Натаниэль Ларднер (6 июня 1684 - 24 июля 1768) был англичанином теолог.
Ларднер родился в Хокхерсте, Кент в 1684 году. Он был старшим сыном Ричарда Ларднера (1653–1740), независимого министра, и дочери Натаниэль Коллиер или Коллиер, торговец из Саутворка. Его сестра Элизабет вышла замуж за Дэниела Нила, который учился у Ларднера в Утрехте.
После обучения на пресвитерианское служение в Лондоне, а также в Утрехте. и Лейден, он получил лицензию проповедника в 1709 году, но безуспешно. В 1713 году он вошел в семью леди Треби, вдовы сэра Джорджа Треби, в качестве наставника и домашнего капеллана, где он оставался до 1721 года. В 1724 году он был назначен читать вечернюю лекцию во вторник в пресвитерианской часовне. Старое еврейство, Лондон, а в 1729 году он стал помощником священника пресвитерианской общины в церкви Crutched Friars. Ему присвоена степень D.D. Автор Маришаль Колледж, Абердин, в 1743 году. Он умер в Хокхерсте 24 июля 1768 года.
Анонимный том «Мемуаров» появился в 1769 году; а жизнь Эндрю Кипписа предшествует изданию произведений Ларднера, впервые опубликованных в 1788 году. Полное название его основного произведения - произведения, которое, хотя и устарело, дает право его автору на считаться основоположником современных критических исследований в области раннехристианской литературы - «Достоверность истории Евангелия»; или Основные факты Нового Завета, подтвержденные отрывками древних авторов, которые были современниками нашего Спасителя или его Апостолов или жили в их время. Часть 1 в 2-х томах Octavo появилась в 1727 году; публикация части 2 в 12 томах октаво началась в 1733 году и закончилась в 1755 году. В 1730 году вышло второе издание части 1, а также отдельно были опубликованы дополнения и изменения. Приложение, иначе озаглавленное «История апостолов и евангелистов, писателей Нового Завета», было добавлено в трех томах (1756–1757) и переиздано в 1760 году.
Другие работы Ларднера - это большая коллекция Свидетельства древних евреев и язычников об истине христианского откровения с примечаниями и наблюдениями (4 тома, кварто, 1764–1767); "История еретиков двух первых веков после Христа", опубликованная посмертно в 1780 году; и значительное количество случайных проповедей.
Ларднер выступил против субординационизма Сэмюэля Кларка, в котором вечный Логос соединяется с человеческим телом в человеке Иисусе, в отличие от тринитарного взгляда. Ларднер пошел дальше, утверждая, что Новый Завет не учит, что Иисус или какой-либо элемент в нем предшествовали беременности Марии. Согласно Ларднеру, Логос из Иоанна 1 должен был пониматься как божественный атрибут, который метафорически «стал плотью» в человеке Иисусе, а другие традиционные тексты, доказывающие предсуществование, интерпретируются способами, соответствующими тому, что Христос не существовал до его зачатия. Ларднер анализирует использование слова «дух» в Библии и приходит к выводу, что оно относится к Богу или к различным свойствам, действиям или дарам Бога. По сути, это мнение было социнианским.
Он был в близких отношениях с Томасом Секером, обменивался письмами с Эдвардом Уоддингтоном и имел большой литературный переписка с континентальными учеными и министрами Новой Англии. Среди его английских несогласных корреспондентов были Джон Брекелл, Сэмюэл Чендлер, Филип Доддридж и Генри Майлз. Он также переписывался с Томасом Морганом валлийским деистом и философом-моралистом, придерживавшимся совершенно разных взглядов, но считавшим Ларднера беспристрастным.