Королевство Мутапа

редактировать

Королевство Мутапа. Мвене мы Мутапа (Тавара )
1430–1760
Оружие, подаренное Mwenemutapa в 1569 году королем Португалии owo Mutapa owo Оружие предоставлено Мвенемутапа в 1569 году, составленная королем Португалии
Карта Виллема Янсзоона Блау с изображением Мономотапы ( Mutapa), датированный 1635 годом. Карта Виллема Янсзона Блау с изображением Мономотапы (Мутапа), датированная 1635 годом.
Столица
Общие языкиШона, Каранга
РелигияВера в Мвари (Бог)
ПравительствоМонархия
Мвенемутапа / Мунхумутапа
• ок. 1430 - ок. 1450Ньяцимба Мутота (первый)
• 1740–1759Дехве Мупунзагуту (последний)
История
• Основан Ньяцимбой Мутота1430
• Португальский протекторат1629
• Раскол династии Мутапа1712
• Распад во время Гражданской войны1760
Площадь
16 век700 000 км (270 000 квадратных миль)
ПредшествующийУспешный
Королевство Зимбабве
Империя Розви
Португальский Мозамбик

Королевство Мутапа - иногда называемое Империей Мутапа, Мвенемутап a, (Shona : Mwene we Mutapa, Португальский : Monomotapa) - африканская империя, охватывающая обширные территории на территории нынешних Зимбабве, Замбии, Мозамбика и Южной Африки..

Португальская карта Мономотапы шестнадцатого века, лежащая в глубине южной Африки.

Португальский термин Мономотапа является транслитерацией африканского королевского титула Мвенемутапа, образованного от комбинации двух слов Мвене, означающих Король или Лорд, а Мутапа означает землю. Со временем королевский титул монарха был применен ко всему королевству и использовался для обозначения территории королевства на картах того периода.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Расширение
    • 1.2 Религия
    • 1.3 Экономика
    • 1.4 Правительство
    • 1.5 Контакт с Португалией
      • 1.5.1 Случайный крестовый поход
    • 1.6 Упадок и крах
      • 1.6.1 Португальский контроль
      • 1.6.2 Потеря престижа
      • 1.6.3 Вторжение Бутва
      • 1.6.4 Смена правителей
      • 1.6.5 Независимость и перемещение из Зимбабве
    • 1.7 Распад
  • 2 Мутапа в роли Офира
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
  • 6 Дополнительная литература
История

Существует несколько историй о происхождении Мутапа, наиболее широко распространенная в устной традиции рассказываемая о князьях Великого Зимбабве. Первый «Мвене» был принцем-воином, названным из Королевства Зимбабве, который изначально расширил границы королевства, чтобы обнаружить новые источники соли на севере. Считается, что принц нашел соль в своем завоевании Тавары, подразделения Шона. Еще одно историческое повествование о происхождении империи состоит в том, что принц Мутота отделился от Великого Зимбабве после войны с принцем Муквати (который, как полагают, был либо его братом, либо двоюродным братом) за контроль над Королевством.

Расширение

Сын и преемник Мутоты, Ньянхеве Матопе, расширил это новое королевство до империи, охватывающей большую часть земель между Таварой и Индийским океаном. Эта империя добилась объединения ряда различных народов Южной Африки путем создания сильных, хорошо обученных армий и поощрения государств к добровольному присоединению, предлагая членство в Великом совете Империи любому, кто присоединился без сопротивления. Армии Матопа захватили королевство Маньяка, а также прибрежные королевства Китеве и Маданда. К тому времени, когда португальцы прибыли на побережье Мозамбика, королевство Мутапа было главным государством в регионе. Он собрал сильную армию, которая захватила область Данде на Тонге и Таваре. Империя достигла своего пика к 1480 году, всего через 50 лет после своего создания.

Религия

Император Мутопе оставил империю с хорошо организованной религией с могущественным духовенством. Религия королевства Мутапа вращалась вокруг ритуальных консультаций с духами и королевскими предками. Святыни в столице поддерживали духовные медиумы, известные как мхондоро. Мхондоро также служили устными историками, записывающими имена и деяния прошлых королей.

Экономика

Империя Мутапа, как и все королевства Шона, имела в своей основе аграрную экономику. Хотя добыча полезных ископаемых, возможно, сделала королевство Шона известным среди исследователей и торговцев, добыча полезных ископаемых всегда считалась второстепенной деятельностью по сравнению с сельским хозяйством. Добыча золота жестко контролировалась королем, и золото продавалось в обмен на предметы роскоши, такие как шелк, керамика и другие экзотические предметы. Они также продавали другие товары для скота, в том числе сорго, просо, молотую фасоль, коровий горох и бананы из Индонезии. Местная торговля также была важной частью экономики, что в значительной степени было заметно в империи Розви, которая пришла ей на смену. Жители Мутапы также занимались рядом отраслей, включая кузнечное дело, производство тканей среди других видов деятельности, помимо сельского хозяйства, особенно животноводства и добычи полезных ископаемых, особенно железа.

Правительство

Мвене (король) был политическим, административным и религиозным главой королевства. Он носил или носил в качестве своего служебного знака мотыгу / топор (гано) и копье из золота и слоновой кости. Король жил в замкнутом комплексе с отдельным зданием для королевы и еще одной группой зданий для королевских служителей. Последняя группа обычно состояла из мужчин в возрасте до 20 лет, которые происходили из семей порабощенных вождей племен и чье присутствие гарантировало соблюдение правила Мутапы. Когда эти молодые мужчины достигли совершеннолетия, чтобы стать воинами, их отправили домой и дали им участки земли или их собственные регионы для управления, чтобы обеспечить их будущую лояльность.

Помощь королю, который правил как абсолют монархом были различные должностные лица, такие как глава армии, главный музыкант, главный врач, главный дух-медиум и королевский привратник. В вопросах управления король мог обращаться за советом к девяти министрам, странно названным «женами царя» (МаКаранга). Не все они были женами или даже женщинами. Королева была членом, а другая, возможно, была сестрой короля (Тете), но другие могли быть министрами-мужчинами, которые вышли замуж за королевскую семью. Министры управляли своими собственными владениями и обладали некоторыми судебными полномочиями, такими как вынесение смертного приговора тем, кто был признан виновным в серьезных преступлениях. Министров обслуживали служанки, как и юноши, служившие царю. Разница заключалась в том, что эти служанки также могли быть наложницами короля. Старшая жена короля действительно имела реальную власть и отвечала за отношения с иностранцами.

Связь с Португалией

Португальцы доминировали на большей части побережья юго-восточной Африки, опустошая Софалу и Килва, к 1515 году. Их главной целью было доминирование в торговле с Индией; однако они невольно стали просто перевозчиками предметов роскоши между царствами Мутапы и Индией. Когда португальцы поселились на побережье, они пробирались во внутренние районы как сертанехо (жители глубинки). Эти сертанехо жили вместе с суахилийскими торговцами и даже служили у королей шона в качестве переводчиков и политических советников. Один из таких сертанехо, Антониу Фернандес, сумел путешествовать почти через все королевства шона, включая столичный округ Мутапы, между 1512 и 1516 годами.

Португальцы наконец вступили в прямые отношения с Мвенемутапой в 1560-х годах. Они записали множество сведений о королевстве Мутапа, а также о его предшественнике Великом Зимбабве. По словам торговцев суахили, рассказы которых были записаны португальским историком Жуаном де Баррушем, Великий Зимбабве был древней столицей, построенной из камней удивительных размеров без использования строительного раствора. И хотя это место находилось за пределами границ Мутапы, Мвенемутапа содержал там дворян и некоторых из своих жен.

В 1569 году король Себастьян Португальский передал Мвенемутапе оружие. Они были украшены гербами: Gules между двумя стрелами, Аргент, африканская мотыга с острым лезвием, Или обработанный Аргент - Щит, увенчанный восточной короной. Вероятно, это была первая передача оружия уроженцу южной Африки; однако маловероятно, что это оружие когда-либо действительно использовалось Мвенемутапой.

Случайный крестовый поход

В 1561 году португальскому миссионеру-иезуиту удалось пробраться ко двору Мвенемутапы и обратить его в Христианство. Это не понравилось мусульманским купцам в столице, и они убедили короля убить иезуита всего через несколько дней после крещения первого. Это было все, что требовалось португальцам, чтобы проникнуть внутрь и взять под контроль золотые прииски и маршруты из слоновой кости. После длительной подготовки в 1568 году была отправлена ​​экспедиция из 1000 человек под командованием Франсиско Баррето. Им удалось добраться до верховий Замбези, но местная болезнь подорвала силы. Португальцы вернулись на свою базу в 1572 году и выразили свое разочарование торговцам суахили, которых они убили. Они заменили их португальцами и их полуафриканскими потомками, которые стали празейро (держателями поместья) нижнего Замбези. Мутапа сохранил сильную позицию, требуя субсидии от каждого капитана португальского Мозамбика, вступившего в должность. Мвенемутапа также взимал 50-процентную пошлину со всех импортируемых торговых товаров.

Упадок и крах

Мутапа оказался неуязвимым для атак и даже экономических манипуляций из-за сильного контроля Мвенемутапы над производством золота. Наибольшую угрозу представляла борьба между различными фракциями, в результате которой противоборствующие стороны обращались к португальцам за военной помощью. Однако португальцы оказались довольны падением государства Мутапан.

Португальский контроль

В 1629 году Мвенемутапа попытался изгнать португальцев. Он потерпел неудачу и, в свою очередь, сам был свергнут, что привело к восхождению на трон Португалии. Мутапа подписал договоры, которые сделали его вассалом Португалии и уступили золотые прииски, но ни одна из этих уступок так и не была осуществлена. Мутапа оставался номинально независимым, хотя практически клиентским государством. Тем временем Португалия усилила контроль над большей частью юго-восточной Африки с зарождением колониальной системы. Португальцы теперь контролировали торговлю и торговые пути.

Утрата престижа

Крещение короля Мутапы Сити в мастерской Томаша Мушинского, 1683 г., Доминиканский монастырь в Люблине. Крещение Сити Казурукамусапа было совершено Жуаном де Меллу 4 августа 1652 года, в день святого Доминика.

Другой проблемой для Мутапы было то, что его притоки, такие как, и Маньяка перестали платить дань. В то же время возникло новое царство близ династии Розви. Все это было ускорено тем, что Португалия сохранила свое присутствие на побережье и в столице. По крайней мере, одна часть договора 1629 года, которая применялась, была положением, разрешающим португальское поселение в Мутапе. Это также позволило преэро основать укрепленные поселения по всему королевству. В 1663 году презеро смогли свергнуть Мвенемутапу и посадить на трон своего кандидата.

Вторжение Бутвы

В 17 веке низкорослый принц Мутапа отделился от Империи. вторжение в соседнее королевство Бутуа. Лидер этой династии стал известен как Чангамире Домбо. Возможной причиной откола было недовольство Домбо уровнем португальского вмешательства в управление империей Мвенемутапа.

К концу 17 века Чангамире Домбо активно бросал вызов Мутапе. В 1684 году его войска встретили и решительно разгромили войска Мвенемутапы к югу от метрополитена Мутапы в районе. Когда Мукомбве умер в 1692 году, разразился кризис престолонаследия. Португальцы поддержали одного преемника, а Домбо - другого. В поддержку своего кандидата Чангамире Домбо разрушил португальский ярмарочный городок Дембараре рядом со столицей Мутапа и убил португальских торговцев и всех их последователей. С 1692 по 1694 год Мвенемутапа Ньякамбира независимо правил Мутапой. Позже Ньякамбира был убит в битве с португальцами, которые затем взошли на трон в качестве своей марионетки.

В 1695 году Чангамире Домбо захватил золотодобывающее королевство Маника, повел свою армию на восток и разрушил португальский ярмарочный город Масиквеси. Это позволило ему получить полный контроль над всей золотодобывающей территорией от Бутвы до Маники, вытеснив Мутапу в качестве главного королевства шона в регионе.

Смена правителей

Похоже, ни Розви, ни португальцы не могли сохраняли контроль над государством Мутапа очень долго, и на протяжении 17 века он перемещался между ними взад и вперед. Правители Мутапы не только не стали жертвами завоеваний, но и пригласили иностранные державы для укрепления своего правления. Это включало вассалитет Португальской Восточной Африки с 1629 по 1663 год и вассальность Империи Розви с 1663 года до возвращения португальцев в 1694 году. Португальский контроль над Мутапой поддерживался или, по крайней мере, представлялся вооруженный гарнизон в столице. В 1712 году еще один претендент на престол пригласил Розви обратно, чтобы посадить его на трон и выгнать португальцев. Так они и сделали, и Мутапа снова попал под контроль империи Розви. Новый Мвенемутапа стал их вассалом, в то время как уходящий король был вынужден отступить в Чидаму на территории нынешнего Мозамбика.

Независимости и уйти из Зимбабве

Розви быстро потеряли интерес к Мутапе, поскольку они стремились укрепить свои позиции на юге. Мутапа восстановил свою независимость примерно в 1720 году. К этому времени королевство Мутапа потеряло почти все плато Зимбабве в пользу Империи Розви. В 1723 году Няманди перенес свою столицу в долину недалеко от португальского торгового поселения Тете, под. После его смерти в 1740 году к власти пришли молодые. Он искал поддержки у португальцев и пригласил их обратно в Мутапу вместе с их гарнизоном вооруженных людей, но Мутапа остался независимым.

Коллапс

Мвенемутапа умер в 1759 году, вызвав еще одну гражданскую войну за трон. Этот был более разрушительным, чем его предшественники, и Мутапа так и не оправился. В итоге «победители» управляли еще более урезанной землей из Чидимы. Они использовали титул Мамбо а Чидима и правили независимо от Португалии до 1917 года, когда Мамбо Чиоко, последний король династии, был убит в битве против португальцев.

Мутапа в роли Офира

Империя имела еще один косвенный побочный эффект в истории южной части Африки. Золото империи вдохновило европейцев на веру в то, что Мвенемутапа владел легендарными рудниками царя Соломона, упоминаемых в Библии как Офир.

. Вера в то, что шахты находились внутри королевства Мвенемутапа на юге страны. Африка была одним из факторов, которые привели к исследованию португальцами внутренних районов Софалы в 16 веке, и это способствовало раннему развитию Мозамбика, поскольку легенда широко использовалась среди менее образованного населения для вербовки колонистов. Некоторые документы предполагают, что большинство ранних колонистов мечтали найти легендарный золотой город на юге Африки, вера, отражающая ранние южноамериканские колониальные поиски Эльдорадо и, вполне возможно, вдохновленные им. Ранняя торговля золотом прекратилась, когда рудники закончились, и ухудшение состояния государства Мутапа лишило финансовую и политическую поддержку дальнейшего развития источников золота.

См. Также
Ссылки
Источники
Дополнительная литература
  • Elkiss, T.H. В поисках африканского Эльдорадо: Софала, Южная Замбезия и португальцы, 1500–1865 гг. Waltham, MA: Crossroads Press, 1981.
Последняя правка сделана 2021-05-25 09:54:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте