Нунг люди

редактировать
Для тибето-бирманского народа Нунг, см. Нунгские языки. Для китайского Nùng, см людей Nùng (китайский язык).
Nng
Nung woman.jpg Женщина-нунг
Регионы со значительной численностью населения
Вьетнам, Китай
  Вьетнам 1 083 298 (2019)
  Китай неизвестный
Языки
Нонг, вьетнамский, китайский
Религия
Народная религия нунг, Moism
Родственные этнические группы
Чжуанские люди и люди Тай

Нун ( произносится как noong [монахиня] ) являются Центральный Тай этнические группы, проживающие в основном на северо - востоке Вьетнама и юго - западной провинции Гуанси. Ныны иногда называют себя Тхо, что буквально означает « автохтонный» (коренной или уроженец страны). Их этноним часто смешивают с этнонимом тай как тай-нонг.

По данным переписи населения Вьетнама, население нуна насчитывалось около 856,412 к 1999, 968,800 к 2009 году и 1083298 от 2019 г. Они являются третьей по величине Tai-говорящая группа, предшествует Tay и тайский ( Черный Тай, Белый Тай и Группы Red Tai ) и шестое место среди групп национальных меньшинств.

Они тесно связаны с Тай и Чжуан. В Китае нун, вместе с тайом, классифицируются как народ чжуан.

В 1954 году несколько тысяч Нанг Фан Слинь прибыли в Южный Вьетнам в качестве беженцев и поселились в провинции Ламонг. После китайско-вьетнамской войны последовали новые волны миграции в Центральное нагорье.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Подразделения
  • 2 История
  • 3 Описание
  • 4 Язык
  • 5 Религия
  • 6 Таможня
  • 7 Известные люди
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
  • 10 Источники
  • 11 Дальнейшее чтение
  • 12 Внешние ссылки

Подразделения

Географическое распространение Nùng как части центральных тайоязычных народов Географическое распространение языков нонг, чжуанский, тай, буйей в северном Вьетнаме и южном Китае.

Среди нунг есть несколько подгрупп: Нунг Сюунг, Нонг Джанг, Нунг Ан, Нунг Пан Слинь, Нунг Лой, Нунг Чао, Нунг Куи Рун, Нонг Дин, Нунг Инь, Нунг Тонг Слин и т. Д.

Многие из названий подгрупп Nng соответствуют географическим регионам родины Nng. Hoàng Nam (2008: 11) перечисляет следующие подгруппы Nng.

  • Нонг Инь: перешла из Лонг Инь
  • Нонг Пан Слинь: переехал из Ван Ченга
    • Nùng Phàn Slình thua lài
    • Nùng Phàn Slình cúm cọt
  • Нонг Ан: переехал из Ан Цзе
  • Nùng Dín
  • Нонг Лой: мигрировал из Ся Лэй
  • Нонг Тонг Слин: мигрировал из Конг Шаня
  • Нонг Куи Рун: мигрировал из Гуй Шуна
  • Нонг Чао: мигрировал из Лун Чжоу

История

В 1038 году Нонг Тонг Фук (Нонг Цюаньфу, кит.: 儂 全 福), вождь Нун, провозгласил основание Королевства Долголетия ( Чанг Ци Го長生 國). Король Аннамского королевства Ли Тай Тонг привел армию в регион в третьем месяце 1039 года, захватил Нунг Тон Фук и большую часть его семьи и вернул их в столицу Тан Лонг для казни. Его 14-летний сын Нонг Три Цао (Нонг Чжигао, кит.: 儂 智 高) избежал ареста. Затем Нонг Три Цао восстал трижды в 1041, 1048 и 1052 годах. Но, в конце концов, он потерпел поражение от Песни. После поражения Нонг Три Као многие повстанцы-нунги бежали во Вьетнам, сосредоточившись вокруг провинций Цао Бонг и Лонг Сон, и стали известны как Нунг. Барлоу (2005) предполагает, что многие из первоначальных повстанцев XI века, бежавших во Вьетнам, были поглощены родственными народами региона Тай.

Нонг, хотя и не имел лидера уровня Нонг Три Као, восстали в 1352, 1430, 1434 годах и во многих других незарегистрированных восстаниях.

В 16 веке чжуан, в основном из Гуанси и, возможно, с юго-востока Юньнани, начали мигрировать во Вьетнам. Это движение было ускорено ускорением цикла стихийных бедствий и политическими событиями семнадцатого века, которые привлекли большее количество китайских иммигрантов в регион, такими как падение Мин, восстание У Санги, оккупация Цин., и мусульманские восстания в Юньнани. Эта миграция была мирной и происходила семья за семьей. Французские администраторы позже идентифицировали ряд кланов Нунг в ходе своих этнографических исследований. Они включили китайские топонимы в названия своих кланов и, следовательно, указывают место своего происхождения в Китае, например, клан «Нун Инь» из Лун Ин на юго-западе Гуанси. Такие другие имена, которые могут быть соотнесены с местами, указывают на то, что мигранты были в основном из приграничных районов на юго-западе Гуанси. Нонг становился все более многочисленным в регионе и распространился через длинный участок северной границы Вьетнама от Лонг Сона до Цао Бонг и около Тат Кхе. Династия Мац, вьетнамская династия, правившая вьетнамским северо-восточным нагорьем, извлекла выгоду из миграции в том, что они смогли привлечь людские ресурсы Нунг для своих собственных сил.

В 1833 году Нонг Ван Ван, вождь нунгов, возглавил восстание против вьетнамского правления. Он быстро взял под свой контроль провинции Као Банг, Туен Куанг, Тай Нгуен и Лонг Сан, стремясь создать отдельное государство Тай Нонг в северном регионе Вьетнама. Его восстание было в конечном итоге подавлено династией Нгуен в 1835 году.

В 1860-х годах Нонг встал на сторону Сиуна (Сюн), самопровозглашенного короля хмонгов. Армии Сиуна совершали набеги на золото из буддийских храмов и захватывали большие участки земли у других людей.

Период от восстания тайпинов (1850–64) до начала двадцатого века был отмечен непрерывными волнами иммиграции народов чжуан / нун из Китая во Вьетнам. Эти волны были результатом непрерывной засухи в Гуанси, которая сделала малозаселенные земли северного Вьетнама привлекательным альтернативным жильем. Процесс иммиграции в целом был мирным, поскольку Нонг покупал землю у владельцев Тхо. Ныги превосходили то в возделывании влажного риса и преобразовании бедных земель, облегчая последующие миграции в прилегающие районы. Неоднократные насильственные вторжения в эпоху тайпин и оккупация Черного флага ускорили отток Тхо, поскольку банды из Китая состояли в основном из Чжуан, которые поддерживали нун за счет Тхо. Оставшиеся Тхо отдалились от вьетнамского правительства, которое не могло предложить защиты, и стали клиентами китайцев и нунгов.

Господство Нунг стало настолько явным, что когда Сунь Ятсен захотел поднять боевиков в регионе, он мог набрать их из деревень Нунг, таких как На Сен и На Мо, расположенных на вьетнамской стороне границы. Французские колонисты увидели в этом преобладании нунг угрозу и сочли удобным в то время вновь заявить о верховенстве вьетнамской административной системы в регионе.

Однако французы, у которых, возможно, был меньший выбор, были склонны поддерживать то и другие меньшинства, часто недифференцированные как «человек» в своих отчетах - обычно это ссылка на Яо - в качестве противовеса против нун. В 1908 году, например, после инцидента, когда наемные воины-нунги Сунь Ятсена убили нескольких французских офицеров, французы предложили награду в размере восьми долларов за каждую голову, принесенную «Человеком». Награда выплачивалась 150 раз.

Французское колониальное правительство воспользовалось давней напряженностью между горскими этническими группами и большинством кинь во Вьетнаме. В северо-западных горах они создали полуавтономную федерацию меньшинств под названием Sip Song Chau Tai ( французский язык: Pays Taï), укомплектованную вооруженными ополченцами и пограничниками. Когда в 1946 году разразилась война, группы тайцев, хмонгов и мыонг на северо-западе встали на сторону французов и выступили против вьетнамцев и даже предоставили батальоны для борьбы с французскими войсками. Но Нонг и Тай поддержали Вьетминя и предоставили вьетнамскому лидеру Хо Ши Мину безопасную базу для его партизанских армий. После победы над французами в Дьенбьенфу в 1954 году, Вьет Минь пытался завоевать верность всех северных этнических меньшинств путем создания двух автономных зон, тайско-Meo Автономной области и Viet Bac автономный зон соответственно, что позволяет ограниченное самоуправление в пределах «единое многонациональное государство». Во время войны во Вьетнаме многие Нонг сражались бок о бок с армией Северного Вьетнама (NVA).

После объединения Вьетнама в 1975 году автономная зона Вьет Бак, в которой были наиболее многочисленны нонг и тай, была отозвана Ле Дуан. новое правительство проводило политику принудительной ассимиляции меньшинств во вьетнамскую культуру. Все образование велось на вьетнамском языке, традиционные обычаи не поощрялись или запрещались, а представители меньшинств были переселены из своих деревень в правительственные поселения. В то же время правительство создало « Новые экономические зоны » вдоль границы с Китаем и в Центральном нагорье. Часто для этого требовалось отбирать лучшую землю, чтобы переселить тысячи людей из перенаселенных низменностей. В 1980-е годы около 250 000 этнических вьетнамцев поселились в горных районах вдоль границы с Китаем, что привело к нехватке продуктов питания в регионе и большим страданиям.

Когда в 1975 году возникла напряженность между Вьетнамом и Китаем, Ханой опасался лояльности нунгов и китайско-вьетнамцев, считая, что они примут сторону Китая. Это происходит из-за того, что многие нонг только что мигрировали на вьетнамскую границу, а многие из их родственников все еще жили на другой стороне границы.

В 1990-е годы программа Doi Moi внесла изменения в политику, включая создание государственного департамента, отвечающего за дела меньшинств. Многие из изменений и либерализации, которые сохраняют наследие нангов и других этнических групп, имеют большую привлекательность для туристов и являются источником значительного дохода для Вьетнама. Тем не менее, во многих областях традиционный образ жизни меньшинств быстро разрушается.

Из-за территориальных споров между Вьетнамом и Китаем в последние годы группы меньшинств, проживающие вдоль китайско-вьетнамской границы, включая нунги, находятся под пристальным вниманием вьетнамского правительства.

Описание

Корзина для рук людей Нунг во Вьетнаме

Нанг поддерживают себя за счет сельского хозяйства, такого как сельское хозяйство на террасированных склонах холмов, уход за рисовыми полями и выращивание продуктов из садов. Они производят рис, кукурузу, мандарины, хурму и анис. Они также известны своими ремеслами, изготовлением изделий из бамбука и ротанга, а также ткачеством. Они занимаются плотницкие и железа ковка также.

Язык

Язык Нунг является частью языковой семьи Тай ; его письменный сценарий был разработан примерно в 17 веке. Он близок к языку чжуан.

Религия

Многие нун исповедуют местную религию с анимистическими, тотемическими и шаманскими чертами, как и другие этнические группы тай. Другие приняли буддизм.

Обычаи

При употреблении алкоголя участники скрещивают руки и пьют из противоположного стакана, чтобы продемонстрировать доверие. Сказки, народная музыка, приверженность традициям и этнической идентичности - сильные черты народа нун.

Традиционная одежда нунга цвета индиго, символизирующая верность, прославила Хо Чи Минь, которую носил, когда вернулся во Вьетнам в 1941 году.

Известные люди

Смотрите также

использованная литература

Источники

дальнейшее чтение

  • Oàn, Thiện Thuật. Язык тай-нонг в Северном Вьетнаме. [Токио?]: Институт [sic] по изучению языков и культур Азии и Африки, Токийский университет иностранных языков, 1996.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-19 04:55:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте