Нахман из Бреслова

редактировать
Хасидский раввин (1772–1810)
Нахман из Бреслова
Могила рабби Нахмана (Умань, Украина).JPG Могила рабби Нахмана из Бреслова
НазваниеБресловский Ребе
Личный
РодилсяНахман из Бреслова. 4 апреля 1772 г. (Рош Ходеш Нисан 5532). Мендзыбунь, Королевство Польское
Умер16 октября 1810 г. (18 Тишрей 5571). Умань, Украина, Российская Империя
РелигияИудаизм
СупругаСашия, дочь раввина Ефраима Осатинского
ДетиАдиль. Сара. Фейга. Хая. Мириам. дочь (умерла в младенчестве). Яаков. Шломо Эфраим
Родители
  • Симха (отец)
  • Фейга (мать)
Основная работаЛикутей Мохаран
ДинастияБреслов

Нахман Бресловский (Иврит : נחמן מברסלב), также известный как Реб Нахман из Брацлава, Реб Нахман Бресловер (идиш : רבי נחמן ברעסלאווער), Нахман из Умани (4 апреля 1772 г. - окт. 16 октября 1810 г.), был основателем бресловского хасидского движения.

Ребе Нахман, правнук Баал Шем Това, возродил хасидское движение, объединив эзотерические секреты иудаизма (Каббала ) с глубокими Тора Стипендия. Он привлек тысячи последователей в течение своей жизни, и его влияние продолжается сегодня через многие хасидские движения, такие как бресловский хасидизм. Религиозная философия Ребе Нахмана вращалась вокруг близости к Богу и разговора с Богом в обычном разговоре «как с лучшим другом». Концепция хитбодедут занимает центральное место в его мышлении.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Переезд в Брацлав
    • 1.2 Переезд в Умань
  • 2 Традиция паломничества
  • 3 Учения
    • 3.1 Тиккун ХаКлали
  • 4 Противоречие
    • 4.1 Мессианское противоречие
      • 4.1.1 Взгляд Бреслова
  • 5 Опубликованные работы
  • 6 Самоуничтоженные произведения
  • 7 Цитаты
  • 8 См. Также
  • 9 Источники
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
Биография

Ребе Нахман родился 4 апреля 1772 г. (Рош Ходеш из Нисана ) в городе Мендзыбунь, который находится в Подолье области тогдашнего Речи Посполитой и который сейчас находится в Украине. В том же году был согласован Первый раздел Польши, и регион и прилегающие к нему области были переданы Российской Империи.

Мать Ребе Нахмана, Фейга, была дочерью Адиля. (также пишется Удель), дочь Баал Шем Това, основателя хасидского иудаизма. Его отец Симха был сыном раввина Нахмана из Городенки (Городенка), который был прямым потомком в седьмом поколении раввина Иуды Лева бен Бецалель и одного из учеников Баал Шем Това, в честь которого был назван Ребе Нахман. У Ребе Нахмана было два брата, Йехиэль Цви и Исроэль Мес, и сестра Перель. Ребе Нахман сказал своим ученикам, что будучи маленьким ребенком, он избегал удовольствий этого мира и нацелился на духовность. Он платил своему меламеду (учителю) по три дополнительные монеты за каждую страницу Талмуда, которую он преподавал ему, сверх гонорара, который его отец платил учителю, чтобы побудить учителя изучить больше материала. С шести лет он выходил ночью, чтобы помолиться на могиле своего прадеда, Баал Шем Това, а затем погружался в микве.

В возрасте 13 лет он женился на Сашии, дочери раввина Ефрема, и переехал в дом своего тестя в Оссатине (сегодня Старая Осота). В день свадьбы он приобрел своего первого ученика, молодого человека по имени Шимон, который был на несколько лет старше его. В последующие годы он продолжал обучать и привлекать новых последователей в районе Медведевки.

В 1798–1799 годах он путешествовал по Земле Израиля, где был с честью принят хасидами, жившими в Хайфа, Тверия и Цфат. В Тверии его влияние привело к примирению литовских и волынских хасидов.

Незадолго до Рош ха-Шана 1800 г. Ребе Нахман переехал в город Златополь. Горожане предложили ему сказать последнее слово о том, кто возглавит Рош ха-Шана и Йом Кипур. Человек, избранный руководить Нейлой, последней молитвенной службой Йом Кипур, не встретил одобрения Ребе. Внезапно мужчина онемел и вынужден был уйти, к его великому смущению. После окончания поста Ребе Нахман беззаботно рассказал об истинных намерениях этого человека, и этот человек был так разгневан, что донес на Ребе Нахмана рабби Арье Лейбу из Шпола, известному как «Шполер Зейде», выдающийся хасидский раввин и один из первых учеников раввина Пинхаса из Кореца, который был ведущей фигурой в первом поколении хасидов. Так началась яростная кампания Шполер-Зейде против бресловского хасидизма. За это время он посетил множество синагог, в том числе Большую синагогу в Дубно на Волыни (ныне Ровенская область), самую большую в Украине, и могилы родственников в том же городе.

Переезд в Брацлав

река в Брацлав, центрально-запад Украина

В 1802 году Ребе Нахман переехал в город Брацлав, также известный как «Бреслов» и «Брацлав». Здесь он заявил: «Сегодня мы посадили имя бресловских хасидов. Это имя никогда не исчезнет, ​​потому что моих последователей всегда будут называть в честь города Бреслов».

Его переезд в город Бреслов принес он связался с Натаном Стернхарцем ("Реб Носон"), 22-летним знатоком Торы из соседнего города Немиров, в восьми милях к северу от Бреслова. В течение следующих восьми лет Реб Носон стал его главным учеником и писцом, записывая все формальные уроки Ребе Нахмана, а также транскрибируя magnum opus Ребе, Ликутей Мохаран. После смерти Ребе Нахмана Ребе Носон записал все неформальные беседы, которые он и другие ученики имели с Ребе, и опубликовал все работы Ребе Нахмана, а также свои собственные комментарии к ним.

Ребе Нахман и его жена Сашия было шесть дочерей и два сына. Две дочери умерли в младенчестве, а два сына (Яаков и Шломо Эфраим) умерли в течение полутора лет после рождения. Их выжившими детьми были Адиль, Сара, Мириам и Хая. Сашия умерла от туберкулёза 11 июня 1807 года, накануне Шавуот, и была похоронена в Заслове незадолго до начала праздника. В следующем месяце Ребе Нахман обручился с женщиной из Бродов, отцом которой был богатый Джошуа Трахтенберг. (В последние годы потомок семьи Трахтенберг сообщил раввину Лейбелю Бергеру, бывшему сотруднику Бресловско-Уманского Ваада [комитета] Америки, что эту вторую жену звали Девора [Дебора]. Однако это утверждение остается непроверенным.) После помолвки Ребе Нахман заболел туберкулезом.

Переезд в Умань

В мае 1810 года в Брацлаве вспыхнул пожар, уничтоживший дом Ребе Нахмана. Группа маскилим (евреев, принадлежащих к светскому движению Хаскала [Просвещение]), проживающим в Умани, предложила ему жить в их городе и предоставила ему жилье по мере обострения его болезни. Много лет назад рабби Нахман проходил через Умань и сказал своим ученикам: «Это хорошее место для похорон». Он имел в виду кладбище, где были похоронены 2000 (или, по некоторым данным, до 20 000) еврейских мучеников во время Гайдамакской резни в Умани 1768 года. Ребе Нахман умер от туберкулеза в возрасте 38 лет на четвертый день Суккота 1810 года и был похоронен на этом кладбище.

Традиция паломничества
За пределами наших дней синагога, которая служит охелем для могилы Ребе Нахмана.

При жизни Ребе тысячи хасидов путешествовали с ним на еврейские праздники Рош ха-Шана, Ханука и Шавуот, когда он давал свои формальные уроки. В последний Рош ха-Шана в своей жизни Ребе Нахман подчеркнул своим последователям, что особенно важно быть с ним в этот праздник. Поэтому после смерти Ребе Ребе Носон организовал ежегодное паломничество к могиле Ребе в Рош ха-Шана.

Это ежегодное паломничество, называемое кибуцом Рош ха-Шана, привлекало тысячи хасидов со всей Украины, Беларуси, Литвы и даже Польши до 1917 г., когда большевистская революция вынудила его тайно продолжаться. Лишь около дюжины хасидов рискнули совершить ежегодное паломничество в эпоху коммунизма, поскольку власти регулярно совершали набеги на собрание и часто арестовывали и заключали в тюрьму прихожан. Начиная с середины 1960-х годов хасиды, жившие за пределами России, стали пробираться в Умань, чтобы помолиться у могилы Ребе Нахмана в течение года. Во время «перестройки» в Советском Союзе в 1989 году ворота были полностью открыты. В 2008 году в этом ежегодном паломничестве участвовало около 25000 человек со всего мира.

В апреле 1810 года рабби Нахман призвал двух своих ближайших учеников, раввина Аарона из Бреслова и раввина Нафтали из Немирова, чтобы они выступили в качестве свидетелей. за беспрецедентную клятву:

«Если кто-нибудь придет ко мне в могилу, даст монету на благотворительность и произнесет эти десять Псалмов [Тиккун ха-Клали], я вытащу его из глубин Гехинном ! ". «Не имеет значения, что он делал до того дня, но с того дня он должен взять на себя ответственность не возвращаться на свои глупые пути».

Эта клятва побудила многих последователей предпринять поездку к могиле рабби Нахмана, даже во время разгона коммунистов.

Учения

За свою короткую жизнь Ребе Нахман добился большого признания как учитель и духовный лидер и считается важной фигурой в истории хасидизма. Его вклад в хасидский иудаизм включает следующее:

  • Он отверг идею наследственных хасидских династий и учил, что каждый хасид должен «искать цадик (« святой / праведник ») для себя - и внутри себя. Он считал, что у каждого еврея есть потенциал стать цадиком.
  • Он подчеркнул, что цадик должен возвеличивать благословения общины своими мицвот. Однако цадик не может «отпустить» хасиду его грехи, и хасид должен молиться только Богу, а не Ребе. Цель доверия другому человеку - облегчить душу в процессе покаяния и исцеления.
  • В молодости он подчеркивал практику поста и самобичевания как наиболее эффективные средства покаяние. Однако в более поздние годы он отказался от этих суровых аскетизмов, поскольку считал, что они могут привести к депрессии и печали. Он сказал своим последователям не быть «фанатиками». Скорее, они должны выбрать одну личную мицву, к которой они будут очень строго относиться, а остальные выполнять с обычной осторожностью.
  • Он призвал своих учеников использовать любую возможность для увеличения святости в себе и своей повседневной деятельности. Например, вступая в брак и живя со своим супругом в соответствии с законом Торы, человек возвышает сексуальную близость до акта, выражающего честь и уважение к данным Богом способности к деторождению. Это, в свою очередь, защищает знак завета, брит мила («завет обрезания »), который считается символом вечного пакта между Богом и еврейским народом.
  • Он призвал каждого искать свои достоинства и достоинства других, чтобы приблизиться к жизни в состоянии постоянного счастья. Если человек не может найти в себе «хороших черт», пусть исследует свои дела. Если он обнаруживает, что его поступки были вызваны скрытыми мотивами или неправильными мыслями, позвольте ему поискать в них положительные стороны. А если он не может найти никаких хороших моментов, он должен хотя бы радоваться тому, что он еврей. Это «хорошее дело» - дело рук Бога, а не его.
  • Он придавал большое значение жизни с верой, простотой и радостью. Он призвал своих последователей хлопать в ладоши, петь и танцевать во время или после молитвы, приближая их к более тесным отношениям с Богом.
  • Он подчеркивал важность интеллектуального обучения и изучения Торы. «Вы можете создавать новеллы Торы, но ничего не меняйте в законах Шулхан Арух !» он сказал. Он и его ученики были хорошо знакомы со всеми классическими текстами иудаизма, включая Талмуд и комментарии к нему, Мидраш и Шулхан Арух.
  • . Он часто читал импровизированные молитвы. Он учил, что его последователи должны проводить час в одиночестве каждый день, громко разговаривая с Богом его или ее собственными словами, как если бы «разговаривали с хорошим другом». Это дополнение к молитвам в сидуре. Бресловские хасиды до сих пор следуют этой практике, известной как хитбодедут (буквально «заставлять себя пребывать в одиночестве»). Ребе Нахман учил, что лучшее место для совершения хитбодедут - это поле или лес, среди естественных творений Бога.
  • Он подчеркнул важность музыки для духовного развития и религиозной практики.

Тиккун ХаКлали

Другой важной особенностью учения Ребе Нахмана является его Тиккун ХаКлали («Общее исправление» или «Общее средство правовой защиты») для духовного исправления. Это общее исправление может преодолеть духовный вред, причиненный множеством грехов или одним грехом, разветвлений которого много. В Шавуот 5566 г. (23 мая 1806 г.) Ребе Нахман показал, что десять конкретных псалмов, читаемых в следующем порядке: Псалмы 16, 32, 41, 42, 59, 77, 90, 105, 137 и 150, представляют собой специальное средство от греха растраты семени, которое оскверняет знак завета и, соответственно, все другие мицвот. Большинство бреславских хасидов пытаются произносить «Тиккун а-клали» ежедневно.

Противоречие

Ребе Нахман жил во время раздоров между хасидами и их противниками, миснагдим, евреями-раввинами, настроенными против хасидской практики и философии. Это было также время трений между хасидами и растущим населением евреев под влиянием Хаскала (Просвещения), желавшего эмансипации в качестве равноправных граждан в либерализирующих национальных государствах Европы. (В 1816 году Джозеф Перл написал разоблачение хасидского мистицизма и верований, в котором критиковал многие сочинения Нахмана, умершего шестью годами ранее. Австрийские императорские цензоры заблокировали публикацию трактата Перла, опасаясь, что это вызвало бы волнения среди еврейских подданных империи.)

В течение своей жизни Ребе Нахман также встречал сопротивление внутри самого хасидского движения, со стороны людей, которые подвергали сомнению его новый подход к хасиду. Одним из них был раввин Арье Лейб из Шпола, известный как «Шполер Цейде» (дед / мудрец Шполы) (1725–1812), который, согласно бресловской традиции, поддерживал Ребе Нахмана в его раннем лет, но начал противодействовать ему после того, как он переехал в Златиполу, недалеко от Шполы, в сентябре 1800 года. Бресловская традиция записывает, что Ребе Нахман оскорбил кантора, который в этом году проводил службу в Йом Кипур в главной синагоге города, сказав, что он пел только "произвести впечатление на жену". Оскорбленный кантор пошел к рабби Арье Лейбу, чтобы пожаловаться на следующий день, возможно, также расстроенный тем, что Ребе Нахман изменил некоторые обычаи синагоги, которые были установлены в течение восьми лет, когда рабби Арье Лейб был позором синагоги. В конце концов, почти все еврейское население Златиполы обратилось против Ребе Нахмана, что привело его к переезду в Бреслов в 1802 году.

Шполер-Зейде считал учение Ребе Нахмана отклонением от классического иудаизма и учения Баал Шем Това.. Некоторые постулируют, что Зейде чувствовали угрозу, потому что рабби Нахман вторгался на его территорию и забирал у него учеников. Третьи утверждают, что рабби Нахман представлял угрозу для других ребе, потому что он выступал против институциональных династий, которые уже начали формироваться в хасидском мире. (Сам Ребе Нахман не основал династию; два его сына умерли в младенчестве, и он не назначил преемника.)

Согласно бресловской традиции, ряд видных деятелей хасидов поддержали Ребе Нахмана против оппозиции Шполер Зейде. в том числе раввин Леви Ицхок из Бердичева, раввин Гедалия из Линица, раввин Зев Вольф из Чарни-Остров и раввин Авраам из Калиска. Бресловские предания далее рассказывают, что в какой-то момент несколько хасидских раввинов собрались в Бердичеве, чтобы поместить Шполер-Зейде в черем (раввинская форма отлучения) за проявление неуважения к истинному Ученый Торы. Однако их усилия не увенчались успехом, когда кто-то убедил раввина Леви Ицхока, что это принесет городу Бердичеву плохую репутацию.

Мессианские споры

Мнение Бреслова

Ребе Нахман никогда утверждал, что он был Мессией. Он учил общей хасидской концепции цадик ха-дор (цадик поколения или эпохи), которая заключается в том, что в каждом поколении рождается особый святой человек, который потенциально может стать еврейским Мессией. если бы в мире были подходящие условия. В остальном этот цаддик живет и умирает так же, как и любой другой святой. Ближе к концу своей жизни он сказал: «Мой огонь будет гореть до прихода Машиаха », указывая на то, что Мессия еще не пришел. Бреславские хасиды не верят, что Ребе Нахман был Мессией, но они верят, что свет его учения продолжает освещать пути евреев из самых разных слоев общества. Чайей Мохаран # 266 утверждает, что раввин Нахман сказал: «Я могу сделать все, что Мессия может принести Израилю; единственная разница в том, что Мессия укажет, и это произойдет, но я - - (и он остановился и больше не сказал) [альтернативная версия: я еще не могу закончить] «

Саббатеи основывали свои учения на том же Зохаре и лурианской каббале Которые считаются частью классического иудаизма хасидизмом. Саббатейцы расходились с общепринятым учением, полагая, что Саббатай Цви был «Мессией» и что Галаха (еврейский закон) больше не имел обязательной силы. Ребе Нахман поступил иначе. Он не утверждал, что был Мессией, и когда его спросили: «Что мы делаем, как бресловские хасиды?» он ответил: «Что бы там ни говорилось в Шулхан Арух (Свод еврейских законов)».

Опубликованные работы
Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Автор: Нахман из Бреслова

Уроки и рассказы Ребе Нахмана были опубликованы и распространены в основном после его смерти его ученик, Реб Носон:

  • Ликутей Мохаран («Собрание учений нашего учителя, рабби Нахмана») (т. I, Острог, 1808; т. II, Могилев, 1811; т. III, Острог, 1815 г.) - Хасидские интерпретации Танаха, Талмуда и Мидрашим, Зохар и т. Д. Эта работа была полностью переведена на английский язык и аннотирована в пятнадцать томов раввинов Хаима Крамера и Моше Микофа из Бресловского научно-исследовательского института.
  • Сефер ха-Мидот (Книга Алеф-Бет) (Могилев, 1821) - собрание практических советов, почерпнутых из источников Торы, представленных в виде эпиграмм или максим и расположены в алфавитном порядке по темам.
  • Тиккун ха-Клали («Общее средство правовой защиты») - приказ Ребе Нахмана из десяти псалмов, которые нужно читать для решения различных проблем, плюс комментарий Реба Носона. Издана отдельной книгой в 1821 году.
  • Сиппурей Маасиет (Рассказы рабби Нахмана или Рассказы рабби Нахмана) (np, 1816) - 13 сказок на иврите и идише. наполненные глубокими мистическими тайнами. Самая длинная из этих сказок - «Семь нищих», содержащая множество каббалистических тем и скрытых намеков. Несколько отрывочных историй также включены в перевод полных рассказов рабби Арье Каплана, «Рассказы рабби Нахмана».

Еще один таинственный документ, который рабби Нахман продиктовал Ребу Носону, - это Мегиллат Сетарим («Скрытый свиток»).), который был написан загадочной комбинацией еврейских инициалов и коротких фраз. Профессор Цви Марк исследовал и попытался расшифровать этот документ, основываясь на сообщениях видных членов бресловской общины. Его результаты были опубликованы на иврите и в английском переводе вместе с факсимиле противоречивых копий рукописей.

Самоуничтоженные работы

Ребе Нахман также написал Сефер ХаГануз («Скрытая книга») и Сефер ха-Нисраф («Сожженная книга»), ни одна из которых не сохранилась. Ребе Нахман сказал своим ученикам, что эти тома содержат глубокие мистические открытия, которые мало кто сможет постичь. Продиктовав Сефер а-Нисраф Реб Носону, последний сказал, что совсем не понимает этого; позже он сказал: «Что я помню, так это то, что он говорил о величии мицвы гостеприимства и подготовки постели для гостя». Ребе Нахман никогда никому не показывал Сефер ха-Гануз. В 1808 году Ребе Нахман сжег все копии Сефер ха-Гануз и Сефер ха-Нисраф.

Ребе Нахман первым приказал уничтожить две рукописи книги Сефер ха-Нисраф в придачу за его жизнь во время фазы его туберкулез, который предшествовал его смерти на два года. Он считал, что болезнь была «наказанием из высшего мира - за написание книги».

Два года спустя, со своего смертного одра, он заказал сундук, полный своих писаний, предположительно содержащих Сефер ХаГануз, быть сожженным.

«Вечером последнего дня своей жизни рабби Нахман дал своим ученикам ключ от сундука.« Как только я умру, - сказал он им, - пока мое тело все еще лежит здесь » На полу вы должны взять все письма, которые найдете в сундуке, и сжечь их. И не забудьте выполнить мою просьбу ».

Quotes
  • « Это великая мицва - всегда быть счастливым ».
  • « Если вы верите, что можете повреждения, то верьте, что вы можете исправить. "
  • " Гевальт !!! Никогда не теряй надежду! Нет никакого отчаяния ».
  • « Когда человек осознает, что находится на очень низком уровне и далек от Бога, это само по себе является поводом для воодушевления. До этого он был так далек от Бога, что даже не подозревал об этом. Теперь, по крайней мере, он это знает, и это само по себе является признаком того, что он приближается. "
  • " Мирские желания подобны солнечным лучам в темной комнате. Они кажутся прочными, пока вы не попытаетесь ухватиться за них. "
  • " Это очень хорошо изливать свое сердце Богу, как вы бы это сделали для настоящего, хорошего друга ".
  • " Ты никогда не будешь. учитывая препятствие, которое вы не можете преодолеть ».
  • « Суть мудрости в том, чтобы понять, насколько вы далеки от мудрости ».
  • « Все мудрецы Израиля в моей оценке подобны чесночной кожуре. "
  • " Куда бы я ни пошел, я всегда буду в Израиле. "
  • " Весь мир - очень узкий мост, но главное - не бояться вообще. "
  • " Как рука, держащаяся перед взором, скрывает величайшую гору, так и маленькая земная жизнь скрывает от взгляда огромные огни и тайны, которыми полна земля, и того, кто может отвлечь ее от прежде его глаза, когда человек отдергивает руку, созерцает великое сияние внутренних миров. "
См. также
Ссылки
Библиография
  • Грин, Артур (1992). Измученный мастер: Жизнь и духовная жизнь ул. рабби Нахмана Брацлавского. Издательство "Еврейские огни". ISBN 1-879045-11-7
  • Гринбаум, Авраам (1987). Цаддик: Портрет раввина Нахмана. Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт. ISBN 0-930213-17-3
  • Каплан, Арье (1973). Мудрость рабби Нахмана. Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт.
  • Каплан, Арье (2005). Семь нищих: и другие каббалистические рассказы рабби Нахмана из Бреслова (Нахман, Нахман). Вудсток, ВТ: Издания «Еврейские огни» для Бресловского научно-исследовательского института. ISBN 1-58023-250-7
  • Каплан, Арье (1985). До Машиаха: Жизнь раввина Нахмана. Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт.
  • Крамер, Хаим (1989). Переход через Узкий мост. Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт. ISBN 0-930213-40-8
  • Крамер, Хаим (1992). Сквозь огонь и воду: жизнь Реба Носона из Бреслова. Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт. ISBN 0-930213-44-0.
  • Sears, Dovid (2010). Бреслов Пиркей Авот. Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт. ISBN 978-1-928822-16-5.
  • Микофф, Моше (2003). 7-е небо. Вудсток: Издательство «Еврейские огни», при Бресловском научно-исследовательском институте. ISBN 1-58023-175-6
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Нахман из Бреслова
Wikisource есть оригинальные работы, написанные или о:. Нахман из Бреслова

О раввине Нахмане

Издатели

Произведения

Другое

Последняя правка сделана 2021-05-31 08:04:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте