Nāḍī (Санскрит : नाडी, букв. «трубка, трубка, нерв, кровеносный сосуд, пульс») - термин, обозначающий каналы, через которые в традиционной индийской медицине и духовных знаниях проходят такие энергии, как прана. физического тела, тонкое тело и причинное тело, как говорят, текут. В рамках этой философской концепции нади, как говорят, соединяются в особых точках интенсивности, чакрах. Три главных нади проходят от основания позвоночника к голове и представляют собой иду слева, сушумну в центре и пингалу справа.
Нади играют роль в йоге, как и во многих йогических практиках, включая шаткармы, мудры и пранаяму, предназначены для открытия и разблокировки нади. Конечная цель некоторых йогических практик - направить прану именно в сушумна нади, позволяя кундалини подниматься и, таким образом, вызывать мокшу, или освобождение.
Нади - важное понятие в индуистской философии, упомянутые и описанные в источниках, возраст которых достигает 3000 лет. Утверждается, что количество нади человеческого тела достигает сотен тысяч и даже миллионов. В Шива-самхите трактат по йоге говорится, например, что из 350 000 нади 14 особенно важны, и среди них только что упомянутые три являются тремя наиболее важными. Три главных нади - это ида, пингала и сушумна. Ида (इडा, iḍā «комфорт») лежит слева от позвоночника, тогда как пингала (पिङ्गल, piṅgala «оранжевый», «желтовато-коричневый», «золотой», «солнечный») находится справа от позвоночника, отражая Ида. Сушумна (सुषुम्णा, suṣumṇā «очень милосердный», «добрый») проходит вдоль спинного мозга в центре через семь чакр. Когда каналы разблокируются действием йоги, энергия кундалини разворачивается и поднимается вверх по сушумне от основания позвоночника.
Некоторые из в древних Упанишадах используется понятие нади (каналов). Система нади упоминается в Чандогья Упанишаде (8-6 вв. До н.э.), стих 8.6.6. и в стихах 3.6–3.7 «Прашна Упанишад» (вторая половина I тысячелетия до н. э.). Как сказано в последнем,
3.6 «В сердце поистине Дживатма. Здесь возникает сто один нади. Для каждого из этих нати есть сто натик. Для каждого из них есть тысячи больше. В этих Вьяна движениях. ". 3.7" Посредством одного из них Удана ведет нас вверх посредством добрых дел в хорошие миры, через грех в греховные миры, через оба - в действительно миры людей ". (PU Q3)
Вараха-упанишада (13-16 вв. Н.э.) далее описывает это следующим образом:
«нади проникают в тело от подошв ног до макушки. В них находится прана, дыхание жизни, и в этой жизни пребывает Атман, обитель Шакти, создательницы одушевленных и неодушевленных миров.. " (VU 54/5)
В теории йоги нади несут прану, энергию жизненной силы. В физическом теле нади - это каналы, по которым проходят воздух, вода, питательные вещества, кровь и другие физиологические жидкости, и они похожи на артерии, вены, капилляры, бронхиолы, нервы, лимфатические каналы и т. Д.
В тонком и причинном теле нади - это каналы для так называемых космических, витальных, семенных, ментальных, интеллектуальных и т. д. энергий (в совокупности описываемых как прана), они важны для ощущений, сознания и духовной ауры.
Тексты йоги расходятся во мнениях по количеству нади в теле человека. Хатха Йога Прадипика и Горакша Самхита цитируют 72 000 нади, каждая из которых ответвляется на другие 72 000 нади, тогда как Шива Самхита утверждает, что 350 000 нади возникают из пупочного центра, и Катха-Упанишада (6.16) говорит, что 101 канал исходит из сердца.
Все нади, как говорят, происходят из одного из двух центров; сердце и канда, последняя представляет собой яйцевидную луковицу в тазовой области, чуть ниже пупка.
Ида и пингала нади иногда в современном прочтении интерпретируются как две полушария мозга. Пингала - это экстравертная (активная), солнечная нади, она соответствует правой стороне тела и левой части мозга. Ида - это интровертная, лунная нади, она соответствует левой стороне тела и правой части мозга (есть контралатерализация). Считается, что эти нади выполняют экстрасенсорную функцию, играя роль в эмпатических и инстинктивных реакциях. Считается, что эти две нади стимулируются с помощью различных практик пранаямы, включая нади шодхана, которая включает в себя попеременное дыхание через левую и правую ноздри, что теоретически стимулирует левую и правую стороны мозга соответственно. Слово нади происходит от санскритского корня nad, означающего «канал», «поток» или «поток». Чтобы повлиять на поток праны в этих нади, практикуются специальные дыхательные техники. Согласно этой интерпретации, эти техники очищают и развивают эти два энергетических потока и могут привести к пробуждению кундалини.
. Ида и Пингала нади часто рассматриваются как относящиеся к двум полушариям мозга. Пингала - экстравертная солнечная нади, соответствующая левому полушарию. Ида - это замкнутая лунная нади, относящаяся к правому полушарию мозга. Ида нади контролирует все психические процессы, а Пингала нади контролирует все жизненные процессы.
Средневековье (1520-е гг.), Один из более поздних и более полно разработанных классических текстов о нади и чакрах, называет эти три основных нади именами Саши., Михира и Сусумна.
В пространстве за пределами Меру, справа от тела, помещенного слева и справа, находятся две нади, Шаши и Михира. Нади Сусумна, сущность которой - тройные гуны, находится посередине. Она является формой Луны, Солнца и Огня, а также воды; Ее тело, цепочка цветущих цветов Дхатуры, простирается от середины Канды до Головы, а Ваджра внутри Ее простирается, сияя, от Медхры к Голове.
Практики йоги работать вместе, чтобы направить прану в центральный канал Сушумна, позволяя кундалини подниматься, что приводит к мокше, освобождению. шаткармы очищают нади, в то время как мудры улавливают прану, и другие практики (не показаны) вытесняют прану из каналов Ида и Пингала.Целью йоги является мокша, освобождение и, следовательно, бессмертие в состоянии самадхи, единения, что означает «йога» как описан в Патанджалайогашастре. Этому препятствуют блокировки в нади, которые позволяют жизненному воздуху, пране, томиться в каналах Ида и Пингала. Следовательно, разблокирование каналов - жизненно важная функция йоги. Различные практики йоги, включая предварительные очищения или саткармы, йогические печати или мудры, визуализация, задержка дыхания или пранаяма и повторение мантр работают вместе, чтобы заставить прану двигаться из Иды и Пингалы в центральный канал Сушумны. Мудры, в частности, закрывают различные отверстия, таким образом задерживая прану и направляя ее к сушумне. Это позволяет кундалини подниматься вверх по каналу Сушумны, что ведет к освобождению.
Другие культуры также работают с концепциями, подобными нади и пране.
Системы, основанные на традиционной китайской медицине, работают с концепцией энергии под названием ци. Ци проходит через меридианы, похожие по описанию на нади. Практика микрокосмической орбиты имеет много общего с некоторыми индийскими упражнениями нади шуддха (очистка каналов) и практикой крийя-йоги.
Тибетская медицина заимствует многие концепции из йоги через влияние тантрического буддизма. Одна из Шести йог Наропы - это очищение центрального канала, называемого пхова, подготовка души к выходу из тела через сагиттальный шов. Практика Ваджраяны Трул Хор - это еще одна практика, используемая для направления и контроля потока энергии в энергетических меридианах тела посредством контроля дыхания и физических поз.
Иногда три главных нади связаны с Кадуцеем Гермеса: «две змеи символизируют кундалини или змеиный огонь, который в настоящее время приводятся в движение по этим каналам, в то время как крылья символизируют силу сознательного полета через высшие планы, которую дает развитие этого огня ».