Натан Бресловский

редактировать
Раввин. Натан (Носон) Стернхартц
Nathanofbreslov.jpg Охель над могилой Натана Бресловского
Личное
Родился22 января 1780 г. (15 Шват 5540. Немиров, Украина
Умер20 декабря 1844 г. 10 Тевет 5605. Бреслов, Украина
РелигияИудаизм
Супруга
  • Эстер Шайндель Орбах
  • Дишель
Детис Эстер:
  • Шахне
  • Ицхок
  • Довид Цви
  • Хана Цирель

с Дишелем:

  • Нахман
  • Йосеф Йона
РодителиРаввин Нафтали Герц и Хая Лане Штернхартц
ПохороненБреслов, Украина

Натан Бресловский (22 января 1780 - 20 декабря 1844), также известный как Реб Носон, рожденный Натан Штернхарц, был главным учеником и писцом Ребе Нахмана из Бреслова, основателя династии бресловских хасидов. Реб Носону приписывают сохранение, продвижение и расширение бресловского движения после Смерть Ребе. Сам Ребе Нахман сказал: «Если бы не Реб Носон, не осталось бы ни одной страницы из моих писаний».

Содержание
  • 1 Духовный искатель
  • 2 Писец
  • 3 Создание движения
  • 4 Преследование
  • 5 Публикации
    • 5.1 Учение Ребе Нахмана
    • 5.2 Его собственные работы
  • 6 Цитаты
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Духовный искатель

Реб Носон родился в городе Немиров, Украина. Его отец, раввин Нафтали Герц Штернхартц, был знатоком Талмуда и богатым бизнесменом. Его мать звали Хая Лане. Реб Носон был первенцем в своей семье; у него было три брата - Реб Юдель, Реб Йосеф и Реб Лейбуш - и одна сестра, имя которой неизвестно.

Реб Носон получил традиционное образование Торы и изучил бизнес своего отца. В возрасте 13 лет (по обычаю) он женился на Эстер Шайндель, дочери раввина Довида Цви Орбаха, главного раввинского авторитета в Могилове, Шарограде и Кременце. И его отец, и тесть были стойкими противниками хасидизма.

Хотя Реб Носон был образованным ученым, он чувствовал, что ему чего-то не хватало в его духовных устах. Он стал посещать различных хасидских ребе, в том числе Леви Ицхока из Бердичева, и был впечатлен искренностью их последователей. Однако он не мог вызвать такую ​​же интенсивность в своих религиозных обрядах. В 1802 году рабби Нахман переехал в Бреслов, Украина, который расположен в девяти милях к югу от Немирова (в те дни это было трехчасовое путешествие на лошади). Реб Носон пошел послушать Ребе, который был всего на 8 лет старше его, и нашел духовного наставника, которого искал. Реб Носон стал пожизненным учеником Ребе Нахмана.

Хотя семья Реба Носона изначально была против его связи с хасидизмом, в конце концов они уступили, когда увидели, что его знание Торы и личное благочестие только улучшились под опекой Ребе Нахмана.

Реб Носон и Эстер Шайндель имели трех сыновей - Шахне, Ицхок и Довид Цви - и одну дочь, Хану Цирель. Эстер Шайндель умерла в сентябре 1826 года, и Реб Носон женился на Дишель, вдове, в октябре 1826 года с сыном и дочерью. Со второй женой у него было еще два сына, Нахман и Йосеф Йонах.

Писец

Реб Носон лично отвечал за сохранение учений, историй и повседневных разговоров своего наставника, а также за распространение бресловского движения после смерти Нахмана в 1810 году.

Пока Ребе был жив, Реб Носон был его официальным писцом, тщательно записывая слова своего учителя. Поскольку многие уроки Ребе проводились в субботы и еврейские праздники, когда писать запрещено (согласно Галаха, «еврейский закон»), материал пришлось записывать позже. Однако Реб Носон обладал феноменальной памятью и умел почти дословно вспоминать многие уроки. Затем он показывал рукопись Ребе, который вносил последние исправления. Некоторые уроки построчно продиктовал Ребе Нахман Ребу Носону после субботы или еврейского праздника на идиш, и Реб Носон переводил уроки на Иврит. В своих более поздних публикациях Реб Носон тщательно отмечает, был ли урок отредактирован и одобрен самим Нахманом, или это был менее формальный анекдот, специально не одобренный им. Он также проводит четкое различие между реальными словами Ребе и любыми комментариями, которые он сам написал.

Создание движения

После смерти Ребе Нахмана 16 октября 1810 года Реб Носон переехал в Бреслов и стал называться Натан Бресловский . Он стал лидером бресловских хасидов, но не Ребе, потому что Ребе Нахман не назначал преемника и не основывал династию.

Вместо этого Реб Носон направил всю свою энергию на укрепление движения Бресловера, сохраняя при этом свой строгий график изучения Торы. Он купил печатный станок и опубликовал все сочинения Ребе Нахмана, а также все запомнившиеся разговоры, которые он и другие имели с Нахманом. Реб Носон также написал много оригинальных речей и учений, некоторые из которых были опубликованы при его жизни. Он переписывался с бресловерскими хасидами по всей Украине и навещал их несколько раз в год.

Реб Носон также был ответственен за превращение Умани, Украина, города, в котором похоронен Ребе Нахман, в средоточие хасидов. В 1811 году он организовал первый ежегодный кибуц Рош ха-Шана (молитвенное собрание) у могилы и продолжал возглавлять это паломничество до своей смерти в 1844 году. Около 1830 года он собрал средства на строительство синагоги. в Умани, чтобы вместить все более масштабное паломничество Рош ха-Шана, и составил ряд молитв, которые его последователи должны прочитать на могиле Нахмана.

Преследования

Даже при жизни Ребе Нахмана некоторые хасидские группы выступали против новаторского подхода Ребе к распространению хасидизма. После смерти Ребе Нахмана это сопротивление было направлено против Ребе Носона, который отказался принять мантию лидера и продолжал распространять учение покойного Ребе, как если бы он был еще жив. В конце 1834 года, после открытия бресловской синагоги в Умани, раввин Моше Цви из Саврана (савранский ребе) инициировал клеветническую кампанию против Реба Носона и бресловских хасидов. Оппоненты осудили Реба Носона перед российскими властями, заявив, что он был лжепророком, деятельность которого противоречила интересам царя. Реб Носон был арестован, обвинен в государственной измене, сослан в Немиров (его родной город) и помещен под домашний арест.

За неделю до Рош ха-Шана Реб Носон получил разрешение на поездку и тайно отправился в Умань. Однако он был обнаружен, о нем сообщили властям и арестовали в ночь перед Рош а-Шана. Ассимилированные евреи, жившие в Умани и дружившие с Ребе Нахманом, вмешались за Ребе Носона и позволили ему остаться в Умани на праздник.

Внезапная смерть савранского ребе в 1838 году охладила антибресловский пыл его сторонников. Позднее в том же году Реб Носон наконец смог вернуться в город Бреслов.

Реб Носон умер незадолго до наступления субботы в пятницу, 20 декабря 1844 года. Его друг детства Реб Нафтали в то время жил в Умани. Утром в Шаббат раб Неффалим сказал своим товарищам, что он уверен, что раб Носон умер накануне вечером. Когда его спросили, как он может быть так уверен, он объяснил: «Мне приснился сон, в котором я увидел быстро бегающего Реба Носона. Я сказал:« Реб Носон! Куда ты бежишь? » 'Мне?' - сказал он. - Прямо к Ребе! (устная традиция).

Реб Носон похоронен в Бреслове на старом еврейском кладбище с видом на реку Буг.

Публикации

Учение Ребе Нахмана

Реб Носон систематизировал и опубликовал работы Ребе Нахмана следующим образом:

  • Ликутей Мохаран (Собрание учений Ребе Нахмана), (т. I., Острог, 1808; т. II., Могилев, 1811; т. III.., Острог, 1815) - хасидские интерпретации еврейской Библии, Мидрашим и т.д.;
  • Сефер ха-Миддот (Книга Алеф-Бет) (Могилев, 1821 г.) - «Тракты о морали», расположенные в алфавитном порядке в качестве букваря.
  • Тиккун ха-Клали (Общее средство правовой защиты) - приказ Ребе Нахмана из десяти псалмов, которые нужно читать для решения различных проблем, плюс комментарий Реба Носона. Опубликовано в виде отдельной книги. в 1821 году.
  • Сиппурей Маасийот (Рассказы рабби Нахмана) (np, 1815) - параллели на иврите и идише. Самая известная из этих сказок - Семь нищих, в которой много каббалистических тем и скрытых аллюзий.

Его собственные работы

Кроме того, Реб Носон написал несколько собственных книг:

  • Алим Л'Теруфа (Листья исцеления) - Сборник писем.
  • Чайей Мохаран (Цаддик) - Биографические материалы о Ребе Нахман. Рассказы о том, как были раскрыты уроки Ребе, его сны и видения, разговоры и анекдоты.
  • Китцур Ликутей Мохаран (Сокращенный Ликутей Мохаран) - Эта работа следует первоначальному плану урока Ликутей Мохарана, сосредоточивая внимание на содержавшихся практических советах. на каждом уроке. Реб Носон начал эту компиляцию по особой просьбе Ребе Нахмана в 1805 году и опубликовал его впервые в 1811 году, после смерти Ребе. Отредактированная и расширенная версия с пояснительными примечаниями была опубликована в 1913 году раввином Исроэлем Гальперном ; это стало стандартной версией.
  • Ликутей Эцот (Совет) - упорядоченный в алфавитном порядке список практических советов, взятых из уроков Ликутея Мохарана.
  • Ликутей Галахот (Собрание законов) - Реб Носон magnum opus, следуя порядку тем в Шулхан Арух, дает объяснения еврейского закона и обычаев в свете учения Бреслова.
  • Likutey Tefillot (Сборник молитв) - Сборник оригинальных молитв, основанный на уроках из «Ликутей Мохаран» Ребе Нахмана.
  • Шмот Хазаддиким (Имена цаддиким) - Список большинства цаддиким, найденных в Танахе, Талмуд, Мидраш и Зоар, включая геонимов, ришонимов и ахаронимов до дней Ребе Носона.
  • Шевачей В'Сихот Ха-Ран (Мудрость рабби Нахмана) - Отчет о паломничестве Ребе на Святую Землю в 1798-1799 гг., А также собрание анекдоты и учения.
  • Йемей Мохарнат (Дни из МоХарНата [аббревиатура от Морейну ХаРав Натан, Наш Учитель, раввин Натан]) - автобиография Реба Носона.
Цитаты
  • Кто-то однажды спросил Реба Носона: «Кто больше? Тот, кто совершает великие богослужения, или тот, кто ведет себя более просто, следует цадику ? »Реб Носон ответил:« Посмотрите на здание Скинии. Независимо от того, какой вклад внес человек, если он сначала не принес его Моисею, это не имело бы никакой ценности и места в Скинии. Но если простейший еврей изготовил самый незначительный предмет и принес его Моисею, он получил бы свое место в скинии! »
См. Также
Ссылки
Ссылки
Внешние ссылки
Wikisource имеет оригинальные произведения, написанные или о:. Натан Бресловский
Последняя правка сделана 2021-05-31 10:25:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте