Нарендра Нат Сен Гупта (23 декабря 1889 г. - 13 июня 1944 г.) был Гарвардским -образованный индийский психолог, философ и профессор, общепризнанный основоположником современной психологии в Индии вместе с индийским ученым гунамудианцем Дэвидом Боазом. В 1916 году он основал Первую независимую кафедру психологии в Индии - кафедру экспериментальной психологии в Университете Калькутты, вторую - в Мадрасский университет доктора Гунамудиана Дэвида Боаза.
Сен Гупта также сыграл важную роль в создании отдела психологии и педагогических наук в Ассоциации Индийского научного конгресса в 1923 г. - событие, подчеркнувшее научный характер психологических исследований и присвоившее психологии статус науки в Индии. Сен Гупта также был основателем Индийской психологической ассоциации и редактором-основателем первого официального журнала по психологии в Индии - Indian Journal of Psychology. В 1929 году Сен Гупта и Радхакамал Мукерджи опубликовали «Введение в социальную психологию», один из первых текстов по теме социальной психологии, опубликованных в Индии.
Сен Гупта родился в Фаридпуре, Индия, в 1889 году в семье Турини Чарана и Муктакеши Сен Гупта. Он учился в Бенгальском национальном колледже, образовательном учреждении, которое было основано как средство противодействия британской гегемонии в Индии, поставив образование исключительно под национальный контроль (т. Е. Достижение самообеспеченности через образование).. Сен Гупта, похоже, интересовался практическим применением науки с юных лет. Его строгие и систематические упражнения не только способствовали его физической силе и решительности, но и были известны в его деревне. (Требуется справочная проверка - Кешуб Чандра Сен-Гупта?)
Сен Гупта посещал Гарвардский колледж с 1910 по 1913 год, во время которого он получил степень бакалавра атриума ( т.е. степень бакалавра искусств). Он был стипендиатом Ричарда Мэннинга Ходжеса и членом общества чести Phi Beta Kappa. После получения степени бакалавра он поступил в Высшую школу искусств и наук в Гарварде и получил степень магистра атриума (т. Е. Степень магистра искусств) в 1914 году. Сен Гупта имел возможность учиться у Хуго Мюнстерберг в Гарварде и продолжил свое обучение психологии у Роберта Йеркса и Эдвина Холта. Сен Гупта получил докторскую степень по философии в Гарвардском университете в 1915 году после успешной защиты диссертации «Антиинтеллектуализм: исследование современной эпистемологии».
Сен Гупта вернулся в Индию в августе 1915 года и в январе 1916 года был назначен преподавателем кафедры философии Калькуттского университета. В том же году он его попросили стать председателем только что созданного факультета экспериментальной психологии в университете. В обязанности Сена Гупты как председателя входили разработка программы по психологии, преподавание психологии и философии, а также лабораторные исследования в области психологии. В августе 1916 года Сен Гупта женился на Камале Сен.
Лабораторные исследования в Университете Калькутты в основном были сосредоточены на областях восприятия глубины, психофизики. и внимание. Как ведущий сторонник научного характера психологических исследований, Сен Гупта сыграл важную роль в включении психологии в отдельное подразделение Индийского научного конгресса в 1923 году и был избран президентом этого подразделения в 1925 году. Сен Гупта также сыграл важную роль. при основании Индийской психологической ассоциации в 1924 году и стал редактором-основателем Индийского журнала психологии в 1925 году. Несмотря на то, что Сен Гупта сосредоточил внимание на продвижении экспериментальной психологии, его литературный вклад в психологическое знание включает в себя значительное количество неэмпирических статьи по социальным, этническим, экспериментальным, образовательным, уголовным и религиозным аспектам психологии. Это очевидное несоответствие, по-видимому, было обычным явлением среди ранних индийских психологов, которые отделяли свою работу в области экспериментальной психологии, созданной по образцу западной психологической традиции, от других научных и личных занятий.
В 1928 году Сен Гупта покинул Калькутту и занял административную должность в Университете Лакхнау в Уттар-Прадеше. В университете Лакхнау он сотрудничал с Радхакамалом Мукерджи, выдающимся социологом, чтобы написать текст по социальной психологии. Хотя текст «Введение в социальную психологию: разум в обществе» был одной из первых книг, написанных по социальной психологии в Индии, он был рассмотрен как скорее социологический, чем психологический. Кроме того, в обзорах указывалось, что книга была написана с позиций западной исследовательской литературы, которая была актуальна в то время, и включала минимальный материал из индийских источников, таким образом отражая вестернизацию стипендий в Индии.
Сен Гупта был назначен профессором философии в Университете Лакхнау в 1929 году. Он ввел психологию в учебные программы по философии и вскоре основал кафедру экспериментальной психологии. которая сосредоточена в первую очередь на социальной и экспериментальной психологии. К середине 1930-х он начал обучать студентов экспериментальной психологии, включая индийских психологов Раджа Нараина и Х.С. Астхана. Находясь в Лакхнау, Сен Гупта опубликовал «Наследственность в умственных чертах» (1942) и «Умственный рост и упадок» (1940). Однако его интересы сместились в сторону психологии религии во второй половине своей жизни, и он сосредоточился на экспериментальном исследовании «садханы », духовных поисков, необходимых для достижения целей. Изучая санскрит и пали, Сен Гупта черпал из оригинальной литературы религиозные тексты древней Индии и классиков христианского мистицизма написать свой «magnum opus», который он планировал опубликовать под названием «Механизмы экстаза». Рукопись затерялась в суматохе после смерти Сена Гупты в июне 1944 г. из-за инсульта.
Сен Гупта внес вклад в такие дисциплины, как психология, философия, образование, и антропология в Индии. Он был редактором-основателем Индийского журнала психологии, и его работы включают: