Преосвященный. Н. Т. Райт | |
---|---|
Епископ Даремский | |
Райт выступает на конференции. в декабре 2007 года | |
Церковь | Англиканская церковь |
Епархия | Даремская епархия |
В офисе | 2003–2010 гг. |
Другие должности |
|
Приказы | |
Рукоположение | 1975 |
Посвящение | 2003 |
Личные данные | |
Имя при рождении | Николас Томас Райт |
Родился | (1948-12-01) 1 декабря 1948 года (возраст 71). Морпет, Соединенное Королевство |
Национальность | Британец |
Конфессия | Англиканец |
Место жительства |
|
Супруга | Мэгги |
Дети | 4 |
Alma mater |
Николас Томас Райт FRSE (родился 1 декабря 1948 г.)), известный как N. Т. Райт или Том Райт, английский знаток Нового Завета, Полина теолог и англиканец епископ. Он был епископом Даремского с 2003 по 2010 год. Затем он стал профессором-исследователем Нового Завета и раннего христианства в Колледже Святой Марии в Университете Сент-Эндрюс в Шотландии до 2019 года, когда он стал старшим научным сотрудником в Wycliffe Hall в Оксфордском университете.
Райт пишет о богословии и христианской жизни и отношениях между ними. Он выступает за библейскую переоценку богословских вопросов, таких как оправдание, рукоположение женщин и популярные христианские взгляды на жизнь после смерти. Он также подверг критике идею буквального Восторга. Автор более семидесяти книг, Райт высоко ценится в академических и теологических кругах за серию «Истоки христианства и вопрос о Боге». Третий том, Воскресение Сына Божьего, считается многими духовенством и теологами основополагающим христианским трудом о воскресении исторического Иисуса, в то время как последний выпущенный четвертый том, Павел и Верность Богу - это величайший труд Райта.
Райт родился в Морпет, Нортумберленд. В интервью 2003 года он сказал, что никогда не мог вспомнить время, когда он не осознавал присутствие и любовь Бога, и вспомнил случай, когда ему было четыре или пять лет, когда он «сидел один в Морпете и был полностью подавлен, приходя к слезы, из-за того, что Бог так сильно меня любил, он умер за меня. Все, что случилось со мной с тех пор, вызвало то же самое »
Он получил образование в Sedbergh School в Йоркшир-Дейлс и специализировался на классике. В конце 1960-х Райт пел и играл на гитаре в фолк-клубе на западе Ванкувера. С 1968 по 1971 год он изучал literae humaniores (классическую литературу, философию и историю) в Эксетер-колледже, Оксфорд, получив степень бакалавра наук с отличием в 1971 году. В то время он был президент студенческого Оксфордского межвузовского христианского союза.
С 1971 по 1975 год он учился на англиканское служение в Уиклиф-холле, Оксфорд, получив ( Oxford) MA в конце этого периода. Позже он получил степень доктора богословия (DD) от Оксфордского университета.
В 1975 году он стал младшим научным сотрудником в Мертон-колледже., Оксфорд, а позже также младший капеллан. С 1978 по 1981 год он был научным сотрудником и священником в Даунинг-колледже, Кембридж. В 1981 году он получил докторскую степень в Мертон-колледже, тема его диссертации была «Мессия и народ Божий: исследование богословия Павла с особым упором на аргументы Послания к римлянам». После этого он работал доцентом кафедры Нового Завета в Университете Макгилла, Монреаль (1981–86), затем священником, научным сотрудником и наставником в Вустерском колледже и преподавателем Нового Завета. в Оксфордском университете (1986–93).
Он переехал из Оксфорда, чтобы стать деканом Личфилдского собора (1994–1999), а затем ненадолго вернулся в Оксфорд в качестве приглашенного научного сотрудника в Мертон-колледж, прежде чем приступить к своей должности канонического богослова в Вестминстерское аббатство в 2000 году.
С 1995 по 2000 год Райт вел еженедельную воскресную колонку «Чтения» для Church Times. Он сказал, что ведение колонки дало ему «смелость» приступить к своей популярной серии комментариев… для всех (SPCK) к книгам Нового Завета.
В 2003 году Райт стал епископом. из Дарема. 4 августа 2006 г. он был назначен в Суд по церковным делам, зарезервированным сроком на пять лет.
31 августа 2010 г. он ушел с престола в Дареме и занял должность профессора-исследователя. Нового Завета и раннего христианства в Колледже Святой Марии, Сент-Эндрюс, в Шотландии, что позволило ему сконцентрироваться на своей академической и радиовещательной работе.
С 1 октября 2019 года Райт был назначен старший научный сотрудник Уиклиф-холла Оксфордского университета, где он первоначально учился на англиканское служение в 1971-1973 гг.
В его В популярной книге «Удивленные надеждой» Райт подчеркивает, что в Священных Писаниях делается упор на воскресение как на истинную надежду всех христиан. Райт критикует чрезмерный акцент североамериканской церкви на «попадание на небеса после смерти» и недооценку воскресения из мертвых, хотя он не отрицает учения о том, что душа человека живет после смерти. Он выступает за воссоединение сотериологии и экклезиологии, отмечая, что такая связь часто игнорируется в протестантизме. Кроме того, он критикует различные популярные богословские идеи, такие как диспенсационалистская доктрина восхищения.
Райт следует Новой Перспективе. о Павле толкование посланий Павла. Райт предлагает, чтобы ни один серьезный христианин не мог игнорировать Павла и что благодаря этому центральному месту в каноне Нового Завета Павел стал объектом злоупотреблений, неправильного понимания, навязывания и обращения с неправильными или неуместными вопросами о христианской вере. Райт предлагает: «Таким образом, Пол в двадцатом веке использовался и подвергался жестокому обращению, как и в первом. Можем ли мы, когда век приближается к концу, прислушаться к нему немного внимательнее? Можем ли мы каким-то образом раскаяться в том, как мы неправильно обращались с ним и немного больше уважали его собственный образ действий? "
Этот вопрос отражает ключевое соображение Нового взгляда на Павла и фундаментальную цель учености Райта: позволить апостолу Павлу говорить от имени сам, не навязывая ему современные соображения и вопросы, и при этом, стремясь выяснить, что на самом деле апостол Павел пытался сказать людям, которым он писал. Исходя из этого, Райт утверждает, что, исследуя корпус Павла с этой уникальной точки зрения, сложные отрывки в тексте освещаются по-новому, его письма приобретают согласованность как в своих особенностях, так и друг с другом, и это дает общую картину того, что Пол был рядом, не подвергая насилию мелкие детали в письмах.
Содержание новой перспективы можно проследить до работы Э. П. Сандерс и его книга «Павел и палестинский иудаизм». В этой работе 1977 года Сандерс утверждал, что преобладающая точка зрения на иудаизм первого века в Новом Завете была неточной. Вместо этого он описал это как «номизм завета», который подчеркивал избрание Богом людей и соблюдение Торы как способ «оставаться в» религии (а не способ «войти»). Ученые Полина, такие как Райт, которые придерживаются толкования Сандерса об иудаизме, видят «проблему» Павла с соблюдением закона не как отказ от позиции, согласно которой благосклонность Бога зависит от выполнения требований закона, а скорее как отказ от закона. функция отделения еврея от язычников.
Говоря об оправдании, Райт утверждает, что «дискуссии об оправдании в большей части истории церкви, конечно же со времен Августина, шли не с той ноги - по крайней мере, с точки зрения понимания Павла - и с тех пор они остаются там ». Таким образом, Церковь, согласно Райту, объединила дискуссии, касающиеся примирения человека с Богом, под ярлыком оправдания, что впоследствии придало этой концепции акцент, совершенно отсутствующий в том, что, по его мнению, можно найти в Новом Завете. Это заставляет Райта утверждать, что это неправильное восприятие оправдания приводило к насилию над текстом на протяжении сотен лет и что сам текст должен быть отправной точкой в определении того, что Павел пытается сказать об оправдании.
Через его попытку Возвращаясь к тексту, чтобы позволить Павлу говорить за себя, как он предлагает, Райт предлагает определение того, что, по его мнению, апостол подразумевает под «оправданием», что противоречит распространенному мнению. При составлении указанного определения интерпретатор выделяет три части, которые, по его мнению, являются жизненно важными для этого соображения: это оправдание зависит от языка завета, что в нем используется язык суда, функционирующий в рамках завета как сильная объяснительная метафора оправдания, и что это нельзя понимать в контексте Павла отдельно от эсхатологии. Благодаря включению языка завета оправдание намекает на присутствие в мире греха и зла, а также на то, как завет был установлен для спасения. В этом контексте метафорический язык суда признает роль Бога как судьи, который должен привести мир в порядок, бороться со злом и восстановить справедливость и порядок в космосе. Наконец, определение «оправдания», данное Райтом в посланиях Павла, признает, что этот термин связан не с личными потребностями человека, необходимыми для достижения спасения, как это принято считать, а с тем, что отличает кого-то как члена Божьего народа.
В 2008 году Райт раскритиковал «светский утопизм», обвинив его в защите «права убивать нерожденных детей и лишних стариков». Обозреватель Times Дэвид Ааронович специально призвал Райта обосновать его утверждение о том, что любая светская группа действительно выступает за убийство пожилых людей, что привело к продолжающемуся обмену мнениями, в которых Райт придерживался своей основной идеи.
Что касается исторического Иисуса, Райт следует «основательной эсхатологической » традиции Альберта Швейцера против «радикального скептицизма "из Уильяма Вреде и Семинар Иисуса, которых он считает современными коллегами Вреде. Райт также приводит доводы в пользу «очень еврейского» Иисуса, который, тем не менее, был против некоторых громких аспектов иудаизма первого века. Точно так же Райт говорит об Иисусе как о «двойном», «умножающемся», «полностью» и «глубоко» подрывном, в то же время дистанцируя Иисуса от других известных крамольных и революционных движений в Палестине I века. В чем-то его взгляды схожи со взглядами таких ученых, как Э. П. Сандерс и менее известный Бен Ф. Мейер (которого Райт называет «невоспетым героем» исследований Нового Завета ). Однако он не согласен с мнением Сандерса о том, что фарисеи не проявили бы яростного противостояния Иисусу, изображенному в Евангелиях. Он также отстаивал буквальную веру во Второе пришествие и воскресение мертвых как центральное место христианства.
Райт критически относится к более либеральным теологическим кругам. Семинар Jesus Seminar Маркус Борг, с которым Райт разделял взаимное восхищение и уважение, в соавторстве с Райтом «Значение Иисуса: два видения» изложил свои противоположные мнения. В 2005 году на форуме Greer-Heard Point-Counterpoint Forum Райт обсудил историчность воскресения Иисуса с соучредителем Jesus Seminar Джоном Домиником Кроссаном. Райт и Кроссан, которые также испытывают взаимное восхищение, придерживаются очень разных мнений по поводу этого основополагающего христианского учения. Для Кроссана воскресение Иисуса - это теологическая интерпретация событий авторами Нового Завета. Однако для Райта воскресение - это историческое событие, связанное с мировоззрением Второго Храма иудаизм - фундаментальное для Нового Завета.
С публикацией в 2012 году книги Райта «Как Бог стал» Кинг: Забытая история Евангелий, Райт критически относился к некоторым идеям об историческом Иисусе как в евангельских проповедях в США, так и в работе К. С. Льюис, который, как признает Райт, оказал большое влияние на его жизнь. В одном из интервью Райт резюмирует эту критику: «Одна из целей этой книги - христиане, которые говорят: да, Библия истинна. Это безошибочно и так далее. Но тогда они не обращают внимания на то, что на самом деле говорит Библия. Слишком многим христианам кажется достаточно сказать, что Христос был рожден от Девы, умер на кресте и воскрес - но никогда не делал ничего другого. Я говорю: это не способ понимать Евангелия ».
Райт был старшим членом от англиканской церкви комиссии Ламбета, созданной для разрешения споров после рукоположения Джин Робинсон как епископ Епископальной церкви в Соединенных Штатах. В 2009 году Епископальная церковь разрешила духовенству совершать богослужения для людей, состоящих в однополых отношениях. Райт охарактеризовал это действие как «явный разрыв с остальной частью англиканской общины» в статье «Таймс».
В декабре 2005 года он объявил прессе в тот день, когда первое гражданское партнерство церемонии проходили в Англии, что он, вероятно, будет принимать дисциплинарные меры против любого духовенства, зарегистрированного в качестве гражданского партнера, или любого духовенства, благословляющего такие партнерские отношения.
Он утверждал, что «справедливость никогда не означает« относиться ко всем одинаково ». способ », но« относиться к людям должным образом »». В августе 2009 года он выступил с заявлением, в котором говорилось:
... кому-то рано или поздно придется разъяснить (хотя и утомительно) разницу между (а) «человеческим достоинством и гражданской свободой» тех, кто с гомосексуальными и подобными инстинктами и (б) их «правом», как практика, не говоря уже о посвященных в сан христиан, давать физическое выражение этим инстинктам. Как отметил Папа, язык «прав человека» в настоящее время понижен в публичном дискурсе до особого внимания каждой группы интересов.
Работа Райта получила высокую оценку многими учеными, придерживающимися разных взглядов, включая Джеймса Данна, Гордона Фи, Ричарда Б. Хейса и Роуэна Уильямса, бывшего Архиепископ Кентерберийский. Райт получил похвалу от католиков, таких как епископ Роберт Бэррон, который неоднократно цитировал историческую науку Райта.
Критики его работы также встречаются во многих теологических лагерях. Некоторые реформатские богословы, такие как Джон Пайпер, подвергли сомнению теологию Райта, особенно по поводу того, отрицает ли он протестант доктрину оправдания только верой. Хотя Пайпер считает презентацию Райта запутанной, он не отвергает точку зрения Райта как ложную. В ответ Райт заявил, что хотел бы, чтобы Пайпер «толковал Пола иначе», и что его книга «не всегда является критикой того, что я на самом деле говорю». Райт также сказал, что он проникся симпатией к Пайпер и считает его «хорошим, любимым братом во Христе, делающим хорошую работу, укрепляющим людей в вере, учит их, как жить». В 2009 году Райт обратился к этому вопросу в своей книге «Обоснование: план Бога и видение Павла». Он попытался дополнительно прояснить свою позицию в интервью InterVarsity Press.
Многие консервативные евангелисты также сомневались, отрицает ли Райт замену наказания, но Райт заявил, что отрицает только карикатуру, но утверждает это учение, особенно в общих рамках модели искупления Христа Виктора.
Несмотря на критику некоторых его работ реформатскими богословами, другие реформатские лидеры восприняли его вклад в других областях, например, Тим Келлер, восхвалявший работу Райта о воскресении.
В обширном обзоре Воскресения Сына Божьего, написанном Джозефом Дж. Смитом, SJ, Смит утверждает, что тексты Павла, цитируемые Райтом, не подтверждают его точка зрения, что воскресшее тело было «физически крепким». Не появляются и евангельские рассказы о воскресении. «Крепкий физический характер тела воскресшего Иисуса в евангельских повествованиях о воскресении принадлежит первому христианскому представлению явлений, а не первоначальному опыту самого явления в его изначальной природе». Смит также предполагает, что Райт не осознавал, что воскрешающее тело не может физически присутствовать в пространстве и времени.
Райт был удостоен нескольких почетных докторских степеней, в том числе от Даремского университета. в июле 2007 года, Центр теологических исследований Джона Лиланда в апреле 2008 года, Университет Сент-Эндрюс в 2009 году, Heythrop College (Лондонский университет ) в 2010 году и Экуменический институт теологии на Св. Семинария и университет Марии в мае 2012 года.
В 2014 году он был награжден медалью Беркитта от Британской академии »в знак признания особой заслуги перед Библией. Исследования ». В марте 2015 года было объявлено, что он станет членом Королевского общества Эдинбурга (FRSE).
Четыре тома опубликованы, планируется еще два:
Серия «Для всех», комментарий Райта к Новому Завету, была завершена в 2011 г.:
В Викицитатнике есть цитаты, относящиеся к: N. Т. Райт |
Титулы англиканской церкви | ||
---|---|---|
Предшественник. Майкл Тернбулл | Епископ Даремского. 2003–2010 | Преемник. Джастин Уэлби |