Национальное медицинское страхование (NHI ), иногда называемое обязательным медицинским страхованием (SHI ) - это система медицинского страхования, которая страхует население страны от расходов на медицинское обслуживание. Он может управляться государственным сектором, частным сектором или их комбинацией. Механизмы финансирования различаются в зависимости от конкретной программы и страны. Национальное или государственное медицинское страхование не приравнивается к государственному или финансируемому государством здравоохранению, но обычно устанавливается национальным законодательством. В некоторых странах, таких как система Medicare Австралии, Национальная служба здравоохранения Великобритании и Южная Корея, взносы в систему вносятся через общее налогообложение и, следовательно, не является необязательным, даже если использование финансируемой системы здравоохранения является обязательным. На практике к нему присоединяется большинство людей, платящих за NHI. Если NHI предполагает выбор нескольких страховых фондов, ставки взносов могут различаться, и человек должен выбрать, к какому страховому фонду принадлежать.
В Германии самая старая в мире национальная система социального страхования здоровья, берущая свое начало с Закона о страховании по болезни Отто фон Бисмарка 1883 года. В Великобритании Закон о национальном страховании 1911 года включало национальное социальное медицинское страхование для первичной медико-санитарной помощи (не специализированной или больничной помощи), первоначально для примерно одной трети населения - работающих наемных работников из рабочего класса, но не их иждивенцев. Эта система медицинского страхования продолжала действовать до создания Национальной службы здравоохранения в 1948 году, которая создала универсальную службу, финансируемую за счет общего налогообложения, а не на страховой основе, и медицинские услуги для всех законных жителей.
Национальные программы медицинского страхования различаются как по способу сбора взносов, так и по способу оказания услуг. В таких странах, как Канада, платежи производятся правительством напрямую из налоговых поступлений, и это известно как здравоохранение с одним плательщиком. Предоставление услуг может осуществляться через государственных или частных поставщиков медицинских услуг. В Франции действует аналогичная система обязательных взносов, но сбор осуществляется некоммерческими организациями, созданными для этой цели.
Альтернативный подход к финансированию заключается в том, что страны применяют национальное медицинское страхование в соответствии с законодательством, требующим обязательных взносов в конкурирующие страховые фонды. Эти фонды (которыми могут управлять государственные органы, частные коммерческие компании или частные некоммерческие компании) должны обеспечивать минимальный стандарт покрытия, и им не разрешается проводить различие между пациентами, взимая разные ставки в зависимости от возраста, рода занятий, или предыдущее состояние здоровья (ранее существовавшие заболевания ). Чтобы защитить интересы как пациентов, так и страховых компаний, правительство создает уравнительный пул для распределения рисков между различными фондами. Правительство также может вносить вклад в фонд выравнивания как форму субсидии на здравоохранение. Это модель, используемая в Нидерландах.
Другие страны в основном финансируются за счет взносов работодателей и работников в больничные кассы. В рамках этих программ средства не поступают ни от правительства, ни от прямых частных платежей. Эта система работает в таких странах, как Германия и Бельгия. Эти фонды обычно являются некоммерческими организациями и работают исключительно в интересах своих членов. Эти системы характеризуются сочетанием трех источников финансирования в разной степени: частные, взносы работодателей и работников и национальные / субнациональные налоги.
В дополнение к прямым медицинским расходам некоторые планы национального страхования также предусматривают компенсацию потери работы из-за плохого состояния здоровья или могут быть частью более широких планов социального страхования, покрывающих такие вещи, как пенсии, безработица, профессиональная переподготовка и финансовая поддержка студентов.
Национальные схемы имеют то преимущество, что пул или пулы, как правило, обширны и отражают население страны. Затраты на здравоохранение, которые, как правило, высоки в крайнем возрасте и при других конкретных жизненных событиях, таких как беременность и роды, могут пополняться в течение всей жизни (т. Е. Выше, когда способность зарабатывать больше всего для покрытия затрат, понесенных в раз, когда доходность низкая или отсутствует). Это отличается от действующих частных схем страхования, которые ежегодно оценивают страхование в соответствии с рисками для здоровья, такими как возраст, семейный анамнез, предыдущие заболевания и соотношение роста и веса. Следовательно, некоторым людям, как правило, приходится платить больше за свою медицинскую страховку, когда они больны и / или меньше всего могут себе это позволить. Эти факторы не учитываются в схемах NHI.