Нафануа

редактировать

Нафануа был историческим али'и (вождем / королевой) и тоа (воином) Самоа от клана Са Тонумайпеа, который взял четыре титула папа (округа), ведущих алиитских титулов Самоа. После ее смерти она стала богиней полинезийской религии.

Существуют исторические и мифологические предания о семье и жизни Нафануа. Сообщается, что она сыграла решающую роль в гражданских войнах между восточными и западными округами Савайи.

Пример Типута (Рубашки), подобной той, которую носил Нафануа во время войн

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Семья
    • 1.2 Взрослая жизнь
  • 2 Фалеалупо
  • 3 Другие ссылки
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки

Жизнь

Семья

Согласно мифологии Самоа, она была дочерью Саваси'улео, также считающегося полубогом, Али'и Пулоту. Пулоту был одновременно и историческим местом, и местом загробной жизни для воинов Самоа (сравнимо с концепцией викингов Валгаллы ). Согласно одной традиции, матерью Нафануа была Тилафайга, сестра Таэмы, легендарных сиамских близнецов, которые принесли татуировку малу сюда, на Самоа.

Взрослая жизнь

Нафануа был удостоен титула Тоа / Тоа Тама'итаи (или Королева Воинов) за то, что он отомстил за своего дядю и принес мир Савайи посредством военных побед. Ее деревня находилась на западной стороне острова Савайи.

Во времена Нафануа восточная и западная стороны Савай'и вели войну за землю и титул всего острова. В культуре Самоа семья считается более престижной, если ей принадлежит много земли; а члены семьи (особенно мужчины) получают более высокие титулы и большую долю земли. Согласно устной традиции, когда верховный вождь Лиломаява ловил кого-нибудь с восточной стороны на западной стороне острова, он заставлял их залезть на кокосовую пальму вверх ногами в качестве публичного наказания

Один из жителей деревни, Лиломайава был пойман Тайи, дядей Нафануа и старшим братом Саваси'улео. Ta'i'i был наказан и был вынужден сначала залезть на ноги кокосовой пальмы. Когда он взбирался на кокосовую пальму, боль и унижение заставили его громко вздохнуть. Вздохи Тай'и были услышаны Саваси'улео и Нафануа. Это рассердило Савеси'улео; поэтому он сказал Нафануа подготовиться к войне и срубить дерево Тоа. Древесина дерева должна была быть использована для изготовления оружия, чтобы прогнать Лиломаява и его армию. Сразу же Нафануа срубил дерево Тоа и оставил его там сушиться. Несколько дней спустя она вернулась в то место, где было срублено дерево Тоа, и обнаружила, что это дерево привлекало многих пуле (ракушек). "E gase toa ae ola pule". Буквально это означает, что раковины живы, а дерево Тоа мертво. Но образно говоря, хотя мы обладаем огромной силой и мощью как люди, мы не добьемся успеха, если у нас нет мудрости, чтобы принять хорошее, твердое решение. Чтобы принимать мудрые решения, нужна смелость.

Перед тем, как отправиться в бой, Саваси'улео приказал Нафануа: «А па'иа ле па и Фуалага, ае ле тули ау'а ле Али'и о Айга». Это означает, что Нафануа приказывают ПРЕКРАТИТЬ убийство, когда она достигла деревни Фуалага. В ходе боя Нафануа отбросил противника к границе собственной территории. Одна традиция гласит, что она забыла приказ своего отца, и только тогда, когда ветер дул достаточно, чтобы приподнять ее типута (покрывало), она вспомнила. Вражеские воины сдались от стыда, когда осознали, что их превзошла женщина. Есть несколько различных интерпретаций некоторых событий, но Нафануа широко известен в Полинезии как один из величайших воинов.

После своей победы Нафануа завладела четырьмя главными титулами вождей округа: Туи Атуа, Туи Аана, Гатоаителе и Тамасоали. Поэтому она установила фааматаи (в основном систему правления), которая действует в Самоа и сегодня.

Фалеалупо

В Самоа, деревня Фалеалупо На западной стороне Савайи находится дом Нафануа. Фалеалупо также является местом входа в мир духов Пулоту. Часто вожди из далеких деревень и островов приезжали в Фалеалупо, чтобы получить благословение Нафануа, прежде чем начинать какое-либо военное приключение. В 1989 году вожди и ораторы Фалеалупо присвоили титул Нафануа этноботанику Полу Алану Коксу за его усилия по сохранению тропических лесов Самоа. Право собственности было официально зарегистрировано в Самоанском суде по земельным и правовым титулам.

Согласно одной традиции, именно в Фалеалупо Нафануа предсказал приход христианства. После долгих лет войны Малиетоа Фитисеману хотел объединить Самоа и положить конец кровопролитию, поэтому он приехал в Нафануа. Спустя много дней Нафануа пророчествовал Малиетоа Фитисеману: «Fa'atali i lagi se ao o lou malo» («Жди на небесах короны для своего царства»). В 1830 году миссионер Джон Уильямс прибыл на берега (matani'u feagaimaleata) Сапапали и принес Библию из своей лодки в руки Малиетоа Вайну'упо, сын Малиетоа Фитисеману. Таким образом, Малиетоа Вайнуупо стал известен как «Король, которого слушает Самоа». Король Малиетоа стал одним из королей Самоа и сыграл важную роль в объединении всего Самоа. Многие считали, что эти события исполнили пророчество Нафануа.

Другие упоминания

См. Также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 08:15:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте