Нахман из Бреслова | |
---|---|
Могила рабби Нахмана из Бреслова | |
Название | Бресловский Ребе |
Личный | |
Родился | Нахман из Бреслова. 4 апреля 1772 г. (Рош Ходеш Нисан 5532). Мендзыбунь, Королевство Польское |
Умер | 16 октября 1810 г. (18 Тишрей 5571). Умань, Украина, Российская Империя |
Религия | Иудаизм |
Супруга | Сашия, дочь раввина Ефраима Осатинского |
Дети | Адиль. Сара. Фейга. Хая. Мириам. дочь (умерла в младенчестве). Яаков. Шломо Эфраим |
Родители |
|
Основная работа | Ликутей Мохаран |
Династия | Бреслов |
Нахман Бресловский (Иврит : נחמן מברסלב), также известный как Реб Нахман из Брацлава, Реб Нахман Бресловер (идиш : רבי נחמן ברעסלאווער), Нахман из Умани (4 апреля 1772 г. - окт. 16 октября 1810 г.), был основателем бресловского хасидского движения.
Ребе Нахман, правнук Баал Шем Това, возродил хасидское движение, объединив эзотерические секреты иудаизма (Каббала ) с глубокими Тора Стипендия. Он привлек тысячи последователей в течение своей жизни, и его влияние продолжается сегодня через многие хасидские движения, такие как бресловский хасидизм. Религиозная философия Ребе Нахмана вращалась вокруг близости к Богу и разговора с Богом в обычном разговоре «как с лучшим другом». Концепция хитбодедут занимает центральное место в его мышлении.
Ребе Нахман родился 4 апреля 1772 г. (Рош Ходеш из Нисана ) в городе Мендзыбунь, который находится в Подолье области тогдашнего Речи Посполитой и который сейчас находится в Украине. В том же году был согласован Первый раздел Польши, и регион и прилегающие к нему области были переданы Российской Империи.
Мать Ребе Нахмана, Фейга, была дочерью Адиля. (также пишется Удель), дочь Баал Шем Това, основателя хасидского иудаизма. Его отец Симха был сыном раввина Нахмана из Городенки (Городенка), который был прямым потомком в седьмом поколении раввина Иуды Лева бен Бецалель и одного из учеников Баал Шем Това, в честь которого был назван Ребе Нахман. У Ребе Нахмана было два брата, Йехиэль Цви и Исроэль Мес, и сестра Перель. Ребе Нахман сказал своим ученикам, что будучи маленьким ребенком, он избегал удовольствий этого мира и нацелился на духовность. Он платил своему меламеду (учителю) по три дополнительные монеты за каждую страницу Талмуда, которую он преподавал ему, сверх гонорара, который его отец платил учителю, чтобы побудить учителя изучить больше материала. С шести лет он выходил ночью, чтобы помолиться на могиле своего прадеда, Баал Шем Това, а затем погружался в микве.
В возрасте 13 лет он женился на Сашии, дочери раввина Ефрема, и переехал в дом своего тестя в Оссатине (сегодня Старая Осота). В день свадьбы он приобрел своего первого ученика, молодого человека по имени Шимон, который был на несколько лет старше его. В последующие годы он продолжал обучать и привлекать новых последователей в районе Медведевки.
В 1798–1799 годах он путешествовал по Земле Израиля, где был с честью принят хасидами, жившими в Хайфа, Тверия и Цфат. В Тверии его влияние привело к примирению литовских и волынских хасидов.
Незадолго до Рош ха-Шана 1800 г. Ребе Нахман переехал в город Златополь. Горожане предложили ему сказать последнее слово о том, кто возглавит Рош ха-Шана и Йом Кипур. Человек, избранный руководить Нейлой, последней молитвенной службой Йом Кипур, не встретил одобрения Ребе. Внезапно мужчина онемел и вынужден был уйти, к его великому смущению. После окончания поста Ребе Нахман беззаботно рассказал об истинных намерениях этого человека, и этот человек был так разгневан, что донес на Ребе Нахмана рабби Арье Лейбу из Шпола, известному как «Шполер Зейде», выдающийся хасидский раввин и один из первых учеников раввина Пинхаса из Кореца, который был ведущей фигурой в первом поколении хасидов. Так началась яростная кампания Шполер-Зейде против бресловского хасидизма. За это время он посетил множество синагог, в том числе Большую синагогу в Дубно на Волыни (ныне Ровенская область), самую большую в Украине, и могилы родственников в том же городе.
В 1802 году Ребе Нахман переехал в город Брацлав, также известный как «Бреслов» и «Брацлав». Здесь он заявил: «Сегодня мы посадили имя бресловских хасидов. Это имя никогда не исчезнет, потому что моих последователей всегда будут называть в честь города Бреслов».
Его переезд в город Бреслов принес он связался с Натаном Стернхарцем ("Реб Носон"), 22-летним знатоком Торы из соседнего города Немиров, в восьми милях к северу от Бреслова. В течение следующих восьми лет Реб Носон стал его главным учеником и писцом, записывая все формальные уроки Ребе Нахмана, а также транскрибируя magnum opus Ребе, Ликутей Мохаран. После смерти Ребе Нахмана Ребе Носон записал все неформальные беседы, которые он и другие ученики имели с Ребе, и опубликовал все работы Ребе Нахмана, а также свои собственные комментарии к ним.
Ребе Нахман и его жена Сашия было шесть дочерей и два сына. Две дочери умерли в младенчестве, а два сына (Яаков и Шломо Эфраим) умерли в течение полутора лет после рождения. Их выжившими детьми были Адиль, Сара, Мириам и Хая. Сашия умерла от туберкулёза 11 июня 1807 года, накануне Шавуот, и была похоронена в Заслове незадолго до начала праздника. В следующем месяце Ребе Нахман обручился с женщиной из Бродов, отцом которой был богатый Джошуа Трахтенберг. (В последние годы потомок семьи Трахтенберг сообщил раввину Лейбелю Бергеру, бывшему сотруднику Бресловско-Уманского Ваада [комитета] Америки, что эту вторую жену звали Девора [Дебора]. Однако это утверждение остается непроверенным.) После помолвки Ребе Нахман заболел туберкулезом.
В мае 1810 года в Брацлаве вспыхнул пожар, уничтоживший дом Ребе Нахмана. Группа маскилим (евреев, принадлежащих к светскому движению Хаскала [Просвещение]), проживающим в Умани, предложила ему жить в их городе и предоставила ему жилье по мере обострения его болезни. Много лет назад рабби Нахман проходил через Умань и сказал своим ученикам: «Это хорошее место для похорон». Он имел в виду кладбище, где были похоронены 2000 (или, по некоторым данным, до 20 000) еврейских мучеников во время Гайдамакской резни в Умани 1768 года. Ребе Нахман умер от туберкулеза в возрасте 38 лет на четвертый день Суккота 1810 года и был похоронен на этом кладбище.
При жизни Ребе тысячи хасидов путешествовали с ним на еврейские праздники Рош ха-Шана, Ханука и Шавуот, когда он давал свои формальные уроки. В последний Рош ха-Шана в своей жизни Ребе Нахман подчеркнул своим последователям, что особенно важно быть с ним в этот праздник. Поэтому после смерти Ребе Ребе Носон организовал ежегодное паломничество к могиле Ребе в Рош ха-Шана.
Это ежегодное паломничество, называемое кибуцом Рош ха-Шана, привлекало тысячи хасидов со всей Украины, Беларуси, Литвы и даже Польши до 1917 г., когда большевистская революция вынудила его тайно продолжаться. Лишь около дюжины хасидов рискнули совершить ежегодное паломничество в эпоху коммунизма, поскольку власти регулярно совершали набеги на собрание и часто арестовывали и заключали в тюрьму прихожан. Начиная с середины 1960-х годов хасиды, жившие за пределами России, стали пробираться в Умань, чтобы помолиться у могилы Ребе Нахмана в течение года. Во время «перестройки» в Советском Союзе в 1989 году ворота были полностью открыты. В 2008 году в этом ежегодном паломничестве участвовало около 25000 человек со всего мира.
В апреле 1810 года рабби Нахман призвал двух своих ближайших учеников, раввина Аарона из Бреслова и раввина Нафтали из Немирова, чтобы они выступили в качестве свидетелей. за беспрецедентную клятву:
«Если кто-нибудь придет ко мне в могилу, даст монету на благотворительность и произнесет эти десять Псалмов [Тиккун ха-Клали], я вытащу его из глубин Гехинном ! ". «Не имеет значения, что он делал до того дня, но с того дня он должен взять на себя ответственность не возвращаться на свои глупые пути».
Эта клятва побудила многих последователей предпринять поездку к могиле рабби Нахмана, даже во время разгона коммунистов.
За свою короткую жизнь Ребе Нахман добился большого признания как учитель и духовный лидер и считается важной фигурой в истории хасидизма. Его вклад в хасидский иудаизм включает следующее:
Другой важной особенностью учения Ребе Нахмана является его Тиккун ХаКлали («Общее исправление» или «Общее средство правовой защиты») для духовного исправления. Это общее исправление может преодолеть духовный вред, причиненный множеством грехов или одним грехом, разветвлений которого много. В Шавуот 5566 г. (23 мая 1806 г.) Ребе Нахман показал, что десять конкретных псалмов, читаемых в следующем порядке: Псалмы 16, 32, 41, 42, 59, 77, 90, 105, 137 и 150, представляют собой специальное средство от греха растраты семени, которое оскверняет знак завета и, соответственно, все другие мицвот. Большинство бреславских хасидов пытаются произносить «Тиккун а-клали» ежедневно.
Ребе Нахман жил во время раздоров между хасидами и их противниками, миснагдим, евреями-раввинами, настроенными против хасидской практики и философии. Это было также время трений между хасидами и растущим населением евреев под влиянием Хаскала (Просвещения), желавшего эмансипации в качестве равноправных граждан в либерализирующих национальных государствах Европы. (В 1816 году Джозеф Перл написал разоблачение хасидского мистицизма и верований, в котором критиковал многие сочинения Нахмана, умершего шестью годами ранее. Австрийские императорские цензоры заблокировали публикацию трактата Перла, опасаясь, что это вызвало бы волнения среди еврейских подданных империи.)
В течение своей жизни Ребе Нахман также встречал сопротивление внутри самого хасидского движения, со стороны людей, которые подвергали сомнению его новый подход к хасиду. Одним из них был раввин Арье Лейб из Шпола, известный как «Шполер Цейде» (дед / мудрец Шполы) (1725–1812), который, согласно бресловской традиции, поддерживал Ребе Нахмана в его раннем лет, но начал противодействовать ему после того, как он переехал в Златиполу, недалеко от Шполы, в сентябре 1800 года. Бресловская традиция записывает, что Ребе Нахман оскорбил кантора, который в этом году проводил службу в Йом Кипур в главной синагоге города, сказав, что он пел только "произвести впечатление на жену". Оскорбленный кантор пошел к рабби Арье Лейбу, чтобы пожаловаться на следующий день, возможно, также расстроенный тем, что Ребе Нахман изменил некоторые обычаи синагоги, которые были установлены в течение восьми лет, когда рабби Арье Лейб был позором синагоги. В конце концов, почти все еврейское население Златиполы обратилось против Ребе Нахмана, что привело его к переезду в Бреслов в 1802 году.
Шполер-Зейде считал учение Ребе Нахмана отклонением от классического иудаизма и учения Баал Шем Това.. Некоторые постулируют, что Зейде чувствовали угрозу, потому что рабби Нахман вторгался на его территорию и забирал у него учеников. Третьи утверждают, что рабби Нахман представлял угрозу для других ребе, потому что он выступал против институциональных династий, которые уже начали формироваться в хасидском мире. (Сам Ребе Нахман не основал династию; два его сына умерли в младенчестве, и он не назначил преемника.)
Согласно бресловской традиции, ряд видных деятелей хасидов поддержали Ребе Нахмана против оппозиции Шполер Зейде. в том числе раввин Леви Ицхок из Бердичева, раввин Гедалия из Линица, раввин Зев Вольф из Чарни-Остров и раввин Авраам из Калиска. Бресловские предания далее рассказывают, что в какой-то момент несколько хасидских раввинов собрались в Бердичеве, чтобы поместить Шполер-Зейде в черем (раввинская форма отлучения) за проявление неуважения к истинному Ученый Торы. Однако их усилия не увенчались успехом, когда кто-то убедил раввина Леви Ицхока, что это принесет городу Бердичеву плохую репутацию.
Ребе Нахман никогда утверждал, что он был Мессией. Он учил общей хасидской концепции цадик ха-дор (цадик поколения или эпохи), которая заключается в том, что в каждом поколении рождается особый святой человек, который потенциально может стать еврейским Мессией. если бы в мире были подходящие условия. В остальном этот цаддик живет и умирает так же, как и любой другой святой. Ближе к концу своей жизни он сказал: «Мой огонь будет гореть до прихода Машиаха », указывая на то, что Мессия еще не пришел. Бреславские хасиды не верят, что Ребе Нахман был Мессией, но они верят, что свет его учения продолжает освещать пути евреев из самых разных слоев общества. Чайей Мохаран # 266 утверждает, что раввин Нахман сказал: «Я могу сделать все, что Мессия может принести Израилю; единственная разница в том, что Мессия укажет, и это произойдет, но я - - (и он остановился и больше не сказал) [альтернативная версия: я еще не могу закончить] «
Саббатеи основывали свои учения на том же Зохаре и лурианской каббале Которые считаются частью классического иудаизма хасидизмом. Саббатейцы расходились с общепринятым учением, полагая, что Саббатай Цви был «Мессией» и что Галаха (еврейский закон) больше не имел обязательной силы. Ребе Нахман поступил иначе. Он не утверждал, что был Мессией, и когда его спросили: «Что мы делаем, как бресловские хасиды?» он ответил: «Что бы там ни говорилось в Шулхан Арух (Свод еврейских законов)».
Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Автор: Нахман из Бреслова |
Уроки и рассказы Ребе Нахмана были опубликованы и распространены в основном после его смерти его ученик, Реб Носон:
Еще один таинственный документ, который рабби Нахман продиктовал Ребу Носону, - это Мегиллат Сетарим («Скрытый свиток»).), который был написан загадочной комбинацией еврейских инициалов и коротких фраз. Профессор Цви Марк исследовал и попытался расшифровать этот документ, основываясь на сообщениях видных членов бресловской общины. Его результаты были опубликованы на иврите и в английском переводе вместе с факсимиле противоречивых копий рукописей.
Ребе Нахман также написал Сефер ХаГануз («Скрытая книга») и Сефер ха-Нисраф («Сожженная книга»), ни одна из которых не сохранилась. Ребе Нахман сказал своим ученикам, что эти тома содержат глубокие мистические открытия, которые мало кто сможет постичь. Продиктовав Сефер а-Нисраф Реб Носону, последний сказал, что совсем не понимает этого; позже он сказал: «Что я помню, так это то, что он говорил о величии мицвы гостеприимства и подготовки постели для гостя». Ребе Нахман никогда никому не показывал Сефер ха-Гануз. В 1808 году Ребе Нахман сжег все копии Сефер ха-Гануз и Сефер ха-Нисраф.
Ребе Нахман первым приказал уничтожить две рукописи книги Сефер ха-Нисраф в придачу за его жизнь во время фазы его туберкулез, который предшествовал его смерти на два года. Он считал, что болезнь была «наказанием из высшего мира - за написание книги».
Два года спустя, со своего смертного одра, он заказал сундук, полный своих писаний, предположительно содержащих Сефер ХаГануз, быть сожженным.
«Вечером последнего дня своей жизни рабби Нахман дал своим ученикам ключ от сундука.« Как только я умру, - сказал он им, - пока мое тело все еще лежит здесь » На полу вы должны взять все письма, которые найдете в сундуке, и сжечь их. И не забудьте выполнить мою просьбу ».
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Нахман из Бреслова |
Wikisource есть оригинальные работы, написанные или о:. Нахман из Бреслова |
О раввине Нахмане
Издатели
Произведения
Другое