Наум Гольдманн

редактировать
Наум Гольдманн
ום גולדמן
Nachum Goldman.jpg Наум Гольдманн
РодилсяНаум Гольдманн. (1895-07-10) 10 июля 1895. Вишнево, Российская Империя. (ныне Вишнева, Беларусь )
УмерлаАвгуст 29 августа 1982 г. (1982-08-29) (87 лет). Бад-Райхенхалль, Германия
Известен какОснователь и президент Всемирного еврейского конгресса

Наум Гольдман (иврит : נחום גולדמן) (10 июля 1895 г. - 29 августа 1982 г.) был одним из ведущих сионистов, а также основателем и давним президентом Всемирный еврейский конгресс.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Еврейский и сионистский активизм
  • 3 Взгляды и мнения
  • 4 Опубликованные работы
  • 5 Наследие и память
  • 6 См. Также
  • 7 Список литературы
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Биография

Наум Гольдманн родился в Вишнево, Российская Империя, местечко в черта оседлости (ныне Вишнева, Беларусь ), сын учительско-писательской семьи Литваков, отец которой был горячим сионистом. В возрасте шести лет он вместе с родителями переехал в Франкфурт, Германия, где его отец развлекал ведущих сионистов и интеллектуалов и где он посещал Musterschule. В 1911 году, еще учась в средней школе, он и его отец посетили Десятый Сионистский Конгресс. Гольдманн продолжал изучать право, историю и философию в Марбурге, Гейдельберге и Берлине. Он получил высшее образование в области права и философии.

В 1913 году он посетил Палестину на четыре месяца, а в следующем году опубликовал свои впечатления в своей книге Eretz Israel, Reisebriefe aus Palästina (Eretz Israel, Путевые письма из Палестины), которая была опубликована. в двух редакциях. В 1916-18 годах Гольдманн работал в немецком "Nachrichtenstelle für den Orient ", разведывательном и пропагандистском бюро, связанном с Министерством иностранных дел Германии, которое пыталось использовать этнические и религиозные националистические течения. в пределах Османской империи, такие как пантюркизм, исламизм и сионизм в интересах Германии, чтобы противостоять растущему британскому и французскому влиянию в регионе. В то время главой «Нахрихтенстелле» был профессор доктор Ойген Миттвох, ведущий немецкий арабист и востоковед и в то же время ведущая личность в еврейской общине Германии. В течение этого периода он пытался заручиться поддержкой кайзера Вильгельма сионистского идеала. В 1922 году он основал Eschkol-Publikations-Gesellschaft (Издательское общество Эшколя) и участвовал в издании сионистского периодического издания. В 1929 году он и Якоб Клацкин начали проект Encyclopaedia Judaica, который отразил работы ведущих еврейских ученых того времени. Эшколь издал десять томов «Энциклопедии иудаики» на немецком языке и два тома на иврите. Гольдман был ложно осужден нацистами как тайный коммунистический агент вскоре после Пивного путча.

В 1934 году он женился на Алисе Готтшалк, и у них было двое сыновей, родившихся в 1938 году в Швейцарии, которые основали Немецкий фонд Маршалла. в США в 1972 г. и Майкл.

В ноябре 1934 г. Гольдман подал прошение в поддержку Муссолини в отношении евреев из Саар, регион, который собирался воссоединиться с нацистской Германией. В 1933 году ему удалось избежать ареста гестапо, потому что он был в Палестине на похоронах своего отца.

В 1935 году он был лишен немецкого гражданства и стал гражданином Гондураса благодаря на вмешательство французского министра Луи Барту. Позже он переехал в Соединенные Штаты, поселившись в Нью-Йорке, где несколько лет представлял Еврейское агентство.

Наум Гольдман, раввин Стивен С. Уайз и Генри Торрес (выступают) на конференции Всемирного еврейского конгресса в Нью-Йорке, июнь 1942 г.

В 1936 г., Гольдман и реформа Раввин Стивен С. Мудрый учредил Всемирный еврейский конгресс (ВЕК). Ему приписывают раннее предсказание угрозы, исходящей от Гитлера и нацистской партии. Весной 1942 года он сказал: «[М] кто может предсказать, что нацистский режим, однажды поставленный в положение окруженного убийцы, сделает в последний момент перед тем, как его опозорит?» Обращаясь к Сионистской организации Америки в октябре 1942 года, услышав сообщения о геноциде, он посетовал: «Наше поколение находится в трагическом положении, когда половина поколения гибнет на наших глазах, а другая половина должна сесть и не может предотвратить катастрофу ». Гольдманн поселился в Соединенных Штатах в июне 1940 года, в конце концов стал гражданином США и оставался там до 1964 года.

Гольдманн умер в Бад-Райхенхалле, Германия. легочный коллапс. Он был похоронен на иерусалимском Национальном кладбище на горе Герцль в секции, отведенной для лидеров Всемирной сионистской организации.

Еврейский и сионистский активизм

Наум Гольдманн подписывает Договор о репарациях с Германией, 1952 год

Гольдман обнаружил, что еврейское руководство в США разделено, без единой политики. когда единство «намерения и цели было жизненно важным». Глубоко разочарованный этим разделенным руководством, он заявил: «За все годы, которые я провел в еврейской политике, я никогда не чувствовал себя таким бессильным и зловещим, как я из-за этого. Все мы, которые в те дни выступали от имени еврейского народа - и я подчеркнуто включаю себя в это, - несем долю вины ». И он, и Стивен Уайз, работая в тесном сотрудничестве, были сторонниками «демократизации еврейской жизни»; то есть «информированная и напористая публика». Но в стрессовых условиях военного времени и накануне президентских выборов 1940 года в США они усомнились в эффективности общественного давления, предпочитая тихую закулисную дипломатию как более эффективное средство достижения жизнеспособных целей.. Именно эта точка зрения, которую разделяли Голдманн и Уайз, побудила их решительно выступить против более агрессивных и публичных методов спасения евреев Гиллеля Кука (Питер Бергсон ).

В соответствии с его мнением о том, что «оказывая политическое давление внутри страны, нужно всегда быть осторожным и тактичным, иначе можно рискнуть навлечь на себя враждебность влиятельных дипломатических фигур», ни Гольдман, ни еврейское руководство вокруг него не развернули публичную кампанию против американцев. система квот иммиграции, даже когда европейские евреи искали убежища от нацизма. Некоторые американские евреи, в том числе Луи Брандейс и Феликс Франкфуртер, действительно пробовали свои силы в тихой дипломатии с некоторым успехом, так что квоты были заполнены к 1939 году. Обострение проблемы беженцев Однако после аншлюса в 1938 году это вызвало дополнительное давление, побудив президента Рузвельта созвать международную конференцию, известную как Эвианская конференция, которая проходила во Франции в июле того же года. Целью конференции было найти дома для сотен тысяч перемещенных евреев. Гольдманн присутствовал на Всемирном еврейском конгрессе в качестве наблюдателя. Из 32 стран, которые приняли участие, только Доминиканская Республика согласилась принять дополнительных беженцев.

В таких обстоятельствах усилия были в основном направлены на старую программу «восстановления Палестины». Гольдманн призвал к проведению в 1942 году чрезвычайной сионистской конференции, чтобы сформировать целостную стратегию смягчения разрушительных последствий нацистской политики для европейских евреев, и результатом стала программа Билтмора, которая, среди прочего, призывала к неограниченному еврейскому движению. иммиграция в Палестину. В своем выступлении на конференции Гольдманн предупредил, что к нацистской риторике следует относиться серьезно и что для европейских евреев будут предсказуемые последствия геноцида, если нацисты будут продолжать свою политику. На заседании Американского комитета по чрезвычайным ситуациям в мае 1943 года Гольдманн вместе с Аббой Хиллелем Сильвером выступал за то, что борьба с Белой книгой Макдональда была шагом к созданию Еврейское содружество.

В январе 1945 года Гольдман сыграл важную роль в создании комитета, объединившего усилия Американского еврейского объединенного распределительного комитета (JDC) и Еврейского агентства Для спасения и реабилитации остатков еврейского народа в Европе. Гольдманн долгое время поддерживал создание в Палестине двух государств: одного арабского и одного еврейского; он считал, что независимость важнее контроля над конкретной территорией, и его определение заключалось в том, что целью должно быть создание «жизнеспособного еврейского государства на адекватной территории Палестины». После войны он активно работал с Давидом Бен-Гурионом над созданием Израиля, хотя он, с Моше Шертоком, напрасно советовал Бен-Гуриону провозгласить независимость. отложено, чтобы дать больше времени для достижения дипломатического согласия с арабами. Он был обеспокоен тем, что арабо-израильская война разразится после того, как британцы оставят свой мандат и будет провозглашено государство Израиль.

Моше Шарет, Мириам Фройнд, Луи Липски и Наум Гольдман, 1960

С 1951 года он был председателем Исполнительного комитета Еврейского агентства. В том же году он созвал в Нью-Йорке собрание 23 крупных национальных и международных еврейских организаций, чтобы обсудить задачу переговоров с правительством Западной Германии о репарациях евреям за убытки, причиненные нацистской Германией и Холокостом. Конференция по материальным претензиям евреев к Германии (также известная как Claims Conference ) была организацией, которая возникла в результате этой встречи. 10 сентября 1952 года, после шести месяцев переговоров, было достигнуто соглашение о репарациях между Claims Conference и правительством Конрада Аденауэра в Западной Германии. Отмечая историческое значение соглашения, Давид Бен-Гурион сказал в 1952 году [?] Доктору Гольдману: «Впервые в истории еврейского народа, угнетенного и разграбленные на протяжении сотен лет... угнетатель и грабитель был вынужден вернуть часть добычи и выплатить коллективную компенсацию за часть материальных потерь ». В 1954 году аналогичный договор был подписан между Австрией и Израилем.

Гольдман был президентом Всемирного еврейского конгресса, координирующего органа для многих еврейских организаций за пределами Израиля. Он поддерживал Израиль в других странах, хотя был ярым критиком официальной политики Израиля. С 1956 по 1968 год Гольдманн был президентом Всемирной сионистской организации. В этом качестве Гольдманн открыто критиковал действия правительства Израиля по похищению Адольфа Эйхмана и призвал передать дело в международный суд. Он стал гражданином Израиля в 1962 году и Швейцарии в 1969 году. Он никогда не переезжал на постоянное место жительства в Израиль, деля свое время между Израилем и Швейцарией. За свою жизнь он имел семь гражданств, и последнюю часть из них прожил в Париже.

Взгляды и мнения

Хотя Гольдман был решительным сторонником сионизма, он также был решительным сторонником идеи Диаспора, поскольку Гольдман считал, что еврейское государство не удовлетворит все потребности еврейского народа. Он был обеспокоен еврейской ассимиляцией и боролся за укрепление еврейского образования, культуры и институтов за пределами Израиля.

Гольдманн критиковал Израиль за то, что он считал его чрезмерной опорой на военную мощь, и за отказ от дальнейших уступок после 1967 года Шестидневной войны, отстаивая позицию, что единственный шансом на долгосрочное выживание для Израиля было признание прав палестинцев как народа.

Он неоднократно выступал за мирное сосуществование арабов и израильтян, говоря: «Может быть у еврейского государства нет будущего, если не будет достигнуто соглашение с арабами ».

В октябре 1967 года он встретился с лидером Югославии Иосипом Броз Тито и попросил его проинформировать и других коммунистических лидеров. как арабские лидеры, о его идеях мирного урегулирования. В начале 1970 года его пригласил на переговоры президент Египта Гамель Абдель Насер, но правительство Израиля остановило его. Попытки связаться с Организацией освобождения Палестины | лидером ООП Ясиром Арафатом в 1974 году даже рассматривались как государственная измена - крайняя точка зрения, которую Гольдманн считал глупой. В 1982 году он призвал премьер-министра Израиля не реанимировать антисионизм и антисемитизм с вторжением в Ливан.

. В 1977 году Гольдманн выразил свое недовольство действиями Израиля. подход к мирному процессу:

За 30 лет Израиль ни разу не представил арабам ни одного мирного плана. Она отвергла все планы урегулирования, разработанные ее друзьями и врагами. Похоже, у нее нет другой цели, кроме как сохранить статус-кво, постепенно увеличивая территорию.

Проконсультировавшись с высокопоставленным лицом ООП во время осады Бейрута, он сформулировал пять политических принципов, которые окажутся способствующими обеспечению безопасности ООП. политическая борьба на более прочной основе: (1) покинуть Бейрут, (2) положить конец терроризму, (3) переехать в Тунис, единственную область, где палестинское руководство может пользоваться реальной политической свободой, (4) создать временное правительство, которое будет немедленно признано по крайней мере 150 странами, и (5) признать Израиль. Если эти меры будут приняты, сообщил Гольдманн, ООП создаст основу для создания палестинского государства наряду с государством Израиль. Видение Гольдмана состояло в том, чтобы сделать Израиль духовным и нравственным центром для всех евреев, нейтральным государством по образцу Швейцарии, с международными гарантиями его безопасности, существования и границ, и, возможно, даже с постоянным символическим международным присутствием..

Опубликованные работы

  • Эрез-Исраэль — Reisebriefe aus Palästina 1914: онлайн на archive.org
  • Der Geist des Militarismus (Дух милитаризма) Штутгарт 1915 онлайн на HathiTrust
  • Von der weltkulturellen Bedeutung und Aufgabe des Judentums (О всемирно-культурном значении и задаче евреев) München 1916
  • Staatsmann ohne Staat (Государственный деятель без государства, автобиография), 1970, Кельн: Kiepenheuer-Witsch. ISBN 3-462-00780-7
  • Автобиография Наума Гольдмана ;: Шестьдесят лет еврейской жизни. Холт, Райнхарт и Уинстон. 1969. ISBN 0-03-081337-9.
  • Еврейский парадокс. Гроссет и Данлэп. 1978. ISBN 0-448-15166-9.на французском: онлайн на сайте archive.org
  • Mein Leben als deutscher Jude (Моя жизнь как немецкий еврей), 1982, Мюнхен: Ланген-Мюллер. ISBN 3-7844-1771-X.
  • Наум Гольдманн (1970). «Будущее Израиля». Иностранные дела. 49 : 51–69.
  • (осень 1978 г.). Сионистская идеология и реальность Израиля, Foreign Affairs.
  • 3 работы на языке идиш: на сайте archive.org

Наследие и памятные даты

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Рафаэль Медофф (2001) Бакшиш Дипломатия: тайные переговоры между американскими еврейскими лидерами и арабскими официальными лицами накануне мировой войны II Lexington Books, ISBN 0-7391-0204-4
  • Патай, Рафаэль (2004) Наум Гольдманн: Его миссии в неевреях Университет Алабамы Press, ISBN 0-8173-5095-0
  • Raider, Mark A. Editor (2009) Наум Гольдманн, государственный деятель без государства: частично онлайн в Google Книгах

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Наумом Гольдманом.
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:29:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте