Кампания Намсоса

редактировать
Кампания Намсоса
Часть Норвежской кампании во время Второй мировой войны
Ruinsofnamsos. jpg . Британские войска пробираются сквозь руины Намсоса после налета немецкой авиации в апреле 1940 года.
Датаапрель и начало мая 1940 года
МестоположениеНамсос и указывает на юг, Норвегия
РезультатПобеда Германии
Воюющие стороны
Соединенное Королевство. Франция. Норвегия Нацистская Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Адриан Картон Де Виарт. Франция . Норвегия -
Сила
3500 Британцы. 2500 французов. 500 норвежцев6000
Жертвы и потери
Британцы:. 19 убитых. 42 раненых. 96 пропавших без вести?

Кампания Намсос в Намсосе, Норвегия и его окрестностях вызвала ожесточенные бои между англо-французами и норвежские военно-морские и военные силы с одной стороны, и немецкие военные, военно-морские и военно-воздушные силы с другой в апреле и начале мая 1940 года. е из первых значительных случаев во время Второй мировой войны, когда британские и французские сухопутные войска сражались с немецкой армией.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Союзные планы контрнаступления
  • 3 Прикрытие
  • 4 На берег и юг
  • 5 Прибытие французов
  • 6 Столкновение на юге
  • 7 Воздушные атаки
  • 8 Эвакуация
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
История вопроса

Когда Вторая мировая война разразилась в сентябре 1939 года, Норвегия следовала политике нейтралитета, как это было успешно во время Первой мировой войны, надеясь не участвовать в войне, которая снова захлестнет Европу. Итак, в апреле 1940 года в Норвегии был мир, когда на нее внезапно напали военно-морские, воздушные и военные силы нацистской Германии. В отличие от Первой мировой войны, норвежские вооруженные силы были мобилизованы лишь частично: Королевский норвежский флот и береговая артиллерия были укомплектованы скелетными командами. Норвежская армия активировала только несколько батальонов в Северной Норвегии (среди прочего батальон Альта ) в качестве меры предосторожности в связи с Советское Зимняя война вторжение в Финляндию. Хотя норвежское правительство провело поспешную модернизацию вооруженных сил во второй половине 1930-х годов, вооруженные силы все еще находились в упадке. Последствия широкомасштабных бюджетных сокращений, проведенных во время пацифистской политики конца 1920-х - начала 1930-х годов, все еще были очевидны. В 1940 году норвежские вооруженные силы были одними из самых слабых в Европе.

У нападения немцев было несколько причин. Не в последнюю очередь было желание обеспечить поток железной руды из шахт в Кируне на севере Швеции для военной промышленности Германии. В северной части Балтийского моря, называемой Ботническим заливом, был главный шведский порт Лулео, откуда летом отправлялось некоторое количество руды.. Зимой он был заморожен, поэтому в течение нескольких месяцев каждый год шведы отправляли большую часть своей железной руды по железной дороге через незамерзающий порт в Нарвик на крайнем севере Норвегии. В обычный год 80% железной руды экспортировалось через Нарвик. Единственной альтернативой зимой было долгое путешествие по железной дороге в Окселёсунд на Балтике, к югу от Стокгольма, которое не было преграждено льдом. Но британская информация предполагала, что Oxelösund может отправить только пятую часть того количества, которое требовалось Германии. Без поставок шведской стали через Нарвик военная промышленность Германии не смогла бы произвести столько танков, орудий, подводных лодок и другого оружия.

Британское Адмиралтейство исследовало возможность ввода флота Королевского флота в Балтийское море весной 1940 г. (Операция «Катерина» ) по пресечению немецкой морской торговли в летние месяцы во внутреннем море. Однако это было бы неэффективно, если бы маршрут через Нарвик оставался открытым. Но события настигли прибалтийскую схему.

Немцы справедливо подозревали, что англичане планировали заминировать норвежские прибрежные воды, используемые немецкими рудными кораблями. Британские планы шли полным ходом, их возглавил Первый лорд Адмиралтейства, Уинстон Черчилль, но немцы первыми добрались до Норвегии.

Союзные планы контратаки

Нарвик, Тронхейм, Осло, Берген и другие крупные норвежские города были захвачены Первый день кампании внезапной атакой. Элементы норвежской армии воевали с немцами к северу от Осло. И британский, и французский премьер-министры и их военные советники были едины в решении вернуть Тронхейм, соединиться с норвежцами и заблокировать продвижение Германии на север. Это позволило бы союзникам перекрыть большую часть поставок железной руды Германии. Бонусом будут авиабазы ​​и военно-морские базы на севере Норвегии.

Именно в Тронхейме Норвегия сужается, и блокировать немцев легче, чем дальше на юг. Чтобы изменить позицию, Германии пришлось бы атаковать через Швецию, вовлекая эту страну в войну на стороне союзников.

Отставной адмирал флота сэр Роджер Киз, MP, неоднократно призывал Черчилля захватить Тронхейм у немцев, используя устаревшие линкоры, если необходимо, и предлагал возглавить атаку.

Планировалось форсировать вход в Тронхеймс-фьорд с помощью линкоров, выбив у входа норвежские форты береговой артиллерии, недавно захваченные немцами. Тогда город должен был занять десант. Было также решено высадить войска к северу и югу от фьорда для нападения клещей на город. Военными, ответственными за эти решения, были начальники штабов вооруженных сил, сэр Дадли Паунд из Королевского флота, генерал сэр Эдмунд Айронсайд из Британская армия и главный маршал авиации сэр Сирил Ньюолл из Королевских военно-воздушных сил.

Но начальники штабов британских вооруженных сил остыли. Форсирование узких мест было сведено к демонстрации, причем основной упор приходился на два клешни. Это исключило немедленное использование аэродромов Тронхейма RAF. Это также означало, что вооруженные силы столкнутся с немецкими военно-морскими частями во фьорде, а также с подразделениями люфтваффе в воздухе. Черчилль был очень разочарован, но столкнулся с объединенным противодействием своих военно-морских советников, а также глав армии и авиации. Ему пришлось отступить. У Киза был апоплексический удар, и это событие более чем любое другое убедило его присоединиться к атаке на правительство в конце норвежской кампании. См. Подробности в норвежских дебатах.

Намсос, в то время город с населением 3615 человек, считался логичным местом для высадки войск, назначенных на северную клешню, из-за его расположения и возможностей. Гавань и подходы к Намсусу свободны ото льда круглый год. Из-за торговли лесом к 1940 г. порт Намсос был оборудован тремя хорошими пристанями (одна из них каменная) глубиной от 18 до 30 футов и длиной от 320 до 770 футов. Это сделало его подходящим для небольших военных кораблей и транспортов для стыковки и высадки войск и припасов для повторного захвата Тронхейма. Вдобавок Намсос находился на ответвлении с линией Нордланд. Дорога из гравия вела примерно в 130 милях к югу от Тронхейма.

Прикрытие

Капитан Фрэнк Пеграм крейсера HMS Glasgow в сопровождении крейсера HMS Sheffield и десять эсминцев, 14 апреля 1940 года высадил небольшую группу из королевских морских пехотинцев в Намсусе. Десантная группа находилась под командованием капитана Эддса и заняла позиции на холмах за городом. Вскоре к ним привлекла немецкая авиация. Генерал-лейтенант сэр Адриан Картон Де Виар, VC, назначенный командующим силами, вылетел на следующий день и предвидел, что должно было произойти, когда его Short Sunderland летающая лодка была обстреляна из пулемета немецким самолетом, когда он приземлился. Его помощник был ранен и был вынужден вернуться в Соединенное Королевство. Де Виар был энергичным и компетентным командиром, вдохновлявшим свои войска своей храбростью во время воздушных атак. Но над Намсусом не было самолетов союзников для защиты от люфтваффе..

Де Виар принял решение из-за беспрепятственной воздушной активности противника отклонить свои большие, медленные и уязвимые военные корабли на 100 миль к северу в Несна, где они будут отправлены на эсминцы для быстрого бегства в Намсос. Сам он прибыл туда 16 апреля, чтобы руководить перевалкой. Менее чем через час прибыли немецкие бомбардировщики, и британский флот приказал эсминцам отправиться в плавание с войсками и техникой, которые у них были на борту. HMS Afridi, Nubian, Matabele, Mashona и Sikh отправились в Намсос, неся Де Виар с 36 офицеры и 1 208 других званий. Хотя они неоднократно подвергались нападениям во время плавания, они прибыли невредимыми, если не отдыхать, и вошли в Намсус около 21:00 16 апреля.

На берегу и на юге
британские военнопленные в Тронхейме, апрель 1940 года.

Картон Де Виарт проявил значительную энергию в управлении высадкой и рассредоточением войск и припасов таким образом, чтобы вывести их с кораблей и в холмы в течение пяти часов темноты, преобладающей в Намсусе в конце апреля. Несколько раз немецкие разведывательные самолеты не знали о приземлении прошлой ночью. Он, не теряя времени, организовал штаб в Намсусе и послал стражу к длинному мосту через Намсос-фьорд, важному для одной из двух дорог на юг, а остальных двинул, чтобы занять деревню Бангсунд дальше на юг. Он также послал 300 солдат прямо на восток по второму, менее прямому, маршруту на юг, к Гронгу, где они соединились с небольшими группами норвежских войск под командованием полковника Оле Гетца. Меньшие группы были отправлены к югу от Бангсунда в попытке достичь Бейтстад-фьорда во главе Тронхеймс-фьорда.

Де Виар понял, что чем быстрее он направит свои войска на юг, тем больше у него шансов взять Тронхейм у немцев. Он считал, что первоочередной задачей было добраться до Стейнхьера, где встречаются две дороги на юг, до того, как немцы дойдут туда из Тронхейма.

Тем временем командующий флотом адмирал Лейтон решил, что вводить свои эсминцы в Намсос слишком рискованно. Он отправит войска и припасы на польском транспорте MS Chrobry. Поскольку большая часть оставшихся войск в Лиллесйоне находилась на борту Императрицы Австралии, много времени было потрачено на дальнейшую перевалку, и Chrobry в сопровождении HMS Vanoc вошли в Намсос незадолго до этого. восход солнца 17 апреля. В безумной спешке уйти до прибытия немецких бомбардировщиков солдаты приземлились без большой части своего снаряжения. Но Де Виар успел рассредоточить войска до прибытия разведывательного самолета.

В это время Картон Де Виарт не знал, что атака прямо на Тронхеймс-фьорд была отменена. Все время, пока он находился в Намсусе, он был совершенно не осведомлен о том, что происходило в других местах Норвегии.

Французское прибытие

Два батальона французских альпийских войск высадились 19 апреля под сильным воздушным ударом. Один из транспортов, перевозивших французов, был слишком длинным, чтобы зайти в гавань, и вернулся в Соединенное Королевство, не высадив большую часть французских припасов, оставив солдат без ремней для лыж или мулов, которых они использовали для перевозки. Французы остались в Намсусе, выдерживая воздушные бомбардировки, от которых у них было мало защиты. Французский крейсер Emile Bertin был поврежден бомбой при высадке (без потерь) и был заменен на Montcalm. Всего на берег было выброшено около 6000 солдат союзников.

Французские войска, по большей части, не участвовали в короткой кампании из-за нехватки припасов. Ближе к концу они несколько раз вступили в бой, когда войска союзников отступили на Намсус, готовясь к эвакуации.

Столкновение на юге
Разбитый бомбардировкой город Стейнхьер

К 21 апреля британские войска быстро продвинулись на юг до деревни Вердаль, где автомобильный и железнодорожный мосты пересекали реку Инна, в нескольких милях от острова Тронхеймс-фьорд. Это было примерно на полпути между Тронхеймом и Намсусом, в нескольких милях вниз по фьорду. Они заметили немецкую канонерскую лодку, два вооруженных траулера и эсминец во фьорде, на своих флангах, которые могли высадить войска позади них и направить по ним огонь, на который у них не было средств ответить.

Когда Де Виар высадился в Намсусе 15 апреля, у немцев было около 1800 солдат в районе Тронхейма, некоторые в городе и некоторые вдоль железной дороги, ведущей в Швецию. Владение аэродромом Вернес позволяло им ежедневно перебрасывать дополнительные войска, и к 18 апреля у них было 3500 человек в этом районе, а на следующий день 5000 человек. В целом они были хорошо экипированы, но без полевой артиллерии. Часть немецких войск была переброшена в Хегру, где импровизированный отряд из 251 норвежца удерживался в старом пограничном форте. Они начали продвигаться вверх по фьорду, и 16 апреля передовые патрули достигли Вердаля.

Мост Вердаль защищали около 80 норвежских солдат, вооруженных винтовками Краг-Йоргенсена и кольтом M / 29 тяжелыми пулеметами. Когда немцы атаковали утром 21 апреля, норвежцев поддержала часть королевских инженеров, которые случайно оказались в этом районе. В течение полутора часов эти силы сдерживали немецкую атаку. Большинство британских войск было немного дальше. Но немцы высадили войска в нескольких точках позади них, пытаясь обойти их с фланга, привлекая внимание основных британских сил. Опасаясь быть отрезанными, норвежцы и королевские инженеры ушли.

Битва началась. Преимущество было у немцев, у которых были снегоступы и лыжи, санные тяжелые минометы и легкие полевые орудия. Они имели поддержку с воздуха с аэродрома в 35 милях и поддерживали морскую артиллерийскую стрельбу.

. Среди британских и норвежских войск не было паники, и им удалось отразить первые шаги немцев. Тяжелые бои развернулись вокруг небольшого поселка о. Первые атаки были отражены, но немцы обошли британские позиции, объезжая их на лыжах по глубокому снегу.

21 апреля Люфтваффе атаковали и уничтожили британскую передовую базу в Стейнкьер, что привело к потере большей части их припасов и разрушению 242 домов, в результате чего более 1800 норвежских мирные жители бездомные. Хотя 80% города было разрушено во время атаки, в результате бомбардировки никто не погиб.

Атаки с воздуха
HMS Bittern загорелись в Намсос-фьорде после того, как пострадали от прямое попадание авиационной бомбы в корму. Войска союзников исследуют неразорвавшуюся немецкую бомбу на станции Гронг в апреле 1940 г.

20 апреля немецкие бомбардировщики разрушили большую часть деревянного города Намсус. Атаки продолжались в течение всего дня, и большинство деревянных домов, а также железнодорожный вокзал, церковь, французская штаб-квартира и две деревянные пристани были сожжены. Каменная пристань была повреждена. Норвежцы дорого заплатили за помощь, оказанную союзниками. Когда произошло нападение, в гавани находился только один корабль союзников. Четырнадцать немецких бомбардировщиков погнались за крошечным противолодочным траулером и сильно повредили его прямо в заливе от Намсуса. Корабль был выброшен на берег, а выживших расстреляли из пулемета. Никто не погиб и только двое получили ранения. Позже они были спасены эсминцем HMS Nubian, сестринским кораблем HMS Afridi.

Атаки с воздуха на Намсос продолжались на протяжении всей кампании.

Британцы чувствовали необходимость обеспечить защиту своих кораблей, входящих и выходящих из Намсуса, от нападения подводных лодок. Из-за отсутствия прикрытия с воздуха использовавшиеся небольшие медленные противолодочные шлюпы и траулеры были очень уязвимы для воздушных атак. 30 апреля петля HMS Bittern был потоплен пикирующими бомбардировщиками Junkers Ju 87 у побережья Намсуса. 1 мая три британских противолодочных траулера у входа в Намс-фьорд были уничтожены самолетом, которому удалось вернуться в Намсос, где он сгорел. HMT Arab эвакуировал команду Санкт-Горана. С 28 апреля по 2 мая араб подвергся 31 воздушному нападению; ее капитан, Ричард Бен Станнард, Королевский военно-морской резерв, получил Крест Виктории за свои действия в течение этих пяти дней.

Авиационная служба норвежской армии и Королевская военно-воздушная служба Норвегии не имели поблизости подразделений. Единственное присутствие авиации союзников для противодействия люфтваффе было во время первой высадки британцев. Несколько устаревших истребителей-бипланов Gloster Gladiators с авианосца HMS Glorious провели короткое патрулирование вдали от берега. Они заявили, что сбиты три немецких самолета. Около восемнадцати гладиаторов были сброшены с корабля «Славный» и ненадолго задействованы в замерзшем озере Лесяскогсватнет в Лесяског, но они находились слишком далеко на юге, чтобы помочь Намсосу.

Эвакуация
Британские войска, собравшиеся для эвакуации из Намсуса 2 мая 1940 г.

генерал Де Виар получил 28 апреля приказ эвакуировать Намсус, а 29 апреля - эвакуационный конвой из эсминцев, трех британских и один француз, оставил Скапа-Флоу в Шотландии под командованием лорда Луи Маунтбеттена. Более крупные военно-морские силы следовали на расстоянии, чтобы защитить их от нападения немецких линейных крейсеров. Они подверглись бомбардировке 1 мая, когда они пересекали Северное море. В тот вечер они столкнулись с густым туманом в 40 милях от точки встречи на маяке Кия, который находился в 40 милях по морю от Намсуса. Планы эвакуации в ту ночь пришлось отменить. Тем временем немецкие войска приближались к арьергарду на холмах за Намсусом, и корабли конвоя были уязвимы для воздушных атак, если туман рассеялся при дневном свете.

Вместо того, чтобы ждать вечера, Маунтбеттен 2 мая принял свои корабли, двигаясь от тумана к берегу тумана. Это было очень опасное предприятие на скалистом берегу. Несмотря на туман, корабли бомбили. Мачты кораблей торчали из тумана, давая немецким бомбардировщикам приблизительную цель. Когда они достигли Намсуса, туман рассеялся, обнажив горящий город и полчища немецких бомбардировщиков. Поскольку входить в такие условия было бы самоубийством, британские корабли нырнули обратно в туман и вернулись в залив.

На следующий день, 3 мая, последний возможный для эвакуации день, рассвет был таким же туманным, как и раньше. Адмирал Джон Х.Д. Каннингем, командующий военно-морскими силами в этом районе, прикрыл эвакуационный конвой с двумя крейсерами и четырьмя эсминцами в Kya Light и отправил крейсер HMS York, пять эсминцев. и три транспорта. Маунтбэттен вел HMS Kelly со скоростью 26 узлов, когда солнце садилось. Когда они обогнули последний поворот фьорда, они увидели горящий Намсос. Маунтбеттен в тот момент не знал, владеют ли немцы городом. Впереди горел горящий противолодочный траулер HMS Aston Villa. Когда он закрыл причалы, Маунтбеттен увидел, что все в огне. Но Картон де Виар был там с 5 500 военнослужащими, построенными в хорошем состоянии, ожидающими выхода.

Эвакуация началась в 22:30. Два транспорта смогли подойти к поврежденному причалу и погрузить десант. Эсминцы сняли остальных людей и переправили их в Йорк и третий транспорт, прежде чем взять на себя последний груз. Тем временем арьергард атаковал немцев для прикрытия эвакуации. Последовали хитрые выходы из боя и бросок на последний корабль, HMS Afridi. Уничтожать припасы, оставшиеся на пристанях, не было, поэтому Африди обстрелял оборудование, когда она отходила от Намсуса. Было 2:20 ночи, 4 мая.

Они знали, что их ждут неприятности, когда наступит день и немецкие бомбардировщики начнут их искать. В 4:30 утра заднюю часть британского конвоя заметил немецкий разведывательный самолет, и вскоре за ним последовали бомбардировщики. Силы атаковали непрерывно до позднего вечера.

Во время третьей атаки дня французский эсминец Bison получил попадание в передний магазин и взорвался, убив 136 человек. Остальные эсминцы повернулись, чтобы подобрать выживших, которых обстреливали в воде. После того, как Африди подобрал некоторых французских моряков и солдат союзников, он был сбит двумя тяжелыми бомбами и перевернулся с потерей сотни человек, включая некоторых из арьергарда и раненых от Бизона.

Огнем британской зенитной артиллерии было уничтожено несколько немецких самолетов. Конвой достиг Скапа-Флоу 5 мая, в 60-летие Картон Де Виар.

Британские и французские врачи и норвежская медсестра ухаживают за британскими ранеными в госпитале Намсос, апрель 1940 года.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Кампанией в Намсосе.
Ссылки
Библиография
  • Бакли, Кристофер (1977) [1952]. Норвегия, Коммандос, Дьеп. Канцелярия Ее Величества в Лондоне. ISBN отсутствует.
  • Черчилль, Уинстон С. (1961). Вторая мировая война, Том I, Надвигающаяся буря. Bantam Books, Нью-Йорк. ISBN отсутствует.
  • Де Виарт, Адриан Картон (1950). Счастливая одиссея. Джонатан Кейп, Лондон. ISBN отсутствует.
  • Джексон, Роберт (2001). Перед бурей, История бомбардировочного командования, 1939–1942 гг. Касселл и Ко, Лондон. ISBN отсутствует.
  • Kersaudy, François (1987). Норвегия 1940. Издательство Св. Мартина, Нью-Йорк. ISBN 0-312-06427-6.
  • Пулмен, Кеннет (1980). HMS Kelly. Новая английская библиотека, Лондон. ISBN отсутствует.
  • Террейн, Джон (1988). Справа от линии. Септре, Семь дубов, Кент. ISBN нет.
  • неизвестно (1943). Норвегия, Vol. 2. Отдел военно-морской разведки, Лондон. ISBN нет.
Последняя правка сделана 2021-05-31 09:00:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте