B5N | |
---|---|
Накадзима B5N2 «Кейт» в полете | |
Роль | Авианосец бомбардировщик-торпедоносец |
Национальное происхождение | Япония |
Производитель | Nakajima Aircraft Company |
Первый полет | Январь 1937 г. |
На пенсии | 1945 |
Основной пользователь | Императорский флот Японии |
Построено | 1,149 |
Nakajima B5N (Японский : 中 島 B5N, Отчетное название союзников "Кейт ") был стандартным базирующимся на авианосце бомбардировщиком-торпедоносцем Императорского флота Японии (IJN) на протяжении большей части Вторая мировая война.
Хотя B5N был значительно быстрее и мощнее, чем его аналоги союзников, американский моноплан Douglas TBD Devastator (первый цельнометаллический авианосный моноплан ВМС США любой тип с убирающимся механизмом ), а также британские торпедные бипланы Fairey Swordfish и Fairey Albacore, к 1941 году они почти устарели. B5N эксплуатировался на протяжении всей войны из-за задержки с разработкой его преемника, B6N.
В начале Тихоокеанской войны, управляемый хорошо обученными экипажами IJN и в составе В результате хорошо скоординированных атак B5N добился особых успехов в боях за Перл-Харбор, Коралловое море, Мидуэй и острова Санта-Крус.
B5N был разработан командой под руководством Кацудзи Накамура в ответ на 1935 г. спецификация ВМФ на бомбардировщик-торпедоносец для замены Yokosuka B4Y. Внутреннее обозначение Type K компании Nakajima, оно успешно конкурировало с Mitsubishi B5M за контракт на производство. Первый прототип поднялся в воздух в январе 1937 года и вскоре был заказан в производство под полным обозначением Carrier Attack Bomber (kyū-nana-shiki kanj kōgeki-ki или сокращенно kankō 九七 式 艦上 攻 撃 機).
Опыт боевых действий во время Второй китайско-японской войны выявил несколько недостатков исходной производственной модели B5N1 . В основном они были связаны с отсутствием защиты, которую конструкция обеспечивала экипажу и его топливным бакам. Стремясь сохранить высокие характеристики этого типа, ВМФ не хотел увеличивать вес в виде брони и вместо этого стремился получить более быструю версию самолета в надежде обогнать вражеские истребители . B5N2 получил гораздо более мощный двигатель - собственный Sakae Model 11 Накадзимы, 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель, который использовался в начальных моделях Mitsubishi A6M истребитель - и для его оптимизации были внесены различные модификации. Хотя его характеристики были лишь ненамного лучше, а его недостатки оставались не исправленными, эта версия заменила B5N1 в производстве и эксплуатации с 1939 года.
Позиция штурман / бомбардир / наблюдатель была оборудована типом 90 бомбовый прицел, представлявший собой длинную вертикальную трубу, расположенную в передней левой части сиденья. Также имелся рефлектор типа 3 компас для точной навигации, который был установлен на верхней части корпуса кабины. На позиции радист / наводчик была установлена одна из штатных радиостанций (например, радиостанция Type 2 Mk3 или Type 96 Mk3). перед сиденьем радиста / наводчика и за сиденьем штурмана / бомбардира / наблюдателя.
Радист / наводчик также управлял одним гибким 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметом Тип 92 в задней части кабины. Одна торпеда Тип 91 могла устанавливаться на стойках, которые эксцентрично закреплялись справа внизу фюзеляжа. В качестве альтернативы, стойки можно было бы заменить для размещения одной 800-кг бомбы (например, Тип 99 № 80 бронебойно-бронебойной бомбы) или двух 250-кг бомб (например, Тип 98 № 25 наземного бомба) или шесть 60 кг бомб (например, наземная бомба Тип 2 № 6). Замена стоек и замена торпеды на бомбы были нетривиальным процессом и могли занять более двух часов.
Хотя B5N в основном использовался как авианосный самолет, он также иногда использовался как наземный на базе бомбардировщик. На нем находился экипаж из трех человек: пилот, штурман / бомбардир / наблюдатель и радист / стрелок. Как и в случае с другими многоместными самолетами IJN, индивидуальным бомбардировщиком командовал старший член экипажа на борту, который мог быть наблюдателем, а не пилотом.
Первоначальная модель B5N1 впервые участвовала в боевых действиях во Втором китайском Японская война. Обновленная модель B5N2 позже сыграла важную роль в атаке на Перл-Харбор. На одном из B5N2 находился Мицуо Фучида, командир атаки, а на одном из авианосца Хирю приписывают потопление линкора Аризона. В первой волне было сбито пять бомбардировщиков-торпедоносцев. Помимо этого налета, наибольшим успехом B5N2 была его основная роль в потоплении авианосца ВМС США Lexington в битве . Кораллового моря и Хорнет в битве при островах Санта-Крус, а также отключение Йорктауна в битве за Мидуэй, что привело к его потоплению японской подводной лодкой И-168.
бомбардировщики-торпедоносцы B5N2 обычно проводили скоординированную атаку по авианосцам противника вместе с пикирующими бомбардировщиками Aichi D3A. В идеале пикирующие бомбардировщики помогли бы подавить зенитный огонь корабля, что повысило бы шансы на успех низко и медленно летящих торпедоносцев. Во время битвы на Восточных Соломоновых островах IJN попытался минимизировать потери торпедоносцев и сначала послал только пикирующие бомбардировщики, чтобы атаковать и вывести из строя американские авианосцы для последующего торпедного удара. Однако эта тактика оказалась неудачной, поскольку бомбардировщики-торпедоносцы не имели возможности даже запустить до окончания боя.
B5N послужил основой для последующей конструкции, B6N, который в конечном итоге заменил его на передовой. B5N продолжал выполнять второстепенные функции, такие как обучение, буксировка цели и борьба с подводными лодками. Некоторые из самолетов, использовавшихся для этой последней цели, были оснащены ранними радарами и датчиками магнитных аномалий. B5N также использовались в качестве бомбардировщиков во время неудачной обороны Филиппин в октябре 1944 года, понеся серьезные потери. Позже во время войны они также использовались для атак камикадзе.
Ни один из 1150 серийных B5N не уцелел во Второй мировой войне. Известно, что существуют только два частично восстановленных B5N, ни один из них не годен к полету.
Реплики B5N2 были сделаны с использованием вытянутых фюзеляжей американских североамериканских учебно-тренировочных T-6 Texan, которые были модифицированы для представления японских самолетов из фильма Tora! Тора! Tora!, и с тех пор использовались в ряде фильмов и авиашоу для изображения самолета.
Один обнаруженный B5N2 находится в Музее крыльев в Балкомбе, Западный Суссекс, Великобритания. Эта большая часть была обнаружена на Курильских островах британским частным коллекционером в 2003 году.
B5N был открыт в Тихоокеанском авиационном музее в Гонолулу, Гавайи 18 апреля 2016 г.
Данные японских самолетов времен Тихоокеанской войны
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Вооружение .
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Wikimedia У Commons есть СМИ, связанные с Накадзима B5N. |