Надежда Крупская

редактировать
Российский революционер и политик XIX и XX веков

Надежда Крупская
Надежда Крупская
Крупская 1890 (обрезано) 22.11.2019. jpg Надежда Крупская, гр. 1890-е годы
Заместитель министра просвещения в Правительстве Советского Союза
В должности . 1929 - 27 февраля 1939 г.
Личные данные
Дата рожденияНадежда Константиновна Крупская. 26 февраля [OS 14 февраля] 1869. Санкт-Петербург, Российская Империя
Умер27 февраля 1939 г. ( 1939-02-27) (70 лет). Москва, РСФСР, Советский Союз
ГражданствоСоветский Союз
НациональностьСоветский Союз
Политическая партияРоссийская социал-демократическая рабочая партия (большевики ). (1903–1912). Российская коммунистическая партия. (1912–1939)
Супруга (s)Владимир Ленин (м. 1898–1924; его смерть)

Надежда Константиновна Крупская (русский язык: Надежда Константиновна Крупская, IPA: ; 26 февраля [OS 14 февраля] 1869–27 февраля 1939) была русской большевиком, а жена Владимира Ленина.

Крупская была родился в благородной семье mily, которая опустилась в бедность, и она выработала твердые взгляды на улучшение участи бедных. В одной марксистской дискуссионной группе она встретила Ленина, который вскоре был сослан в Сибирь, где ей разрешили присоединиться к нему при условии, что они поженятся. Это могло означать брак по расчету, хотя они оставались верными. После революции 1917 года Крупская была на переднем крае политической сцены. С 1922–1925 гг. Она была связана с Сталиным, Зиновьевым и Каменевым против левой оппозиции Троцкого, хотя позже она и выпала. со Сталиным. Она была заместителем комиссара просвещения с 1929 по 1939 год, оказывая сильное влияние на советскую систему образования, включая развитие советского библиотечного дела.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Семейная жизнь
  • 3 Политическая карьера
    • 3.1 Взгляды
    • 3.2 Предполагаемая роль в грузинском деле и напряженность со Сталиным
  • 4 Советское образование и библиотеки
    • 4.1 Советское образование
  • 5 Наследие
  • 6 Галерея
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Источники
  • 9 Внешние ссылки
Ранние годы

Надежда Крупская родилась в высшей,, но бедной семье. Ее отец, Константин Игнатьевич Крупский (1838–1883), был российским военным офицером и дворянином Российской Империи, осиротевшим в 1847 году в возрасте девяти лет. Он получил образование и получил звание офицера пехоты в русской армии. Незадолго до отъезда в Польшу он женился на матери Крупской. После шести лет службы Крупский потерял расположение своего начальства и был обвинен в «нероссийской деятельности». Его могли подозревать в связях с революционерами. После этого он работал на заводах или везде, где мог найти работу. Незадолго до смерти он был повторно принят в офицеры.

Мать Крупской, Елизавета Васильевна Тистрова (1843-1915), была дочерью безземельных русских дворян. Родители Елизаветы умерли, когда она была маленькой, и она была зачислена на Бестужевские курсы, высшее формальное образование, доступное женщинам в России в то время. Получив ученую степень, Елизавета работала гувернанткой в дворянских семьях, пока не вышла замуж за Крупского.

Надежда Крупская в 1876 году

Имея хорошо образованных и аристократических родителей, в сочетании с личным опытом. опыт низшего сословия условий труда, вероятно, привел к формированию многих идеологических взглядов Крупской . «С самого детства Крупскую внушал дух протеста против уродливой жизни вокруг нее».

Одна из подруг Крупской по гимназии, Ариадна Тыркова, охарактеризовала ее как «высокую, тихую девушку, которая не делала этого». флиртовала с мальчиками, двигалась и размышляла обдуманно и уже сформировала твердые убеждения... Она была одной из тех, кто навеки предан своему делу, когда они одержимы своими мыслями и чувствами... " Она непродолжительное время посещала две разные средние школы, прежде чем идеально подошла женской гимназии князя А.А. Оболенского, «известной частной женской средней школе в Петербурге». Это образование, вероятно, было более либеральным, чем в большинстве других гимназий, поскольку было отмечено, что некоторые из сотрудников были бывшими революционерами.

После смерти отца Крупская и ее мать давали уроки в качестве источника дохода. Крупская проявляла интерес к образованию с юных лет. Ее особенно привлекали теории Льва Толстого об образовании, которые были гибкими, а не структурированными. Они сосредоточились на личностном развитии каждого ученика и на важности отношений учитель-ученик.

Это побудило Крупскую изучить многие работы Толстого, в том числе его теории реформации. Это были мирные, законопослушные идеи, ориентированные на людей, воздерживающихся от ненужной роскоши и самостоятельных, вместо того, чтобы нанимать кого-то для ухода за домом и т. Д. Толстой произвел неизгладимое впечатление на Крупскую; Говорили, что она «с особым презрением относилась к стильной одежде и комфорту». Она всегда была скромной в одежде, как и обстановка дома и офиса.

Как преданная, пожизненная студентка, Крупская начала участвовать в нескольких дискуссионных кружках. Эти группы были созданы для изучения и обсуждения определенных тем на благо всех участников. Позднее, в одном из этих кругов, Крупская впервые познакомилась с теориями Маркса. Это вызвало у нее интерес как потенциальный способ сделать жизнь своего народа лучше, и она начала углубленное изучение марксистской философии. Это было сложно, поскольку книги на эту тему были запрещены российским правительством, а это означало, что революционеры собирали их и хранили в подпольных библиотеках.

Семейная жизнь
Надежда Крупская в 1890-е годы

Впервые Крупская встретила Владимира Ильича Ульянова (позже известного как Владимир Ленин) в 1894 году в аналогичной дискуссионной группе. Его выступления произвели на нее впечатление, но не его личность, по крайней мере, сначала. Об ухаживаниях между Лениным и Крупской трудно что-то сказать, поскольку ни одна из сторон не говорила часто о личных вопросах.

В октябре 1896 года, через несколько месяцев после ареста Ленина, была арестована и Крупская. Через некоторое время Ленин был приговорен к ссылке в Сибирь. В тюрьме они почти не общались, но перед отъездом в Сибирь Ленин написал Крупской «секретную записку», которую передала ее мать. В нем говорилось, что ей могут разрешить присоединиться к нему в Сибири, если она скажет людям, что она его невеста. На тот момент Крупская еще ожидала приговора в Сибири. В 1898 году Крупской разрешили сопровождать Ленина, но только в том случае, если они поженились, как только она приехала.

В своих мемуарах Крупская отмечает, что «у него даже такая работа, как перевод, была делом любви». Ее отношения с Лениным были скорее профессиональными, чем супружескими, но она оставалась верной, ни разу не рассматривая развод.

Считается, что Крупская страдала болезнью Грейвса, заболеванием, поражающим щитовидную железу в шея, из-за которой глаза выпячиваются, а шея напрягается. Это также может нарушить менструальный цикл, что может объяснить, почему у Ленина и Крупской никогда не было детей.

После освобождения Ленин уехал в Европу и поселился в Мюнхене. После освобождения к нему присоединилась Крупская (1901). После ее приезда пара переехала в Лондон.

Политическая карьера
Надежда Крупская, Владимир Ленин, кот Ленина, американский журналист в Кремле, 1920

Политическая жизнь Крупской была активной: она была кем угодно, только не просто функционером большевистской фракции Российской социал-демократической рабочей партии с 1903 года.

