Н.С. Саванна

редактировать

Н.С. Саванна
NSsavannah-1962.jpg Н.С. Саванна, достигнув моста Золотые Ворота в 1962 году
История
США
Владелец:Морская администрация США
Оператор:
Порт из реестра:Саванна
Заказано:1955
Строитель:New York Shipbuilding Corporation, Камден, Нью-Джерси, United Штаты
Стоимость:46 900 000 долларов США (18 600 000 долларов США для корабля и 28 300 000 долларов США для АЭС и топлива)
Номер верфи:529
Спущен на воду:21 июля 1959 г.
Спонсор:Мейми Эйзенхауэр
Выполнено:декабрь 1961 г.
Приобретено:1 мая 1962 г.
Первое путешествие :20 августа 1962 г.
В эксплуатации:1964
Не работает:10 января 1972 г.
Идентификация:
Статус:Корабль-музей
Genera l характеристики
Тип:Сухогруз с атомным двигателем
Водоизмещение:13,599 брутто-регистровые тонны (GRT); 9 900 длинных тонн невесом (DWT)
Длина :596 футов (181,66 м)
Ширина:78 футов (23,77 м)
Установленная мощность:Один 74 МВт Babcock Wilcox ядерный реактор, питающий две паровые турбины Де Лаваль
Движущая сила:20 300 л.с. (15 100 кВт) (расчетная) с одним валом
Скорость:
  • 21 узел (39 км / ч; 24 мили в час) (рабочая скорость)
  • 24 узла (44 км / ч; 28 миль / ч) (максимальная скорость)
Диапазон:300 000 морских миль (560 000 км; 350 000 миль) при 20 узлах (37 км / ч; 23 мили в час) на одной загрузке из 32 топливных элементов
Вместимость:
  • 60 пассажиров
  • Грузоподъемность 14040 тонн
Экипаж:124
Саванна (атомное судно)
США Национальный регистр исторических мест
США Национальный исторический памятник
NS Savannah находится в Балтиморе NS Savannah Показать карту Балтимора NS Savannah находится в Мэриленде NS Savannah Показать карту Мэриленда NS Savannah находится в Соединенных Штатах NS Savannah Показать карту США
Ближайший городБалтимор, штат Мэриленд
Координаты39 ° 15′30,5 ″ N 76 ° 33'19,5 ″ Вт / 39,258472 ° N 76,555417 ° Вт / 39,258472; -76,555417 Координаты : 39 ° 15'30,5 ″ N 76 ° 33'19,5 ″ W / 39,258472 ° N 76,555417 ° W / 39,258472; -76.555417
Построен1961
АрхитекторДжордж Г. Шарп, Inc.; New York Ship Building Corporation
Ссылка NRHP №82001518
Важные даты
Добавлены в NRHP14 ноября 1982 г.
Указан НХЛ17 июля 1991 г.

NS Savannah было первым торговым судном с ядерной установкой. Она была построена в конце 1950-х и обошлась в 46,9 миллиона долларов (включая ядерный реактор и топливную зону стоимостью 28,3 миллиона долларов) и спущена на воду 21 июля 1959 года. Ее профинансировали США правительственные учреждения. Саванна была демонстрационным проектом по потенциальному использованию ядерной энергии. Корабль был назван в честь SS Savannah, первого парохода, пересекшего Атлантический океан. Он находился на вооружении с 1962 по 1972 год как один из четырех грузовых кораблей с атомными двигателями, когда-либо построенных. (Советский ледокол Ленин, спущенный на воду 5 декабря 1957 года, был первым гражданским судном с ядерной установкой.)

Саванна была выведена из эксплуатации в 1971 году и после нескольких ходов пришвартована у пирса №13. морского терминала Кантон в Балтиморе, штат Мэриленд, с 2008 года.

Содержание

  • 1 Происхождение
    • 1.1 Концепция
  • 2 Описание
    • 2.1 Реактор
    • 2.2 Машины
  • 3 Экономика ядерной двигательной установки
  • 4 Атомная перегрузка, утилизация отходов и вывод из эксплуатации
  • 5 История обслуживания
  • 6 Корабль-музей
  • 7 Историческое обозначение
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Происхождение

В 1955 году Президент Дуайт Эйзенхауэр предложил построить торговое судно с ядерными двигателями в качестве демонстрации его инициативы "Атом для мира ". В следующем году Конгресс одобрил Саванну как совместный проект Комиссии по атомной энергии, Морской администрации (MARAD) и Министерства торговли..

Она была разработана Джорджем Г. Шарпом, Инкорпорейтед, Нью-Йорк. Ее киль был заложен New York Shipbuilding Corporation в Камден, Нью-Джерси. Ее ядерный реактор был изготовлен Babcock Wilcox. Ее окрестила Первая леди США Мэми Эйзенхауэр на спуске корабля 21 июля 1959 года.

В 1969 году Саванна стала первой корабль с атомным двигателем пришвартоваться в Нью-Йорке. Она была центральным элементом общегородского информационного фестиваля под названием «Ядерная неделя в Нью-Йорке». Тысячи людей посетили Саванну и посетили связанные с ней специальные мероприятия. Они включали демонстрацию достижений в мирном использовании атомной энергии, таких как пищевые продукты , сохраняемые радиацией, новые приложения для технологий и множество информационных и образовательных программ. Вечернее шоу с участием Джонни Карсона представляло "Ядерную неделю в Нью-Йорке" в двух программах. Доктор Гленн Т. Сиборг, председатель Комиссии по атомной энергии, был основным докладчиком, а президент Эйзенхауэр был удостоен чести за представление глобальной программы «Атом для мира». Программа фестиваля «Саванна и ядерная неделя» была разработана и реализована Charles Yulish Associates при поддержке ведущих энергетических компаний.

Концепция

Эйзенхауэр хотел создать «корабль мира», который бы служил как посол мирного использования атомной энергии. Согласно заявлению администрации Эйзенхауэра в Конгрессе, «Президент не добивается никакой отдачи от этого судна, кроме доброй воли людей во всем мире... Судно также не будет обременено тем, что докажет свою коммерческую целесообразность исключительно за счет перевозки грузов». Хотя в первоначальных предложениях использовалась копия силовой установки USS Nautilus, было принято сознательное решение разработать двигательную установку в соответствии со стандартами коммерческого проектирования без связи с военными программами.

Частично отреставрированная пассажирская каюта

George G. Sharp, Inc., известная военно-морская архитектурная фирма в Нью-Йорке, основанная в 1920 году, отвечала за весь проект Саванны, кроме ядерного реактора Babcock Wilcox. «Саванна» стала шестым крупным кораблем, у которого были стабилизаторы плавников, предназначенные для повышения безопасности реактора и повышения комфорта пассажиров. Поскольку реактор занимал центр корабля и требовал свободного доступа мостового крана во время дозаправки, надстройка была установлена ​​далеко на корпусе. Надстройка каплевидной формы с граблями была специально разработана консультантом по дизайну судов Джорджа Г. Шарпа из Уилтона, Коннектикут, для футуристического внешнего вида, украшенного стилизованной атомной графикой с обеих сторон. Хини отвечал за интерьеры, которые отличались элегантным современным стилем «Атомный век ».

Описание

Главное лобби в 2012 году Столовая Raytheon Radarange микроволновая печь на борту NS Savannah, установленная примерно в 1961 г.

Savannah имеет длину 596,5 футов (181,8 м) и ширину 78 футов (24 м), с осадкой 29,5 футов (9,0 м) и груженое водоизмещение 21 800 тонн. Саванна была построена с семью грузовыми трюмами, реакторным отсеком и машинным отделением, что составляет девять водонепроницаемых отсеков. Есть три полных колоды. Реакторный отсек расположен недалеко от центра корабля, а надстройка в корме от верха реактора позволяет дозаправлять реактор. Трюмы с 1 по 4 расположены впереди надстройки, с погрузочно-разгрузочными устройствами между 1 и 2 и между 3 и 4. Грузовой трюм 5 обслуживается боковыми портами, поскольку он расположен под плавательным бассейном. Трюмы 6 и 7 находятся в кормовой части надстройки.

Самая верхняя палуба надстройки состоит из рулевой рубки, радиорубки, штурманской рубки, аккумуляторной комнаты и аварийного дизель-генератора. Следующая нижняя палуба включает в себя помещения для офицеров, а в сужающейся задней части надстройки - помещение для офицеров. Ниже этого уровня находится прогулочная палуба, состоящая из носовой части кормы, эллиптического главного зала, главной лестницы и лифта, а также зала веранды. Бар был снабжен закрытыми навесными переходами и стеклянной стеной с видом на бассейн и прогулочную палубу на корме. В центре зала был оборудован танцпол, окруженный столами со стеклянными столешницами с подсветкой. Задний бар украшен скульптурной интерпретацией из стекла и металла периодической таблицы элементов.

Палуба "A" - это первый полноценный уровень палубы с грузовыми средствами на носу и на корме. На палубе установлены якоря для грузовых контейнеров. Внутри палубы «А» находятся главный вестибюль и кабинет казначея, лазарет, помещения парикмахера, косметолога и стюарда, а также лаборатория физики здоровья, предназначенная для наблюдения за последствиями ядерного реактора. Все тридцать пассажирских кают расположены на палубе «А», каждая с отдельной ванной и помещениями для одного-трех пассажиров.

Палуба «Б» включает кухню корабля и столовую. Столовая на 75 мест украшена изогнутой стеновой скульптурой под названием "Fission" авторства. В противоположном конце столовой в стеклянной панели установлена ​​металлическая модель SS Savannah. Верхние светильники экранированы латунными лентами, изображающими стилизованные атомы. На кухне установлена ​​ранняя микроволновая печь Raytheon Radarange с водяным охлаждением. Палуба «B» также включает в себя помещения для экипажа, кают-компанию и гостиную.

Палуба «C» включает в себя дополнительные помещения для экипажа, прачечную и мясную лавку. Из застекленной центральной галереи открывается вид на главное машинное отделение. Дверца высокого давления обеспечивает доступ к верхним уровням реакторного отсека.

На палубе «D» находятся машинные помещения, грузовые трюмы и ядерный реактор.

Реактор

Дверь реакторного отсека реактор с водой под давлением NS Savannah

Реактор Savannah был спроектирован в соответствии с гражданскими стандартами с использованием низкообогащенного урана с меньшим упором на ударопрочность и компактность конструкции, чем в аналогичных военных реакторах, но со значительным упором на безопасность и надежность.

Реактор был размещен так, чтобы обеспечить доступ сверху для дозаправки. Реактор мощностью 74 МВт представляет собой высокий узкий цилиндр, размещенный в цилиндрической защитной оболочке с закругленными концами и вертикальным цилиндрическим выступом диаметром 14 футов (4,3 м), в котором находятся управляющие стержни и перегрузочное оборудование. В защитной оболочке длиной 50 футов (15 м) находятся реактор с водой под давлением, первый контур теплоносителя и парогенератор. Стальной резервуар имеет толщину стенок от 2,5 дюймов (6,4 см) до 4 дюймов (10 см) и предназначен для выдерживания избыточного давления 186 фунтов на кв. Дюйм (1280 кПа), создаваемого разрывом трубы теплоносителя первого контура. В верхней части защитной емкости есть два люка диаметром 42 дюйма (110 см). Два люка размером 24 дюйма (61 см) на 18 дюймов (46 см) в днище защитной емкости предназначены для впуска воды в защитную емкость, если судно погружается на глубину более 100 футов (30 м), чтобы предотвратить разрушение сосуда высокого давления. В условиях эксплуатации защитная оболочка не использовалась, но доступ к ней можно было получить в течение 30 минут после остановки реактора. Нижняя половина защитного сосуда защищена бетонным барьером высотой 1,2 м (4 фута). Верхняя половина экранирована 6-дюймовым (15 см) свинцовым и 6-дюймовым (15 см) слоем полиэтилена. Противоударный мат закрывает борта судна чередующимися слоями 1-дюймовой (2,5 см) стали и 3-дюймовой (7,6 см) красной древесины в 24-дюймовом (61 см) узле.

В 1975 году из реактора было выведено топливо, но реактор остался на месте. Реактор имеет высоту 17 футов (5,2 м) с активной зоной диаметром 62 дюйма (160 см) и высотой 66 дюймов (170 см) с 32 тепловыделяющими элементами. Каждый топливный элемент имел диаметр 0,5 дюйма (1,3 см) и содержал 164 таблеток оксида урана, обогащенных в среднем до 4,4% U-235. 16 центральных элементов были обогащены до 4,2%, а внешние 16 элементов - до 4,6%. Таблетки имели диаметр 0,4244 дюйма (1,078 см), а в кольцевом пространстве между гранулами и стенками элемента находился газообразный гелий под давлением. Был предоставлен 21 управляющий стержень, длиной 66 дюймов (170 см), диаметром 8 дюймов (20 см) и толщиной 0,375 дюйма (0,95 см). Стержни можно было полностью вставить за 1,6 секунды с помощью электрического привода.

Машинное оборудование

Главное машинное отделение

Главное машинное отделение имеет размеры 55 футов (17 м) в длину, 78 футов (24 м) в ширину и 32 фута (9,8 м) в высоту. Главный пост управления находится сразу за машинным отделением, из которого инженеры управляли как реактором, так и паровой двигательной установкой. Окно отделяет диспетчерскую от машинного отделения. Комната управления видна из смотровой галереи на палубе "C" выше. Паровая установка по своим общим характеристикам является относительно стандартной паровой установкой с девятиступенчатой ​​турбиной высокого давления и 7-ступенчатой ​​турбиной низкого давления, приводящей в движение один гребной вал. Турбины были специально адаптированы для использования насыщенного пара, обычно вырабатываемого ядерными источниками энергии. Также необычным было наличие электродвигателя мощностью 750 л.с., соединенного с турбиной высокого давления для использования в аварийной ситуации. Двигатель приводился в действие либо судовыми паровыми турбогенераторами, либо аварийными дизель-генераторами мощностью 750 кВт, расположенными в задней части рубки. Эти генераторы могут обеспечивать базовую тягу к двигателю при включении насосов охлаждающей жидкости реактора. Двигатель был модернизирован, чтобы обеспечить больший крутящий момент и реверсивность, что позволило ему увести корабль от пирса в случае аварии реактора.

Проектная мощность силовой установки составляла 20 000 лошадиных сил (15 000 кВт) для проекта. скорость 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час). Фактическая мощность составила около 22000 л.с. (16000 кВт) и максимальная скорость 24 узла (44 км / ч; 28 миль / ч).

Экономика ядерной тяги

Саванна была демонстрацией технических возможность создания ядерных двигателей для торговых судов и не ожидалось, что они будут коммерчески конкурентоспособными. Она была спроектирована так, чтобы визуально впечатлять, больше походить на роскошную яхту, чем на массовое грузовое судно, и была оборудована тридцатью кондиционированными каютами (каждая с отдельной ванной комнатой), столовая на 100 пассажиров, холл, который можно использовать как кинотеатр, веранда, бассейн и библиотека. Даже ее погрузочно-разгрузочное оборудование было разработано так, чтобы хорошо выглядеть. По многим параметрам корабль удался. Она хорошо выступала в море, ее показатели безопасности были впечатляющими, а ее блестящая белая краска никогда не была испачкана выхлопным дымом (за исключением работы дизельного генератора). С 1965 по 1971 год Морская администрация сдавала Саванну в аренду American Export-Isbrandtsen Lines для обслуживания коммерческих грузов.

Однако грузовое пространство Саванны было ограничено до 8 500 тонн груза в 652 000 кубических футов ( 18500 м). Многие из ее конкурентов могли разместить в несколько раз больше. Ее обтекаемый корпус затруднял загрузку носовых трюмов, что стало существенным недостатком, поскольку порты становились все более и более автоматизированными. Ее экипаж был на треть больше, чем сопоставимые суда, работающие на мазуте, и прошел специальную подготовку в дополнение к той, которая требуется для получения обычных морских лицензий. Кроме того, разгорелся трудовой спор из-за разницы в заработной плате между старшими офицерами и офицерами-атомщиками. Проблема с оплатой продолжала оставаться проблемой, поэтому Морская администрация расторгла контракт с State Marine Lines и выбрала American Export-Isbrandtsen Lines в качестве нового судового оператора. Была обучена новая бригада, что отложило дальнейшее использование почти на год.

В результате ее конструктивных недостатков, требований к обучению и дополнительных членов экипажа Саванна обходилась примерно на 2 миллиона долларов США в год на субсидии больше, чем Корабль класса аналогичного размера с традиционной масляной паровой установкой. Морская администрация сняла его с эксплуатации в 1971 году, чтобы сократить расходы, и это решение имело смысл, когда мазут стоил 20 долларов США за тонну. Однако в 1974 году, когда мазут стоил 80 долларов за тонну, эксплуатационные расходы Саванны были бы не больше, чем у обычного грузового корабля.

Атомная дозаправка, утилизация отходов и вывод из эксплуатации

В первый год ее эксплуатации Операции, Саванна выбросила в море более 115 000 галлонов радиоактивных отходов с очень низким уровнем активности, что значительно превысило ее вместимость в 10 000 галлонов США (38 000 л). Судно атомного обслуживания Atomic Servant было построено для приема отходов из Саванны. На барже без двигателя имелась яма для хранения топлива для замены топлива и узла управляющих стержней, облицованная свинцом толщиной 12 дюймов (30 см). «Атомный слуга» был предоставлен для обслуживания Саванны в любой точке мира.

Радиоактивная вода из контура теплоносителя первого контура была удалена во время остановки, как и некоторые из наиболее радиоактивных компонентов в системе реактора. В то же время была удалена вода из вторичного контура. Остаточная радиоактивность в 1976 году по разным оценкам составляла от 168 000 до 60 000 кюри, в основном железо 55 (период полураспада 2,4 года) и кобальт 60 (период полураспада 5,2 года). К 2005 году остаточная радиоактивность снизилась до 4800 кюри. Остаточная радиация в 2011 году была признана очень низкой. Реактор и корабль будут отрегулированы до 2031 года.

История обслуживания

Спуск на воду Саванны 21 июля 1959 года Навигационный мостик

После крещения 21 июля 1959 года потребовался еще один 2 ⁄ 2 лет на завершение установки реактора и начальные испытания, прежде чем судно было переведено в Йорктаун, штат Вирджиния, на временную работу на жидком топливе, где реактор был запущен и испытан. Полная мощность реактора была достигнута в апреле 1962 года. Саванна была доставлена ​​1 мая 1962 года Морской администрации и передана ее операторам, State Marine Lines. Во время своего первого рейса, начавшегося 20 августа 1962 года, Саванна провела демонстрации, сначала отправившись в Саванну, порт своего приписки. Во время этой поездки неисправный прибор инициировал остановку реактора, о чем в прессе ошибочно сообщили как о крупной аварии. Оттуда она прошла через Панамский канал и посетила Гавайи и порты на западном побережье Соединенных Штатов, став на три недели популярной выставкой на Century 21 Exposition в Сиэтле. К началу 1963 года она прибыла в Галвестон, штат Техас, для ремонта и проверки системы. Там спор о компенсации квалифицированным специалистам-ядерщикам привел к остановке реактора и забастовке команды инженеров-ядерщиков. Контракт с State Marine Lines был расторгнут, и был выбран новый оператор, American Export-Isbrandtsen Lines, который потребовал обучения нового экипажа. Это повлекло за собой переход на экипаж, не состоящий в профсоюзе, что стало постоянной проблемой при укомплектовании штатами предполагаемых будущих атомных кораблей.

К 1964 году Саванна начала тур по портам Персидского залива и восточного побережья США. Летом она впервые пересекла Атлантику, посетив Бремерхафен, Гамбург, Роттердам, Дублин и Саутгемптон. 150 000 человек посетили корабль во время этого тура.

Диспетчерская Саванны

Саванна служила пассажирско-грузовым лайнером до 1965 года, когда пассажирские перевозки были прекращены. К этому времени было перевезено 848 пассажиров и 4800 тонн груза. Корабль был переоборудован для грузового использования с удалением 1800 тонн балласта. Пассажирские помещения были закрыты. Саванна проработала три года и проехала 350 000 миль (560 000 км), прежде чем вернуться в Галвестон для дозаправки. Были заменены четыре из 32 тепловыделяющих сборок, а остальные блоки перекомпонованы для выравнивания расхода топлива. Она возобновила службу до конца 1971 года, когда была отключена.

За свою активную карьеру Саванна проехала 450 000 миль (720 000 км), посетив 45 иностранных и 32 внутренних порта, и ее посетили 1,4 миллиона человек. функционировать как проект «Атом для мира». Присутствие Саванны также облегчило доступ военно-морских судов с ядерными двигателями в иностранные порты, хотя судно было исключено из портов Австралии, Новой Зеландии и Японии.

После того, как Саванна была снята с действующей службы, Саванна была впервые передана городским властям. Саванны и была пришвартована в конце Ривер-стрит (недалеко от Мемориального моста Талмаджа), с планами превратить ее в плавучий отель. Однако инвесторов найти не удалось. В течение короткого периода времени в конце 1970-х она хранилась в Галвестоне, штат Техас, и была знакома многим путешественникам на State Highway 87, когда они пересекались на бесплатном пароме. управляется Департаментом автомобильных дорог Техаса.

Корабль-музей

Саванна в Патриотс-Пойнт, Южная Каролина в 1990 году Саванна на пирсе 13 в Балтиморе в 2012 году

В 1981 году Саванна была приобретена через аренда лодки без экипажа для демонстрации в Военно-морском музее Патриотс-Пойнт около Маунт-Плезант, Южная Каролина. Хотя музей использовал судно, право собственности на Саванну оставалось за Морской администрацией, и Управление развития Patriots Point должно было быть назначено «со-лицензиатом» реактора корабля. Периодические радиологические инспекции также необходимы для обеспечения постоянной безопасности судна. Как только Саванна была открыта для показа, посетители могли осмотреть грузовые трюмы корабля, осмотреть машинное отделение со смотровой площадки, заглянуть в каюты и пассажирские помещения и прогуляться по палубам корабля.

Музей надеялся отремонтировать и отремонтировать улучшить общественные места корабля для посетителей, но эти планы так и не были реализованы. Саванна никогда не привлекала посетителей, как другие корабли музея, в частности авианосец Йорктаун. Когда периодическая инспекция MARAD в 1993 году показала необходимость сухого дока Саванна, Patriots Point и Морская администрация согласились прекратить фрахт судна в 1994 году. Судно было вывезено из музея и поставлено в сухой док в Балтимор, штат Мэриленд, в 1994 году для ремонта, после чего он был переведен на флот торгового флота Джеймс-Ривер около Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния.

Морская администрация не финансировала вывод из эксплуатации и удаление ядерных систем корабля. Саванна выполняла работы в Норфолк, штат Вирджиния, начиная с 15 августа 2006 года. Эта работа стоимостью 995 000 долларов включала внешний структурный ремонт и ремонт освещения, демонтаж судовых кранов и проводки, ремонт поврежденных водой внутренних помещений и удаление плесени и плесени., и покраска некоторых предметов интерьера. 30 января 2007 года ее отбуксировали к пирсу 23, который принадлежит городу Ньюпорт-Ньюс. 8 мая 2008 года «Саванна» прибыла в Балтимор на буксире. Саванна остается в Балтиморе в соответствии с контрактом морской администрации США с компанией Vane Brothers 'Co. на морском терминале в Кантоне в районе Кантон Балтимора.

Пока еще находится в рамках долгосрочного контракта с Морской терминал Кантона, NS «Саванна» была отбуксирована по каналу CD в Филадельфию для обслуживания сухого дока и работ перед выводом из эксплуатации в начале сентября 2019 года. Она прибыла в сухой док на военно-морской верфи в Филадельфии 10 сентября 2019 года. Работы перед выводом из эксплуатации должны включать удаление систем ядерной поддержки и других механических компонентов, ведущее к снятию реактора. Вывод из эксплуатации должен быть завершен к 2031 году.

Поскольку Саванна имеет историческое значение и была обозначена Национальным историческим памятником, MARAD выразила заинтересованность в предложении корабля для консервации после вывода из эксплуатации Саванны, дезактивации и радиологических работа завершена. Представитель MARAD сообщил The Baltimore Sun в мае 2008 года, что морское агентство предполагает, что в конечном итоге корабль будет преобразован в музей, но что ни один инвестор еще не предложил заняться этим проектом.

Историческое обозначение

Саванна была внесена в Национальный реестр исторических мест 14 ноября 1982 года. 17 июля 1991 года она была объявлена ​​Национальным историческим памятником. Саванна известна как одна из самых заметных и сохранившиеся образцы программы «Атом для мира», и была обозначена как национальный исторический памятник раньше обычного пятидесятилетнего возраста из-за ее исключительного национального значения.

См. также

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с NS Саванна.
Последняя правка сделана 2021-05-31 07:26:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте