The Nannerl Notenbuch или Notenbuch für Nannerl (английский: Nannerl's Музыкальная книга ) - это книга, в которой Леопольд Моцарт с 1759 примерно до 1764 написал пьесы для своей дочери Марии Анны Моцарт. (известный как «Наннерл»), чтобы учиться и играть. Его сын Вольфганг также использовал книгу, в которой были записаны его самые ранние сочинения (некоторые из них были написаны его отцом). Книга содержит простые короткие клавишные (обычно клавесин ) пьесы, подходящие для начинающих; есть много анонимных менуэтов, некоторые произведения Леопольда и несколько произведений других композиторов, включая Карла Филиппа Эмануэля Баха и австрийского композитора Георга Кристофа Вагензейл. Также есть несколько технических упражнений, таблица интервалов и несколько модулирующих фигурных басов. Изначально записная книжка содержала 48 переплетенных страниц нотной бумаги, но осталось только 36 страниц, причем некоторые из 12 недостающих страниц были обнаружены в других собраниях. Из-за простоты содержащихся в ней пьес книга часто используется для обучения начинающих пианистов.
Первоначально Notenbuch представлял собой переплетенный том, состоящий из сорока восьми страниц чистой нотной бумаги с восемью нотоносцами на каждой странице. С надписью Pour le clavecin (французский: для клавесина) он был подарен Наннерль по случаю ее восьмых именин 26 июля 1759 г. (или, возможно, ее восьмого дня рождения, который выпал на 30-е число). или 31-го числа того же месяца). В течение следующих четырех лет или около того тетрадь постепенно заполнялась отрывками, написанными Леопольдом и двумя или тремя анонимными зальцбургскими переписчиками. Считается, что Вольфганг написал четыре пьесы. Любопытно, что ни одна из частей не была написана самой Наннерль.
В последующие годы двенадцать отдельных страниц были удалены из записной книжки по той или иной причине. Четыре из них сейчас считаются утерянными, но остальные восемь были идентифицированы Аланом Тайсоном :
Четыре потерянные страницы были предварительно восстановлены с использованием множества других источников (письма Наннерла и Георг Ниссен биография Моцарта). Считается, что в завершенном виде Notenbuch содержал в общей сложности 64 пьесы (включая упражнения и незаконченные сочинения), из которых 52 находятся на сохранившихся 36 страницах книги.
Вольфганг Плат (1982) вывел о существовании пяти писцов на основе изучения почерка в Нотенбухе. Помимо Леопольда и Вольфганга, были идентифицированы три анонимных писца из Зальцбурга, известные как Анонимный I, Анонимный II и Анонимный III. Номера 58 и 61, которые, как считается, находятся на четырех недостающих страницах, известны только из материалов Ниссена; Плат предположил, что эти две части были скопированы Леопольдом, который отвечал за более чем половину содержимого Notenbuch.
Notenbuch свидетельствует о сотрудничестве между молодым Вольфгангом и его отцом. Например, номер 48 представляет собой аранжировку третьей части серенады ре мажор Леопольда, но это трио также появляется как Менуэт II в Сонате Вольфганга K. 6.
«Нотенбух» также может служить доказательством подхода Леопольда к обучению музыке. Таблицы интервалов показывают, что он преподавал теорию музыки своих детей с самого начала. Похоже, что он также учил композиции с самого начала, используя заданную басовую партию, мелодию, которую нужно варьировать, мелодию, которую нужно продолжить, и структурную модель.
Самый ранний композиции Вольфганга написаны рукой Леопольда; Мягкие предложения отца о внесении поправок поступили позже.
The Notenbuch содержит следующие пьесы Вольфганга:
Это музыкальное произведение, вероятно, было первым сочинением Моцарта. Это очень короткое произведение, состоящее всего из 10 тактов, и было отмечено отцом композитора Леопольдом, поскольку Вольфгангу было всего пять лет, когда он сочинил его.
Обычно он исполняется на клавесине и находится в клавише на C. Пьеса начинается с однотактной фразы через . 4время, которая затем повторяется. Так же обрабатывается и вторая измененная фраза. Размер затем меняется на. 4, и в следующих четырех тактах Моцарт возвращается к типичному стилю барокко. Пьеса завершается простой аутентичной каденцией.
Чрезвычайно короткое произведение, состоящее всего из двенадцати тактов. Ее записал отец Моцарта, Леопольд, поскольку Вольфгангу было всего пять лет, когда он написал ее.
