Тип | Public |
---|---|
Торгуется как | JSE : NPN. LSE : NPSN |
Промышленность | Электронная коммерция, финтех, доставка еды |
Жанр | Интернет |
Основана | 12 мая 1915 г. ; 105 лет назад (1915-05-12) |
Штаб-квартира | Кейптаун, Южная Африка |
Обслуживаемая территория | Глобальный |
Ключевые люди | Коос Беккер (председатель). Боб ван Дейк (генеральный директор). Фути Маханьеле-Дабенгва (генеральный директор, ЮАР) |
Доход | долл. США 22,1 миллиарда (2020 финансовый год) |
Операционная прибыль | 3,7 миллиарда долларов США (2020 финансовый год) |
Итого активы | 36,3 млрд долларов США (2020 финансовый год) |
Общий капитал | US $ 29,93 миллиарда (2020 финансовый год) |
Дочерние компании | Prosus. Media24. Takealot.com. OLX. PayU |
Веб-сайт | naspers.com |
Naspers Limited - это многонациональная потребительская интернет-компания со штаб-квартирой в Южной Африке. Его основная деятельность включает тематическую рекламу, финтех, платежи и доставку еды.
. Основана в 1915 году Дженни Марэ из Coetsenburg. и поверенный В.А. Хофмейр; компания была запущена при поддержке Яна Кристиана Смэтса, Луи Бота и Национальной партии, президента-основателя Дж.Б.М. Hertzog.
Naspers владеет или имеет контрольный пакет акций в различных компаниях, включая Prosus, Media24 и Takealot. В 2001 году Naspers быстро и успешно инвестировал 32 миллиона долларов в Tencent. По состоянию на 2018 год Naspers владел примерно 31% акций Tencent, став ее крупнейшим акционером и крупнейшей публичной компанией Африки. В последние годы Naspers продолжал наращивать значительные доли в потребительских интернет-компаниях по всему миру, уделяя особое внимание Индии.
Компания Naspers была основана в 1915 году как De Nasionale Pers Beperkt (National Press Ltd) как издатель и типография газет и журналов. В декабре 1914 года на собрании в Стелленбосе группа видных африканеров с мыса решила создать издательскую компанию, которая будет поддерживать африканерский национализм после англо-бурских войн. Поэтому он также поддерживал Националистическую партию (НП). Он был основан У. А. Хофмейром, известным кейп-юристом и организатором Национальной партии; Дженни Марэ, видный фермер из Стелленбоша, приобрела четверть из 20 000 выпущенных акций новой компании за 1 фунт стерлингов. Впервые Naspers опубликовал африкаансскую ежедневную газету De Burger (позже переименованную в Die Burger ) в июне 1915 года, а затем в 1916 году последовал ее первый журнал De Huisgenoot (позже Die Huisgenoot ).
В 1918 году компания добавила в свой портфель книгоиздание, сделав его одним из самых значительных медиа-центров Африки. В 1985 году компания запустила первую систему платного телевидения, превратившись из издателя в медиа-компанию. Документы, собранные некоммерческой организацией Open Secrets, раскрывают, как Naspers финансировал National Party (NP) во время апартеида и что NP также владела 74000 акций Naspers в 1984 году.
В письме, написанном Ф. В. де Клерку 17 августа 1989 г., тогдашний управляющий директор Naspers Тон Вослоо подтвердил, что компания поддерживает NP. Восло напомнил де Клерку о его пожертвовании в размере 150 000 рандов (сегодня это примерно 1 миллион рандов), сделанных НП перед выборами 1987 года. Затем компания также пообещала еще 20 000 рандов в поддержку НП в преддверии последних всеобщих выборов в Южной Африке в сентябре 1989 года. Вослу закончил свое письмо, пообещав финансирование НП в Трансваале, добавив, что «наша газета Билд в Трансваале - ваш союзник, и мы верим, что эта грозная комбинация уничтожит конкуренцию ».
В 1997 году Комиссия по установлению истины и примирению попросила Нэсперса сделать представление о годах между 1960 и 1994 годами (то есть, в широком смысле, между трагедией Шарпевиля в марте 1960 года и первыми демократическими выборами апреля 1994 года), в частности, роль СМИ в этот период. Naspers отказался подчиниться, что привело к тому, что каждый из 127 сотрудников Naspers подал индивидуальное заявление TRC, извиняясь за свою роль в годы апартеида. По их словам, газеты Naspers составляли неотъемлемую часть структуры власти, которая реализовывала и поддерживала апартеид, например, посредством поддержки НП на выборах и референдумах. Nasionale Pers официально сменила название на Naspers в 1998 году.
В 2015 году генеральный директор Media24 Эсмаре Вайдеман извинился за роль Naspers в поддержке апартеида.
В 2019 году Naspers назначил бывшего Shanduka Group Генеральный директор Пхути Маханьеле-Дабенгва, чтобы руководить ее южноафриканскими интересами.
С 1994 года компания котируется на Йоханнесбургской фондовой бирже. Exchange в Южной Африке, и за последние несколько лет она входила в первую десятку индекса. Он также имеет листинг программы американских депозитарных расписок (ADR) уровня I на Лондонской фондовой бирже (LSE) с внебиржевой торговлей.
Naspers приобрела 46,5% китайской интернет-компании Tencent, владельца WeChat и множества финтех-приложений и мобильных игр от первых инвесторов, в том числе PCCW и IDG Capital (в то время стартап), в 2001 году. Инвестиции окупились для Naspers драматическим образом, Цена акций Naspers с течением времени, что сделало его самым дорогим публичным бизнесом в Африке к 2017 году. Компания продала часть своей доли в марте 2018 года, собрав около 10 миллиардов долларов. В то время его первоначальные инвестиции в размере 32 миллионов долларов оценивались более чем в 175 миллиардов долларов. Примечательно, что рыночная стоимость ее холдингов Tencent была больше, чем рыночная капитализация самой фирмы. Этот шаг был назван одним из самых успешных венчурных инвестиций за всю историю.
Дочерние компании и инвестиции включают Prosus, Media24 и Takealot. Naspers через Prosus также владеет миноритарными инвестициями в перечисленные платформы социальных сетей Tencent и Mail.Ru. Naspers приобрела глобальную финтех-компанию PayU, объединив компании онлайн-платежей под одним брендом, теперь принадлежащим Prosus. Myriad International Holdings, дочерняя компания Prosus, владеет 28,7% акций Digital Sky Technologies (DST), российской фирмы, инвестирующей в такие интернет-компании, как Facebook, Groupon и <162.>Зынга. В марте 2014 года Souq.com привлек 75 миллионов долларов от Naspers.
В 2014 году Naspers приобрел 95% OLX, глобального онлайн-рынка. Он был включен в спин-офф Prosus в 2019 году.
В мае 2017 года бывшая дочерняя компания Naspers, компания DStv, признала установление цен и нарушение Закона о конкуренции. Он согласился выплатить 22 миллиона рандов штрафов, а также 8 миллионов рандов в Фонд экономического развития. За два раунда в мае и сентябре 2017 года Naspers инвестировал 1,05 миллиарда евро (1,2 миллиарда долларов) в немецкую Delivery Hero AG и участвовал в 14 сделках на сумму 1,94 миллиарда долларов в 2017 году, согласно данным, собранным Bloomberg.
В октябре 2018 года Naspers запустила свою инициативу по финансированию стартапов Foundry в Южной Африке. Naspers уже давно сосредоточился на Индии, инвестировав с 2014 года более 4 миллиардов долларов в различные сектора, в том числе в Byju и ibibo, а в декабре 2018 года он инвестировал 1 миллиард долларов в службу онлайн-заказа и доставки еды Swiggy Индии; добавляя к своим инвестициям iFood в Бразилию и Delivery Hero. Услуги Naspers foodtech обслуживают 4 миллиарда человек в 40 странах.
В январе 2019 года Naspers завершила сделку по приобретению Dubizzle за 190 миллионов долларов, сайта объявлений, ориентированного на ОАЭ. Бизнес Naspers в сфере видео-развлечений был выделен 27 февраля 2019 года как MultiChoice Group и представлен как MCG на фондовой бирже Йоханнесбурга. Подразделение венчурных инвестиций Naspers Ventures было переименовано в Prosus Ventures в 2019 году и сотрудничает с предпринимателями для создания технологических компаний. Naspers Labs, партнерство с RLabs и ее основателем Марлоном Паркером, также было запущено в 2019 году в качестве экономической инициативы для безработной молодежи в Южной Африке.
В 2019 году Naspers разместила свои международные интернет-активы на Euronext Amsterdam, как Prosus, став крупнейшей в Европе потребительской интернет-компанией. Стоимость акций выросла более чем на 25 процентов во время IPO, при этом рыночная стоимость Prosus составила более 125 миллиардов фунтов (138 миллиардов долларов США). Prosus сообщил о прибыли в размере 4,2 миллиарда долларов за финансовый год, закончившийся 31 марта 2019 года.
Основные бренды, принадлежащие Naspers, включают:
Через Prosus он также имеет миноритарные инвестиции в перечисленные платформы социальных сетей: