Надим Сайфи и. Шраван Ратод. (он же Надим-Шраван) | |
---|---|
Жанры | Саундтрек, Болливуд, filmi, filmi-ghazal, gazal, романтик |
Род занятий | Музыкальные руководители, композиторы, музыкальные продюсеры, певцы, инструменталисты |
Годы деятельности | 1973 – настоящее время |
Надим – Шраван - дуэт индийских музыкальных режиссеров в Болливуде киноиндустрия Индии. Дуэт получил свое название от имен двух основных композиторов: Надим Ахтар Сайфи (родился 6 августа 1954 года) и Шраван Кумар Ратод (родился 13 ноября 1954 года).
Надим-Шраван были самыми успешными музыкальными режиссерами Болливуда с 1990-х до начала 2000-х. Они продемонстрировали сильное влияние музыки хиндустани (классической / полуклассической) в своих композициях и были единственными композиторами в 1990-х и 2000-х годах, которые в значительной степени полагались на три конкретных инструмента: бансури, ситар и шенай почти во всех их песнях. Благодаря современному использованию этих инструментов, не отвлекая их от их первоначальной ценности, их вклад уникален по сравнению с некоторыми начинающими музыкальными директорами, развивающими новый музыкальный стиль, начиная с середины 1990-х годов.
Их прорывной альбом саундтреков был Aashiqui (1990), продано 20 миллионов копий в Индии и стал самым продаваемым альбомом саундтреков Болливуда всех времен. Надим-Шраван также стояла за многими другими самыми продаваемыми саундтреками Болливуда 1990-х годов. Их успех помог создать музыкальный лейбл T-Series. Однако карьера дуэта временно остановилась с убийством основателя T-Series Гульшана Кумара преступным миром Мумбаи синдикатом D-Company вместе с Надимом Ахтаром Сайфи. первоначально обвинялся в причастности, а затем был реабилитирован. В конце концов дуэт вернулся в 2000-х.
Надим-Шраван сочинил саундтреки для многих фильмов на хинди, включая Аашики (1990), Сааджан (1991), Phool Aur Каанте (1991), Садак (1991), Деэвана (1992), Дил Ка Кья Касур (1992), Хум Хайн Рахи Пьяр Ке (1993), Ранг (1993), Дилвал (1994), Раджа (1995), Барсаат ( 1995), Агни Сакши (1996), Джит (1996), Раджа Хиндустани (1996), Пардес (1997), Сирф Тум (1999), Дхадкан (2000), Касур (2001), Хум Хо Гайе Аапке (2001), Рааз (2002), Дил Хай Тумхаара (2002), Дил Ка Ришта (2003), Андааз (2003), Тумса Нахи Деха (2004) и Бевафаа (2005), среди прочих.
Среди их самых популярных и любимых певцов - «Тримурти» Кумар Сану, Алка Ягник, Удит Нараян, но и другие исполнители хинди, такие как Анурадха Паудвал, Кавита Кришнамурти, Садхана Саргам, Пурнима, Джаспиндер Нарула, К. С. Читра, С. П. Баласубрахманьям, Харихаран, Суреш Вадкар, Панкадж Удхас, Мохаммед Азиз, Судеш Бхосле, Шайлендра Сингх, Шабир Кумар, Нитин Мукеш, Руп Кумар Ратод, Винод Ратод, Абхиджит, Сону Нигам, Шаан, KK, Гурдас Маан, Шанкар Махадеван, Бабул Суприо, Манхар Удхас, Бали Брахмбхатт, Джолли Мукерджи, Сапна Мукерджи, Анвар и многие другие пели под их управлением. Певец-ветеран Мохаммед Рафи также пел для них в их фильме Дангал и Кишор Кумар в фильме Илаака. Певцы Лата Мангешкар и Аша Бхосле также спели для этого дуэта в нескольких альбомах.
Объединение Надима ахтара сайфи и Шравана восходит к 1973 году, когда они встретились на одном приеме. Их первым фильмом был фильм о бходжпури «Дангал» 1973 года (выпущенный в 1975 году), в котором была популярная песня о бходжпури «Kashi hile, Patna hile» в исполнении Манна Дей. Их первым фильмом на хинди была Мэн Джина Сик Лия в 1981 году, исполненная Амитом Кумаром. В 1985 году дуэт сочинил музыку для коммерческого проекта Star Ten. Десять актеров хинди (Митхун, Джеки Шрофф, Анил Капур, Сачин, Дэнни, Виджендра, Сулакшана Пандит и др.) Исполнили несколько песен на стихи Анвара Саагара. Все это время они изо всех сил пытались найти работу и редко сочиняли музыку для полноценного фильма. Ситуация внезапно изменилась в конце 1980-х по причинам, которые неизвестны и могут только предполагаться, потому что это была также эпоха, когда влияние гангстеров стало безудержным и доминирующим в Болливуде. Они внезапно нашли работу, и в 1989 году на экраны вышли три больших фильма: Илаака, Хисааб Хун Ка и Лашкар. Все эти фильмы провалились в прокате, а музыка была отвергнута как зрителями, так и критиками.
Тем не менее, обилие работы вдохновило дуэт на творчество, и с этого момента они начали выпускать хитовую музыку. Их революционный фильм Aashiqui (1990), который привлек их внимание, был подарен им не кем иным, как Гульшан Кумар. Планета Болливуд назвала Aashiqui 4-м лучшим саундтреком в их «100 лучших саундтреках Болливуда». Альбом с саундтреками был продан 20 миллионов экземпляров, что сделало его самым продаваемым альбомом с саундтреками в Болливуде за все время.
Их успех продолжился Сааджан, Дил Хай Ки Манта Нахин, Садак, Сайник, Раджа, Дилвале, Раджа Хиндустани и Phool Aur Kaante. Было ли это «Чехра Кья Дехте Хо» (Салами ), «Адайин Бхи Хаин» (Дил Хай Ке Манта Нахин ), «Соченге Тумхе Пьяр» (Деэвана ), «Туджхе На Дэкху Тох Цепь» (Ранг ), все они имели отчетливую печать Надим-Шраван.
Они сочиняли всевозможную музыку, будь то быстрые, сентиментальные или танцевальные номера. Но их сильной стороной всегда была мелодия. Большинство их композиций относятся к жанру filmi-ghazal, так как были в значительной степени вдохновлены музыкой ghazal и.
Когда звуковая дорожка Pardes была выпущены треки с разными вариациями песен; песни («I Love My India» и «Meri Mehbooba»), песни о любви («Do Dil Mil Rahe Hain») и каввали («Nahin Hona Tha)», поп («Мой первый день в Америке»), боль («Ye Дил Деэвана »). Planet Bollywood начал обзор со слов: «Музыка для Pardes - лучшая музыка Надим-Шравана».
Они работали с такими авторами текстов, как Самир, Ананд Бакши, Фааиз Анвар Хасрат Джайпури, Рани Малик и многие другие. Когда они вышли на музыкальную сцену, Лакшмикант-Пьярелал и Ананд-Милинд были на вершине. Но впоследствии их упорный труд окупился, и они выпустили несколько хитов подряд.
В их песнях часто встречаются Jhankaar, Conga, Bongos, Электронный барабан фьюжн бьет. Они настаивали на том, чтобы в большинстве своих композиций они придерживались лирика Самира и певцов-мужчин Кумара Сану, Удита Нараяна и певицы Алки Ягник.
Другие саундтреки к ним: Сааджан (16), Садак (51), Раджа Хиндустани (56), Дхадкан (73), Деэвана (79).
Гульшан Кумар, владелец T-Series, был застрелен возле Джитешвара Махадева Мандира, индуистского мандира, посвященного лорду Шиве. он ежедневно посещал Джит Нагар, пригород Андхери Вест в Мумбаи, 12 августа 1997 года. Преступный мир Мумбаи организация D-Company была причастна к убийству. Полиция также обвинила Надима Сайфи в том, что он заплатил за убийство из-за личного спора, и бежал из страны после убийства. По данным полиции, Надим организовал заговор в Дубае в мае с Анисом Ибрагимом Каскаром, братом беглого гангстера Давуда Ибрагима Каскара и соратников Давуда Абу Салема и Кайюма. Источники в криминальном отделении сообщили, что Надим уехал из Бомбея после смерти Гульшана Кумара. В ходе допроса арестованных гангстеров полиция, как сообщается, узнала, что Надим организовал в июне «секретное» музыкальное мероприятие для Давуда Ибрагима Каскара в Дубае. Полиция утверждает, что на нем присутствовали многие известные личности Болливуда.
После того, как полиция выдвинула против него обвинения, Надим Сайфи бежал в Соединенное Королевство. В 2001 году дело было передано в Высокий суд Лондона, который отклонил запрос правительства Индии о экстрадиции на том основании, что не было доказательств prima facie дело против Сайфи. В августе 2001 года главный свидетель обвинения, Мохаммед Али Хуссейн Шейх, который ранее утверждал, что Сайфи участвовал в убийстве, в конце концов показал, что он не знал Сайфи и никогда его не видел. Абу Салем также отрицал участие Надима в выступлениях на индийском национальном телевидении. Сайфи был также оправдан четырьмя судами, включая Палату лордов в Соединенном Королевстве и сессионный суд в Мумбаи. Со временем Саифи получил британское гражданство, а затем переехал в Дубай, где он ведет успешный парфюмерный бизнес.
После бездействия в течение когда-то Надим-Шраван возвращался с такими фильмами, как Йе Дил Аашикана, Эк Ришта, Касур, Хум Хо Гайе Аапке, Рааз, Дил Хай Тумхаара, Каямат, Хунгама, Андааз, Бевафаа, Tumsa Nahin Dekha: A Love Story, Barsaat, Dosti и Do Knot Disturb.
Надим остался в Великобритании и, несмотря на расстояние между Англия и Индия, он и Шраван продолжали вместе заниматься музыкой. Но позже они расстались после Dosti: Friends Forever.
В 2005 году дуэт распался. Дости: Друзья навсегда был их последним совместным фильмом. Надим основал собственную парфюмерную компанию и компанию по производству сумок, а также занимался сольными композициями. Шраван не был заинтересован в продолжении своей музыки и вместо этого сосредоточился на музыкальной карьере своих сыновей (Санджив-Даршан ) и производстве фильмов. Другой причиной, вероятно, является растущее расстояние между ними. В одном из интервью Надим заявил, что между ним и Шраваном не было конфликта. В конце 2013 года было объявлено, что дуэт снова будет работать вместе над продолжением Deewana, но позже они снова расстались из-за личных конфликтов, в результате чего Надим решил вернуться в качестве сольного композитора для Ishq Forever в 2015 году.
В 2016 году Надим Сайфи-Ахтар вернулся с лириком Самиром в фильме Ishq Навсегда. Он расстался со своим партнером Шраваном и работал над фильмом как сольный композитор. В фильме десять песен. В 2017 году продолжит свою музыкальную карьеру в фильме Ek Haseena Thi Ek Deewana Tha в качестве сольного композитора, а фильм продюсирует и направляет Suneel Darshan.
Надим-Шраван завоевала несколько наград за свою музыкальную карьеру.
Год | Альбомы | Песня (и) | Певец (и) | Lyricit (s) |
1985 | Бар Бар Телефон | Анил Капур, Виджайта Пандит | ||
Кашмир Се Кания Кумари | Джеки Шрофф | |||
Юн Дхуп Мейн | Дэнни Дензонгпа, Калпана Айер | |||
Кал Бас Ке Интизар | Шайлендра Сингх | |||
Аадж Ки Раат На Гхар | Виджайендра Гхатге, Каджал Киран | |||
Дискотека Ки Бимари Айи | Сачин, Хор | |||
Ангури Паани Чхад Гая | Митхун Чакраборти | |||
1991 | Аап Ки Яадейн Том 1 | Aap Se Ac ххи Аап Ки Яаден Хайн | Кумар Сану, Анурадха Паудвал, | Фаиз Анвар |
Чахе Дуния, Чахе Тоофан, Чахе Каямат Аа Джай | Анурадха Паудвал, Мохд Азиз | |||
Джо Пьяр Кар Гай | Кумар Сану | |||
Пал Дин Махин Кай Саал Хо Гай | Анурадха Паудвал Мохаммед Азиз | |||
1992 | Рахбар | Ваадие Ишк Се | Алка Ягник | |
Чейн Пайега Кахан | Мадан Пал | |||
Йе Кой Баат Нахин Хай | Сайид Рахи | |||
Апни Сурат Пе | Хасрат Джайпури | |||
Киске Шаанон Пе | Сайид Рахи | |||
Дил Ка Бхола Хай | Алка Ягник, Радж Кумар | |||
Туджко Газаль Кахун | Радж Кумар | Анвар Сагар | ||
Дехкар Джинко | ||||
Мера Кат Милте Хи | ||||
Аап Джитни Берухи Се | ||||
Абхи Бхи Вакт Хай | Анвар Сагар | |||
1994 | Сайеша | Джаб Кой Пьяр Се Булайега | Надим Сайфи, Алка Ягник | Самир |
Худа Аап Ко Назар | Надим Сайфи / Самир | |||
Пьяр Хуа Хай Абхи | Самир | |||
Деха Туджхе То | ||||
Итна Бхи На Ч хахо | Надим Сайфи | |||
Сайеша Сайеша | ||||
Сандер Хаат | ||||
Сайеша Сайеша | Надим Шраван | Самир | ||
1995 | Тери Мохаббат Мейн | Ае Санам Тум Хи | Кумар Сану | |
Бхула Чука Хун Замана | ||||
Дил Де Чуке Хайн | ||||
Раатейн Хайн Икрар Ки | ||||
Тери Джудаай Мейн | ||||
Тум Джаб Бхи Кат | ||||
Йе Бахареин Йе Назареин | ||||
Пад Кар Тумхара Кат | Садхана Саргам | |||
1995 | Надим поет все время хиты - танцевальный ремикс | O Mere Dil Ке Чейн | Надим Сайфи, | Маджру Султанпури |
Дум Дум Дига Дига | Камар Джалалабади | |||
Хонтон Пе Саччай Рахти Хай | Шайлендра | |||
Чура Лия Хай Тумне | Майрух Султанпури | |||
Дхере Дхере Се | Рани Малик | |||
Мера Дил Тере Лийе | Самир | |||
Яане Джигар Джаанеман | ||||
Назар Ке Саамне | ||||
1996 | Саджни | Вох Джаб Аайна Дехте Хонге | Сучандра | Самир |
Тум Джаб Аайна Дехти Хоги | Винод Ратод | |||
Туйхко Майн Туйхсе Чураунга | ||||
Паас Рех Кар Бхи Кои Паас На Хо | Кавита Кришнамурти | |||
О Джаане Джаан | Суниди Чаухан | |||
Дил Майн Тум Дхадкан | Кумар Сану, Сучандра | |||
Чупке Се Вахин Милте Хайн | Сучандра, Удит Нараян | |||
Баджа Баджега То | Сучандра | |||
Эк Чехра Хай Джисе Пьяр | ||||
Ай Дил Йе Батен | Сону Нигам, Сучандра | |||
1997 | Привет! Аджнаби | Надим Саиф | Самир | |
Хотон Майн Тупатте Ко Даба Лете | ||||
Тумсе Мила Тха Колледж Майн | ||||
Банало Уско Тум Апна | ||||
Пьяр Бхи Хо Джайега | ||||
Муджхсе Мера Наам То Пучхо | ||||
Тум Се Мили Тхи Колледж Майн | Алка Ягник | |||
Назар Милаке Баат Каро | Надим Сайфи, Садхана Саргам | |||
Мери Таманна Хай Майн Амитабх | Надим Сайфи, Алка Ягник | |||
2012 | Диапазон | Йе Мери Дуа Мейн Асар Аайе | Абхиджит Бхаттачарья | Самир |
Аайе Хо Абхи | Абхиджит Бхаттачарья, Сарика Капур | |||
Йе То Мамкин Хи Нахин | Бабул Суприо | |||
Худа Ки Касам | Удит Нараян, Шрейя Гхошал | |||
Хум Тум | Сону Нигам | |||
Хава Не Йе Пайгам | Алка Ягник | |||
Ишк На Манге | Сону Нигам, Джаспиндер Нарула |
Всего за 17 лет только 4 года (1998, 1999, 2004, 2006) не попали в тройку лучших альбомов Надим – Шраван. Годовой анализ выглядит следующим образом:
Год | Рейтинг (по продажам в Индии) |
---|---|
1990 | 1 - Аашики |
1991 | 1 - Сааджан 2 - Пхул Аур Каанте 3 - Садак |
1992 | 1 - Дэвана |
1993 | 1 - Хум Хайн Рахи Пьяр Ке |
1994 | 2 - Дилвале |
1995 | 2 - Раджа |
1996 | 1 - Раджа Хиндустани 3 - Агнисакши |
1997 | 2 - Пардес |
2000 | 2 - Дхадкан |
2001 | 1 - Касур |
2002 | 1 - Рааз |
2003 | 2 - Андааз |
2005 | 2 - Бевафаа |
В следующей таблице перечислены продажи самых продаваемых альбомов Болливудской музыки в Индии над альбомами Надим – Шраван. К 1993 году их альбомы с саундтреками заработали 150 крор (что эквивалентно 874 крор или 120 миллионов долларов США в 2019 году).
Саундтрек к фильму | Год | Продано единиц | Годовой рейтинг | Источник (и) |
---|---|---|---|---|
Аасики | 1990 | 20,000,000 | 1 | |
Раджа Хиндустани | 1996 | 11,000,000 | 1 | |
Сааджан | 1991 | 10,000,000 | 1 | |
Phool Aur Kaante | 1991 | 6,000,000 | 2 | |
Раджа | 1995 | 6,000,000 | 2 | |
Дилвейл | 1994 | 5,500,000 | 1 | |
Садак | 1991 | 5,000,000 | 3 | |
Деэвана | 1992 | 4,500,000 | 1 | |
Дхадкан | 2000 | 4,500,000 | 2 | |
Pardes | 1997 | 3,500,000 | 2 | |
Pardes | 1997 | 3,100,000 | ||
Raaz | 2002 | 3,000,000 | 3 | |
Агни Сакши | 1996 | 2,800,000 | 3 | |
Бевафаа | 2005 | 2,500,000 | 2 | |
Андааз | 2003 | 2,500,000 | 2 | |
Джит | 1996 | 2,500,000 | 4 | |
Дил Хай Ке Манта Нахин | 1991 | 2,500,000 | 5 | |
Хум Хайн Рахи Пьяр Ке | 1993 | 2,500,000 | 8 | |
Сирф Тум | 1999 | 2,200,000 | 9 | |
Каямат: Город под угрозой | 2003 | 2,100,000 | 5 | |
Сапне Саджан Ке | 1992 | 2,000,000 | 5 | |
Хаан Мейн Бхи Пьяар Кия | 2002 | 1,800,000 | 11 | |
Хум Тумхаре Хайн Санам | 2002 | 1,600,000 | 5 | |
Йе Дил Аашикана | 2002 | 1,600,000 | 12 | |
Дил Хай Тумхаара | 2002 | 1,500,000 | 6 | |
Касур | 2001 | 1,500,000 | 1 | |
Дил Ка Ришта | 2003 | 1,400,000 | 8 | |
Известные продажи альбомов | н / д | 113,100,000 | н / д |
Их музыку для Рааза оценил сэр Пол Маккартни.