Мой ужин с Андре | |
---|---|
Плакат оригинального театрального релиза | |
Режиссер | Луи Малле |
Написано | |
Произведено | |
В главной роли | |
Кинематография | Джери Сопанен |
Под редакцией | Сюзанна Барон |
Музыка | Аллен Шон |
Распространяется | New Yorker Films |
Дата выхода | |
Продолжительность | 111 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | английский |
Бюджет | 475 000 долл. США |
«Мой ужин с Андре» - американский комедийно-драматический фильм1981года режиссера Луи Малле, сценарий которого - Андре Грегори (Андре) и Уоллес Шон (Уолли) вглавных ролях. Актеры разыгрывают вымышленные версии самих себя, беседующих в Café des Artistes на Манхэттене. Диалоги в фильме затрагивают такие темы, как экспериментальный театр, природа театра и природа жизни, и противопоставляют скромный гуманизм Уолли духовному опыту Андре.
Андре Грегори находится в центре внимания первого часа фильма, когда он описывает некоторые из своих переживаний после отказа от карьеры театрального режиссера в 1975 году. В их число входит работа со своим другом, режиссером Ежи Гротовски, и группой польских актеров в лес в Польше, его визит в Финдхорн в Шотландии и его поездка в Сахару, чтобы попытаться создать пьесу по «Маленькому принцу » Сент-Экзюпери. Он работал с группой в небольшом произведении искусства на Лонг-Айленде, в результате чего Андре (ненадолго) был похоронен заживо в ночь на Хэллоуин.
Остальная часть фильма - это разговор, в котором Уолли Шон пытается доказать, что жить так, как Андре последние пять лет, для большинства людей просто невозможно. Он относится к обычным удовольствиям, например к чашечке кофе. Андре отвечает, что то, что считается нормальной жизнью в Нью-Йорке в конце 1970-х, больше похоже на жизнь во сне, чем на реальную жизнь. Фильм заканчивается без четкого разрешения конфликта мировоззрений, сформулированных двумя мужчинами. Во время поездки на такси Уолли вспоминает свое детство и упоминает, что, придя домой, он рассказывает своей девушке Дебби об ужине с Андре. На заднем плане играет « Гимнопеди № 1» Эрика Сати.
Идея фильма возникла в результате попытки Грегори поработать с биографом над историей своей жизни, и Шон одновременно придумал идею рассказа о двух беседующих людях. Грегори и Шон, которые подружились благодаря театральной работе, решили сотрудничать в этом проекте. Они согласились с тем, что это нужно снимать, а не ставить как пьесу. Хотя фильм был основан на событиях из жизни актеров, Шон и Грегори отрицали (в интервью кинокритика Роджера Эберта ), что они играли самих себя. Они сказали, что если они переделают фильм, то поменяются местами двух персонажей, чтобы доказать свою точку зрения. В интервью Ноа Баумбаху в 2009 году Шон сказал:
Когда я писал это, у меня действительно была цель: я хотел уничтожить того парня, которого играл, до такой степени, чтобы там был хоть один из меня. Я хотел убить эту сторону себя, снимая фильм, потому что этот парень полностью движим страхом.
Сценарий претерпел множество изменений в локации; в финальной версии - во время ужина в ресторане. Пока Шон пытался найти режиссера для фильма, ему позвонил французский режиссер Луи Маль. Он прочитал копию сценария через общего друга и настоял на том, чтобы он поработал над проектом, сказав, что он хочет направить, продюсировать фильм или поработать над ним в любом качестве. Первоначально Шон подумал, что звонок был розыгрышем из-за того, что Малл играл в кино. Позже Малл предположил, что обеденная установка не сработает, основываясь на репетиции, на которой Грегори говорил во время еды. На протяжении всей разработки сценария Шон спорил о том, чтобы было больше сцен, в результате чего получился бы трехчасовой фильм. Малле выиграл много сценариев, но проиграл два спора по поводу сцен, которые остались в фильме.
«Мой ужин с Андре» снимался в отеле « Джефферсон», который в то время пустовал, в Ричмонде, штат Вирджиния. (С тех пор отель был отреставрирован и вновь открыт как роскошное место.) Ллойд Кауфман был менеджером по производству фильма, а компания Troma Entertainment обеспечивала производственную поддержку. Съемки длились две недели и были отредактированы так, чтобы они выглядели так, как если бы происходили в реальном времени. Набор был создан в стиле Café des Artistes в Нью-Йорке.
Сайт-агрегатор обзоров Rotten Tomatoes оценил его на 92% как «свежий» на основе 23 обзоров со средней оценкой 7,3 из 10. Роджер Эберт и Джин Сискел дали высокую оценку фильму на Sneak Previews ; продюсеры сказали Эберту, что их похвала помогла фильму продержаться в кинотеатрах в течение года. Эберт выбрал его как лучший фильм года, и он и Сискел позже оценили его как пятый и четвертый лучший фильм, соответственно, за все 1980-е. В 1999 году Эберт добавил его в свою серию эссе « Великие фильмы ». Он сказал: «Кто-то на днях спросил меня, могу ли я назвать фильм, полностью лишенный клише. Я подумал на мгновение, а затем ответил:« Мой ужин с Андре ». Премия Бостонского общества кинокритиков признала его «Лучшим американским фильмом» в 1982 году и присудила Грегори и Шону приз за лучший сценарий. Metacritic присвоил ему 83% "всеобщего признания" на основе 15 отзывов.
На протяжении всего фильма Андре упоминает свою жену «Чикита»; в реальной жизни он был женат на Мерседес «Чикита» Небельтау, которая умерла в 1992 году. Небельтау был режиссером-документалистом, чьи работы включают три фильма о Ежи Гротовском, о котором Уолли и Андре рассказывают в этом фильме.
На протяжении всего фильма Уолли называет свою «подругу Дебби». Хотя на самом деле это не определено, Дебби - писательница рассказов Дебора Айзенберг, хотя она еще не начала публиковать рассказы на момент создания фильма. Айзенберг также является статистом в фильме, темноволосый посетитель закусочной, на который смотрит Шон, осматривая ресторан, стоя у бара в ожидании Андре.