Ян Амат Бербахагия Тун Дату Мустафа Дату Харун SMN СДПК СИМП SPMJ SPMS SPMP SPCM PNBS | |
---|---|
3-й главный министр Сабаха | |
Занимал должность 12 мая 1967 г. - 1 ноября 1975 г. | |
Губернатор | Pengiran Ahmad Raffae Fuad Stephens Mohd Hamdan Abdullah |
Предшествует | Питер Ло Суй Инь |
Преемник | Мохаммад Саид Керуак |
Первый Ян ди-Пертуа Негери из Сабаха | |
В офисе 16 сентября 1963 - 16 сентября 1965 | |
Главный министр | Fuad Stephens Питер Ло Суй Инь |
Предшествует | Учрежденная должность сэр Уильям Гуд ( губернатор Северного Борнео ) |
Преемник | Пенгиран Ахмад Раффае Пенгиран Омар |
Личная информация | |
Родился | ( 1918-07-31)31 июля 1918 г. Кампунг Лимау-Лимауан, Кудат, Британский Северный Борнео |
Умер | 2 января 1995 г. (1995-01-02)(76 лет) Кота-Кинабалу, Сабах, Малайзия |
Политическая партия | УСНО (1961–1990) УМНО (1990–1994) |
Супруг (а) | Рахма Зулкарнайн |
Мать | Нораини Абдул Рахим |
Отец | Харун Насаруддин |
Дату Мустафа бин Дату Харун, или для краткости Тун Мустафа (31 июля 1918 - 2 января 1995), был малазийским политиком, который занимал пост 3-го главного министра Сабаха с мая 1967 по ноябрь 1975 г. и 1-го Янга ди-Пертуа Негери из Сабаха. с сентября 1963 г. по сентябрь 1965 г. и президент Национальной организации Объединенных Сабах (USNO). Некоторые считают его одним из лидеров-основателей Сабаха и важным участником переговоров, приведших к образованию Малайзии 16 сентября 1963 года. Его иногда называют «Отцом независимости Сабаха» (Бапа Кемердекаан Сабах), а также «Отец развития Сабаха» (Бапа Пембангунан Сабах).
Мустафа родился в Кампунг Лимау-лимауан, Кудат. Он имеет Сулук - Bajau происхождения (Bajau Bannaran / Bajau Kudat и не Bajau Ubian).
Во время Второй мировой войны он разыскивался японскими войсками из-за восстаний, которые он возглавил против них, в основном в Кудате во время японской оккупации. Но когда они не смогли найти его, они поймали его младшего брата и в конце концов убили его, потому что его брат не раскрыл, где он прятался. Альберт Квок пригласил Мустафу присоединиться к Восстанию Джесселтона, но посоветовал Квоку подождать и подготовиться, сказав, что время для восстания еще не пришло. Однако Квок был вынужден начать восстание досрочно, потому что японцы собирались призвать китайцев на военную службу. Квок присоединился к восстанию вместе с Сулуксом и Баджаусом при Панглиме Али. Восстание провалилось, и японцы начали массовую резню коренных жителей, в том числе женщин и детей, особенно из общины сулуков.
Мустафа основал партию United Sabah National Organization, более известную под аббревиатурой USNO. Его, вместе с Дональдом Стивенсом, часто считают важными фигурами в Сабахе в провозглашении независимости Сабаха и формировании Малайзии в 1963 году. Когда Малайзия была образована 16 сентября 1963 года, он стал первым Янгом ди-Пертуа Негара (губернатором). Сабаха.
На государственных выборах 1967 года USNO победило, и Мустафа стал третьим главным министром Сабаха.
Когда он был главным министром, его отношения с центральным правительством Малайзии были не очень хорошими. Хотя центральное правительство, представленное коалицией Barisan Nasional (BN), было партнером USNO, их беспокоили определенные позиции, занятые Мустафой, в частности, его намерение или угроза отделения Сабаха от Малайзии. Мустафа также отказался подписать нефтяное соглашение с федеральным правительством, в котором говорилось, что только 5% доходов Сабаха от продажи нефти будет отдано штату. Мустафа потребовал не менее 30% на разработку месторождения Сабах, где будет пробурено.
Мустафе также удалось обратить значительное число немусульманских коренных жителей Сабаха в мусульман. Помимо его участия в политике и религии (Ислам), он также внес вклад в образование Сабаха. Он продвигал идею создания Фонда Сабах ( Яясан Сабах) и отвечал за создание первого университета, Университетского кампуса Малайзии Кебангсаан (UKM) в Сабахе, а также за создание ITM (Institut Teknologi Mara).
Он также был заместителем главы PERKIM, когда покойный Тунку был президентом, а также во времена Патингги Тайба. Он также был главой Исламской ассоциации Объединенного Сабаха (USIA) и членом RISEAP.
В 1975 году генеральный секретарь USNO Харрис Салле покинул партию и сформировал BERJAYA. Эта партия была поддержана федеральным правительством через нефтяное лобби. На выборах в штате 1976 года победил БЕРДЖАЯ, и Мустафа был отстранен от власти.
С момента своего изгнания в 1976 году Тун Мустафа пытался инициировать слияние своей партии USNO с расположенной на полуострове Объединенной малайской национальной организацией (UMNO) в попытке вернуться в коридоры власти в Сабахе. Однако высший совет ОМНО не решался слиться, потому что их партия не принимала немалайских / немусульманских членов. Кроме того, тогдашний президент ОМНО Тун Хусейн Онн был обеспокоен тесными отношениями Туна Мустафы с антихусейновской фракцией ОМНО. Мустафа оставался активным в политике, возглавляя USNO и участвуя в четырех последующих выборах штата (1981, 1985, 1986 и 1990). Хотя они больше никогда не выиграли, им все же удалось выиграть несколько мест в собрании штата. Они также остались партнерами BN на уровне федерального правительства (в отличие от уровня штата). После государственных выборов 1990 года он снова объединился с Харрисом Саллехом, после того как сами BERJAYA были вытеснены Parti Bersatu Sabah (PBS). Это привело к слиянию USNO и BERJAYA с образованием отделения UMNO в Сабахе. Мустафа стал его первым руководителем УМНО Сабах.
Католики Сабаха помнят Мустафу за то, что он строго ввел иммиграционные законы, отказавшись от иностранных священников, не получивших постоянного места жительства при продлении визы. Все священники, возражавшие против их изгнания за религиозную деятельность среди католиков, были арестованы, используя свои полномочия в качестве председателя Оперативного комитета государственной безопасности и главы правительства штата Сабах.
По его приказу 2 декабря 1972 года полиция совершила налет на миссии в Тамбунане, Папаре, Бунду-Тухане и Куала-Пеню. Рейды в Тамбунане и Папаре были успешными, они были приурочены к раннему утру, веревки церковного колокола были перерезаны, чтобы их нельзя было использовать для предупреждения людей. Священники прибыли в Капаян задолго до того, как об этом узнали прихожане. Рейд в Куала-Пэнью изначально потерпел фиаско с приемной комиссией из 600 католиков. Во избежание столкновений к 11 часам утра было переброшено подкрепление для задержания одного священника. 15 декабря были арестованы еще священники в Кенингау, Теноме и Лимбахау. Остальные священники, имевшие только временный вид на жительство, узнав об этом, не имеют другого выбора, кроме как попрощаться со своими прихожанами и уехать домой или получить новые командировки в близлежащие страны. Как сообщалось в местных новостях, таких как Daily Express (стр. 2, 11 ноября 2009 г.), министерство внутренних дел Малайзии сообщило в парламенте, что биография Питера Мохунтина, политического оппонента Мустафы, погибшего в авиакатастрофе Double Six Crash, запрещена. Причина заключалась в том, что в книге «якобы» записано, что Петр разоблачил попытку Мустафы остановить католицизм в Сабахе путем депортации и ареста иностранных священников-миссионеров, которые обслуживали свои местные приходы в штате.
Дом Петра также был окружен полицией после ареста всех священников, потому что только он осмелился выразить свое несогласие с преследованием священников. Он не был арестован из-за его сильной политической поддержки со стороны кадазанского народа Пенампанга.
В то время как соглашение из 20 пунктов предусматривало, что «на Северном Борнео не должно быть никакой государственной религии», партия Мустафа из USNO, включая его самого, очень активно пропагандирует ислам и вносит поправки в закон, чтобы сделать ислам официальной религией государства. 14 августа 1969 года он активно спонсировал создание Объединенной исламской ассоциации Сабаха (USIA), созданной по образцу аналогичных агентств, уже существующих в Западной Малайзии. Он активно проводил кампанию, чтобы убедить немусульман обратиться в ислам, потому что, по его мнению, единство может быть достигнуто только через общую религию и язык, где он также сделал малайский язык официальным языком Сабаха, ограничив важность английского языка. язык. К февралю 1974 года около 75000 немусульманских сабаханцев обратились в ислам, а в 1975 году их число быстро увеличилось до 95000.
Во время пребывания Мустафы на посту главного министра Сабаха у него было видение сделать ислам религией большинства в государстве. Для достижения своих целей он активно укрывал мусульманских беженцев с Филиппин, особенно тех, кто имел с ним такое же этническое происхождение. Также считалось, что Мустафа помогал моро в их борьбе за независимость, предоставляя оружие и учебные заведения в Малайзии. Его действия терпимо относились к правительству Малайзии, потому что он был последовательным в предоставлении мусульманских голосов, а также за его постоянную поддержку правительства Малайзии. Позже ему удалось сделать ислам основной религией Сабаха. Однако, поскольку правительство Малайзии хотело поддерживать хорошие отношения между Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) с центральным правительством Филиппин, правительство Малайзии не могло поднять бедственное положение мусульманского меньшинства на Филиппинах. В связи с этим Мустафа планировал отделить штат Сабах от Малайзии, но его намерения не увенчались успехом после того, как он был отстранен от должности в 1975 году. Затем центральное правительство Филиппин отозвало требование Сабаха в 1977 году в качестве награды за действия правительства Малайзии по прекращению поддержки южные Филиппины мусульманские повстанцы.
Он умер 2 января 1995 года в Sabah Medical Center, Телук Likas, Кот - Кинабалу, в возрасте 76. Он был похоронен на мусульманском кладбище в Кампунге Ула / Уле Seberang, Putatan, Penampang, который ранее использовался как крепость покойного Падука Мат Салле и правительство штата назвали кладбище «Таманский мемориал Тун Дату Хаджи Мустафа». Его мемориал нет в Тамбунане. Мустафу Мемориал Тун Datu в Tambunan предназначен для далекого дяди, падодака Mat Salleh.
Во время 8-й церемонии созыва UMS (Universiti Malaysia Sabah), проходившей 2–3 сентября 2006 г., ему была присуждена почетная степень доктора философии (социальное развитие).
Правительство штата переименовало здание Фонда Сабаха в Башню Тун Мустафа в знак признательности за его вклад в дело государства.
Морской парк Тун Мустафа, морской парк в Кудате, Сабах, был назван в его честь.
|journal=
( помощь )