Нарышкинское барокко, также называемое Московское барокко или Московское барокко, представляет собой особый стиль Архитектура барокко и убранство, модное в Москве с конца 17 до начала 18 века. В конце 17 века западноевропейский барочный стиль архитектуры в сочетании с традиционной русской архитектурой сформировали этот уникальный стиль. Его называют московским барокко, так как изначально он встречался только в Москве и окрестностях. Его чаще называют нарышкинским барокко, так как первая церковь, построенная в этом стиле, была построена на территории одной из усадеб семьи Нарышкиных.
Первой церковью, построенной в стиле нарышкинского барокко, была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Фили, построенная на территории имения род Нарышкиных, которые были московскими боярами. Членом этой семьи, наиболее связанной с этим стилем архитектуры, является Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра Великого. Лев Нарышкин построил эту первую церковь с помощью архитектора, предположительно Якова Бухвостова. Эта церковь стала основой стиля нарышкинского барокко и вдохновила на строительство других церквей в этом стиле в Москве.
Нарышкинское барокко контрастировало с петровским барокко, которое любил Петр I. Большой и широко используемый в С. Петербург. Контраст этих двух стилей проявляется в цвете, форме, масштабе и используемых материалах. Св. Петропавловский собор в Санкт-Петербурге и Меншикова башня в Москве являются яркими образцами стиля петровского барокко.
Спроектированные церкви в стиле нарышкинского барокко часто возводили из красного кирпича, что отличало их от других построек того времени. Они также были тщательно декорированы деталями из белого известняка. Структура здания также отличалась от всего, что строили в России того времени. Этот архитектурный стиль относился к категории «под колоколом» или «под кольцом» (Ру. Под звоном). Церкви, которые находятся «под колоколом», означают, что колокольня размещается поверх основного объема, а не рядом со зданием, как это было принято в 17 веке.
колокольни часто строились в форме восьмиугольника, при этом основной объем здания составлял четырехугольник. Этот восьмиугольник на четырехугольнике формы был классической церковной композицией в стиле барокко. Оконные рамы были украшены, как и на всех храмах в стиле барокко. Купола заменили шатровую крышу, которая ранее была широко распространена в русском церковном зодчестве. Помещенные на высокий барабан, они создавали ощущение возвышенности и впечатление разнообразия форм. Первоначально предполагалось, что дизайн восьмиугольника четырехугольных церквей был взят из архитектуры украинского барокко, но дальнейшие исследования показали, что это не так, поскольку первая церковь в этом стиле была построена в России.
Донской монастырь в МосквеСтиль постоянно распространялся даже на архитектуру, которая не была религиозной архитектурой. Многие монастыри переделали свои стены и постройки в этом стиле по последней моде. Самыми яркими примерами этих монастырей были Новодевичий монастырь и Донской монастырь в Москве. Есть примеры и за пределами Москвы; Крутицы, Подворье и Солотчий монастырь находятся недалеко от Рязани. Нерелигиозная архитектура также приняла этот стиль, что можно увидеть в Сухаревой башне в Москве.
В 1730-х годах стиль нарышкинского барокко закончился, и он превратился в Растрельский, или елизаветинское барокко.
Самыми крупными архитекторами, работавшими в стиле нарышкинского барокко, были Яков Бухвостов и Петр Потапов.
Яков Григорьевич Бухвостов родился в середине 17 века крепостным Михаилом Татищевым. Семья Татищевых была влиятельным боярином в Никольском. Мало что известно о молодости Бухвостова, только то, что он получил свободу в 1690-х годах, когда он был признан великим архитектором.
Самым ярким примером его работы в качестве архитектора является церковь Св. Спаситель в Уборах.
Петр Потапов - гипотетический архитектор церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке.
Ничего не известно ни о его жизни, ни о том, был ли он реальным человеком. Его имя известно исключительно по надписи на Успенской церкви, которая гласит: «Лето 7204 (1699) 25 октября - дело рук человеческих, дело рук Петра Потапова» (русский : лета 7204 [ 1699] октября 25 дня дело рук человеческих, делом имени Петрушка Потапов). Из этой надписи неясно, был ли он архитектором или резчиком по камню, но предполагается, что он был архитектором.
.
Заголовок | Дата | Архитектор | Фото | Записки |
---|---|---|---|---|
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (Русский : Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях) | 1690–1693 | Яков Бухвостов (предположительно) | ||
Церковь Спаса в Уборах (русский : Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уборах) | 1690–1697 | Яков Бухвостов | ||
Саратовский Свято-Троицкий собор (русский : Свято-Троицкий собор в Саратове) | 1689–1695 | (?) | ||
Церковь Св. Знамение Пресвятой Богородицы на Шереметевском дворе (рус. : Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе) | 1691 | (?) | ||
Церковь Святых Апостолов Петра и Павел в Петровско-Разумовском (русский : Церковь Святых Апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском) | 1691 | (?) | Церковь Петра и Павла была снесена в 1934 году в связи с созданием железной дороги через ее расположение. | |
Церковь Владимирской иконы Божией Матери у Владимирских ворот (Русский : Церковь Иконы Божией Матери Владимирская у Владимирских ворот) | 1691–1694 | (?) | Церковь была снесена в 1934 году во время разрушения Китай- городская стена. | |
Церковь Троицы в Троицком-Лыково (рус. : Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Лыково) | 1694–1697 | Яков Бухвостов | Даты постройки этой церкви также указаны как 1690-1695 и 1698-1703 гг. | |
Богоявленский собор (Крещения Господня) (Русский : Богоявленский Собор (Крещения Господня)) | 1693–1696 | (?) | ||
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке (Русский : Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке) | 1696 –1699 | Петр Потапов | Церковь Успения Пресвятой Богородицы ва снесен в 1936 году под предлогом расширения тротуара. |
На Викискладе есть материалы, связанные с архитектурой нарышкинского барокко. |
.