Обычно она исполняется на клавесине в тональности C. Как показывает темп, это быстрая и яркая пьеса. В отличие от К. 1а, это произведение не основано на повторяющихся фразах. Он начинается с восходящей шкалы в правой руке от доминанты (G) до медианты (E) на первом и третьем доле такта, а левая рука добавляет контрапункт на офф битах. Достигнув пика, правая рука опускается вниз серией из четвертных и восьмых, сопровождаемых очень простой басовой партией. Любопытно, что заключительная каденция происходит между восьмым и девятым тактами: в последних четырех тактах, составляющих четверть всей композиции, Моцарт произносит различные изменения на неукрашенном трезвучии до мажор.
Эта пьеса, Allegro для клавиатуры в F, K. 1c, состоит из двадцати четырех тактов (включая повторы). Он был составлен Вольфгангом 11 декабря 1761 в Зальцбурге. Его записал отец Моцарта, Леопольд, поскольку Вольфгангу в то время было всего пять лет.
Эта пьеса была написана для клавесина и сегодня обычно исполняется на этом инструменте, хотя могут использоваться и другие клавишные. Это Аллегро - самая ранняя сохранившаяся пьеса Моцарта фа мажор. Как и K. 1b, это быстрый темп. Он представлен в округленной двоичной форме, с повторяющимися знаками в конце каждого из разделов: ||: A: ||: BA: ||, где каждый из A и B состоит из четырех баров. Музыка простая и классическая по стилю. Эту пьесу сравнивают с «веселым южногерманским народным танцем».
менуэт фа - очень короткий кусок (длиной около минуты) в расширенной двоичной форме. Длина первой части составляет всего восемь тактов, а второй - двенадцать; оба отмечены повторяющимися знаками. К. 1d отмечен Леопольдом Моцартом; Вольфгангу было пять лет, когда он написал это произведение.
Он был написан для клавесина и обычно исполняется на этом инструменте, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты. Этот танец является самым ранним из сохранившихся произведений Моцарта в форме менуэта. Как менуэт, он по определению величественен по ощущениям и написан в. 4времени. Как и все сочинения Моцарта в «Нотенбухе», наиболее явное влияние на стиль оказали пьесы, которые он изучал у Леопольда Моцарта и Георга Кристофа Вагензейля.
Он состоит из нескольких фраз, каждая из которых начинается с аккордов, после которых используются разорванные аккорды и триоли.
Еще одно короткое произведение, из 18 тактов, вероятно, записано его отцом, Леопольдом Моцартом, поскольку Вольфгангу было пять или шесть лет. время.
Он был написан для клавесина и поэтому обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты. Этот менуэт соль мажор входит в первое собрание сочинений Моцарта. Как менуэт, он относительно быстр в . 4времени. В отличие от К. 1d, он гораздо меньше подвержен влиянию стиля барокко.
Он в основном состоит из повторяющихся фраз: каждые два такта объявляются нисходящей пятой, после чего играются 4 аккорда, мелодия строится в пределах этого ограничения. Каждая фраза имеет длину 8 тактов. В двухчастной гармонии он состоит из 3 частей: вступление, контрастирующее трио и повторение оригинала.
Короткое произведение (около минуты в длину); Вероятно, это записал его отец Леопольд, поскольку Вольфгангу в то время было всего пять или шесть лет.
Он был написан для клавесина и поэтому обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты. Этот менуэт входит в первое собрание сочинений Моцарта. Как менуэт, он относительно быстрый в. 4времени. Он, в отличие от К. 1d, гораздо меньше подвержен влиянию стиля барокко.
Он в основном состоит из повторяющихся фраз: каждые два такта объявляются нисходящей пятой, после чего играются 4 аккорда, мелодия строится в пределах этого ограничения. Каждая фраза имеет длину 8 тактов. В двухчастной гармонии он состоит из 3 частей: вступления, контрастного трио и репризы оригинала. В первом каталоге Кехеля он был обозначен как K. 1 вместе с Менуэтом в G, K. 1e.
Очень короткое произведение (длиной около минуты); Скорее всего, его записал его отец Леопольд, поскольку Вольфгангу в то время было всего пять или шесть лет. Запись для этого произведения была написана в Зальцбурге в январе 1762 года.
Она была написана для клавесина и, следовательно, обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты.
Эта пьеса представляет собой мотив с одним тактом, который превращается в экспозицию с восемью тактами, которая повторяется, а затем модулируется для еще восьми тактов перед повторением.
Очень короткое, но яркое произведение (длиной около минуты); Скорее всего, его записал его отец Леопольд, поскольку Вольфгангу в то время было шесть лет. В записи этого произведения говорится, что оно было написано в Зальцбурге 4 марта 1762 года.
Оно было написано для клавесина и, следовательно, обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты.
Короткий менуэт (длиной около минуты); Скорее всего, его записал его отец Леопольд, поскольку Вольфгангу в то время было шесть лет. В записи этого произведения говорится, что оно было написано в Зальцбурге 11 мая 1762 года.
Оно было написано для клавесина и поэтому обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты.
Другой короткий менуэт с триолями, последний в нотенбухе; Скорее всего, его записал его отец Леопольд, поскольку Вольфгангу в то время было шесть лет. В записи этого произведения говорится, что оно было написано в Зальцбурге 5 июля 1762 года.
Оно было написано для клавесина и, следовательно, обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты.
Более длинный фрагмент (примерно вдвое больше времени по сравнению с другими записями в Notenbuch); первая часть книги, написанная молодым Вольфгангом. Дата входа в эту работу гласит, что она была написана в Зальцбурге где-то в 1764 году; точная дата неизвестна.
Он был написан для клавесина и поэтому обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты.
Последняя сохранившаяся часть в Nannerl Notenbuch, от которой остался только фрагмент; отмечен снова Леопольдом. Предполагается, что она будет сочинена в Зальцбурге, около 1764 года.
Он рассчитан на 61 такт (включая повторы) и обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты.
В следующей таблице обобщено содержание Notenbuch.
№ | Часть | Переписчик | Композитор | K. | Добавил комментарии | Заметки |
---|---|---|---|---|---|---|
01 | Менуэт в C | Анонимный I | Анонимный | – | – | – |
02 | Менуэт в F | Анонимный I | Аноним | – | – | – |
03 | Менуэт в C | Аноним I | Аноним | – | – | – |
04 | Менуэт в G | Аноним I | Аноним | – | – | – |
05 | Менуэт в F | Анонимный I | Анонимный | – | – | – |
06 | Менуэт в F | Анонимный I | Анонимный | – | – | – |
07 | Менуэт в D | Аноним I | Аноним | – | – | – |
08 | Менуэт в F | Аноним I | Аноним | – | Diese vorgehenden 8 Menuetten hat d. Wolfgangerl im 4 Jahr gelernet. (Вольфганг выучил предыдущие 8 менуэтов на 4-м курсе) | – |
09 | Менуэт в A | Леопольд | Аноним | – | – | – |
10 | Менуэт в D | Леопольд | Аноним | – | – | – |
11 | Менуэт в F | Аноним I | Аноним | – | Disen Menuet und Trio hat dr Wolfgangerl den 26 января 1761 г. einen Tag vor seinem 5 Jahr um halbe 10 Uhr in einer halben Stund gelernet. (Вольфганг выучил этот менуэт и трио за полчаса около 9:30 26 января 1761 года, за день до своего 5-летия) | – |
12 | Менуэт в A | Леопольд | Аноним | – | – | – |
13 | Менуэт в A | Леопольд | Аноним | – | – | – |
14 | Менуэт в F | Леопольд | Аноним | – | – | – |
15 | Менуэт в E | Леопольд | Аноним | – | – | – |
16 | Менуэт в C | Аноним I | Аноним | – | – | – |
17 | Менуэт в F | Леопольд | Леопольд | – | – | – |
18 | Менуэт в B-квартире | Леопольд | Аноним | – | – | – |
19 | Менуэт в F | Анонимный I | Анонимный | К. 32 | шляпа Diesen Menuet d. Wolfgangerl auch im vierten jahr seines alters gelernet. (Вольфганг также выучил этот менуэт, когда ему было четыре года) | К. 32 (Gallimathias musicum ), No. 14, является оркестровой версией этой пьесы |
20 | Allegro in C | Wolfgang | Wolfgang | K. 5a | – | Вероятно, добавлен в 1764 г. |
21 | Менуэт в C | Анонимный II | Анонимный | – | – | – |
22 | Марш в F (I) | Анонимный I | Аноним | – | ден 4 февр. 1761 vom Wolfgangerl gelernet. Выучено Вольфгангом 4 февраля 1761 года | – |
23 | Марш в F (II) | Леопольд | Аноним | – | – | – |
24 | Аллегро в квартире B | Леопольд | Вольфганг | К. 8 | Вольфганга Моцарта в Париж 21 нояб. 1763. Вольфганг Моцарт в Париже 21 ноября 1763 | Фортепианная версия первой части скрипичной сонаты № 3 си-бемоль, К. 8 |
25 | Анданте в F | Леопольд | Вольфганг | К. 6 | – | Фортепианная версия второй части Сонаты для скрипки № 1 до мажор К. 6. Вероятно, написано в Брюсселе в октябре 1763 г. |
26 | Менуэт в C | Леопольд | Вольфганг | К. 6 | – | Фортепианная версия Менуэта I из третьей части Сонаты для скрипки № 1 до мажор К. 6. Вероятно, написано в Брюсселе в октябре 1763 г. |
27 | Аллегро на C | Анонимный I | Анонимный | – | – | – |
28 | Аллегро на F | Анонимный I | Анонимный | – | – | – |
29 | Klavierstück в F | Анонимный I | Анонимный | – | – | – |
30 | Аллегро в C | Анонимный I | Анонимный | – | – | – |
31 | Скерцо до мажор | Аноним I | Вагензей | – | дель сержант. Вагензей. (синьор Вагенсейл) | – |
32 | Скерцо на фа | Анонимный I | Анонимный | – | – | – |
33 | Аллегро на фа | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
34 | Аллегро в C | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
35 | Tempo di menuetto in F | Anonymous II | Anonymous | – | – | – |
36 | Allegro moderato на F | Аноним I | Аноним | – | – | – |
37 | Анданте в Б-квартире | Леопольд | Аноним | – | – | – |
38 | Анданте в C | Леопольд | Аноним | – | – | – |
39 | Arietta con Variazioni в A | Anonymous III | CPE Бах | – | – | – |
40 | Аллегро до | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
41 | Аллегро в G | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
42 | Аллегро соль минор | Леопольд | Аноним | – | – | – |
43 | Престо в A | Аноним III | [de ] | – | – | – |
44 | Полонез в F | Леопольд | Аноним | – | – | – |
45 | Аллегро ми минор | Леопольд | Агрелл | – | – | – |
46 | Аллегро до | Леопольд | Вольфганг | К. 6 | ди Вольфганго Моцарт д. 14 окт.. (Вольфганг Моцарт, 14 октября) | Фортепианная версия первой части Сонаты для скрипки № 1, К. 6. Вероятно, составлен в Брюсселе в 1763 году |
47 | Менуэт в D | Леопольд | Вольфганг | К. 7 | ди Вольфганго Моцарт д. 30 ноябр. 1763 - Париж. (Вольфганг Моцарт в Париже в 1763 году) | Фортепианная версия Менуэта I из скрипичной сонаты № 2 в D, K. 7 |
48 | Менуэт в F | Леопольд | Вольфганг | К. 6 | ди Вольфганго Моцарт д. 16 июля 1762 г.. (Вольфганг Моцарт 16 июля 1762 ) | Фортепианная версия третьей части Серенады Леопольда в D и Менуэта II из третьей части Сонаты для скрипки № 1 Вольфганга в C. Написано в Зальцбурге |
49 | Менуэт в F | Леопольд | Вольфганг | К. 4 | ди Вольфганго Моцарт ум. 11 Maÿ 1762. (Вольфганг Моцарт 11 мая 1762 ) | Менуэт in F, K. 4. Написано в Зальцбурге |
50 | Klavierstück in G | Леопольд | Аноним | – | – | Фрагмент |
51 | Концерцац в G | Леопольд | Аноним | – | – | – |
52 | Fünf technische Übungen | Леопольд | Аноним | – | – | Упражнение: пять технических упражнений |
53 | Анданте в C | Леопольд | Вольфганг | K. 1a | – | – |
54 | Аллегро в C | Леопольд | Вольфганг | К. 1b | – | – |
55 | Аллегро на языке F | Леопольд | Вольфганг | К. 1c | – | – |
56 | Менуэт на языке F | Леопольд | Вольфганг | K. 1d | Менуэт сержанта Вольфганго Моцарта 16 декабря 1761 г.. (Менуэт Вольфганга Моцарта 16 декабря 1761 г.) | – |
57 | Intervalltabelle | Леопольд | Аноним | – | – | Упражнение: таблица музыкальных интервалов |
58 | Менуэт в фа | Леопольд? | Вольфганг | К. 2 | – | Менуэт в F, K. 2 |
59 | Аллегро в си-бемоль | Леопольд | Вольфганг | K. 3 | дель сержант. Вольфганго Моцарт 1762 г. d. 4 Мартий. (Вольфганг Моцарт 4 марта 1762 ) | Аллегро в си-бемоль, K. 3. Написано в Зальцбурге |
60 | Drei modulierende Generalbaßübungen | Леопольд | Аноним | – | – | Упражнение: 3 модулирующих общих баса |
61 | Менуэт в F | Леопольд? | Вольфганг | К. 5 | 5. Июль 1762 г.. 5 июля 1762 г. | Менуэт в F, K. 5. Написано в Зальцбурге |
62 | Менуэт в G | Вольфганг | Вольфганг | К. 1e | – | Менуэт в G, K. 1e. Вероятно, добавлен в 1764 г. |
63 | Менуэт в C | Вольфганг | Вольфганг | К. 1f | – | Менуэт в C, K. 1f. Вероятно, добавлен в 1764 году |
64 | Анданте в си-бемоль | Вольфганг | Вольфганг | K. 5b | – | Фрагмент Анданте в си-бемоль, K. 5b (K. 9b в K). Вероятно, добавлен в 1764 г. |