Женщина-нунг | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Вьетнам, Китай | |
Вьетнам | 1 083 298 (2019) |
Китай | неизвестный |
Языки | |
Нонг, вьетнамский, китайский | |
Религия | |
Народная религия нунг, Moism | |
Родственные этнические группы | |
Чжуанские люди и люди Тай |
Нун ( произносится как noong [монахиня] ) являются Центральный Тай этнические группы, проживающие в основном на северо - востоке Вьетнама и юго - западной провинции Гуанси. Ныны иногда называют себя Тхо, что буквально означает « автохтонный» (коренной или уроженец страны). Их этноним часто смешивают с этнонимом тай как тай-нонг.
По данным переписи населения Вьетнама, население нуна насчитывалось около 856,412 к 1999, 968,800 к 2009 году и 1083298 от 2019 г. Они являются третьей по величине Tai-говорящая группа, предшествует Tay и тайский ( Черный Тай, Белый Тай и Группы Red Tai ) и шестое место среди групп национальных меньшинств.
Они тесно связаны с Тай и Чжуан. В Китае нун, вместе с тайом, классифицируются как народ чжуан.
В 1954 году несколько тысяч Нанг Фан Слинь прибыли в Южный Вьетнам в качестве беженцев и поселились в провинции Ламонг. После китайско-вьетнамской войны последовали новые волны миграции в Центральное нагорье.
Среди нунг есть несколько подгрупп: Нунг Сюунг, Нонг Джанг, Нунг Ан, Нунг Пан Слинь, Нунг Лой, Нунг Чао, Нунг Куи Рун, Нонг Дин, Нунг Инь, Нунг Тонг Слин и т. Д.
Многие из названий подгрупп Nng соответствуют географическим регионам родины Nng. Hoàng Nam (2008: 11) перечисляет следующие подгруппы Nng.
В 1038 году Нонг Тонг Фук (Нонг Цюаньфу, кит.: 儂 全 福), вождь Нун, провозгласил основание Королевства Долголетия ( Чанг Ци Го長生 國). Король Аннамского королевства Ли Тай Тонг привел армию в регион в третьем месяце 1039 года, захватил Нунг Тон Фук и большую часть его семьи и вернул их в столицу Тан Лонг для казни. Его 14-летний сын Нонг Три Цао (Нонг Чжигао, кит.: 儂 智 高) избежал ареста. Затем Нонг Три Цао восстал трижды в 1041, 1048 и 1052 годах. Но, в конце концов, он потерпел поражение от Песни. После поражения Нонг Три Као многие повстанцы-нунги бежали во Вьетнам, сосредоточившись вокруг провинций Цао Бонг и Лонг Сон, и стали известны как Нунг. Барлоу (2005) предполагает, что многие из первоначальных повстанцев XI века, бежавших во Вьетнам, были поглощены родственными народами региона Тай.
Нонг, хотя и не имел лидера уровня Нонг Три Као, восстали в 1352, 1430, 1434 годах и во многих других незарегистрированных восстаниях.
В 16 веке чжуан, в основном из Гуанси и, возможно, с юго-востока Юньнани, начали мигрировать во Вьетнам. Это движение было ускорено ускорением цикла стихийных бедствий и политическими событиями семнадцатого века, которые привлекли большее количество китайских иммигрантов в регион, такими как падение Мин, восстание У Санги, оккупация Цин., и мусульманские восстания в Юньнани. Эта миграция была мирной и происходила семья за семьей. Французские администраторы позже идентифицировали ряд кланов Нунг в ходе своих этнографических исследований. Они включили китайские топонимы в названия своих кланов и, следовательно, указывают место своего происхождения в Китае, например, клан «Нун Инь» из Лун Ин на юго-западе Гуанси. Такие другие имена, которые могут быть соотнесены с местами, указывают на то, что мигранты были в основном из приграничных районов на юго-западе Гуанси. Нонг становился все более многочисленным в регионе и распространился через длинный участок северной границы Вьетнама от Лонг Сона до Цао Бонг и около Тат Кхе. Династия Мац, вьетнамская династия, правившая вьетнамским северо-восточным нагорьем, извлекла выгоду из миграции в том, что они смогли привлечь людские ресурсы Нунг для своих собственных сил.
В 1833 году Нонг Ван Ван, вождь нунгов, возглавил восстание против вьетнамского правления. Он быстро взял под свой контроль провинции Као Банг, Туен Куанг, Тай Нгуен и Лонг Сан, стремясь создать отдельное государство Тай Нонг в северном регионе Вьетнама. Его восстание было в конечном итоге подавлено династией Нгуен в 1835 году.
В 1860-х годах Нонг встал на сторону Сиуна (Сюн), самопровозглашенного короля хмонгов. Армии Сиуна совершали набеги на золото из буддийских храмов и захватывали большие участки земли у других людей.
Период от восстания тайпинов (1850–64) до начала двадцатого века был отмечен непрерывными волнами иммиграции народов чжуан / нун из Китая во Вьетнам. Эти волны были результатом непрерывной засухи в Гуанси, которая сделала малозаселенные земли северного Вьетнама привлекательным альтернативным жильем. Процесс иммиграции в целом был мирным, поскольку Нонг покупал землю у владельцев Тхо. Ныги превосходили то в возделывании влажного риса и преобразовании бедных земель, облегчая последующие миграции в прилегающие районы. Неоднократные насильственные вторжения в эпоху тайпин и оккупация Черного флага ускорили отток Тхо, поскольку банды из Китая состояли в основном из Чжуан, которые поддерживали нун за счет Тхо. Оставшиеся Тхо отдалились от вьетнамского правительства, которое не могло предложить защиты, и стали клиентами китайцев и нунгов.
Господство Нунг стало настолько явным, что когда Сунь Ятсен захотел поднять боевиков в регионе, он мог набрать их из деревень Нунг, таких как На Сен и На Мо, расположенных на вьетнамской стороне границы. Французские колонисты увидели в этом преобладании нунг угрозу и сочли удобным в то время вновь заявить о верховенстве вьетнамской административной системы в регионе.
Однако французы, у которых, возможно, был меньший выбор, были склонны поддерживать то и другие меньшинства, часто недифференцированные как «человек» в своих отчетах - обычно это ссылка на Яо - в качестве противовеса против нун. В 1908 году, например, после инцидента, когда наемные воины-нунги Сунь Ятсена убили нескольких французских офицеров, французы предложили награду в размере восьми долларов за каждую голову, принесенную «Человеком». Награда выплачивалась 150 раз.
Французское колониальное правительство воспользовалось давней напряженностью между горскими этническими группами и большинством кинь во Вьетнаме. В северо-западных горах они создали полуавтономную федерацию меньшинств под названием Sip Song Chau Tai ( французский язык: Pays Taï), укомплектованную вооруженными ополченцами и пограничниками. Когда в 1946 году разразилась война, группы тайцев, хмонгов и мыонг на северо-западе встали на сторону французов и выступили против вьетнамцев и даже предоставили батальоны для борьбы с французскими войсками. Но Нонг и Тай поддержали Вьетминя и предоставили вьетнамскому лидеру Хо Ши Мину безопасную базу для его партизанских армий. После победы над французами в Дьенбьенфу в 1954 году, Вьет Минь пытался завоевать верность всех северных этнических меньшинств путем создания двух автономных зон, тайско-Meo Автономной области и Viet Bac автономный зон соответственно, что позволяет ограниченное самоуправление в пределах «единое многонациональное государство». Во время войны во Вьетнаме многие Нонг сражались бок о бок с армией Северного Вьетнама (NVA).
После объединения Вьетнама в 1975 году автономная зона Вьет Бак, в которой были наиболее многочисленны нонг и тай, была отозвана Ле Дуан. новое правительство проводило политику принудительной ассимиляции меньшинств во вьетнамскую культуру. Все образование велось на вьетнамском языке, традиционные обычаи не поощрялись или запрещались, а представители меньшинств были переселены из своих деревень в правительственные поселения. В то же время правительство создало « Новые экономические зоны » вдоль границы с Китаем и в Центральном нагорье. Часто для этого требовалось отбирать лучшую землю, чтобы переселить тысячи людей из перенаселенных низменностей. В 1980-е годы около 250 000 этнических вьетнамцев поселились в горных районах вдоль границы с Китаем, что привело к нехватке продуктов питания в регионе и большим страданиям.
Когда в 1975 году возникла напряженность между Вьетнамом и Китаем, Ханой опасался лояльности нунгов и китайско-вьетнамцев, считая, что они примут сторону Китая. Это происходит из-за того, что многие нонг только что мигрировали на вьетнамскую границу, а многие из их родственников все еще жили на другой стороне границы.
В 1990-е годы программа Doi Moi внесла изменения в политику, включая создание государственного департамента, отвечающего за дела меньшинств. Многие из изменений и либерализации, которые сохраняют наследие нангов и других этнических групп, имеют большую привлекательность для туристов и являются источником значительного дохода для Вьетнама. Тем не менее, во многих областях традиционный образ жизни меньшинств быстро разрушается.
Из-за территориальных споров между Вьетнамом и Китаем в последние годы группы меньшинств, проживающие вдоль китайско-вьетнамской границы, включая нунги, находятся под пристальным вниманием вьетнамского правительства.
Нанг поддерживают себя за счет сельского хозяйства, такого как сельское хозяйство на террасированных склонах холмов, уход за рисовыми полями и выращивание продуктов из садов. Они производят рис, кукурузу, мандарины, хурму и анис. Они также известны своими ремеслами, изготовлением изделий из бамбука и ротанга, а также ткачеством. Они занимаются плотницкие и железа ковка также.
Язык Нунг является частью языковой семьи Тай ; его письменный сценарий был разработан примерно в 17 веке. Он близок к языку чжуан.
Многие нун исповедуют местную религию с анимистическими, тотемическими и шаманскими чертами, как и другие этнические группы тай. Другие приняли буддизм.
При употреблении алкоголя участники скрещивают руки и пьют из противоположного стакана, чтобы продемонстрировать доверие. Сказки, народная музыка, приверженность традициям и этнической идентичности - сильные черты народа нун.
Традиционная одежда нунга цвета индиго, символизирующая верность, прославила Хо Чи Минь, которую носил, когда вернулся во Вьетнам в 1941 году.