Лев Троцкий, тесно сотрудничавший с Лениным и Крупской. в 1902–1903 гг. в своей автобиографии («Моя жизнь», 1930) пишет о центральном значении Крупской в ​​повседневной работе РСДРП и ее газеты «Искра». «Секретарем редакции [Искры] была жена [Ленина] [...] Она была в самом центре всей организационной работы; она принимала товарищей, когда они приезжали, инструктировала их, когда они уходили, устанавливала связи, снабжала секретные адреса, писала письма, шифровала и расшифровывала корреспонденцию. В ее комнате всегда пахло горелой бумагой от секретных писем, которые она разжигала на огне, чтобы читать... »

Крупская стала секретарем Центрального Комитет 1905 г.; она вернулась в Россию в том же году, но снова уехала после неудавшейся революции 1905 года и пару лет проработала учителем во Франции.

После Октябрьской революции в 1917 году она была назначена заместителем Анатолия Луначарского, наркома просвещения, где она возглавила Отделение образования взрослых Внешкольный отдел. Она стала председателем комитета по образованию в 1920 году и была заместителем комиссара просвещения (министра) с 1929 по 1939 год.

Крупская способствовала созданию комсомола и пионера. движение, а также сама советская система образования, включая цензуру в ней. Она также сыграла важную роль в развитии советского библиотечного дела.

Крупская стала членом ЦК КПСС в 1924 году, членом его контрольной комиссии в 1927 году, членом Верховного Совета в 1931 г. и почетный гражданин в 1931 г.

Крупская и Ленин, 1922 г.

Взгляд

После смерти Владимира Ленина в январе 1924 г. Крупская сблизилась с политические позиции Григория Зиновьева и Льва Каменева в великих дебатах между Троцким левой оппозицией и Сталиным доминирующее положение в партии и бухаринской возглавляемой правой оппозицией. С 1922 по 1925 год Зиновьев и Каменев были в триумвиратном союзе со сталинским центром против левой оппозиции Троцкого. В 1925 году Крупская напала на Льва Троцкого в полемическом ответе на трактат Троцкого Уроки Октября. В нем она заявила, что «марксистский анализ никогда не был сильной стороной товарища Троцкого».

В отношении дебатов вокруг социализма в одной стране против перманентной революции, она утверждал, что Троцкий «недооценивает роль крестьянства». Более того, она считала, что Троцкий неверно истолковал революционную ситуацию в Германии после Первой мировой войны. Во время партийной конференции и съезда партии в 1925 году она поддерживала Григория Зиновьева и Льва Каменева против Иосифа Сталина, поскольку тройка последних лет распалась. В 1926 году Крупская, Зиновьев и Каменев заключили союз с левой оппозицией Троцкого, чтобы сформировать объединенную оппозицию против Сталина. Якобы Крупскую цитировал сын Троцкого Леон Седов в своей книге «Красная книга: на московском процессе»: «Ленин был спасен из тюрьмы только его смертью». В связи с ростом государственного давления с целью изгнания Объединенной оппозиции, Крупская в конце концов проголосовала за исключение Троцкого, Зиновьева и Каменева из Коммунистической партии в декабре 1927 года, позиция, которую требовали правая оппозиция и сталинский центр.

В 1936 году. она защищала ограничения на аборты, принятые советским правительством в том году, утверждая, что они были частью последовательной политики, проводимой с 1920 года по устранению причин для аборта.

Крупская написала мемуары о своей жизни с Лениным, переведенные в 1930 году как «Воспоминания о Ленине», а в 1970 году - как «Воспоминания о Ленине». В книге наиболее подробно рассказывается о жизни Ленина до его прихода к власти и до конца 1919 года. Однако текст был отредактирован другими лицами после того, как Крупская закончила его, и поэтому может быть не совсем надежным.

Предполагаемая роль в грузинском деле и напряженность в отношениях со Сталиным

В 1922 году между большевистским руководством возник конфликт по поводу статуса Грузии и того, на каких условиях она образует политический союз с РСФСР. Этот конфликт стал известен как Грузинское дело и приобрел личный, а также политический характер среди высокопоставленных членов партии большевиков, включая Сталина, Троцкий и Ленин.

В своей книге 2014 года «Сталин: парадоксы власти» историк Стивен Коткин утверждает, что три письма и одна статья в «Правде», предположительно продиктованные Лениным, а также отчет, доставленный Ленину по грузинскому делу, были частично или полностью сфабрикованы Крупской с целью ослабить позиции Сталина в партии. Коткин утверждает, что это могло быть результатом ссоры между Крупской и Сталиным.

Советское образование и библиотеки

До революции Крупская пять лет работала инструктором. для фабриканта, который проводил вечерние занятия для своих сотрудников. Юридически преподавали чтение, письмо и арифметику. Незаконно классы с революционным влиянием преподавались для тех студентов, которые могли быть к ним готовы. Крупская и другие инструкторы были освобождены от должности, когда около 30 000 заводских рабочих в этом районе объявили забастовку, требуя повышения заработной платы. Даже после революции ее акцент делался на «проблемах молодежной организации и образования». Чтобы получить образование, им нужен был лучший доступ к книгам и материалам.

Дореволюционные русские библиотеки имели тенденцию исключать определенных членов. Некоторые предназначались исключительно для высших классов, а некоторые - только для сотрудников определенной компании «Профсоюзы». Кроме того, у них была узкая православная литература. Было сложно найти книги с новыми идеями, поэтому и возникли подпольные библиотеки. Другой проблемой был низкий уровень грамотности масс. Выборгская библиотека, проект Алвара Аалто была переименована в Городскую библиотеку Надежды Крупской после советской аннексии Выборга.

Советское образование

Революция не принесла мгновенного улучшения в библиотеках. На самом деле, какое-то время проблем было даже больше. Профсоюзы по-прежнему отказывались разрешать общественное использование, средств на закупку книг и материалов не хватало, а книги, которые уже были частью библиотек, разваливались. Кроме того, был низкий интерес к библиотечной карьере из-за низкого дохода, и библиотеки остро нуждались в реорганизации.

Надежда Крупская в 1931 году

Крупская провела перепись библиотек для решения этих проблем. Она призвала библиотеки сотрудничать и открывать свои двери для широкой публики. Она призвала библиотекарей использовать простую речь при разговоре с посетителями. Приветствовалось знание потребностей рабочих; какие книги следует хранить, предметы, которые интересовали читателей, и организовать материал таким образом, чтобы лучше обслуживать читателей. Были проведены комитеты по совершенствованию карточных каталогов.

Крупская заявила на библиотечной конференции: «У нас смехотворное количество библиотек, а их книжные фонды еще более неадекватны. Качество их ужасное, большинство населения не умеет ими пользоваться и использует. даже не знаю, что такое библиотека ».

Она также искала лучшие профессиональные школы для библиотекарей. Официального обучения библиотекарей в дореволюционной России было мало, и по-настоящему оно началось только в 20 веке. Таким образом, Крупская выступала за создание библиотечных «семинарий», где практикующие библиотекари будут обучать начинающих библиотекарей навыкам своей профессии, как на Западе. Однако педагогические характеристики были характерными для советского революционного периода. Библиотекарей были обучены определять, какие материалы подходят для посетителей и имеют ли они возможность оценить то, что может предложить ресурс.

Крупская также хотела, чтобы библиотекари обладали большими словесными и письменными навыками, чтобы они могли больше ясно объясните своим читателям, почему одни материалы для чтения были лучше других. Она считала, что объяснение выбора ресурсов посетителям было вежливостью и возможностью для большего образования в области социалистических политических ценностей, а не тем, что требовалось от библиотекаря. Они должны были стать посредниками революции, а затем и теми, кто помогал сохранить ценности образовавшегося социалистического государства.

Крупская была убежденным марксистом, для которого каждый элемент государственного образования был шагом к улучшению жизни общества. ее люди, предоставляя всем людям доступ к инструментам образования и библиотекам, были необходимы для того, чтобы жить более полноценной жизнью. Осуществлением стало образование, а инструментами - образование и библиотечные системы.

Наследие
Галерея
См. также
  • Портал коммунизма
  • Портал феминизма
  • значок Портал социализма
Ссылки

Примечания

Источники

Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Надеждой Крупской.

.

Последняя правка сделана 2021-05-31 08:09:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте