Дели

редактировать
Мегаполис и союзная территория Индии, включая национальную столицу

Союзная территория и мегаполис в Индии
Дели
Союз территория и мегаполис
Национальная столичная территория Дели
From top clockwise: Lotus Temple, Humayun's Tomb, Connaught Place, Akshardham temple and India Gate Сверху по часовой стрелке: Храм Лотоса, Гробница Хумаюна, Коннот-плейс, храм Акшардхам и Ворота Индии
Официальный логотип Дели Эмблема
Расположение Дели в Индии Местоположение Дели в Индии
Координаты: 28 ° 36′36 ″ с.ш., 77 ° 13′48 ″ в.д. / 28,61000 ° с.ш., 77,23000 ° в.д. / 28,61000; 77,23000 Координаты : 28 ° 36′36 ″ N 77 ° 13′48 ″ E / 28,61000 ° N 77,23000 ° E / 28,61000; 77.23000
СтранаИндия
ПоселениеVI век до нашей эры
Формирование капитала1911
Образование Союзной территории1956
Формирование национальной столичной территории1 февраля 1992 г.
СтолицаНью-Дели
Районы11
Правительство
• ОрганПравительство Дели
лейтенант. Губернатор Анил Байджал, IAS
Главный министр Арвинд Кеджривал (AAP )
Заместитель главного министра Маниш Сисодиа (AAP )
Законодательный орган Однопалатный (70 мест )
Парламентские округа
Площадь
Территория Союза 1484,0 км (573,0 кв. Миль)
• Вода18 км (6,9 кв. Миль)
Место в зоне31-я
Высота200–250 м (650–820 футов)
Население (2011)
Союзная территория 16,787,941
• Плотность11,312 / км (29,298 / кв. mi)
Городской 16 349 831 (2-й )
мегаполис 11 034 555 (2-й )
Метро (2016)26 454 000 (1-й )
) Демоним (ы) Дели
Языки
• Официальный
• Дополнительный официальный
ВВП (2018–19)
Номинальная 7,80 крор рупий (110 млрд долларов США)
Номинальная стоимость на душу населения 365 529 фунтов стерлингов (5100 долларов США)
ВВП метрополитена / ППС 370 миллиардов долларов
Часовой пояс UTC + 5.30 (IST )
PIN-коды 110000–110099
Код (а) области +91 11
Код ISO 3166 IN-DL
Регистрация автомобиля DL
HDI (2018)Увеличить 0,746 (высокий) · 5-й
Грамотность ( 2011)86,21%
Соотношение полов (2011)868 / 1000
Веб-сайтДели.gov.in

Delhi (английский: ; Хинди: Дилли; пенджаби: Дилли; Урду: Дехли), официально известный как Национальная столичная территория Дели (NCT ), это город и союзная территория из Индии, на которой находится Нью-Дели, столица Индии. Он граничит со штатом Харьяна с трех сторон и Уттар-Прадеш на востоке. NCT занимает территорию в 1484 квадратных километра (573 квадратных миль). Согласно переписи 2011 года, собственно население города Дели составляло более 11 миллионов человек, занимая второе место в Индии после Мумбаи, в то время как население всего NCT составляло около 16,8 миллионов. В настоящее время считается, что городской район Дели простирается за пределы границ NCT и включает соседние города-спутники Газиабад, Фаридабад, Гургаон и Нойда в районе под названием Национальный столичный регион (NCR), где, по оценкам, в 2016 году проживало более 26 миллионов человек, что делает его вторым по величине городским районом в мире по данным ООН.. Недавние оценки экономики метро его городской территории поставили Дели либо самым, либо вторым по продуктивности муниципальным районом Индии. Дели - второй по величине город в Индии после Мумбаи, в нем проживают 18 миллиардеров и 23 000 миллионеров. Дели занимает пятое место среди штатов и союзных территорий Индии в индексе человеческого развития. В Дели второй по величине ВВП на душу в Индии. Дели имеет большое историческое значение как важный торговый, транспортный и культурный центр, а также политический центр Индии.

Дели был постоянно заселен с VI века до нашей эры. На протяжении большей части своей истории Дели служил столицей различных королевств и империй, в первую очередь Пандавов, Делийского султаната и Империи Великих Моголов. Город был захвачен, разграблен и перестроен несколько раз, особенно в средневековый период, а современный Дели представляет собой группу городов, разбросанных по всему столичному региону. На протяжении многих веков Дели был доминирующим торговым и коммерческим центром в северной Индии, а после 1990-х годов он превратился в важный узел международной корпоративной и финансовой сети.

A союзной территории, политическая администрация NCT в Дели сегодня больше напоминает администрацию штата штата Индии с его собственным законодательным органом, верховным судом и исполнительным советом министров, возглавляемым Главный министр. Нью-Дели совместно управляется федеральным правительством Индии и местным правительством Дели и является столицей страны, а также NCT Дели. Дели принимал первые Азиатские игры 1951 года, Азиатские игры 1982 года, Саммит NAM 1983 года, Чемпионат мира по хоккею среди мужчин 2010, 2010 Игры Содружества, Саммит БРИКС 2012 и был одним из основных городов-организаторов Чемпионата мира по крикету 2011 года.

Дели также является центром национального столичного региона (NCR), который является уникальной территорией «межгосударственного регионального планирования», созданной Законом о Национальном совете по планированию столичного региона 1985 года.

Содержание

  • 1 Топоним
  • 2 История
    • 2.1 Древние и раннесредневековые периоды
    • 2.2 Позднее средневековье
    • 2.3 Раннее Новое время
    • 2.4 Колониальный период
    • 2.5 Пост-независимость
  • 3 Экология
    • 3.1 Климат
    • 3.2 Загрязнение воздуха
  • 4 Гражданское управление
  • 5 Правительство и политика
  • 6 Экономика
  • 7 Коммунальные услуги
  • 8 Транспорт
    • 8.1 Воздушный транспорт
    • 8.2 Дорога
    • 8.3 Железная дорога
    • 8.4 Метро
    • 8.5 Региональная система скоростного транспорта (RRTS)
  • 9 Демография
    • 9.1 Религия
    • 9.2 Языки
    • 9.3 Трущобы
  • 10 Культура
    • 10.1 Фестивали
    • 10.2 Кухня
  • 11 Туризм
  • 12 Образование
  • 13 Медиа
  • 14 Спорт
    • 14.1 Азиатские игры 1951 года
    • 14.2 Азиатские игры 1982 года
    • 14.3 Игры Содружества 2010 года
    • 14.4 Другие виды спорта
  • 15 Известные люди
  • 16 Международные отношения
  • 17 См. Также
  • 18 Ссылки
  • 19 Дополнительная литература
  • 20 Внешние ссылки
    • 20.1 Правительство
    • 20.2 Общая информация

Топоним

Существует ряд мифов и легенд, связанных с происхождением названия Дели. Одно из них происходит от Диллу или Дилу, царя, который построил город на этом месте в 50 г. до н.э. и назвал его своим именем. Другая легенда гласит, что название города основано на хинди / пракрите слове дхили (свободный) и что оно использовалось Томарасом для обозначения город, потому что железный столб Дели имел слабое основание и его пришлось переместить. Согласно «Панджабским запискам и запросам», название города во времена царя Притхвираджа было дилпат, и эти дилпат и дилли, вероятно, произошли от старого хинди слова «дил», означающего «возвышение». Бывший директор Археологической службы Индии Александр Каннингем упомянул, что позже дилли стал дихли / дехли. Некоторые предполагают, что монеты, находящиеся в обращении в регионе под Томарами, назывались дехливал. Согласно Бхавишья Пуране, царь Притхивираджа Индрапрастха построил новый форт в современной области Пурана Кила для удобства всех четырех каст в своем королевстве.. Он приказал построить ворота в форт и позже назвал форт дехали. Некоторые историки считают, что Дилли или Дхиллика - это первоначальное название города, в то время как другие полагают, что это название могло быть искажением хиндустанских слов dehleez или dehali - оба термина означают «порог» или «ворота» - и символических города как ворот в Гангскую равнину.

Жители Дели называются делицами или дилливалами. Город упоминается в различных идиомах северных индоарийских языков. Примеры:

  • Abhi Dilli door hai (अभी दिल्ली दूर है) или его персидская версия, Hanuz Dehli dur ast (هنوز دهلی دور است), что буквально означает «Дели все еще далеко», что в общем говорится о задаче или путешествии, еще далеком от завершения.
  • Дилли дилвалон ка шехр (दिल्ली दिलवालों का शहर) или Дилли дилвалон ки (दिल्ली दिलवालों की), что означает «Дели принадлежит великодушным / смелым»
  • Аас-паас барсе, Дилли пани тарсе (आस-पास बरसे, दिल्ली पानी तरसे), что буквально означает «Он льется повсюду, а Дели лежит иссохший». Намек на иногда полузасушливый климат Дели, он идиоматически относится к ситуациям лишений, когда человек окружен изобилием.

История

Древние и ранние средневековые периоды

Территория вокруг Дели, вероятно, был заселен до второго тысячелетия до нашей эры, и есть свидетельства непрерывного заселения, по крайней мере, с 6 века до нашей эры. Считается, что город был местом Индрапрастхи, легендарной столицы Пандавов в индийском эпосе Махабхарата. Согласно «Махабхарате», эта земля изначально представляла собой огромную массу лесов под названием «Кхандавапрастха », которая была сожжена, чтобы построить город Индрапрастха. Самые ранние архитектурные реликвии относятся к периоду Маурьи (около 300 г. до н. Э.); в 1966 году возле Шриниваспури была обнаружена надпись императора Маурья Ашока (273–235 гг. до н.э.). В Дели можно найти останки нескольких крупных городов. Первые из них находились в южной части современного Дели. Король Ананг Пал из династии Томара основал город Лал Кот в 736 г. Притхвирадж Чаухан завоевал Лал Кот в 1178 году и переименовал его в Кила Рай Питора.

Поздний средневековье

Музей и остатки стен в Кила-Рай-Питора, первом городе Дели, которым правил Притхвирадж Чаухан.

Король Притхвирадж Чаухан потерпел поражение в 1192 г. от Мухаммада Гори во второй битве при Тараине, мусульманском захватчике из Афганистана, который совершил согласованный усилия по завоеванию северной Индии. К 1200 году сопротивление индусов начало падать, и мусульманские захватчики одержали победу. Новообретенное господство иностранных тюркских мусульманских династий на севере Индии продлится следующие пять веков. Генерал-раб Гори, Кутб-уд-дин Айбак, получил ответственность за управление завоеванными территориями Индии до тех пор, пока Гори не вернулся в свою столицу Гхор. Когда Гори умер без наследника в 1206 году н.э., его территории разделились, и различные генералы заявили о суверенитете над разными территориями. Кутб-уд-дин взял на себя контроль над индийскими владениями Гори и заложил основу Делийского султаната и династии мамлюков. Он начал строительство мечети Кутб-Минар и Кувват-аль-Ислам (Сила ислама), самой ранней сохранившейся мечети в Индии. Его преемник, Илтутмиш (1211–1236), укрепил тюркское завоевание северной Индии. Разия Султан, дочь Илтутмиша, сменила его на посту султана Дели. Она была первой и единственной женщиной, правившей Дели.

Вид на Кутаб минор На высоте 72,5 м (238 футов), объект всемирного наследия ЮНЕСКО, Кутб-Минар является самым высоким отдельно стоящим кирпичом в мире минарет.

Для следующего триста лет Дели правили династией тюрков и афганцами, династией Лоди. Они построили несколько фортов и поселков, которые являются частью семи городов Дели. В этот период Дели был крупным центром суфизма. Мамлюкский султанат (Дели) был свергнут в 1290 году Джалал уддином Фирузом Халджи (1290–1320). При втором правителе Халджи, Ала-уд-дине Халджи, султанат Дели расширил свой контроль к югу от реки Нармада в Декане. Наибольшего размаха делийский султанат достиг во время правления Мухаммада бин Туглука (1325–1351). Пытаясь взять под контроль весь Декан, он перенес свою столицу в Даулатабад, Махараштра в центральной Индии. Однако, отойдя от Дели, он потерял контроль над севером и был вынужден вернуться в Дели, чтобы восстановить порядок. Затем откололись южные провинции. В годы после правления Фироз-шаха Туглака (1351–1388), Делийский султанат быстро начал терять контроль над своими северными провинциями. Дели был захвачен и разграблен Тимуром в 1398 году, который убил 100000 пленных. Упадок Дели продолжался при династии Сайидов (1414–1451), пока султанат не был уменьшен до Дели и его внутренних районов. При афганской династии Лоди (1451–1526) Делийский султанат восстановил контроль над Пенджабом и Гангской равниной, чтобы снова добиться господства над Северной Индией. Однако восстановление было недолгим, и султанат был разрушен в 1526 году Бабуром, основателем династии Великих Моголов.

Раннее Новое время

Хему, после взятия под контроль Дели, претендовавший на королевский статус, принял древний индуистский титул Викрамадитья и сопротивлялся Моголам в 16 веке.

Бабур был потомком Чингисхана и Тимур, из Ферганской долины на территории современного Узбекистана. В 1526 году он вторгся в Индию, победил последнего султана Лоди в Первой битве при Панипате и основал Империю Великих Моголов, правившую из Дели и Агры. Династия Великих Моголов правила Дели более трех столетий с шестнадцатилетним перерывом во время правления Шер Шаха Сури и Хему с 1540 по 1556 год. В 1553 году индуистский король Хему занял трон Дели, победив силы императора Великих Моголов Хумаюна в Агре и Дели. Однако Моголы восстановили свое правление после того, как армия Акбара победила Хему во время Второй битвы при Панипате в 1556 году. Шах Джахан построил седьмой город Дели, носящий его имя Шахджаханабад, который служил столицей Империи Великих Моголов с 1638 года и сегодня известен как Старый город или Старый Дели.

Красный форт с индийским флагом в центре Красный форт, объект всемирного наследия ЮНЕСКО, был главная резиденция императоров Великих Моголов на протяжении почти 200 лет. В настоящее время это место используется премьер-министром Индии для обращения к нации в День независимости Индии. пешва Баджи Рао I, который уволил Дели в Первой Битва при Дели, 1737.

После смерти Аурангзеба в 1707 году влияние Империи Великих Моголов быстро уменьшилось, так как индуистская Империя Маратхов с Плато Декан стали известными. В 1737 году силы маратхов во главе с Баджи Рао I разграбили Дели после победы над Моголами в Первой битве при Дели. В 1739 году Империя Великих Моголов проиграла огромную битву при Карнале менее чем за три часа против численно превосходящей по численности, но превосходящей в военном отношении персидской армии во главе с Надир-шахом из Персии. После своего вторжения он полностью разграбил и разграбил Дели, унеся огромное богатство, включая Павлиний трон, Дарью-и-Нур и Кох-и-Нур. Моголы, сильно ослабленные еще больше, никогда не смогли преодолеть это сокрушительное поражение и унижение, которое также открыло путь новым захватчикам, включая в конечном итоге британцев. Надер в конце концов согласился покинуть город и Индия после того, как император Великих Моголов Мухаммад-шах I попросил его о пощаде и дал ему ключи от города и королевской сокровищницы. Договор, подписанный в 1752 году, сделал Маратхов защитниками престола Великих Моголов в Дели.

Рагхунатх Рао, пешва Империи Маратхов , сыгравший ключевую роль в захвате Дели от афганцев во время Второй битвы при Дели.

В 1757 году афганский правитель Ахмад Шах Дуррани разграбил Дели. Он вернулся в Афганистан, оставив номинального правителя Моголов по имени Аламгир II. Маратхи снова заняли Дели в 1758 и контролировали его до своего поражения в 1761 году в Третьей битве при Панипате, когда город снова был захвачен Ахмад Шахом Дуррани. Однако в 1771 году маратхи установили протекторат над Дели, когда правитель маратхов, Махаджи Шинде, отбил Дели, и император Великих Моголов Шах Алам II стал клиентом Конфедерация маратхов в 1772 году. В 1783 году сикхи под Багел Сингхом захватили Дели и Красный форт, но из-за подписанного договора сикхи вышли из Красного форта и согласились восстановить Шах Алам II как император.

Колониальный период

В 1803 году, во время Второй англо-маратской войны, силы Британской Ост-Индской компании нанесли поражение силам маратхов в Битва при Дели.

Во время Индийского восстания 1857 года Дели пал перед войсками Ост-Индской компании после кровавой битвы, известной как Осада Дели. Город перешел под непосредственный контроль британского правительства в 1858 году. Он стал районной провинцией Пенджаба. В 1911 году было объявлено, что столица контролируемых британцами территорий в Индии должна быть перенесена из Калькутты в Дели. Название «Нью-Дели» было дано в 1927 году, а новая столица была открыта 13 февраля 1931 года. Нью-Дели, также известный как Дели Лютьенса, был официально объявлен столицей Союза . Индии после того, как страна получила независимость 15 августа 1947 года. Во время раздела Индии тысячи индуистских и сикхских беженцев, в основном из Западного Пенджаба бежал в Дели, а многие мусульманские жители города мигрировали в Пакистан. Миграция в Дели из остальной части Индии продолжается (по состоянию на 2013 год), способствуя больше росту населения Дели, чем снижению рождаемости.

Пост-независимость

Вид Дели с воздуха в апреле 2016 г. с рекой Ямуна в верхнем правом углу.

В соответствии с Законом о реорганизации штатов 1956 года была создана союзная территория Дели из ее предшественницы, провинции Главного комиссара Дели. В соответствии с Законом о Конституции (Шестьдесят девятая поправка) 1991 года союзная территория Дели официально известна какНациональная столичная территория Дели. Закон предоставил Дели собственное законодательное собрание по гражданскому образцу, хотя и с ограниченными полномочиями.

В 2001 году здание Парламента Индии в Нью-Дели было атаковано вооруженными боевиками, в результате чего погибли шесть сотрудников службы безопасности. Индия подозревала, что за атакующие стоят базирующиеся в Пакистане группы боевиков, которые вызвали серьезный дипломатический кризис между двумя странами. В 2005 и 2008 произошли новые террористические атаки в Дели, в результате погибшего 103 человека.

Экология

Местные символы Дели
ЖивотноеНилгай Boselaphus tragocamelus1.jpg
ПтицаДомовой воробей Домашний воробей (Passer domesticus) - самец в Калькутте I IMG 5904.jpg
ДеревоНе указано
ЦветокЛюцерна MedicagoSativa-CloseUp-hr.jpg

Дели находится в Северной Индии, на 28 ° 37'N 77 ° 14'E / 28,61 ° N 77,23 ° E / 28,61; 77.23. Город граничит с северной, западной и южной стороной штатом Харьяна, а на востоке - Уттар-Прадеш (UP). Две выдающиеся черты географии Дели - это пойма Ямуны и хребет Дели. Река Ямуна была исторической границей между Пенджабом и UP, и ее поймы обеспечивали плодородную аллювиальную почву, подходящую для сельского хозяйства, но подверженную периодическим наводнениям. Ямуна, священная река в индуизме, является единственной крупной рекой, протекающей через Дели. Река Хиндон отделяет Газиабад от восточной части Дели. Хребет Дели берет свое начало от хребта Аравали на юге и окружает западную, северо-восточную и северо-западную части города. Он достигает высоты 318 м (1043 фута) и является доминирующей чертой региона.

Национальная столичная территория Дели занимает площадь 1484 км (573 квадратных миль), из которых 783 км (302 км). кв. миль) обозначен как сельский, а 700 км (270 кв. миль) - городской, что делает его самым крупным по площади города в стране. Он имеет длину 51,9 км (32 мили) и ширину 48,48 км (30 миль).

Дели включен в сейсмическую зону IV Индии, что указывает на его уязвимость перед сильными землетрясениями..

Климат

Дели отличается сухим зимним влажным субтропическим климатом (Кеппен Cwa), граничащим с жарким полузасушливым климатом (Кеппен БШ). Теплый сезон длится с 21 марта по 15 июня со средней дневной высокой температурой выше 39 ° C (102 ° F). Самый жаркий день в году - 22 мая, со средним максимумом 40 ° C (104 ° F) и минимумом 28 ° C (82 ° F). Холодный сезон длится с 26 ноября по 9 февраля со средней дневной высокой температурой ниже 20 ° C (68 ° F). Самый холодный день в году - 4 января, со средним минимумом 2 ° C (36 ° F) и максимумом 14 ° C (57 ° F). В начале марта направление меняется с северо-западного на юго-западное. С апреля по октябрь стоит жаркая погода. Муссон наступает в конце июня вместе с повышением. Короткая, мягкая зима начинается в конце ноября, пики в сентябре и часто случаются сильные туманы.

Температура в Дели обычно колеблется от 2 до 47 ° C (от 35,6 до 116,6 ° F), с самыми низкими и самыми высокими температурами. когда-либо зарегистрированные значения -2,2 и 48,4 ° C (28,0 и 119,1 ° F) соответственно. Среднегодовая температура составляет 25 ° C (77 ° F); среднемесячные температуры колеблются от 13 до 32 ° C (от 55 до 90 ° F). Самая высокая температура, модель в июле, составляющая 45 ° C (113 ° F) в 1931 году. Среднее годовое количество осадков составляет около 886 мм (34,9 дюйма), большая часть которых выпадает во время муссонов в июле и августе. Средняя дата появления муссонных ветров в Дели - 29 июня.

  • v
  • t
Климатические данные для Нью-Дели (Сафдарджунг) 1981–2010 гг., Экстремальные значения с 1901 г. по настоящее время
МесяцЯнвФевмарапрмайиюниюлавгСенОктябрьНоябрьДекГод
Рекордно высокая ° C (° F)30,0. (86,0)34,1. (93,4)40, 6. (105,1)45,6. (114,1)47,2. (117,0)46,7. (116,1)45,0. (113,0)42,0. (107,6)40,6. (105,1)39,4. (102,9)36,1. (97,0)29,3. (84,7)47,2. (117,0)
Среднее максимальное значение ° C (° F)25, 5. (77,9)29,1. (84,4)35,3. (95,5)41, 3. (106,3)43,7. (110,7)43,8. (110,8)39,7. (103,5)37,4. (99,3)37,1. (98,8)36,0. (9 6,8)32,2. (90,0)27,0. (80,6)44,5. (112,1)
Средняя высокая ° C (° F)20,5. (68,9)23,9. (75,0)29,6. (85,3)36,3. (97,3)39, 5. (103,1)39,2. (102,6)35,4. (95,7)34, 1. (93,4)34,1. (93,4)32,8. (91,0)28,2. (82,8)23,1. (73,6)31,4. (88,5)
Среднесуточное ° C (° F)14,1. (57,4)17,4. (63,3)22,7. (72,9)28,9. (84,0)32,7. (90,9)33,2. (91,8)31,4. (88,5)30,3. (86,5)29, 6. (85,3)26,0. (78,8)20,5. (68,9)15, 5. (59,9)25,2. (77,4)
Средняя низкая ° C (° F)7,6. (45,7)10,4. (50,7)15,6. (60,1)21,3. (70,3)25,8. (78,4)27,9. (82,2)27,4. (81,3)26,6. (79,9)25,0. (77,0)19,1. (66,4)12,9. (55,2)8,3. (46,9)19,0. (66,2)
Средний минимум ° C (° F)4,1. (39,4)6,1. (43,0)10,7. (51,3)16,0. (60,8)20,8. (69,4)22,3. (72,1)24,0. (75,2)23,6. (74,5)21,7. (71,1)14,7. (58,5)8,6. (47,5)4,6. (40,3)3,6. (38,5)
Рекордно низкая ° C (° F)-0,6. (30,9)1,6. (34,9)4,4. (39,9)10,7. (51,3)15,2. (59,4)18,9. (66,0)20,3. (68,5)20,7. (69,3)17,3. (63,1)9,4. (48,9)3,9. (39,0)1,1. (34,0)-0,6. (30,9)
Среднее количество осадков, мм (дюйммы)1 9,3. (0,76)22,1. (0,87)15,9. (0,63)13,0. (0,51)31,5. (1,24)82,2. (3,24)187,3. (7,37)232,5. (9,15)129,8. (5,11)14,3. (0,56)4,9. (0,19)9,4. (0,37)762,3. (30,01)
Среднее количество дождливых дней1,31,81,61,22,54,69,49,85,51,00,50,940,1
Средняя относительная влажность (%) (в 17:30 IST )52423523263962665844485445
Среднемесячное значение солнечные часы 220,1223,2248,0276,0285,2219,0179,8176,7219,0260,4246,0220,12,773,5
Среднесуточное количество солнечных часов 7,17,98,09,29,27,35, 85,77,38,48,27,17,6
Источник 1: Метеорологический департамент Индии (вс 1971–2000)
Источник 2: Токийский климатический центр (средние температуры 1981–2010 гг.)
Климатические данные для Дели (Международный аэропорт Индиры Ганди ) 1981–2010 гг., Экстремальные значения с 1956 г. по настоящее время
Месяцянвфевмарапрмайиюниюлавгсеноктябрьноядекабрьгод
Рекордно высокая ° C (° F)31,0. (87,8)35,7. (96,3)41, 3. (106,3)45,3. (113,5)48,4. (119,1)47,8. (118,0)44,6. (112,3)43,2. (109,8)40,8. (105,4)40,7. (105,3)36,4. (97,5)30,4. (86,7)48,4. (119,1)
Среднее максимальное значение ° C (° F)25, 8. (78,4)29,4. (84,9)36,0. (96,8)42, 5. (108,5)45,0. (113,0)44,9. (112,8)40,8. (105,4)38,3. (100,9)38,2. (100,8)36,7. (98,1)32,7. (90,9)27,0. (80,6)45,8. (114,4)
Средняя высокая ° C (° F)20,4. (68,7)24, 1. (75,4)29,9. (85,8)37,1. (98,8)40, 3. (104,5)39,9. (103,8)35,9. (96,6)34,4. (93,9)34,7. (94,5)33,4. (92,1)28,5. (83,3)22,8. (73,0)31,8. (89,2)
Средняя низкая ° C (° F)7,3. (45,1)10,2. (50,4)15,1. (59,2)21,4. (70,5)26,0. (78,8)27, 7. (81,9)27,0. (80,6)26,2. (79,2)24, 7. (76,5)19,5. (67. 1)13,6. (56,5)8,8. (47,8)19,0. (66, 2)
Средний минимум ° C (° F)3,6. (38,5)5,7. (42,3)9,3. (48,7)15,1. (59,2)20,4. (68,7)22,1. (71,8)23,5. (74,3)23,2. (73,8)21,3. (70,3)14,9. (58,8)8,8. (47,8)4,6. (40,3)3,3. (37,9)
Рекордно низкая ° C (° F)−2,2. (28,0)-1,6. (29,1)3,4. (38,1)8,6. (47,5)14,6. (58,3)19,8. (67,6)17,8. (64,0)20,2. (68,4)13,6. (56,5)9,9. (49,8)2,1. (35,8)-1,3. (29, 7)-2,2. (28,0)
Среднее количество осадков мм (дюймов)18,4. (0,72)20,0. (0,79)13,2. (0,52)9,1. (0,36) <41 год 8>37,7. (1,48)82,1. (3,23)17 4,4. (6,87)188,7. (7,43)105,3. (4,15)13,7. (0, 54)5,1. (0,20)6,9. (0,27)674,5. (26, 56)
Среднее количество дождливых дней1,41,71,41,02,64,08,68,34,60,90,50,735,7
Средняя относительная влажность (%) (при 17: 30 IST )53443423264061665641425245
Источник: Метеорологический департамент Индии

Загрязнение воздуха

Плотный токсичный смог в Нью-Дели закрывает солнце. В ноябре 2017 года главный министр Дели назвал город «газовой камерой».

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Дели был самым загрязненным городом в мире в 2014 году. В 2016 году ВОЗ снизил рейтинг Дели до одиннадцатого места в базе данных по качеству городского воздуха. Согласно одной оценке, загрязнение воздуха вызывает смерть около 10 500 человек в Дели каждый год. Индекс качества воздуха в Дели в целом средний (101–200) уровень в период с января по сентябрь, а затем резко ухудшается до Очень низкий (301–400), серьезный (401–500) или опасный (500+) уровни за три месяца с октября по декабрь из-за различных факторов, включая выжигание стерни, горение крекеров во время Дивали и холодную погоду. В течение 2013–14 годов пиковые уровни мелких твердых частиц (PM) в Дели увеличились примерно на 44%, в основном из-за высоких выбросов транспортных средств и промышленных предприятий, строительных работ и сжигания сельскохозяйственных культур в прилегающих штатах. Он имеет самый высокий уровень переносимых по воздуху твердых частиц, PM2,5, который считается наиболее вредным для здоровья - 153 микрограмма. Повышение уровня загрязнения воздуха привело к значительному увеличению числа заболеваний легких (особенно астмы и рака легких) среди детей и женщин Дели. Плотный смог и дымка в Дели зимой приводят к серьезным нарушениям воздушного и железнодорожного сообщения каждый год. По данным индийских метеорологов, средняя максимальная температура в Дели зимой заметно снизилась с 1998 года из-за роста загрязнения воздуха.

Плотный смог покрыть Коннот-плейс, Нью-Дели.

Министерство Индии of Earth Sciences опубликовал в октябре 2018 года исследовательский документ, в котором почти 41% загрязнения воздуха PM2,5 в Дели объясняется выбросами транспортных средств, 21,5% - пылью / пожарами и 18% - промышленностью. Директор Центра науки и окружающей среды (CSE) утверждал, что Общество индийских производителей автомобилей (SIAM) лоббирует «против отчета», потому что это «неудобно» для автомобиля. промышленность. Экологи также критиковали правительство Дели за недостаточные меры для сдерживания загрязнения воздуха и информирования людей о проблемах качества воздуха. В 2014 году экологическая комиссия обратилась в Верховный суд Индии с просьбой о наложении 30% налогов на дизельные автомобили, но до сих пор не было принято никаких мер для наказания автомобильной промышленности.

Большинство жителей Дели жители не знают об угрожающих уровнях загрязнения воздуха в городе и связанных с этим рисках для здоровья; однако по состоянию на 2015 год осведомленность, особенно среди иностранного дипломатического сообщества и индийцев с высокими доходами, заметно росла. С середины 1990-х годов Дели предпринял некоторые меры по ограничению загрязнения воздуха - Дели занимает третье место по количеству деревьев среди индийских городов, а Транспортная корпорация Дели управляет крупнейшим в мире парком экологически чистых автобусы на сжатом природном газе (КПГ). В 1996 году CSE инициировал судебный процесс по общественным интересам в Верховном суде Индии, который приказал перевести автобусы и такси Дели на работу на СПГ и запретил использование этилированного бензина в 1998 году. В 2003 году Дели получил награду Министерства энергетики США в номинации «Международный партнер года по чистым городам» за «смелые усилия по сокращению загрязнения воздуха и поддержке инициатив по альтернативным видам топлива». Метро Дели также было признано за значительное сокращение выбросов загрязняющих веществ в воздух в городе.

Однако, по мнению нескольких авторов, большая часть этих достижений была потеряна, особенно из-за стерни. горение, рост доли рынка дизельных автомобилей и значительное сокращение количества пассажиров автобусами. Согласно CSE и Системе прогнозирования погоды и исследований качества воздуха (SAFAR), сжигание сельскохозяйственных отходов в соседних регионах Пенджаб, Харьяна и Уттар-Прадеш приводит к серьезной интенсификации смога над Дели.

Анализ устойчивости городов в большей городской территории город, используя метод «Круги устойчивости» Программы городов Глобального договора ООН.

Оценка Дели Кругами устойчивости дает несколько более благоприятное впечатление об экологической устойчивости города только потому, что основан на более широком спектре мер, чем только загрязнение воздуха. Отчасти причина того, что город по-прежнему оценивается с точки зрения базовой устойчивости, заключается в низком потреблении ресурсов и выбросах углерода из его более бедных отрицательных явлений. В декабре 2019 года ИИТ Бомбей в партнерстве с Инженерной школой МакКелви Вашингтонского университета в Сент-Луисе запустил Центр исследования аэрозолей и качества воздуха для изучения загрязнения воздуха в Дели и других городов Индии. 3 января 2020 года в Дели была построена первая башня для борьбы с загрязнением воздуха.

Гражданская администрация

В настоящее время Национальная столичная территория Дели состоит из одного подразделения, 11 негатив, 33 подразделения, 59 переписных городов, 300 сел. После трифуркации бывшей Муниципальной корпорации Дели (MCD) в январе 2012 года местная гражданская администрация находилась в руках пяти органов:

. В июле 2012 года, вскоре после трифуркации MCD, правительство Дели увеличило количество округов на территории столицы с девяти до одиннадцати.

С точки зрения надлежащего управления и передовой административной практики Дели занял пятое место из 21 индийского города в 2014 году. Он получил 3,6 балла из 10 по сравнению со средним показателем по стране 3,3.

Дели является домом для Верховный суд Индии и региональный Высокий суд Дели. Суд по мелким делам занимается гражданскими делами, а Мировой суд и Сессионный суд рассматривает уголовные дела в городе. В целях правопорядка разделен на одиннадцать полицейских округов, которые также подразделяются на 95 зон местных полицейских участков.

Правительство и политика

Верховный суд в Дели является высшим судом в стране.. Парламентский дом в правительственном квартале Нью-Дели. Раштрапати Бхаван в Нью-Дели - официальная резиденция президента Индии. Здание Секретариата, Нью-Дели - это место Секретариата Кабинета министерства Индии.

В качестве административного подразделения первого уровня Национальная столичная территория Дели имеет собственное Законодательное собрание, вице-губернатор, министр министра и главный министр. Члены избирательного собрания избираются голосованием от территориальных округов NCT. Законодательное собрание было упразднено в 1956 году, после чего был осуществлен прямой контроль до тех пор, пока он не был восстановлен в 1993 году. Муниципальная корпорация осуществляет гражданское управление городом в соответствии с Законом о Панчаяти Радж. Правительство Индии и Правительство Индии и Правительство национальной столичной территории Дели совместно управляют Нью-Дели, где расположены оба органа. Парламент Индии, Раштрапати Бхаван (Президентский дворец), Секретариат Кабинета и Верховный суд Индии расположены в муниципальном районе Нью-Дели. В Дели 70 избирательных округов и семь избирательных округов Лок Сабха (нижняя палата индийского парламента). Индийский национальный конгресс (Конгресс) формировал все правительство в Дели до 1990-х годов, когда Партия Бхаратия Джаната (БДП) во главе с Маданом Лалом Хураной, пришел к власти. В 1998 году Конгресс вернулся к власти под руководством Шейлы Дикшит, которая имела переизбрана на 3 срока подряд. Но в 2013 Конгресс был отстранен от власти вновь сформированной Партией Аам Аадми (AAP) во главе с Арвиндом Кеджривалом, сформировавшей правительство при внешней поддержке со стороны Конгресс. Однако это правительство просуществовало недолго и рухнуло только через 49 дней. В то время Дели находился под властью президента до февраля 2015 года. 10 февраля 2015 года Партия Аам Аадми вернулась к власти после убедительной победы, получив 67 из 70 мест в Законодательном органе Дели. Ассамблея.

С 2011 года в Дели были три муниципальные корпорации:

  1. SDMC, имеющая юрисдикцию над южными и западными районами Дели, включая Махипалпур, Сад Раджури, Джанакпури, Хари Нагар, Тилак Нагар, Дварка, Джунгпура, Большой Кайлас, РК Пурам, Малвья Нагар, Калкаджи, Амбедкар Нагар и Бадарпур.
  2. NDMC имеет юрисдикцию над такими территориями, как Бадли, Ритала, Бавана, Кирари, Манголпури, Три Нагар, Модельный город, Садар Базар, Чандни Чоук, Матиа Махал, Карол Баг, Моти Нагар
  3. EDMC имеет юрисдикцию в таких областях, как Патпаргандж, Кондли, Лакшми Нагар, Семапури, Гонда, Каравал Нагар, Бабарпур и Шахадра

В 2017 году BJP вышла победителем в выборы во все три корпорации.

Экономика

Connaught Place в Нью-Дели является важным t экономический центр национального столичного региона.

Дели - крупнейший торговый центр в северной Индии. По данным на 2016 год, недавние оценки экономики городского района Дели варьировались от 167 до 370 миллиардов долларов (ППС ВВП в метро ), ставя его либо на , либо на второе место по продуктивности. район метро Индии. Номинальная GSDP NCT Дели на 2016-17 годы была оценена в 6 224 миллиарда фунтов стерлингов (87 миллиардов долларов США), что на 13% выше, чем в 2015-2016 годах. Согласно Экономическому обзору Дели (2005–2006 гг.), третичный сектор обеспечивает 70,95% валового SDP Дели, за которым следуют вторичные и первичные секторы с 25,20%. и 3,85% взносов соответственно. Рабочая сила Дели составляет 32,82% населения и увеличилась на 52,52% в период с 1991 по 2001 год. Уровень безработицы в Дели снизился с 12,57% в 1999–2000 годах до 4,63% в 2003 году. В декабре 2004 года 636 000 человек были зарегистрированы в различных программах обмена занятости в Дели.

В 2001 году общая численность рабочей силы в правительстве страны и штата, а также в квазигосударственном секторе составляла 620 000 человек, а в частном секторе работало 219 000 человек. Ключевыми отраслями услуг являются информационные технологии, телекоммуникации, отели, банковское дело, СМИ и туризм. Строительство, электроэнергетика, здравоохранение, коммунальные услуги и недвижимость также важны для экономики города. В Дели одна из крупнейших и наиболее быстрорастущих отраслей розничной торговли в Индии. Производство также значительно выросло, поскольку компании по производству потребительских товаров открыли в городе производственные предприятия и штаб-квартиры. Большой потребительский рынок Дели и наличие квалифицированной рабочей силы также привлекли иностранные инвестиции. В 2001 году в производственном секторе было занято 1 440 000 рабочих, а в городе было 129 000 промышленных предприятий.

Коммунальные службы

Городским водоснабжением Дели управляет Совет Джала Дели (DJB). По состоянию на июнь 2005 года она поставляла 650 миллионов галлонов в день (MGD), тогда как предполагаемое потребление составляет 963 MGD. Дефицит покрывается частными и государственными трубными скважинами и ручными насосами. Водохранилище Бхакра, расположенное на 240 MGD, является крупнейшим источником воды DJB, за ним следуют реки Ямуна и Ганг. Уровень грунтовых вод в Дели падает, а плотность населения увеличивается, поэтому жители часто сталкиваются с острой нехваткой воды. Исследования, проведенные в Дели, показывают, что до половины водопотребления в городе приходится на неофициальные подземные воды.. В Дели ежедневное производство твердых бытовых отходов составляет 8000 тонн, которые сбрасываются на трех полигонах пользователя MCD. Ежедневное производство бытовых сточных вод составляет 470 млн. Баррелей в сутки, а промышленных сточных вод - 70 млн. Баррелей в сутки. Большая часть неочищенных сточных вод попадает в реку Ямуна.

Потребление электроэнергии в городе составляет около 1265 кВтч на душу населения, но фактическая потребность выше. Распределением электроэнергии в Дели с 2002 года управляют Tata Power Distribution и BSES Yamuna Rajdhani. Пожарная служба Дели управляет 43 пожарными станциями, которые обслуживают около 15 000 вызовов пожарных и спасателей в год. Государственная Mahanagar Telephone Nigam Limited (MTNL) и частные предприятия, такие как Vodafone, Airtel, Idea Cellular, Reliance Infocomm, Aircel, Reliance Jio и Tata Docomo предоставляют городу услуги телефонной и сотовой связи. Покрытие сотовой связи доступно в новом терминале GSM, CDMA, 3G и 4G.

Transport

Здесь показана стойка регистрации в Терминале 2 аэропорта. Международного аэропорта Индиры Ганди в Дели. Это самый загруженный аэропорт в Южной Азии. Здесь показана иммиграционная стойка в Терминале 3 аэропорта. Вход на станцию ​​Ананд Вихар Терминал Ананд Вихар железнодорожная станция, открытая в 2009 году Вид спереди o fa Поезд метро Дели Метро Дели Подписной мост на реке Ямуна - самое высокое сооружение в Дели Подписной мост на реке Ямуна. самое высокое сооружение в Дели Вид of Delhi Faridabad Skyway Вид на Дели Фаридабад Скайвей Скоростная автомагистраль Дели-Гургаон Скоростная автомагистраль Дели-Гургаон, соединяющая Дели с международным аэропортом Индиры Ганди Станция метро Дели Станция метро Дели

Air

Международный аэропорт Индиры Ганди, расположенный к юго-западу от Дели, является главными воротами для внутренних и международных гражданских воздушных перевозок города. В 2015–16 годах аэропорт обслужил более 48 миллионов пассажиров, что сделало его самым загруженным аэропортом в Индии и Южной Азии. Терминал 3, строительство которого обошлось в 96,8 миллиарда фунтов стерлингов (1,4 миллиарда долларов США) в период с 2007 по 2010 год, обслуживает дополнительно 37 миллионов пассажиров в год. В 2010 году Международный совет аэропортов присвоил IGIA 4-ю награду за лучший аэропорт в мире в категории 15–25 миллионов. В 2015 году Международный совет аэропортов признал аэропорт лучшим аэропортом в мире по категории 25–40 миллионов пассажиров. Аэропорт Дели был удостоен награды «Лучший аэропорт в Центральной Азии» и «Лучший персонал аэропорта в Центральной Азии» на Skytrax World Airport Awards 2015.

Летающий клуб Дели, основанный в 1928 году двумя Самолет de Havilland Moth, названный Delhi and Roshanara, базировался в аэропорту Сафдарджунг, который начал работу в 1929 году, когда он был единственным аэропортом Дели и вторым в Индии. Аэропорт функционировал до 2001 года; однако в январе 2002 года правительство закрыло аэропорт для полетов из соображений безопасности после терактов в Нью-Йорке в сентябре 2001 года. С тех пор клуб проводит только курсы по техническому обслуживанию самолетов и используется для полетов на вертолете в международный аэропорт Индиры Ганди для VIP-персон, включая президента и премьер-министра.

Внутренний аэропорт Хиндона в Газиабаде был открыт премьер-министром Нарендрой Моди в качестве второго аэропорта в регионе Дели-NCR 8 марта 2019 года.

Второй международный аэропорт, открытый для коммерческих рейсов, был предложен либо путем расширения аэропорта Меерут, либо путем строительства нового аэропорта в Большой Нойде. Проект Международного аэропорта Тадж в Джеваре был одобрен правительством Уттар-Прадеш.

Road

Дели имеет самая высокая плотность дорог 2103 км / 100 км в Индии. Он связан с другими частями Индии пятью Национальными автомагистралями : NH 1, NH 2, NH 8, NH. 10 и NH 24. Дорожная сеть города поддерживается MCD, NDMC, Управлением кантонмента Дели, Департаментом общественных работ (PWD) и Управлением развития Дели.

Автобусы являются наиболее популярным средством автомобильного транспорта, обеспечивающим около 60% общего спроса Дели. В Дели одна из крупнейших автобусных транспортных систем Индии. В 1998 году Верховный суд Индии постановил, что все общественные транспортные средства в Дели должны работать на сжатом природном газе (CNG), чтобы справиться с растущим загрязнением автотранспорта. Государственная Транспортная корпорация Дели (DTC) является крупным поставщиком автобусных услуг, который управляет крупнейшим в мире парком автобусов, работающих на СПГ. Кроме того, автобусы с кластерной схемой обслуживаются Интегрированной мультимодальной транзитной системой Дели (DIMTS) с участием частных концессионеров и DTC. В декабре 2017 года автобусы DTC и кластерные автобусы перевозили более 4,19 миллиона пассажиров в день. ISBT Кашмирских ворот, ISBT Ананд Вихар и ISBT Сараи Кале Хан являются основными автовокзалы для пригородных автобусов, курсирующих в соседние государства. Быстрые темпы экономического развития и роста населения Дели привели к увеличению спроса на транспорт, оказывая чрезмерное давление на транспортную инфраструктуру города. Чтобы удовлетворить потребности в транспорте, правительство штата и Союза построило систему скоростного общественного транспорта, включая метро Дели. Система скоростного транзита автобусов Дели курсирует между Амбедкар Нагар и Воротами Дели..

Личные автомобили, особенно автомобили, также составляют значительную часть транспортных средств, курсирующих по дорогам Дели. По состоянию на 2007 г. частные автомобили составляют 30% от общего спроса на транспорт. В Дели самое большое количество зарегистрированных автомобилей по сравнению с любым другим мегаполисом Индии. Такси, авто-рикши и велорикши также курсируют по дорогам Дели в большом количестве. По состоянию на 2008 год количество транспортных средств в столичном регионе Дели NCR составляло 11,2 миллиона (11,2 миллиона). В 2008 году в Дели на 1000 жителей приходилось 85 автомобилей. В 2017 году количество транспортных средств только в городе Дели превысило отметку в десять миллионов, а транспортный департамент правительства Дели оценил общее количество зарегистрированных транспортных средств в 10 567 712 до 25 мая года.

Важные дороги. в Дели

Некоторые дороги и скоростные автомагистрали служат важными столпами дорожной инфраструктуры Дели:

  • Внутренняя кольцевая дорога - одна из самых важных «государственных автомагистралей» в Дели. Это круговая дорога длиной 51 км, которая соединяет важные районы Дели. Благодаря более чем двум дюжинам разделителей / эстакад, на дороге почти нет сигнала.
  • Внешняя кольцевая дорога - еще одна важная артерия в Дели, которая соединяет обширные районы Дели..
  • Delhi Noida Direct Flyway или DND Flyway - это восьмиполосная платная скоростная автомагистраль с контролируемым доступом, которая соединяет Дели с Нойда (важный город-спутник Уттар-Прадеш ).
  • Delhi Gurgaon Expressway - это скоростная автомагистраль протяженностью 28 км (17 миль), соединяющая Дели с Gurgaon, важным городом-спутником Харьяны.
  • Дели Фаридабад Скайвей - это контролируемая платная скоростная автомагистраль, которая соединяет Дели с Фаридабад, важным городом-спутником Харьяны.

Национальные автомагистрали, проходящие через Дели

Дели соединяется дорогой с различными части страны через несколько национальных автомагистралей: он связан с другими частями Индии пятью национальными автомагистралями :

Железная дорога

Дели - главный узел индийской железнодорожной сети и штаб-квартира Северной железной дороги. Основные железнодорожные станции: Нью-Дели, Старый Дели, Хазрат Низамуддин, Ананд Вихар, Дели Сарай Рохилла и Дели Кантт. Метро Дели, система общественного скоростного транспорта, построенная и эксплуатируемая Delhi Metro Rail Corporation (DMRC), обслуживает многие части Дели и соседних городов Газиабад, Фаридабад, Гургаон и Нойда. По состоянию на август 2018 года метро состоит из восьми линий общей протяженностью 296 км (184 миль) и 214 станций, а еще несколько линий находятся в стадии строительства. Фаза I была построена за 2,3 миллиарда долларов США, а Фаза II, как ожидается, будет стоить дополнительно 216 миллиардов фунтов стерлингов (3,0 миллиарда долларов США). Фаза-II общей протяженностью 128 км была завершена к 2010 году. Метро Дели завершило 10 лет эксплуатации 25 декабря 2012 года. Ежедневно он перевозит миллионы пассажиров. Помимо метро Дели существует пригородная железная дорога Пригородная железная дорога Дели.

Метро

Метро Дели - это линия жизни Дели- NCR.

Метро Дели - это система скоростного транспорта, обслуживающая Дели, Газиабад, Фаридабад, Гургаон и Нойда в Национальный столичный регион Индии. Метро Дели - десятая по величине система метро в мире по протяженности. Метро Дели было второй современной системой общественного транспорта в Индии. Сеть состоит из одиннадцати линий общей протяженностью 311 км (193 миль) с 214 станциями, которые представляют собой смесь подземных, наземных и надземных станций. На всех станциях есть эскалаторы, лифты и тактильные плитки, чтобы направлять слабовидящих от входа на станцию ​​к поездам. На станциях метро есть 18 парковочных мест, чтобы еще больше стимулировать использование системы. В марте 2010 года DMRC заключила партнерское соглашение с Google India (через Google Transit), чтобы предоставлять информацию о расписании поездов и маршрутах на мобильные устройства с помощью Google Maps. Он имеет сочетание надземных, наземных и подземных линий и использует подвижной состав как широкой, так и стандартной колеи. Используются четыре типа подвижного состава: Mitsubishi – ROTEM с широкой колеей, Bombardier MOVIA, Mitsubishi – ROTEM Standard и CAF Beasain Standard. Фаза-I метро Дели была построена за 2,3 миллиарда долларов США, а вторая очередь, как ожидается, будет стоить дополнительно 216 миллиардов фунтов стерлингов (3,0 миллиарда долларов США). Фаза-II общей протяженностью 128 км была завершена к 2010 году. Метро Дели завершило 10 лет эксплуатации 25 декабря 2012 года. Ежедневно он перевозит миллионы пассажиров.

Метро Дели. строится и эксплуатируется Delhi Metro Rail Corporation Limited (DMRC), государственной компанией с равным долевым участием правительства Индии и правительства национальной столичной территории Дели. Однако организация находится под административным контролем Министерства городского развития правительства Индии. Помимо строительства и эксплуатации метрополитена в Дели, DMRC также участвует в планировании и реализации проектов метро, ​​монорельсов и высокоскоростных железных дорог в Индии и оказывает консультационные услуги по другим проектам метрополитена в стране и за рубежом. Возглавлял проект метро Дели Падма Вибхушан Э. Сридхаран, управляющий директор DMRC, широко известный как "Метромэн" Индии. Известно, что он ушел из DMRC, взяв на себя моральную ответственность за обрушение моста метро, ​​унесшее жизни пяти человек. Шридхаран был награжден престижным Почетным легионом правительством Франции за его вклад в развитие метрополитена Дели.

Региональная система скоростного транспорта (RRTS)

Коридоры 08 RRTS были предложено Национальным советом по планированию столичного региона (NCRPB) для облегчения поездок людей из близлежащих городов NCR в Дели. Три основных коридора на первом этапе следующие:

  1. Дели - Алвар через Гуруграм - 180,50 км
  2. Дели - Панипат через Сонипат - 111 км
  3. Дели - Меерут через Газиабад - 92,05 км

Остальные пять коридоров также одобрены Национальным советом по планированию столичного региона, но планируются в вторая фаза.

Демография

Согласно переписи населения Индии 2011 года, численность населения NCT в Дели составляет 16 753 235 человек. Соответствующая плотность населения составляла 11 297 человек на км при соотношении полов 866 женщин на 1000 мужчин и уровне грамотности 86,34%. В 2004 году уровень рождаемости, смертности и младенческой смертности на 1000 населения составлял соответственно 20,03, 5,59 и 13,08. В 2001 году население Дели увеличилось на 285 000 человек в результате миграции и на 215 000 человек в результате естественного прироста населения, что сделало Дели одним из самых быстрорастущих городов мира. Подгород Дварка, крупнейший запланированный жилой район в Азии, расположен в пределах национальной столичной территории Дели. Городское расширение привело к тому, что городская территория Дели теперь считается простирающейся за пределы NCT до включают города соседних штатов, включая Фаридабад и Гургаон в Харьяна, и Газиабад и Нойда в Уттар-Прадеш, общая численность населения которого, по оценкам ООН, превышает 26 миллионов человек. По данным ООН, город Дели становится вторым по величине в мире после Токио, хотя Demographia заявляет, что город Джакарта является вторым по величине. Перепись 2011 года дала две цифры для городского населения: 16 314 838 в пределах границы NCT и 21 753 486 для расширенной городской зоны. В региональном плане на 2021 год, опубликованном правительством Индии, расширенная городская зона из столичного района Дели (DMA) была переименована в соответствии с планом 2001 года в Центральный национальный столичный регион (CNCR).

Основные социальные группы Дели включают браминов, джатов, пенджабцев, пурванчалис, вайшьев, гуджары, сикхи, мусульмане, уттаракхандиты, бенгальцы и т. Д.

Религия

Религия в NCT в Дели ( 2011)

Индуизм (81,68%) ислам (12,86%) сикхизм (3,40%) джайнизм (0, 99%) христианство (0,87%) буддизм (0,11%) Другое или не указано (0,09%)

Индуизм - преобладающая религиозная вера в Дели, с 81,68% населения Дели, за которыми следуют ислам (12,86%), сикхизм (3,40%), джайнизм (0,99%), христианство (0,87%) и буддизм (0,11%). Другие религии меньшинств включают зороастризм, бахаизм и иудаизм.

Языки

Языки в Дели (2011)

хинди (81,26%) пенджаби (5,2%) урду ( 5,17%) бходжпури (1,35%) бенгальский (1,28%) другие (5,74%))

Согласно 50-му отчету уполномоченным по делам языковых меньшинств в Индии, представленному в 2014 году, хинди является наиболее распространенным языком Дели, на нем говорят 80,94%, за ним следует панджаби (7,14%), урду (6,31%) и бенгальский (1,50%). 4,11% дельитов говорят на других языках. Хинди также является официальным языком Дели, в то время как урду и панджаби были объявлены дополнительными официальными языками.

Согласно Управлению образования, GNCTD следующие языки преподаются в школах Дели в соответствии с трехязычная формула :

  • Первый язык
  1. Хинди
  2. Урду
  3. Английский
  • Второй язык
  1. Английский
  • Третий язык
  1. Урду
  2. пенджаби
  3. бенгальский
  4. синдхи
  5. тамильский
  6. телугу
  7. малаялам
  8. каннада
  9. Гуджарати
  10. Маратхи
  11. Арабский
  12. Персидский
  13. Санскрит

Трущобы

Около 49% населения Дели живут в трущобах и несанкционированных колониях без каких-либо социальных удобств. В большинстве трущоб не хватает основных удобств, и согласно отчету DUSIB, почти 22% людей действительно испражняются.

Культура

Изображение, показывающее несколько горшков, которые сделаны традиционно, черного цвета с красным и зеленым на нем. Традиционная керамика, выставленная в Дилли Хаат

На культуру Дели повлияла его долгая история и историческая ассоциация со столицей Индии, хотя сильное пенджабское влияние можно увидеть на языке, Платье и Кухня, принесенная большим количеством ресурсов, прибывших после раздела в 1947 году недавняя миграция из других частей Индии превратила его в плавильный котел. Об этом свидетельствуют многие значимые памятники города. Дели также упоминается как место Индрапрастхи, древней столицы Пандавов. Археологическая служба Индии признает 1200 исторических зданий и 175 памятников национального наследия.

В Старом городе Моголы и тюркские правители построили несколько архитектурно значимых зданий, таких как Джама Масджид - самая большая мечеть Индии, построенная в 1656 году, и Красный форт. Три всемирного наследия - Красный форт, Кутуб-Минар и Гробница Хумаюна - расположены в Дели. Среди других памятников - Ворота Индии, Джантар-Мантар - астрономическая обсерватория 18-го века и Пурана-Кила - крепость 16-го века. Храм Лакшминараян, Храм Акшардхама, Гурудвара Бангла Сахиб, Вера Бахаи Храм Лотоса и Храм ИСККОН являются образцами архитектуры современной. Радж Гхат и связанные с ним мемориалы содержат мемориалы Махатмы Ганди и других выдающих личностей. В Нью-Дели находится несколько правительственных государственных учреждений и официальных резиденций, напоминающих британскую колониальную архитектурууру, в том числе Раштрапати Бхаван, Секретариат, Раджпат, Парламент Индии и Виджай Чоук. Гробница Сафдарджунга является примером Сады стиля Моголов. Некоторые царственные гавели (роскошные резиденции) находятся в Старом городе.

Храм Лотоса - это Дом Поклонения бахаи, построенный в 1986 году. Известный своей цветочной формой, он служит Храмом Матери на Индийском субконтиненте и стал видная достопримечательность города. Храм Лотоса получил множество архитектурных наград и отмечен в сотнях газетных и журнальных статей. Как и все другие Дома Поклонения Бахаи, открыт для всех, независимо от религии или другого различия, как подчеркивается в текстах Бахаи. Законы бахаи подчеркивают, что дух Дома поклонения заключается в том, что это место сбора, где люди всех религий могут поклоняться Богу без деноминационных ограничений. Законы бахаи также предусматривают, что только священные писания Веры Бахаи и других религий можно читать или петь на любом языке; в то время как для чтения и молитв можно ставить музыку хором, внутри нельзя играть на музыкальных инструментовх. Кроме того, нельзя произносить проповеди и проводить ритуальные церемонии.

Национальный музей и Национальная галерея современного искусства являются одними из национальных музеев страны. Другие музеи в Дели включают музей естественной истории, Национальный музей железных дорог и Национальный филателистический музей.

Чандни Чоук, рынок XVII века. один из самых торговых центров в Дели для ювелирных изделий и Zari сари. Искусство и ремесла Дели включают зардози - вышивку золотой нитью - и Минакари - искусство эмалирования.

Фестивали

Раштрапатихаван, отмеченные Днем Республики Индии

Ассоциация Дели и географическая близость к столице, Нью-Дели, усилили национальные мероприятия и такие праздники, как День Республики, День независимости (15 августа) и Ганди Джаянти. В День Независимости премьер-министр обращается к народу из Красного форта. Большинство жителей Дели празднуют день этого запуском воздушных змеев, которые считают символом свободы. Парад в честь Дня Республики - это большой культурный и военный парад, демонстрирующий культурное разнообразие и военную мощь Индии. На век продолжов Дели стал известен своей сложной культурой, и фестиваль, который символизирует это, - Уолон Ки Саир, который проходит в сентябре. Цветы и панкхе - расшитые цветы веера - приносятся жертвам святилищу суфийского святого 13 Ходжа Бахтияр Каки и храму Йогмая, которые расположены в Мехраули.

Вид на Прагати Майдан изнутри На Прагати Майдане в Дели раз в два года проходит Всемирная книжная ярмарка

Религиозные фестивали, в том числе Дивали (фестиваль света), Махавир Джаянти, День рождения Гуру Нанака, Ракша Бандхан, Дурга Пуджа, Холи, Лохри, Чаут, Кришна Джанмаштами, Маха Шивратри, Ид уль-Фитр, Мохаррам и Будда Джаянти. Фестиваль Кутуб - это культурное мероприятие, во время которого проходят выступления артистов и танцоров со всей Индии на фоне минарета Кутб-Минар. Другие мероприятия, такие как Фестиваль воздушных змеев, Международный фестиваль манго и Васант Панчами (Весенний фестиваль), проводится каждый год в Дели. Auto Expo, крупнейшая автосалон в Азии, проводится в Дели раз в два года. Всемирная книжная ярмарка в Нью-Дели, проводимая раз в два года на Прагати Майдане, является второй по величине выставкой книг в мире. Дели часто называют «книжной столицей» Индии из-за большого числа читателей. Индийская международная торговая ярмарка (IITF), организованная ITPO, крупнейшая культурная и торговая ярмарка Дели, которая проходит в ноябре каждого года, и его посещает более 1,5 миллиона человек.

Кухня

Даулат Чаат производится с использованием сложная техника конденсации молочной пены холодной ночью, это блюдо доступно только зимой. Даулат Чаат приготовлен с использованием сложной конденсации молочной пены холодной ночью, это блюдо доступно только зимой..

Как национальная столица Индии и многовековая столица Великих Моголов, Дели повлияла на пищевые привычки своих жителей, и именно здесь кухня муглай зародилась. Наряду с индийской кухней у жителей популярны разнообразные блюда интернациональной кухни. Недостаток пищевых привычек жителей города привел к созданию уникального стиля кулинарии, ставшего популярным во всем мире, с такими блюдами, как кебаб, бирьяни, тандури. К классическим городским блюдам относятся курица в масле, дал махани, шахи панир, алоо чаат, чаат, дахи бхалла, качори, гол гаппе, самоса, холе бхатуре, холе кульче, гулаб джамун, джалеби и ласси.

Быстрый образ жизни жителей Дели стал причиной роста уличной еды. У жителей популярна тенденция обедать в местных дхабах. Популярность в последнее время приобрели высококлассные рестораны, среди популярных ресторанов - Карим Отель, Пенджаб Гриль и Бухара. Гали-Паранте-Вали (улица жареного хлеба) - это улица в Чандни-Чоук с 1870-х годов, особенно для закусочных. Практически всю улицу занимают ларьки быстрого питания или уличные торговцы. Почти стало традицией, что почти каждый премьер-министр Индии хотя бы раз приходил на улицу, чтобы съесть паратха. В этом районе также доступны и другие индийские блюда, хотя улица специализируется на северной индийской кухне.

Туризм

Джантар Мантар

Согласно Euromonitor International, Дели занял 28-е место в рейтинге самых посещаемых городов в мире. и первый в Индии иностранными посетителями в 2015 году. В Дели есть множество туристических достопримечательностей, как исторических, так и современных. Три объекта всемирного наследия ЮНЕСКО в Дели, комплекс Кутб, Красный форт и Гробница Хумаюна являются одними из лучших примеров Индо-исламская архитектура. Еще одна известная достопримечательность Дели - Ворота Индии, построенный в 1931 году военный памятник солдатам британской индийской армии, погибшим во время Первой мировой войны. В Дели есть несколько знаменитых мест поклонения различных религий. Акшардхам, один из крупнейших индуистских храмовых комплексов в мире, является главной достопримечательностью города. Другие известные религиозные объекты включают Лал Мандир, Храм Лакшминараян, Гурудвара Бангла Сахиб, Храм Лотоса, Джама Масджид и Храм ИСККОН.

Дели также является центром покупок всех видов. Connaught Place, Chandni Chowk, Sarojini Nagar, Khan Market и Dilli Haat являются одними из основных розничных магазинов рынки в Дели. Основные торговые центры включают Select Citywalk, Pacific Mall, DLF Promenade, DLF Emporio, Metro Walk и Ansal Plaza.

Education

Всеиндийский институт медицинских наук Индийский технологический институт, Дели Национальный юридический университет, Дели Университет Дели

Частные школы в Дели, в которых в качестве языка обучения используется английский или хинди, входят в состав одного из трех управляющих органов, Совет индийских экзаменов на школьные аттестаты (CISCE), Центральный совет среднего образования (CBSE) или Национальный институт открытого образования (NIOS). В 2004–2005 годах примерно 1 529 000 учеников были зачислены в начальные школы, 822 000 - в средние школы и 669 000 - в средние школы по всему Дели. Студентки составляли 49% от общего числа учащихся. В том же году правительство Дели потратило от 1,58% до 1,95% своего валового внутреннего продукта штата на образование.

Школы и высшие учебные заведения в Дели находятся в ведении Управления образования, государственные или частные организации NCT. В 2006 году в Дели было 165 колледжей, пять медицинских колледжей и восемь инженерных колледжей, семь крупных университетов и девять признанных университетов.

ведущих колледжей управления Дели, таких как факультет управленческих исследований (Дели) и Индийский институт внешней торговли занимает первое место в Индии. Всеиндийский институт медицинских наук Дели - ведущая медицинская школа для лечения и исследований. Национальный юридический университет, Дели - известная юридическая школа, входящая в Совет адвокатов Индии. Индийский технологический институт, Дели, расположенный в Хауз Кхас, является ведущим инженером Индии и считается одним из ведущих институтов в Южной Азии.

Технологический университет Дели (бывший Инженерный колледж Дели), Институт информационных технологий Индрапрастхи, Технологический институт Нетаджи Субхаса, Университет Гуру Гобинд Сингха Индрапрастхи и Национальное право Университет Дели - единственные Государственные университеты. Университет Дели, Университет Дели и Джамия Миллия Исламия являются центральными университеты и Национальный открытый университет Индиры Ганди для дистанционного образования. По состоянию на 2008 год около 16% всех жителей Дели имели как минимум высшее образование.

СМИ

Телебашня Питампура на фоне голубого неба Телебашня Питампура транслирует программы на Дели

Дели является столицей Индии. в центре внимания репортажей, регулярные телетрансляции заседаний парламента. Многие национальные информационные агентства, включая государственный Фонд прессы Индии, Фонд СМИ Индии и Доордаршан, базируются в городе. Телевизионные программы включают два наземных телевизионных канала, предлагаемых Doordarshan, и несколько кабельных каналов на хинди, английских региональных языках, предлагаемых операторами мультисистемы. Спутниковое телевидение еще не набрало большого количества подписчиков в городе.

Печатная журналистика остается популярным средством массовой информации в Дели. Городские газеты на хинди включают Navbharat Times, Hindustan Dainik, Пенджаб Кесари, Pavitra Bharat, Dainik Jagran, Dainik Bhaskar, Дайник Праюкти, Амар Уджала и Дайник Десбандху. Среди русскоязычных газет The Hindustan Times с ежедневным тиражом более миллиона экземпляров является самой крупной ежедневной газетой. Другие крупные английские газеты: The Times of India, The Hindu, Indian Express, Business Standard, The Pioneer, Государственный деятель и Азиатский век. Региональным газетам относится малаялам ежедневная малаяла манорама и тамильские ежедневные динамалар и динакаран.

Радио менее популярное средство массовой информации в Дели, хотя радио FM приобрело популярность с момента открытия нескольких станций в 2006 году. Ряд государственных и частных радиостанций вещают из Дели.

Спорт

Дели принимал множество международных спортивных мероприятий, в том числе первые Азиатские игры 1951 года, Азиатские игры 1982 года, Чемпионат Азии по легкой атлетике 1989 года, Чемпионат мира по хоккею 2010, Игры Содружества 2010 и Чемпионат мира по крикету 2011.

Индийские спортсмены маршируют на Национальный стадион во время церемонии открытия Азиатские игры 1951 года.

Азиатские игры 1951 года

Дели принимал первые Азиатские игры в 1951 году с 4 по 11 марта. Всего 489 спортсменов, представляющих 11 национальных олимпийских комитетов, приняли участие в 57 соревнованиях по восьми видам спорта и дисциплинам. Игры были продолжением Дальневосточных игр и возрождением Западно-Азиатских игр. 13 февраля 1949 года в Дели было официально учреждена Федерация Азиатских игр, и Дели единогласно объявили первым городом-организатором Азиатских игр. Национальный стадион был местом проведения всех мероприятий. Церемония открытия Игр на Национальном стадионе наблюдали более 40 000 зрителей.

Азиатские игры 1982 года

Дели второй раз принимал Девятые Азиатские игры в 1982 году с 19 ноября по 4 декабря. Это второй был раз, когда город принимал Азиатские игры, а также первые Азиатские игры, проводимые под эгидой Олимпийского совета Азии. В этих играх приняли участие 3 411 спортсменов из 33 национальных олимпийских комитетов, принявших участие в 196 соревнованиях по 21 спорту и 23 дисциплинам. Церемония открытия состоялась на стадионе Джавахарлала Неру, построенном специально для этого мероприятия.

Церемония открытия Игр Содружества 2010 прошла на стадионе Джавахарлала Неру.

2010 Игры Содружества

В 2010 году в Дели прошли девятнадцатые Игры Содружества, которые проходили с 3 по 14 октября и сталишим спортивным мероприятием в Индии. Церемония открытия Игр Содружества 2010 года состоялась 3 октября 2010 года на стадионе Джавахарлала Неру, главном стадионе мероприятия, в Нью-Дели, в 19:00 по индийскому стандартному времени. Церемония, в которой приняли участие более 8000 исполнителей, длилась два с половиной часа. По оценкам, на проведение церемонии было потрачено 3,5 миллиарда фунтов стерлингов (49 миллионов долларов США). Мероприятия прошли на 12 объектовх соревнований. В Играх было задействовано 20 тренировочных объектов, в том числе семь в пределах Делийского университета. На стадионе регби в Северном кампусе Университета Дели проводились игры по регби для Игр Содружества.

Другие виды спорта

Стадион Джавахарлала Неру.

Крикет и футбол - самые популярные виды спорта в Дели. Есть несколько площадок для крикета, или майданов, лож по всему городу. Стадион Аруна Джейтли (известный обычно как Котла) - одно из старейших площадок для крикета в Индии и место проведения международных матчей по крикету. Это домашний стадион команды Дели по крикету, которая представляет город в Ranji Trophy, главном национальном чемпионате Индии по крикету первого класса. Команда по крикету Дели выпустила несколько игроков в крикет мирового класса, таких как Вирендер Сехваг, Вират Кохли, Гаутам Гамбхир, Мадан Лал, Четан Чаухан, Шикхар Дхаван, Ишант Шарма, Манодж Прабхакар и Бишан Сингх Беди и многие другие. Команды по крикету РЖД и Услуги в Ranji Trophy также проводят свои домашние матчи в Дели, на стадионе Карнаил Сингх и стадионе Харбакс Сингх соответственно. Город также является домом для команды Индийской Премьер-лиги Дели Кэпиталз, которые проводят свои домашние матчи в Котле.

Стадион Амбедкар, футбольный стадион в Дели, вмещающий 21 000 человек, место проведения отборочного матча чемпионата мира по футболу индийской сборной против ОАЭ 28 июля 2012 года. В Дели 2007 г. проходил Кубок Неру. и 2009, в обоих из которых Индия победила Сирию 1–0. В Элитной футбольной лиге Индии, первой профессиональной американской футбольной франшизе, Delhi Defenders провели свой первый сезон в Пуне. Международная автодром Бадд в Большой Нойде, пригороде Дели, ранее принимал Формулу-1 Гран-при Индии. Арена Индиры Ганди также находится в Дели.

Дели является членом Азиатской сети крупных городов 21.

Текущие региональные и профессиональные спортивные команды из Дели

Команда / клубТурнир / лигаСпортМесто проведенияОснована
Дели крикетная команда Ранджи Трофи

Виджай Хазар Трофи Сайед Муштак Али Трофи

Крикет Стадион Аруна Джейтли 1934
Футбольная команда Дели Сантош Трофи Футбол Стадион Джавахарлала Неру 1941
Дели Кэпиталз Индийская премьер-лига Крикет Стадион Аруна Джейтли 2008
Дели Уэйверидерс Хоккейная лига Индии Хоккей на траве Стадион Шиваджи 2012
Дабанг Дели Профессиональная лига Кабадди Кабадди Спортивный комплекс Тьягарадж 2014
Дели Дримз Теннисная лига чемпионов Теннис РК Теннисный комплекс Кханна 2014
Indian Aces Международная премьер-лига Теннис Крытый стадион Индиры Ганди 2014
Delhi Hurricanes RFC Всеиндийский и южноазиатский турнир по регби Союз регби B-7 Васант Кундж 110070 Дели2004
Дели Защитники Элитная футбольная лига Индии Американский футбол 2012
Delhi Wizards Мировая серия по хоккею Хоккей на траве Национальный стадион Дхиан Чанд 2011
Дели Кэпиталз Профессиональная баскетбольная лига UBA Баскетбол 2015

Бывшие региональные и профессиональные спортивные команды из Дели

Команда / КлубТурнир / ЛигаСпортМесто проведенияСозданоПрекращено
Delhi Giants Индийская лига крикета Крикет Н / Д20072009
Дели Динамо ФК Индийская суперлига Футбол Джавахарлал Стадион Неру 20142019

Известные люди

Международные отношения ации

Города-побратимы
  • Китай Пекин, Китай
  • США Чикаго, США
  • Япония Фукуока, Япония
  • Англия Лондон, Англия, Великобритания
Партнерство

См. Также

  • flag Индийский портал

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Правительство

Общая информация

Последняя правка сделана 2021-05-17 12:06:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте