Часть серии по |
Анархо-коммунизм |
---|
Концепции
|
Люди |
Организационные формы |
Теоретические работы |
похожие темы |
|
|
«Взаимопомощь: фактор эволюции» - это сборник антропологических очерков 1902 года русского естествоиспытателя ифилософа- анархиста Петра Кропоткина. Эссе, первоначально опубликованные в английском периодическом издании «Девятнадцатый век» между 1890 и 1896 годами, исследуют роль взаимовыгодного сотрудничества и взаимности (или « взаимопомощи ») в животном мире и человеческих обществах как в прошлом, так и в настоящем. Это аргумент против теорий социального дарвинизма, которые подчеркивают конкуренцию и выживание наиболее приспособленных, и против романтических изображений таких писателей, как Жан-Жак Руссо, которые считали, что сотрудничество мотивировано всеобщей любовью. Вместо этого Кропоткин утверждает, что взаимопомощь имеет прагматические преимущества для выживания сообществ людей и животных и, наряду с совестью, поддерживается посредством естественного отбора.
Взаимопомощь считается фундаментальным текстом анархистского коммунизма. Она представляет собой научную основу для коммунизма в качестве альтернативы исторического материализма из марксистов. Кропоткин считает важность взаимопомощи для процветания и выживания в животном мире, в коренных и ранних европейских обществах, в средневековых свободных городах (особенно через гильдии ) и в деревне конца 19 века, рабочем движении и бедняках. Он критикует государство за разрушение исторически важных институтов взаимопомощи, в частности, путем навязывания частной собственности.
Многие биологи также считают его важным катализатором в научном исследовании сотрудничества.
Дэниел П. Тодес в своем обзоре русского натурализма в XIX веке заключает, что работа Кропоткина «не может быть отвергнута как идиосинкразический продукт анархического увлечения биологией» и что его взгляды «были лишь одним из выражений широкого течения в русском языке». эволюционная мысль, которая предшествовала его работе над этим предметом и даже поощряла его, и никоим образом не ограничивалась левыми мыслителями ».
Кропоткин подчеркивает различие между конкурентной борьбой между отдельными организмами за ограниченные ресурсы и коллективной борьбой между организмами и окружающей средой. Он опирался на свои собственные наблюдения за Сибирью и Северо-Восточной Азией, где он увидел, что популяции животных ограничены не источниками пищи, которых было в изобилии, а скорее суровой погодой. Например, хищные птицы могут конкурировать, воруя пищу друг у друга, в то время как перелетные птицы сотрудничают, чтобы выжить в суровые зимы, путешествуя на большие расстояния. Он не отрицал конкурентную форму борьбы, но утверждал, что кооперативному противнику недооценивается: «Существует огромное количество войн и истреблений, происходящих среди различных видов; в то же время существует столько же или возможно, даже больше, взаимной поддержки, взаимопомощи и взаимной защиты... Общительность - такой же закон природы, как и взаимная борьба ».
Как описание биологии, точка зрения Кропоткина согласуется с современным пониманием. Стивен Джей Гулд восхищался наблюдениями Кропоткина, отметив, что сотрудничество, если оно увеличивает индивидуальную выживаемость, не исключается естественным отбором и фактически поощряется. Идеи Кропоткина предвосхищают теперь признанную важность мутуализма (благоприятных отношений между двумя разными видами) и альтруизма (когда один член одного вида помогает другому) в биологии. Примеры альтруизма у животных включают родственный отбор и реципрокный альтруизм. Дуглас Х. Баучер считает книгу Кропоткина предшественником биологической теории альтруизма.