Теории о существовании национализма в средние века могут принадлежать к общим парадигмам этносимволизма и примордиализм или вечность. Некоторые исследователи национализма поддерживают существование национализма в средневековье (в основном в Европе ). Эта школа мысли отличается от модернизма, который предполагает, что национализм развился после конца 18 века и Французской революции.
Среди авторов, отстаивающих происхождение народов в средние века, - Адриан Гастингс (1929–2001). Его основополагающая работа - «Строительство нации: этническая принадлежность, религия и национализм» (1997), основанная на серии лекций, прочитанных в 1996 году в Королевском университете, Белфаст. Гастингс критикует модернистскую теорию Эрика Хобсбаума, Эрнеста Геллнера, Джона Брейли и Бенедикта Андерсона и утверждает, что религия занимает центральное место в создание наций и национализм. По его мнению, Англия считается старейшим примером зрелой нации, а развитие наций тесно связано с христианской церковью и распространением письменных народных языков среди существующих этнических групп.. Другие авторы прослеживают истоки национализма и национального самосознания Англии и некоторых европейских народов вскоре после средневековья, в 16 веке. Гастингс утверждает, что появление национализма способствовало распространению способности писать и читать.
. Для многих немодернистов нации возникли из иудео-христианской традиции. Джон Александр Армстронг (1922–2010) был одним из первых современных ученых, который утверждал, что нации имеют досовременные корни и что их формированию способствовали местные религиозные учреждения. В том же духе другие антимодернистские исследования Гастингса, Энтони Д. Смита и Стивена Гросби приписывают национализм иудео-христианским традициям. Гастингс подчеркивает роль языка и рассматривает противопоставление христианства исламу как решающий фактор в формировании национализма. Он также считает важным фактором этногенеза в Западной Европе убеждение в том, что он избранный народ, что еще более усиливалось напряжением между католицизмом и протестантизмом.
Азаром Гатом ( который утверждает, что еврейская нация существует с древности) утверждает (вопреки Андерсону), что создание воображаемых сообществ стало возможным не только в результате секуляризации и подъема печатного капитализма в современную эпоху, но также могло быть произведено раньше устным словом и через религиозные ритуалы. Гат не согласен с модернистским взглядом на то, что досовременные полиэтнические империи управлялись элитой, безразличной к этническому составу своих подданных. Фактически, почти все империи были основаны на доминирующем этническом ядре, в то время как большинство этнических сообществ были слишком маленькими и слабыми, чтобы иметь собственное независимое государство.
Согласно историку Каспару Хирши, это концепция нации и национализм, который меняется с течением времени, и 18 век - это только начало модернистской модели этой концепции. В своей работе «Истоки национализма» он представляет эволюцию национализма с 14 века. По его мнению, национализм родился в католической средневековой Европе и был следствием римского империализма. Согласно Хирши, национализм не обязательно является массовым явлением (как полагают модернисты), но может быть дискурсом националистических элитных меньшинств. Другие ученые, такие как Дорон Мендельс, Стивен Гросби и Авиель Рошвальд, выступают за рост своего рода национализма среди древних евреев. поддерживает ту же теорию, указывая на то, что еврейский национализм появляется в самоописании евреев периода Второго Храма (V - I века до н.э.).
Сверре Багге исследует происхождение Норвежский национализм из постепенного «объединения королевства» в 9 веке, который привел к образованию норвежского, датского и шведского королевств. К 13 веку существовало своего рода норвежское государство с общественным правосудием, налогами, общей военной организацией и королевской властью. К XII и XIII векам получила распространение народная сага литература (устная и письменная), выражающая национально-патриотические настроения. Значительная часть населения была верна царю и отождествляла свои интересы с его. Багге считает, что в случае Норвегии между национализмом в средние века и в современный период существует разница в степени, а не в качестве.
Carroccio (священный автомобиль) был мощный символ самобытности и чести городов-государств Северной Италии в период гражданского национализма середины XII-XIV веков. (Каратасли, с. 13). Здесь репродукция Карроччо во время парада Палио ди Леньяно, 2015 г.Проф. Сахан Каратасли, исследуя различные формы коллективной идентичности на Севере с 11 по 16 века, полагает, что в середине 12 века сформировались города-государства, и возник «гражданский национализм». В этот период коммуны городов объединили свою сельскую местность (contado) и приобрели территориальное существование. Этот процесс привел к внутреннему социальному разделению и соперничеству, что послужило причиной изобретения новых форм связей между социальными группами, а также между государством и подданными. Использовались старые обычаи, такие как церковные границы (епархии), которые объединяли город и деревню. Также были созданы новые символы и мифы и «выдуманные традиции». Примечательной «изобретенной традицией» были новые культы святых-покровителей, таких как святой Ансано Синеи, святой Александр, покровитель Бергамо, святой Петронио, покровитель Болоньи и т. Д. Большинство этих «новых» святых были местными жителями (в том числе многие мирянки) из скромных семей, которые обычные люди могли легко связать с собой, и продвигались не церковными властями, а городскими мирянами (то есть общинными правительствами). Были установлены гражданские ритуалы и праздники, связанные с этими святыми, которые подчеркивали единство коммуны или города-государства. Образ святого-покровителя рассматривался как знак и гарантия единства города и контадо.
Дмитрий Оболенский считает, что православные славяне в Восточной Европе и на Балканах (русские, болгары и сербы ) в средние века обладали национализмом и национальным сознанием. Этот национализм был мобилизован их неудовлетворенностью империализмом Византии, особенно в церковных вопросах, таких как назначение епископов Константинопольским Патриархом. С положительной точки зрения, Патриарх способствовал формированию национального самосознания, создав церковные округа в славянских областях. Были также основаны епархии Валахии в 1359 г. и Молдавии в 1401 г. Патриархат время от времени делал такие уступки другим славянским христианским народам, как предоставление автокефалии церквям Болгарии и Сербии, или назначение этнических русских киевскими митрополитами.
Некоторые ученые считают, что корни современного греческого национализма уходят корнями в средние века, особенно между 13 и серединой 15 веков. С этой точки зрения событием, которое привело к развитию современного греческого национального самосознания, был конфликт с Четвертым крестовым походом и последующим правлением франков. Современный греческий национализм возникает после завоевания Константинополя в 1204 году и создания деспотатов, пришедших на смену Византийской империи, особенно в Эпире, Никее и Мореа. В то время возродился термин эллин («греческий»), который ранее был дискредитирован как синоним «язычник » - и использовался параллельно с «римским ". использует термин «прото-национализм» для обозначения возникновения современной греческой национальной идентичности в поздней Византии.
Джон Александр Армстронг (1922–2010) говорит о «преждевременном национализме» этого византийского периода, основанном на чувстве Божий выбор и защита в век невзгод. Как «истинный Израиль», Православная церковь и община пользовались благосклонностью Бога, в то время как священники и народ боролись с «еретиками» латинянами и «неверными» турками.
По словам Мишеля Букара Восточно-православный мир имел давнюю традицию перевода Библии на национальные языки со 2 века. Православие и Вселенский Патриархат Константинополя способствовали формированию национальных автономных Православных Церквей, создавая национальные алфавиты, такие как ранняя кириллица. Анализируя религиозные тексты XIV века, он демонстрирует, что русская государственность была ясна. Он предложил, чтобы эти старые религиозные тексты продемонстрировали необходимость пересмотра некоторых предположений относительно предполагаемой современной природы нации. В более ранней работе Бушар прослеживает русское национальное сознание в XI веке, как это отражено в религиозных текстах, таких как славянские псалмы и апокрифы. Согласно Ричарду Дж. Крэмптону, развитие старославянской грамотности в течение X века помешало ассимиляции восточных южных славян в византийскую культуру, что способствовало развитию формирование отличительной болгарской идентичности.