Мутуализм, также известный как движение взаимного страхования и mutualist движение, является общественным движением, целью которого является создание и продвижения взаимных организаций, взаимные страховок и взаимных фондов. По словам известного мутуалиста Джина Коста, движение поощряет и помогает обеспечить взаимную выгоду от рисков для тех, кто получает доступ к его фондам, и / или повышение их материального и духовного уровня жизни посредством регулярных выплат или взносов. Институционализированный через паевые инвестиционные фонды, мутуализм был повсеместно признан генератором или зародышем классических прогнозов и современных систем социального обеспечения и в настоящее время сосуществует с ними. Хотя падение популярности паевых инвестиционных фондов во многих социальных средах совпало с началом государственной системы социального обеспечения в первые десятилетия 20-го века, в Европе и других частях мира мутуализм продолжает оставаться важным игроком в социальной экономике.. Общества взаимопомощи, обеспечивающие медицинское страхование, объединены в международную ассоциацию благотворительных обществ.
Возникнув в результате адаптации системы гильдий в 18 веке (см. Гильдия и гора благочестия ) и широко распространившись в 19 веке, сегодня во всем мире существует множество ассоциаций мутуалистов, интегрированных в современное общество. В настоящее время мутуализм связан с финансовыми фирмами, страховщиками, союзами, организациями, продвигающими экономику солидарности, торговыми ассоциациями и религиозными движениями. Характерным признаком взаимного движения является его институциональный нейтралитет в отношении политической, религиозной, расовой и профсоюзной принадлежности его членов. Движение взаимопомощи и движение кооперативов имеют много общего в отношении идеи профессиональной взаимопомощи.
Основываясь на движении мутуализма 18 века, Сара Горовиц, основатель и исполнительный директор Союза фрилансеров, определила ряд связанных явлений, которые она называет «новым мутуализмом». Например, Хоровиц и Коста указывают на то, что 40 миллионов американцев в настоящее время работают на фрилансе, как средство продвижения предпринимательства среди большей части среднего класса.