Нецив. Нафтали Цви Иегуда Берлин | |
---|---|
Должность | Раввин |
Личный | |
Родился | (1816-11-20) 20 ноября 1816 года. Мир, Российская Империя |
Умер | 10 августа 1893 (1893-08 -10) (76 лет). Варшава, Польша |
Религия | Иудаизм |
Национальность | Польский |
Дети | Хаим Берлин, Меир Бар-Илан |
Конфессия | Ортодоксальный иудаизм |
Должность | Рош-ешива |
Иешива | Воложинская иешива |
Ярцейт | 28 Av 5653 |
Похоронен | Еврейское кладбище, Варшава |
Нафтали Цви Иегуда Берлин (20 ноября 1816 г. в Мире, Россия - 10 августа 1893 г. в Варшаве, Польша ), также известный как Реб Хирш Лейб Берлин и широко известный под аббревиатурой Нецив, был православным раввином, деканом Воложинской иешивы и автор нескольких произведений раввинской литературы в Литве.
Берлин родился в Мире, сегодня в Беларуси, в 1816 году в семье еврейских ученых, известных своей талмудической стипендией. Его отец Иаков, хотя и не был раввином, был знатоком Талмуда, потомком немецкой раввинской семьи; его мать была прямым потомком раввина Меира Эйзенштадта. По некоторым данным, Берлин изначально был слабым студентом. Однако большинство ученых считают, что это неправда. Легенда гласит, что он начал учиться после того, как услышал, как его родители обсуждают, следует ли ему заниматься торговлей.
Его первой женой была дочь раввина Ицхока из Воложина, сына раввина Хаима Воложина. Его второй женой была его племянница, дочь раввина Йехиэля Мишеля Эпштейна, автора Арух ха-Шулхан. Сын от первого брака Хаим Берлин стал раввином Москвы, дочь вышла замуж за раввина Рефаэля Шапиро, а его сыном от второго брака был раввин Меир Берлин (позже Бар-Илан).
Хотя между раввином Берлином и раввином Йосеф Дов Соловейчик произошла ссора, они в конечном итоге помирились со своими детьми женился. Раввин Хаим Соловейчик женился на внучке раввина Берлина.
раввин Элиэзер Ицхак Фрид, Рош-ешива из Воложин ешива просила своего зятя Нецива помочь ему в работе ешивы из-за того, что он был вынужден иметь дело с давлением со стороны Российской Империи. После смерти его свекра Берлин и Йосеф Дов Соловейчик были рассмотрены на должность Рош-ешивы и вместе управляли школой, пока не был выбран новый лидер. В конечном итоге Берлин будет выбран в качестве Рош ешивы, но позже он попросит сына Соловейчика, который женился на внучке Берлина, Хаиме Соловейчике, исполнять обязанности помощника Рош ешивы в школе.
Раввин Берлин руководил Воложинской ешивой (на территории нынешней Белоруссии ), тогда крупнейшим учреждением в своем роде, с 1854 года до ее закрытия в 1892 году. Несмотря на разрушение (дважды) города и здания ешивы в больших пожарах, его набор постоянно рос под его руководством, и ешива произвела ряд выдающихся раввинов, которые руководили восточноевропейским еврейством до Второй мировой войны. Среди них был раввин Шимон Шкоп.
В 1892 году Воложинская ешива закрылась. Российские власти (находящиеся под влиянием элементов Хаскала ) стремились ввести светские исследования в ешиву. Берлин сначала согласился с некоторыми светскими исследованиями, а не полностью закрыл ешиву. Однако требования становились все более и более обременительными, поскольку правительство в конечном итоге установило, что: «Все учителя всех предметов должны иметь диплом колледжа ... никакие предметы иудаики не могут преподаваться с 9:00 до 15:00... ночные занятия не допускаются... общее количество учебных часов в день не может превышать десяти ». Столкнувшись с этими ограничениями, Берлин решил закрыть ешиву.
После После закрытия Берлин ездил в Вильно и другие города, пытаясь погасить долг ешивы.
В последние несколько месяцев жизни Берлина он страдал диабетом и последствия инсульта . Хотя он намеревался отправиться в Землю Израиля, его состояние здоровья сделало это невозможным. Он провел свои последние недели в Варшаве и умер там 10 августа 1893 года.
Он будет похоронен на еврейском кладбище в Варшаве.
В Берлине был традиционалистский подход к изучению Торы, который противоречил аналитическому стилю ломдуса («научный интеллектуальный анализ»), который был впервые применен Соловейчиком и известен как более быстрый метод. Вместо этого он рассматривал Тору как нечто, что следует читать как поэзию, несущую много невысказанного смысла.
В политическом плане Нецив выступал за еврейское поселение в Земле Израиля ( Эрец Исраэль), затем находившийся под контролем Османской империи, он изначально был членом движения Ховевей Цион. Позже он дистанцировался от движения.
Его считали членом Миснагдим, еврейских лидеров, которые выступали против хасидизма.