Нахапана | |
---|---|
Западный сатрап | |
Серебряная монета Нахапаны с профилем правителя и псевдогреческой легендой » ΡΑΝΝΙΩ ΞΑΗΑΡΑΤΑϹ ΝΑΗΑΠΑΝΑϹ ", транслитерация Пракрита " Раньо Кшахаратаса Нахапанаса "(или" Царь Кшахарата Нахапана "). Британский музей. | |
Правление | 1-й или 2-й век н. Э. |
Предшественник | Бхумака |
Нахапана (Греческий : ΝΑΗΑΠΑΝΑ, Хароштхи : 𐨣𐨱𐨤𐨣, брахми : На-ха-па-на, правил 1 или 2 века н.э.) был важным правителем западных кшатрапов, потомком индо-скифов, на северо-западе Индии. Согласно одной из его монет, он был сыном Бхумаки.
Точный период Нахапаны не определен. Группа его надписей датируется 41-46 годами неустановленной эры. Предполагая, что эта эра - эра Шака (которая начинается в 78 г. н.э.), некоторые ученые относят его правление к 119-124 гг. Другие считают, что 41-46 годы - это годы его правления, и относят его правление к другому периоду. Например, Кришна Чандра Сагар относит свое правление к 24-70 гг. Н. Э., В то время как R.C.C. Файнс датирует это c. 66-71 гг. Н. Э., И Шайлендра Бхандаре считает 78 г. н.э. последним годом своего правления.
Перипл Эритрейского моря упоминает одного Намбануса как правителя. территории вокруг Баригаза. Современные ученые определили этого человека как Нахапана. В тексте Намбан описывается следующим образом:
За заливом Барака находится залив Барыгаза и побережье страны Ариака, которое является началом Королевства Намбан и всей Индии. Его часть, лежащая внутри страны и примыкающая к Скифии, называется Абирия, а побережье называется Сирастреной. Это плодородная страна, производящая пшеницу и рис и кунжутное масло и топленое масло, хлопок и индийские ткани, изготовленные из него, из более грубые сорта. Там пасется очень много крупного рогатого скота, а мужчины большого роста и черного цвета. Метрополия этой страны - Миннагара, откуда много хлопчатобумажной ткани привозится в Барыгаза.
— Перипл 41Он также установил чеканку кшатрапы в стиле, заимствованном из Индо- Греческая чеканка. На аверсе монет изображен профиль правителя с надписью на греческом языке. На реверсе изображены молния и стрела в легендах Брахми и Харошти.
Нахапана упоминается как жертвователь в надписях многочисленных буддийских пещер на севере Индии. Надписи Насик и Карле относятся к династическому имени Нахапаны (Кшахарата, от «Кшатрапа»), но не к его этнической принадлежности (Сака-Пахлава), которая известна из других источников.
У Нахапаны был зять. по имени Ушавадата (санскрит: Ришабхадатта ), чьи надписи были вырезаны в Пещерах Пандавлени около Насика. Ушавадата был сыном Диники и женился на Дакшамитре, дочери Нахапаны. Согласно надписям, Ушавадата совершал различные благотворительные акции и завоевания от имени своего тестя. Он построил дома отдыха, сады и резервуары в Бхарукаччхе (Бхарух ), Дашапуре (Мандасор в Мальва ), Говардхане (около Насик ) и Шорпарага (Сопара в районе Тана ). Он также провел кампанию на севере по приказу Нахапаны, чтобы спасти Уттамабхадров, подвергшихся нападению малайцев (Малава ). Он раскопал пещеру (одна из пещер Пандавлени ) на холме Трирашми близ Насика и поднес ее буддийским монахам.
Клад монет Нахапана.
Серебряная драхма Нахапаны. Аверс: Бюст царя, увенчанный диадемой справа. Легенда на греческом языке: ΡΑΝΝΙ (ω ΙΑΗΑΡΑΤΑϹ) ΝΑΗΑΠΑ (ΝΑϹ)
Серебряная драхма Нахапаны. Rev: Стрелка слева и молния справа. Легенда в харошти слева: Рано Чахаратаса Нахапанаса. Легенда брахми справа: Раджна Кшаха (ратаса Нахапанаса).
Подбитые монеты Нахапаны могущественным Сатаваханой царем Гаутамипутрой Сатакарни были обнаружены в кладе в Джогальтамби, Нашик Район. Это говорит о том, что Гаутамипутра победил Нахапану.
Более ранние ученые, такие как Джеймс Берджесс, указывали, что Гаутамипутра Сатакарни и Нахапана не обязательно были современниками, поскольку Сатакарни упоминает, что завоеванные им области находились под властью Ушавадата, а не Нахапана. По словам Бёрджесса, между правлением этих двух королей мог быть промежуток в целое столетие. Однако теперь большинство историков согласны с тем, что Гаутамипутра и Нахапана были современниками и что Гаутамипутра победил Нахапану. М. К. Дхаваликар датирует это событие ок. 124 г. н.э., который, по его словам, был 18 годом правления Гаутамипутры. R.C.C. Файнс датирует это событие примерно после 71 г. н.э., в той же строке, Шайлендра Бхандаре относит победу Гаутамипутры и конец правления Нахапаны к началу эры Саки, 78 г. н.э., в год Чаштана '' с восхождения на престол, и считает, что все правление Гаутамипутры ок. 60-85 гг. Н. Э.
Нахапана был основателем одной из двух главных династий сакских сатрапов на северо-западе Индии, Кшахаратов («сатрапов»); другая династия включала династию, основанную Чаштана.
Монета Гаутамипутры Яджны Сатакарни, отчеканенная над драхмой Нахапаны. Около 167-196 гг. Н. Э. Удджайн и символ трех арочных гор нанесены соответственно на лицевую и реверсную стороны драхмы Нахапаны.
Обычный дизайн чеканки Гаутамипутры Яджны Сатакарни, отчеканенный поверх чеканки Нахапаны
Западные Сатрапы известны строительством и освящением многочисленных буддийских пещер в Центральной Индии, особенно в районах Махараштры и Гуджарат.
В частности, пещерный комплекс чайтья в пещерах Карла, самый большой в Южной Азии, был построен и освящен в 120 г. н.э. Нахапаной, согласно нескольким надписям в пещере.
Важная надпись относится к Нахапане в Великой Чайтье в Пещерах Карла (считается, что Валукура древнее название пещер Карла):
Успех !! Усабхадата, сын Динаки и зять царя, Хахарата, Кшатрапа Нахапана, который дал триста тысяч коров, которые сделали подарки из золота и тиртха на реке Банаса, который дал Дэвам и Брамханам шестнадцать деревень, которые в чистую тиртху Прабхаса подарили восемь жен брахманам, и которые также ежегодно кормили сто тысяч брахманов - было дано деревня Караджика для поддержки аскетов, живущих в пещерах в Валураке без каких-либо различий по секте или происхождению, для всех, кто будет хранить варшу.
— Надпись Нахапаны, пещеры Карла. Надпись Нахапана Надпись 13 Великого Чайтья из Нахапаны, справа от главного входа.Части пещер Насика также были вырезаны во время время Нахапаны, и пещеры Джуннар также имеют надписи Нахапана, а также Пещеры Манмоди.
Пещера № 10 «Нахапана Вихара» в t он Пещеры Насика |
---|
«Успех! Ушавадата, сын Диники, зять царя Нахапаны, Кшахарата Кшатрапа, (...) вдохновленный (истинной) религией, на холмах Трирасми на Говардхане, сделал эту пещеру и эти цистерны.... " — Часть надписи №10 Нахапаны, Пещера №10, Насик |
|
В буддийской пещере группы Бхимасанкар пещер Манмоди в Джуннаре есть надпись в три строки, из которых, однако, стерты первые буквы; тем не менее, можно понять, что она была [построена] «Аямой, министром Махакшатрапы Свами Нахапана». Эта надпись относится к эпохе Саки дата 46 года, то есть 124 г. н.э. Надпись находится в четвертых раскопках на восточной стороне холма Манмоди, в пещере 7. Она гласит:
[Raño] jmahākhatapasa sāminahapānasa.
[Ā] mātyasa Вачхасаготаса Аямаса. [де] йадхама ча [по?] Ḍhi maṭ apo cha puñathaya vase 46 kato.. "Заслуженный дар мандапы и цистерны Аямы из Ватса-готры,. премьер-министра короля, великого сатрапа, Господа Нахапана, созданная за заслуги, в 46 году. "
— Надпись Нахапаны, пещеры Манмоди.