский родитель.
Кольские норвежцы были норвежцами, которые поселились вдоль береговой линии русского Кольского полуострова примерно с 1850 года до закрытия границы в 1920-х годах. По оценкам, в 1917 году на Кольском полуострове проживало около 1000 норвежцев. Кольские норвежцы были депортированы или помещены в лагеря в других частях России в ходе Второй мировой войны.
Только после 1990 года многие кольских норвежцев вновь осмелились выделить свое происхождение. Лишь немногие смогли сохранить ржавые знания норвежского языка. Некоторые из них вернулись в Норвегию. В норвежских правилах иммиграции и гражданства есть особые положения, которые упрощают этот процесс для многих кольских норвежцев. Эти положения в целом строже, чем в некоторых других странах, дающих «право на возвращение». Чтобы получить разрешение на иммиграцию и работу в Норвегии, кольский норвежец должен доказать адекватную связь с Норвегией, например, иметь как минимум двух бабушек и дедушек из Норвегии. После этого гражданство будет предоставлено в соответствии с обычными правилами. По состоянию на 2004 год около 200 кольских норвежцев вернулись в Норвегию.
Закон Республики No. 9225, утвержден 29 августа 2003 года, при условии, что все филиппинские граждане, которые становятся гражданами другой страны, считаются не утратившими свое филиппинское гражданство. Далее в нем говорится, что рожденные по рождению граждане Филиппин, утратившие свое филиппинское гражданство в результате натурализации в качестве граждан иностранного государства, настоящим считаются вновь получившими филиппинское гражданство после принесения присяги на верность Республике, и что их дети, законные, незаконнорожденные или усыновленные, моложе 18 лет, считаются гражданами Филиппин.
Россия предлагает гражданство лицам, происходящим от русских предков, которые могут продемонстрировать родство для русской культуры и, желательно, говорить по-русски. Обеспокоенность сокращающимся населением России побудила программу. Это имело положительный эффект, потому что это не только обратило вспять убыль населения в России, но и повысило уровень рождаемости. По официальным оценкам, 25 миллионов членов русской диаспоры имеют право на получение гражданства. МИД разослал эмиссаров по всему миру, чтобы призвать потомков русских эмигрантов вернуться домой. Пока что 70% россиян приехали из Украины. Многие из этих людей относятся к возрастной группе от 17 до 25 лет и ищут лучшее образование и лучшее место для создания семьи. В связи с недавним увеличением продолжительности жизни и уровня жизни в России все больше людей желают вернуться в Россию. После войны 2014 года на Украине это вызвало массовый исход этнических русских с Украины в Россию. Небольшое количество этих людей также приехало из Румынии, и несколько сибиряков воссоединились со своими семьями, которые были разделены после холодной войны. В основном иммигранты прибыли из бывших коммунистических стран. Некоторые из возвращающихся - потомки русских, бежавших из России во время русской революции.
Испанское гражданство делится на три категории:
De origen приобретается (почти исключительно) в момент рождения, в основном испанским родителем, и никогда не может быть утерян. Por резидентство приобретается через заранее определенный период законного проживания в Испании. Это различие важно, потому что испанские законы о гражданстве в первую очередь следуют iure sanguinis, включая те, которые касаются права на возвращение.
Третья категория, por opción («по выбору»), присваивается некоторым людям испанского происхождения, которые, хотя и не соответствуют требованиям для получения первоначального гражданства, могут доказать тесные связи с Испанией; этот вариант предоставляется в основном детям людей, которые получили или восстановили испанское гражданство после рождения, но у него есть возрастные ограничения, и этот выбор необходимо осуществить до достижения 20-летнего возраста (в некоторых странах, таких как Аргентина, до 23-летнего возраста, поскольку большинство из них возраст там достигается в 21 год). Большинство пунктов por opción не наделяют первоначальным статусом (за исключением включенных в Закон об исторической памяти), таким образом, он может быть утерян, и, в случае, если у человека есть гражданство, отличное от тех, которые описаны ниже как исторически связанные с Испанией (например, США), отказываются от своего нынешнего гражданства в присутствии сотрудников испанского консульства.
На практике этот отказ имеет небольшой практический эффект, а в некоторых случаях не имеет никакого эффекта, поскольку только отказ, сделанный в отношении должностных лиц своей страны, оказывает влияние на связанное гражданство. Закон об исторической памяти (испанский : Ley de Memoria Histórica), который вступил в силу в декабре 2008 года, ввел временные двухлетние изменения в действующие испанские законы о гражданстве. Те, чьи отец или мать были родными испанцами (независимо от места их рождения, живы ли они или имеют испанское гражданство), а также те, чьи бабушки и дедушки эмигрировали по политическим или экономическим причинам, будут иметь право на испанское происхождение. Национальность. До тех пор, пока не вступит в силу Закон исторической памяти, будут также применяться следующие законы:
В ноябре 2012 года испанское правительство объявило, что отменяет период проживания для сефардских евреев и разрешает им сохранять двойное гражданство при условии, что такие заявители представят свидетельство об их сефардском статусе от Федерации еврейских общин Испании.
Испанская дипломатия осуществляла защиту сефардов Османской империи и независимых балканских государств, последовавших за ней. Правительство Мигеля Примо де Риверы постановило в 1924 году, что каждый сефард может претендовать на испанское гражданство. Это право использовалось некоторыми беженцами во время Второй мировой войны, в том числе венгерскими евреями, спасенными Анхелем Сансом Бризом и Джорджо Перласка. Этот указ был снова использован для приема евреев из Сараево во время боснийской войны.
. В октябре 2006 года андалузский парламент обратился к три парламентские группы, составляющие большинство, поддерживают поправку, которая облегчит потомкам мориско возможность получить испанское гражданство. Первоначально это предложение было сделано IULV-CA, андалузским отделением United Left. Такая мера могла принести пользу неопределенному числу людей, особенно в Марокко и других странах Магриба. Однако центральные власти Испании не прислушались к этому призыву.
Согласно украинскому закону, любой, кто был гражданином Украинской Советской Социалистической Республики, который проживал в Украине во время его провозглашение независимости и любое лицо без гражданства, проживавшее на территории Украины на момент провозглашения независимости, получило гражданство. Любой, кто родился за границей хотя бы у одного из родителей с украинским гражданством, в том числе постоянно проживающий в Украине, имеет право на украинское гражданство. Дети, рожденные на территории Украины как минимум от одного украинского родителя, лица без гражданства, имеющие как минимум одного украинского дедушки или бабушки, а также дети, усыновленные украинскими гражданами, также имеют право на гражданство.
Закон о британском гражданстве 1948 года предоставил полные и равные права гражданства и поселения в Великобритании всем 800 миллионам подданных Британской империи во всем мире. Закон Содружества об иммигрантах 1968 года, вносящий поправки в закон, принятый в 1962 году, лишил права въезда 200000 жителей Южной Азии, долгое время проживавших в Британской Восточной Африке, которые стали жертвами африканизации в недавно получившей независимость Кении и пожелал переехать в Британию. Закон требовал «существенной связи» с Великобританией, определяемой как:
Дальнейшие положения расширили права на пасынков. Формулировка этого закона относится к «гражданству», «натурализации» и «проживанию» и ни в коем случае не относится к какой-либо конкретной этнической принадлежности или этнической группе. Объявив о своей поддержке законодательства о праве на возвращение в Великобритании, член парламента Квинтин Хогг заявил, что «все великие нации земли имеют то, что евреи называют диаспорой», и подтвердил, что нации «особые и остаточные обязательства (я) по отношению к ним ", которые включают признание их права на гражданство.
Закон об иммиграции 1971 года подтвердил принципы законодательства 1968 года, предоставляя право иммиграции внукам британцев. граждане и подданные, рожденные в странах Содружества. Он действовал достаточно долго, чтобы потомки этнических британцев могли вернуться в Великобританию из бывших колоний.
Закон о британском гражданстве 1981 проводил различие между британским гражданством и британским зарубежным гражданством. и Гражданство британской зависимой территории, признавая право поселения только за британскими гражданами. Примечательно, что он был принят после завершения сокращения Империи и был предложен всему значительному населению потомков этнических бриттов в бывших колониях.
Закон об иммиграции и гражданстве 1965 года, последний из серии таких законов, устанавливает закон США о гражданстве. Это кодифицировано в главе 12 Раздела 8 Кодекса США, в котором в разделе 101 (а) (22) говорится, что термин «гражданин Соединенных Штатов» означает: