Накадзима B5N

редактировать
B5N
Накадзима B5N2 Кейт в полете.jpg
Накадзима B5N2 «Кейт» в полете
РольАвианосец бомбардировщик-торпедоносец
Национальное происхождениеЯпония
ПроизводительNakajima Aircraft Company
Первый полетЯнварь 1937 г.
На пенсии1945
Основной пользовательИмператорский флот Японии
Построено1,149

Nakajima B5N (Японский : 中 島 B5N, Отчетное название союзников "Кейт ") был стандартным базирующимся на авианосце бомбардировщиком-торпедоносцем Императорского флота Японии (IJN) на протяжении большей части Вторая мировая война.

Хотя B5N был значительно быстрее и мощнее, чем его аналоги союзников, американский моноплан Douglas TBD Devastator (первый цельнометаллический авианосный моноплан ВМС США любой тип с убирающимся механизмом ), а также британские торпедные бипланы Fairey Swordfish и Fairey Albacore, к 1941 году они почти устарели. B5N эксплуатировался на протяжении всей войны из-за задержки с разработкой его преемника, B6N.

В начале Тихоокеанской войны, управляемый хорошо обученными экипажами IJN и в составе В результате хорошо скоординированных атак B5N добился особых успехов в боях за Перл-Харбор, Коралловое море, Мидуэй и острова Санта-Крус.

Содержание
  • 1 Проектирование и разработка
  • 2 Оборудование
  • 3 История эксплуатации
  • 4 Варианты
  • 5 Операторы
  • 6 Уцелевшие самолеты
  • 7 Технические характеристики (Nakajima B5N2)
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Примечания
    • 9.2 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Дизайн и разработка

B5N был разработан командой под руководством Кацудзи Накамура в ответ на 1935 г. спецификация ВМФ на бомбардировщик-торпедоносец для замены Yokosuka B4Y. Внутреннее обозначение Type K компании Nakajima, оно успешно конкурировало с Mitsubishi B5M за контракт на производство. Первый прототип поднялся в воздух в январе 1937 года и вскоре был заказан в производство под полным обозначением Carrier Attack Bomber (kyū-nana-shiki kanj kōgeki-ki или сокращенно kankō 九七 式 艦上 攻 撃 機).

Опыт боевых действий во время Второй китайско-японской войны выявил несколько недостатков исходной производственной модели B5N1 . В основном они были связаны с отсутствием защиты, которую конструкция обеспечивала экипажу и его топливным бакам. Стремясь сохранить высокие характеристики этого типа, ВМФ не хотел увеличивать вес в виде брони и вместо этого стремился получить более быструю версию самолета в надежде обогнать вражеские истребители . B5N2 получил гораздо более мощный двигатель - собственный Sakae Model 11 Накадзимы, 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель, который использовался в начальных моделях Mitsubishi A6M истребитель - и для его оптимизации были внесены различные модификации. Хотя его характеристики были лишь ненамного лучше, а его недостатки оставались не исправленными, эта версия заменила B5N1 в производстве и эксплуатации с 1939 года.

Оборудование
Бомбовой прицел Type 88, рычаг сброса торпеды и ручной сброс бомбы с самолета Накадзима B5N2 "Кейт" в музее авиации Перл-Харбора

Позиция штурман / бомбардир / наблюдатель была оборудована типом 90 бомбовый прицел, представлявший собой длинную вертикальную трубу, расположенную в передней левой части сиденья. Также имелся рефлектор типа 3 компас для точной навигации, который был установлен на верхней части корпуса кабины. На позиции радист / наводчик была установлена ​​одна из штатных радиостанций (например, радиостанция Type 2 Mk3 или Type 96 Mk3). перед сиденьем радиста / наводчика и за сиденьем штурмана / бомбардира / наблюдателя.

Радист / наводчик также управлял одним гибким 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметом Тип 92 в задней части кабины. Одна торпеда Тип 91 могла устанавливаться на стойках, которые эксцентрично закреплялись справа внизу фюзеляжа. В качестве альтернативы, стойки можно было бы заменить для размещения одной 800-кг бомбы (например, Тип 99 № 80 бронебойно-бронебойной бомбы) или двух 250-кг бомб (например, Тип 98 № 25 наземного бомба) или шесть 60 кг бомб (например, наземная бомба Тип 2 № 6). Замена стоек и замена торпеды на бомбы были нетривиальным процессом и могли занять более двух часов.

История операций
Накадзима B5N2 "Кейт" Разбитый Накадзима B5N2 "Кейт "(хвостовая маркировка" EI-306 ") из Сёкаку B5N1, Кейт припаркованный перед ангаром

Хотя B5N в основном использовался как авианосный самолет, он также иногда использовался как наземный на базе бомбардировщик. На нем находился экипаж из трех человек: пилот, штурман / бомбардир / наблюдатель и радист / стрелок. Как и в случае с другими многоместными самолетами IJN, индивидуальным бомбардировщиком командовал старший член экипажа на борту, который мог быть наблюдателем, а не пилотом.

Первоначальная модель B5N1 впервые участвовала в боевых действиях во Втором китайском Японская война. Обновленная модель B5N2 позже сыграла важную роль в атаке на Перл-Харбор. На одном из B5N2 находился Мицуо Фучида, командир атаки, а на одном из авианосца Хирю приписывают потопление линкора Аризона. В первой волне было сбито пять бомбардировщиков-торпедоносцев. Помимо этого налета, наибольшим успехом B5N2 была его основная роль в потоплении авианосца ВМС США Lexington в битве . Кораллового моря и Хорнет в битве при островах Санта-Крус, а также отключение Йорктауна в битве за Мидуэй, что привело к его потоплению японской подводной лодкой И-168.

бомбардировщики-торпедоносцы B5N2 обычно проводили скоординированную атаку по авианосцам противника вместе с пикирующими бомбардировщиками Aichi D3A. В идеале пикирующие бомбардировщики помогли бы подавить зенитный огонь корабля, что повысило бы шансы на успех низко и медленно летящих торпедоносцев. Во время битвы на Восточных Соломоновых островах IJN попытался минимизировать потери торпедоносцев и сначала послал только пикирующие бомбардировщики, чтобы атаковать и вывести из строя американские авианосцы для последующего торпедного удара. Однако эта тактика оказалась неудачной, поскольку бомбардировщики-торпедоносцы не имели возможности даже запустить до окончания боя.

B5N послужил основой для последующей конструкции, B6N, который в конечном итоге заменил его на передовой. B5N продолжал выполнять второстепенные функции, такие как обучение, буксировка цели и борьба с подводными лодками. Некоторые из самолетов, использовавшихся для этой последней цели, были оснащены ранними радарами и датчиками магнитных аномалий. B5N также использовались в качестве бомбардировщиков во время неудачной обороны Филиппин в октябре 1944 года, понеся серьезные потери. Позже во время войны они также использовались для атак камикадзе.

Варианты
  • Тип K : Прототип.
  • B5N1 : Первая серийная модель.
  • B5N1-K : Многие B5N1 были переоборудованы в самолеты для повышения квалификации.
  • B5N2 : Улучшенная версия.
Операторы
Япония
Выживший самолет
Реконструкция Накадзима B5N2 «Кейт» в Музее авиации Перл-Харбора в 2019 году. Оригинал Хиномару все еще виден на нижней стороне правого крыла.

Ни один из 1150 серийных B5N не уцелел во Второй мировой войне. Известно, что существуют только два частично восстановленных B5N, ни один из них не годен к полету.

Реплики B5N2 были сделаны с использованием вытянутых фюзеляжей американских североамериканских учебно-тренировочных T-6 Texan, которые были модифицированы для представления японских самолетов из фильма Tora! Тора! Tora!, и с тех пор использовались в ряде фильмов и авиашоу для изображения самолета.

Один обнаруженный B5N2 находится в Музее крыльев в Балкомбе, Западный Суссекс, Великобритания. Эта большая часть была обнаружена на Курильских островах британским частным коллекционером в 2003 году.

B5N был открыт в Тихоокеанском авиационном музее в Гонолулу, Гавайи 18 апреля 2016 г.

Технические характеристики (Nakajima B5N2)
Nakajima B5N1

Данные японских самолетов времен Тихоокеанской войны

Общие характеристики

  • Экипаж: 3
  • Длина : 10,3 м (33 футов 10 дюймов)
  • Размах крыла: 15,518 м (50 футов 11 дюймов)
  • Площадь крыла: 37,7 м (406 квадратных футов)
  • Профиль крыла :корень: мод НН-5 (16%); наконечник: мод. NN-5 (8%)
  • Масса пустого: 2279 кг (5024 фунта)
  • Масса брутто: 3800 кг (8378 фунтов)
  • Макс. взлетная масса: 4100 кг (9039 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Nakajima Sakae 11 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, 750 кВт (1000 л.с.) выкл.
720 кВт (970 л.с.) на высоте 3000 м (9843 фута)
  • Гребные винты: 3-лопастной металлический винт с постоянной скоростью

Рабочие характеристики

  • Максимальная скорость: 378 км / ч (235 миль / ч, 204 кН) на высоте 3600 м (11811 футов)
  • Крейсерская скорость: 259 км / ч (161 миль / ч, 140 узлов) на высоте 3000 м (9843 фута)
  • Диапазон: 978 км (608 миль, 528 миль)
  • Перегоночная дальность: 1,991 км (1237 миль, 1075 миль)
  • Практический потолок: 8260 м (27,100 футов)
  • Скороподъемность: 6,5 м / с (1,280 футов / мин)
  • Время до высоты: 3000 м (9843 футов) за 7 минут 40 секунд
  • Нагрузка на крыло: 100,8 кг / м (20,6 фунт / кв. футов)
  • Мощность / масса : 0,196 кВт / кг (0,119 л.с. / фунт)

Вооружение .

  • Пушки: 1 × 7,7 мм Пулемет Тип 92 'Ру' (Льюис) в заднем спинном положении, Питается вручную из барабанных магазинов на 97 патронов. Некоторые Б5Н1 были оснащены 2 × 7,7 пулеметами Тип 97 в крыльях.
  • Бомбы: 1 × 800 кг (1760 фунтов) Торпеда Тип 91 или 1 бомба по 800 кг (1760 фунтов) или 2 бомбы по 250 кг (550 фунтов) или 6 бомб по 60 кг (132 фунта)
См. Также

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

Примечания

Библиография

  • Ангелуччи, Энцо и Паоло Матрикарди. World Aircraft: World War II, Volume II (Sampson Low Guides). Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу, 1978. ISBN 0-562-00096-8.
  • Чемберс, Марка А. Накадзима Подразделения B5N «Кейт» и B6N «Джилл» (боевые действия Самолет №119). Osprey Publishing, 2017. ISBN 1472818741.
  • Франсильон, Рене Дж. Японские самолеты времен Тихоокеанской войны. Лондон: Putnam Company Ltd., 1970 (2-е издание, 1979 г.). ISBN 0-370-30251-6.
  • Франсильон, Рене Дж. Японские бомбардировщики Второй мировой войны, том первый. Виндзор, Беркшир, Великобритания: Hylton Lacy Publishers Ltd., 1969. ISBN 0-85064-022-9.
  • Лундстром, Джон Б. (2005a). Первая группа: Тихоокеанский военно-морской воздушный бой от Перл-Харбора до Мидуэя (Нью-Йорк). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-471-X.
  • Лундстрем, Джон Б. (2005b). Первая группа и кампания на Гуадалканале: боевые действия морских истребителей с августа по ноябрь 1942 г. (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-472-8.
  • Микеш, Роберт К. Японское авиационное оборудование: 1940-1945. Schiffer Publishing, 2004. ISBN 0764320971.
  • Паршалл, Джонатан и Энтони Талли. Расколотый меч: невыразимая история битвы за Мидуэй. Вашингтон, округ Колумбия: Potomac Books Inc., 2007. ISBN 978-1-57488-924-6.
  • Тагая, Осаму. Aichi 99 Kanbaku 'Val' Units of World War 2. Botley, UK: Osprey Publications, 2011. ISBN 1-84176-912-6.
Внешние ссылки
Wikimedia У Commons есть СМИ, связанные с Накадзима B5N.
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:37:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте